Финансовый механизм в регулировании экономики Республики Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 19:40, дипломная работа

Описание работы

Целью данной дипломной работы является раскрытие сущности финансового механизма Республики Казахстан. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

1. раскрыть теоретические основы функционирования финансового механизма в условиях рынка;

2. провести анализ финансового механизма регулирования экономики Республики Казахстан на современном этапе;

3. рассмотреть перспективы развития форм финансового регулирования экономики Казахстана.

Содержание

Введение

1 Теоретические основы функционирования финансового механизма в условиях рынка

1.1 Сущность и значение финансового механизма в реализации финансовой политики

1.2 Содержание и структура финансового механизма

2 Анализ финансового механизма регулирования экономики Республики Казахстан на современном этапе

2.1 Бюджетная политика Республики Казахстан

2.2 Реализация налоговой политики Республики Казахстан

2.3 Состояние государственного и гарантированного государством долга

3 Перспективы развития форм финансового регулирования экономики Казахстана

3.1 Направления совершенствования бюджетного устройства

3.2 Направления совершенствования налоговой политики

Заключение

Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

фин механизм.doc

— 900.00 Кб (Скачать)

     Такой подход предопределил «мягкость  бюджетных ограничений», которая  выражается в заинтересованности в  формировании и сохранении контроля над финансовыми потоками вместо обеспечения результативности использования  бюджетных средств.

     На  устранение данных системных недостатков направлены мероприятия проводимой административной реформы, заключающихся в создании эффективной системы государственного управления бюджетными ресурсами, устойчивой заинтересованности и стимулов всех участников бюджетного процесса в достижении конкретных, измеримых, общественно значимых результатов. Бюджетная система будет не формально, а фактически единой, с точки зрения выполнения нормативно установленных принципов и правил.

     Данную  задачу планируется достичь, во-первых, путем предоставления большей независимости администраторам в распределении и использовании финансовых ресурсов, выделенных из бюджета под определенные результаты, и, во-вторых, путем усиления персональной ответственности государственных органов за достижение данных результатов.

       

       
 
 
 
 
 
 

Рисунок 11 - Структура реформирования бюджетного процесса 

 

      Планирование и исполнение бюджета  будет сопровождаться полной информацией  о направлениях и результатах  использования бюджетных средств, на основании которой будут приниматься решения об изменении бюджетной политики, а государственные органы – нести ответственность за качественное исполнение своих функций.

     Меры  по совершенствованию процедур планирования и исполнения бюджета основываются на следующих принципах:

     - гармонизации со стратегическими,  среднесрочными целями, задачами  социально-экономического развития  республики и устойчивого роста  конкурентоспособности экономики;

     - достижения конечных результатов  и целевых индикаторов, соответствующих  индикаторам стратегических, среднесрочных задач социально-экономического развития республики и устойчивого роста конкурентоспособности экономики;

     - корпоративного управления;

     - достижения объективности формирования  текущих и капитальных расходов  государственных органов и организаций;

     - интеграции процедур по разработке  и исполнению бюджета;

     - исключения дублирующих действий  в процедурах исполнения бюджета  внутри государственного органа, между ними;

     - повышения производительности труда на этапах планирования и исполнения бюджета с оптимальным использованием информационных систем.

     Бюджетирование, ориентированное на результат –  это метод планирования, исполнения и контроля за исполнением бюджета, обеспечивающий распределение бюджетных  ресурсов по целям, задачам и функциям государства с учетом приоритетов государственной политики и общественной значимости ожидаемых результатов использования бюджетных средств.

     Данный  метод дает возможность соизмерять затраты и результаты, выбирать наиболее эффективные пути расходования бюджетных  средств, своевременно оценивать степень достижения запланированных результатов и их качество.

     Реформирование  бюджетного процесса создаст предпосылки  введения принципов финансового  менеджмента, т.е. расширение полномочий администраторов бюджетных программ по адаптации выполняемых функций к реальным возможностям, позволяющим судить о деятельности государственного органа по эффективности администрируемых программ.

     С 2009 года будет осуществлен переход  на трехлетнее бюджетное планирование. Разработка проекта республиканского бюджета на 2009 – 2011 годы будет основана на имеющемся опыте в среднесрочном прогнозировании развития экономики, доходов и расходов бюджета, и будет проводиться с применением усовершенствованных подходов к бюджетному процессу.

     Бюджетный процесс приобретет большую стабильность и преемственность, поскольку исходной точкой, с которой будет начинаться процесс формирования бюджета, становятся ранее установленные прогнозы расходов и доходов. Бюджет формируется на «скользящей основе», при этом прошлогодний прогноз смещается на один год вперед.

     Одним из инструментов государственного влияния  на развитие стратегических отраслей экономики является приобретение финансовых активов – приобретение в собственность  долей участия и пакетов акций  юридических лиц.

     В среднесрочной перспективе государственная  политика в области управления государственными активами будет направлена на регулирование  развития стратегически важных отраслей экономики, в том числе путем  восстановления и усиления системы  контроля за целевым и эффективным использованием государственной собственности, осуществления оптимизации структуры государственной собственности.

Таблица 10 - Прогноз расходов государственного бюджета  на 2008 – 2010 годы

Наименование 2008 год  2009 год  2010 год 
в % к ВВП доля, % в % к ВВП доля, % в % к ВВП доля, %
РАСХОДЫ 22,5 100,0 21,9 100,0 21,8 100,0
Государственные услуги общего характера 1,2 5,3 1,2 5,3 1,1 5,0

Оборона

1,4 6,2 1,4 6,2 1,4 6,4
Общественный  порядок, безопасность, правовая, судебная, уголовно-исполнительная деятельность 1,8 7,9 1,6 7,5 1,6 7,1
Образование 3,7 16,4 3,8 17,6 3,8 17,4
Здравоохранение 2,7 11,8 2,8 13,0 2,9 13,5
Социальное  обеспечение и социальная помощь 3,8 17,1 3,7 17,1 3,6 16,7
Жилищно-коммунальное хозяйство 1,4 6,2 1,4 6,3 1,6 7,1
Культура, спорт, туризм и информационное пространство 0,9 3,8 0,8 3,8 0,8 3,9
Топливно-энергетический комплекс и недропользование 0,6 2,6 0,4 2,0 0,4 1,8
Сельское, водное, лесное, рыбное хозяйство, особо  охраняемые природные территории, охрана окружающей среды и животного мира, земельные отношения 1,2 5,3 1,2 5,3 1,1 5,2
Промышленность, архитектурная, градостроительная  и строительная деятельность 0,05 0,2 0,05 0,2 0,04 0,2
Транспорт и коммуникации 2,0 9,1 1,8 8,2 1,7 8,0
Прочие  1,4 6,4 1,3 5,9 1,3 6,2
Обслуживание  долга 0,4 1,7 0,3 1,4 0,3 1,5
Примечание  – Источник: Среднесрочная фискальная политика Правительства Республики Казахстан на 2008 – 2010 годы
 

 

Рисунок 12 - Изменение доли расходов по категориям в общем объеме

расходов  республиканского бюджета 

     Приобретение  финансовых активов является одним  из инструментов установления должного контроля со стороны государства  над стратегическими отраслями  экономики, направленного на обеспечение  экономической безопасности страны, а также на эффективное их развитие. 

Рисунок 13 - Темпы роста  государственных  расходов и ВВП,

% к предыдущему  году

     В 2007 – 2008 годах увеличение уставных капиталов государственных холдингов  и компаний направлено на формирование их финансовой базы для дальнейшей реализации задач по модернизации, диверсификации экономики, увеличения числа наукоемких, инновационных производств с высокой добавленной стоимостью, развития эффективной инфраструктуры.

     Увеличение  уставного капитала АО «Национальный  холдинг «КазАгро» направлено на реализацию ряда проектов по:

  • созданию откормочных площадок с развитой инфраструктурой экспорта;
  • строительству заводов по производству биодизеля и биоэтанола;

     строительству оптового рынка сельскохозяйственной продукции в г. Астане и др.

     За  счет увеличения уставного капитала АО «Национальный научно-технологический холдинг «Самгау»:

  • будет увеличен объем финансирования проектов по приоритетным, рисковым и инициативным научно-исследовательским и опытно-конструкторским разработкам с проведением комплексной экспертизы;
  • дополнительные средства будут направлены на формирование и развитие электронных услуг государственных органов в рамках Государственной программы формирования «электронного правительства».
  • Доля расходов на приобретение финансовых активов в общем объеме расходов республиканского бюджета по программам развития составит в 2008 году- 20,3 %, в 2009 году – 19,2 %, в 2010 году – 18 %.

     Исходя  из утвержденных Законом Республики Казахстан «О гарантированном трансферте из Национального фонда Республики Казахстан на 2007 – 2009 годы» размеров гарантированного трансферта на 2008 – 2009 годы, макроэкономического прогноза и прогноза государственных расходов по программам развития, определен прогнозный размер гарантированного трансферта из Национального Фонда на 2010 год, который составит 326,8 млрд. тенге. В среднем за период с 2008 по 2010 годы гарантированный трансферт составит 12,9 % от активов фонда на начало 2008 года.

     В долгосрочной перспективе будет  продолжена политика достижения размера  гарантированного трансферта, равного инвестиционному доходу от управления активами Национального фонда, что в большей степени будет отвечать стремлению к росту экономики за счет ненефтяных доходов и сбережению нефтяных.

     В 2008 – 2010 годах темпы роста государственных  расходов предполагаются ниже темпов номинального роста ВВП и составят в среднем 17,6 % и 19,0 % соответственно.

     Расходы государственного бюджета в 2008 году составят – 22,5 % к ВВП, в 2009 году – 21,9 % к ВВП и в 2010 году – 21,8 % к ВВП.

     В своём послании Президента Республики Казахстан народу Казахстана «Рост  благосостояния граждан Казахстана — главная цель государственной  политики» Н.А. Назарбаев отметил, что со следующего года, впервые  в истории нашей страны, базой  новой системы государственного бюджетного планирования станет 3-летний бюджет. Для этого Правительству уже в текущем году необходимо разработать новый Бюджетный Кодекс. Надо также форсировать работу по модернизации и совершенствованию системы планирования, повышению эффективности использования средств бюджета и управления государственными активами.

3.2 Направления совершенствования  налоговой политики

 

     Политика  доходов в 2008 – 2010 году будет направлена на продолжение стимулирования индустриально-инновационного развития страны, повышение конкурентоспособности и создание рационального баланса налоговой нагрузки в экономике.

     Казахстанская система налогообложения доходов  малого и среднего бизнеса представлена в виде упрощенной системы, характеризующейся  не только низкой ставкой налогообложения, но и значительно упрощенной отчетностью.

     С 1 января 2006 года произведено расширение сферы применения специального налогового режима (СНР) для субъектов малого бизнеса, применяющих специальный  налоговый режим на основе упрощенной декларации, путем увеличения предельной численности наемных работников и предельного дохода.

     Учитывая  положительный опыт осуществления  деятельности субъектами малого бизнеса  в условиях действия упрощенного  налогового режима, с 1 января 2007 года снизились  ставки налога в СНР на основе патента с 3 % до 2 %, в СНР на основе упрощенной декларации вместо разделительной прогрессивной шкалы для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц со ставками от 3 % до 5 % и от 3 % до 7 % установлена соответственно единая ставка на уровне 3 %. Эта мера оказывает поддержку инициативной части населения, стремящейся реализовать свои предпринимательские способности и идеи.

Информация о работе Финансовый механизм в регулировании экономики Республики Казахстан