Финансовый механизм в регулировании экономики Республики Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 19:40, дипломная работа

Описание работы

Целью данной дипломной работы является раскрытие сущности финансового механизма Республики Казахстан. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

1. раскрыть теоретические основы функционирования финансового механизма в условиях рынка;

2. провести анализ финансового механизма регулирования экономики Республики Казахстан на современном этапе;

3. рассмотреть перспективы развития форм финансового регулирования экономики Казахстана.

Содержание

Введение

1 Теоретические основы функционирования финансового механизма в условиях рынка

1.1 Сущность и значение финансового механизма в реализации финансовой политики

1.2 Содержание и структура финансового механизма

2 Анализ финансового механизма регулирования экономики Республики Казахстан на современном этапе

2.1 Бюджетная политика Республики Казахстан

2.2 Реализация налоговой политики Республики Казахстан

2.3 Состояние государственного и гарантированного государством долга

3 Перспективы развития форм финансового регулирования экономики Казахстана

3.1 Направления совершенствования бюджетного устройства

3.2 Направления совершенствования налоговой политики

Заключение

Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

фин механизм.doc

— 900.00 Кб (Скачать)
Показатели 2005 год 2006 год 2006г.в % к 2005г.
ВВП, млрд. тенге

Прогноз

Уточненный прогноз*

Факт

 
5850,0

6580,0

7590,6

 
8065,4

8725,0

9738,8

 
137,8

132,6

128,3

Темпы прироста реального ВВП, в %

Прогноз

Уточненный прогноз

Факт

 
7,9

8,0

9,7

 
8,3

8,3

10,6

 
 
Экспорт товаров, млрд. долл. США

Прогноз

Уточненный прогноз

Факт

 
17,6

22,9

27,8

 
29,1

29,4

38,3

 
165,3

128,4

137,8

Импорт  товаров, млрд. долл. США

Прогноз

Уточненный прогноз

Факт

 
13,5

15,0

17,4

 
23,1

21,0

23,7

 
171,1

140,0

136,2

Индекс  потребительских цен, %

Прогноз

Уточненный прогноз

Факт

 
4,9-6,5

5-7

7,6

 
5-7

5,7-7,6

8,6

 
 
Инвестиции  в основной капитал, млрд. тенге

Прогноз

Уточненный прогноз

Факт

 
1630,0

1714,0

2421,0

 
2529,0

2602,1

2810,3

 
155,2

152,0

116,1

Курс  тенге к доллару США

Прогноз

Уточненный прогноз

Факт

 
131,7

130,0

132,9

 
127,0

127,0

126,1

 
96,4

97,7

94,9

Мировая цена на нефть (BRENT), долл. США

Прогноз

Уточненный прогноз

Факт

 
32,9

42,0

54,4

 
47,0

55,0

65,4

 
142,9

130,9

120,2

Дефицит бюджета (профицит) в % к ВВП

Прогноз

Уточненный прогноз

Факт

 
-1,5

-1,7

0,6

 
-1,4

-1,4

0,6

 
93,3

82,4

100

Примечание  – Источник: Отчёт Счетного комитета об исполнении республиканского бюджета  за 2006 год [8]
 

     Анализ  данных таблицы 1 показывает, что при  прогнозировании темпы роста объемов ВВП, экспорта и импорта, цены на нефть, а также уровень инфляции занижались. При этом в 2006 году значительно увеличены погрешности макроэкономического прогнозирования. Так, уточненный прогнозируемый объем ВВП в 2006 году был на 10,4 пункта ниже фактического, а стоимость нефти – на 15,9 пункта (таблица 2). 

Таблица 2 -Отклонение уточненного  прогноза от фактического значения в процентах

Показатели  2005 2006 Среднее отклонение
ВВП -13,3 -10,4 -11,9
Темпы прироста реального ВВП -17,5 -21,7 -19,6
Экспорт товаров -17,6 -23,2 -20,4
Импорт  товаров -13,8 -11,4 -12,6
Индекс  потребительских цен -8,0 -11,6 -9,8
Курс  тенге к доллару США -2,2 0,7 +0,8
Цена  на нефть (BRENT) -22,8 -15,9 -19,4
Примечание  – Источник: Отчёт Счетного комитета об исполнении республиканского бюджета за 2006 год
 

     Как видно из таблицы 2, отклонения по отдельным  основным показателям в 2006 году по сравнению  с 2005 годом увеличились. Уточненный прогнозируемый темп прироста ВВП в 2006 году на 21,7 пункта был ниже фактического роста, а уровень инфляции – на 11,6 пункта. Все это в определенной степени повлияло на качество бюджетной политики, в частности на исполнение доходов и расходов республиканского бюджета. Прогнозы доходов республиканского бюджета за 2005-2006 годы были в основном занижены, что привело к уточнению и корректировке республиканского бюджета в ходе его исполнения. По оценке Счетного комитета, погрешности макроэкономического прогнозирования обуславливали неполное и неэффективное использование средств республиканского бюджета.

     Основные  параметры доходов и расходов республиканского бюджета за 2006 год  приведены в таблице 3.

     Как видно из таблицы 3, в процессе исполнения республиканского бюджета за 2006 год  Парламентом Республики Казахстан  уточнены и Правительством Республики Казахстан неоднократно корректировались основные его параметры. Так, при уточнении бюджета доходы были увеличены на 42,1 млрд. тенге, а налоговые поступления – уменьшены на 36,2 млрд. тенге. В последующем, Правительством в результате корректировок доходы увеличены на 214,7 млрд. тенге, а налоговые поступления – на 136,4 млрд. тенге. Кассовое исполнение доходов республиканского бюджета превысило утвержденные и уточненные показатели соответственно на 26,0% и 22,3 процента. 

Таблица 3 -Агрегированные показатели исполнения республиканского бюджета за 2006 год, млрд. тенге

  Утве

ржд. бюджет

Уточнен. бюджет Скоррект. бюджет Кассовое  испол. % исполнения  к
утвер.  уточ. скор.
Доходы

отклонение*:

в млрд. тенге

в %

Налоговые поступления

отклонение:

в млрд. тенге

в %

Неналоговые поступления

отклонение:

в млрд. тенге

в %

Затраты

отклонение:

в млрд. тенге

в %

Бюджетные кредиты

отклонение:

в млрд. тенге

в % 
 

Приобретение  финактивов

отклонение:

в млрд. тенге

в %

Дефицит бюджета 

Остаток бюджетных  средств на конец года

1468,2 

379,0

26,0

1302,9 

364,9

28,0

37,7 

11,5

30,5

1476,2 

210,1

14,2

38,2 

-1,3

-3,4 
 

91,2 

12,3

13,5

-113,7

1510,3 

336,9

22,3

1266,7 

401,1

31,7

39,3 

9,9

25,2

1518,8 

167,5

11,0

37,9 

-1,0

-2,6 
 

103,5 
 
 

-126,2

1682,9 

164,3

10,0

1439,3 

228,5

15,9

39,3 

9,9

25,2

1703,9 

-17,6

-1,0

37,9 

-1,0

-2,6 
 

103,5 
 
 

-126,2 

1847,2 
 
 

1667,8 
 
 

49,2 
 
 

1686,3 
 
 

36,9 
 
 
 
 

103,5 
 
 

54,7 
 

151,0

125,8 
 
 

128,0 
 
 

130,5 
 
 

114,2 
 
 

96,6 
 
 
 
 

113,5

122,3 
 
 

131,7 
 
 

125,2 
 
 

111,0 
 
 

97,4 
 
 
 
 

100,0

109,8 
 
 

115,9 
 
 

125,2 
 
 

98,9 
 
 

97,4 
 
 
 
 

100,0

Примечание  – Источник: Отчёт Счетного комитета об исполнении республиканского бюджета  за 2006 год [8]
 

     Затраты республиканского бюджета за 2006 год  в процессе уточнения были увеличены  на 42,6 млрд. тенге и составили 1518,8 млрд. тенге, против 1476,2 млрд. тенге, а расходы на приобретение финансовых активов – на 12,3 млрд. тенге и составили 103,5 млрд. тенге. В свою очередь, Правительством в течение отчетного года были внесены изменения к уточненному показателю и в результате затраты увеличены на 185,1 млрд. тенге и составили 1703,9 млрд. тенге. Фактическое исполнение затрат составило 1686,3 млрд. тенге, или 111,0% к уточненному назначению и 98,9% - к скорректированному показателю.

     Дефицит республиканского бюджета в процессе уточнения был увеличен на 12,5 млрд. тенге и составил 126,2 млрд. тенге. Фактически республиканский бюджет исполнен с профицитом на сумму 54,7 млрд. тенге. В 2006 году для финансирования дефицита бюджета были привлечены внешние и внутренние займы. При этом сумма внутренних заемных средств составила 167,6 млрд. тенге, из них 83,7 млрд. тенге были направлены на погашение основного долга по государственным ценным бумагам, а 83,9 млрд. тенге остались неиспользованными. В результате на 1 января 2007 года свободный остаток средств республиканского бюджета составил 151,0 млрд. тенге и по сравнению с 2006 годом увеличился в 12 раз. По оценке Счетного комитета, это привело к упущенным возможностям дополнительного роста экономики республики, которые, с учетом мультипликативного эффекта, превысили 200 млрд. тенге.

     Погрешности макроэкономического прогнозирования  оказали значительное влияние на налоговые поступления в республиканский  бюджет, в доходной части которого их доля в 2006 году составила 90,2 процента. При этом основным фактором, повлиявшим на увеличение налоговых сборов, явился рост цен на нефть. В отчетном году цены на нефть по сравнению с 2005 годом увеличились на 20,2 процента. В 2005-2006 годы углеводороды и металлы обеспечили более 3/4 стоимости товарного экспорта республики, а доля налоговых поступлений в республиканский бюджет от нефтяного сектора составила более 30 процентов [8]. 

Рисунок 1 - Динамика доходов  государственного бюджета  за 1996 - 2006 годы [9] 

     Доходы  государственного бюджета в 2006 году по сравнению с 1997 годом увеличились в 8,3 раза или на 2 058,6 млрд.тенге. Так, в 1997 году доходы государственного бюджета к ВВП составили 16,7% или 279,4 млрд.тенге. В 2005 году доходы государственного бюджета к ВВП составили 27,6% или 2 098,5 млрд.тенге (Рисунок 1).

     Доходы  государственного бюджета в 2006 году к ВВП составили 22,9% или 2 338,0 млрд.тенге, снижение по сравнению с 2005 годом объясняется тем, что для исключения зависимости исполнения бюджета от нефтяных поступлений с 1 июля 2006 года Казахстан перешел на новую концепцию формирования и использования Национального фонда РК. В связи с чем, в настоящее время доходы бюджета не зависят от колебаний цен на нефть, то есть фактора ранее решающего при формировании бюджета страны. Прямые налоги, от предприятий нефтяного сектора минуя бюджет, перечисляются в Национальный фонд РК. Динамика доходов государственного бюджета РК наглядно отражена в приложении 1.

     Доходы  государственного бюджета на 2007 год  установлены в сумме 2 648,9 млрд.тенге. По состоянию на 01.09.2007 года доходы государственного бюджета при плане 1 671,2 млрд.тенге составили 1 796,6 млрд.тенге, или исполнены на 107,5%.

     В приложении 2 отражена динамика исполнения государственного бюджета по структуре  бюджета за 2005-2007 годы, из которого видно, что расходы государственного бюджета на 2007 год предусмотрены в сумме 2974,4 млрд. тенге, что по сравнению с 2005 годом выросли в 1,4 раза, с 2006 годом на 1,3 раза, в том числе, соответственно республиканский бюджет в 1,4 и 1,3 раза, местный бюджет - 1,8 и 1,4 раза.

     Расходы республиканского бюджета без учета погашения займов на 2007 год предусмотрены в сумме 2369,4 млрд.тенге, по состоянию на 1 октября т.г. составили в сумме 1769,0 млрд.тенге, или 97,1% к плану финансирования на отчетный период в сумме 1821,2 млрд.тенге.

Рисунок 2 – Исполнение государственного бюджета за 1 квартал 2007 года [10] 

     Темп  роста по сравнению с аналогичным  периодом прошлого года составил 116,6 %. Расходы республиканского бюджета  за 9 месяцев 2007 года составили 13,8 % к  ВВП 

Рисунок 3 – Исполнение доходов государственного бюджета за 1 квартал 2007 г. и сравнение с аналогичным периодом 2006 года [10]

 

      В 2007 году Поступления  в государственный бюджет составили 613,1 млрд. тенге, или 72,4 % к плану, расходы произведены на сумму 692,7 млрд. тенге, или 85,5 % к плану. При запланированном дефиците – 56,3 млрд. тенге, фактически дефицит сложился 84,7 млрд. тенге (рисунок 4). 

Рисунок 4 – Исполнение расходов государственного бюджета за 1 квартал 2007 г. и сравнение  с аналогичным  периодом

2006 года (млрд. тг.)[10] 

     Из  указанной суммы поступлений  исполнение доходов составило 590,1 млрд.тенге, или 80,2 % к плану. Данные по государственному, республиканскому и местным бюджетам представлены на рисунке 3.

     На  диаграмме рисунка 3 видно, что темпы  роста государственного в том числе местных бюджетов по сравнению с 1 кварталом 2006 года соответственно составили 106,0 %, 131,6%, а по республиканскому бюджету произошло снижение, поскольку в 1 квартале прошлого года перечисления поступлений от нефтяного сектора в Нацфонд осуществлялись через бюджет.

Информация о работе Финансовый механизм в регулировании экономики Республики Казахстан