Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 19:40, дипломная работа
Целью данной дипломной работы является раскрытие сущности финансового механизма Республики Казахстан. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. раскрыть теоретические основы функционирования финансового механизма в условиях рынка;
2. провести анализ финансового механизма регулирования экономики Республики Казахстан на современном этапе;
3. рассмотреть перспективы развития форм финансового регулирования экономики Казахстана.
Введение
1 Теоретические основы функционирования финансового механизма в условиях рынка
1.1 Сущность и значение финансового механизма в реализации финансовой политики
1.2 Содержание и структура финансового механизма
2 Анализ финансового механизма регулирования экономики Республики Казахстан на современном этапе
2.1 Бюджетная политика Республики Казахстан
2.2 Реализация налоговой политики Республики Казахстан
2.3 Состояние государственного и гарантированного государством долга
3 Перспективы развития форм финансового регулирования экономики Казахстана
3.1 Направления совершенствования бюджетного устройства
3.2 Направления совершенствования налоговой политики
Заключение
Список использованных источников
Показатели | 2005 год | 2006 год | 2006г.в % к 2005г. |
ВВП,
млрд. тенге
Прогноз Уточненный прогноз* Факт |
5850,0 6580,0 7590,6 |
8065,4 8725,0 9738,8 |
137,8 132,6 128,3 |
Темпы
прироста реального ВВП, в %
Прогноз Уточненный прогноз Факт |
7,9 8,0 9,7 |
8,3 8,3 10,6 |
|
Экспорт
товаров, млрд. долл. США
Прогноз Уточненный прогноз Факт |
17,6 22,9 27,8 |
29,1 29,4 38,3 |
165,3 128,4 137,8 |
Импорт
товаров, млрд. долл. США
Прогноз Уточненный прогноз Факт |
13,5 15,0 17,4 |
23,1 21,0 23,7 |
171,1 140,0 136,2 |
Индекс
потребительских цен, %
Прогноз Уточненный прогноз Факт |
4,9-6,5 5-7 7,6 |
5-7 5,7-7,6 8,6 |
|
Инвестиции
в основной капитал, млрд. тенге
Прогноз Уточненный прогноз Факт |
1630,0 1714,0 2421,0 |
2529,0 2602,1 2810,3 |
155,2 152,0 116,1 |
Курс
тенге к доллару США
Прогноз Уточненный прогноз Факт |
131,7 130,0 132,9 |
127,0 127,0 126,1 |
96,4 97,7 94,9 |
Мировая
цена на нефть (BRENT), долл. США
Прогноз Уточненный прогноз Факт |
32,9 42,0 54,4 |
47,0 55,0 65,4 |
142,9 130,9 120,2 |
Дефицит
бюджета (профицит) в % к ВВП
Прогноз Уточненный прогноз Факт |
-1,5 -1,7 0,6 |
-1,4 -1,4 0,6 |
93,3 82,4 100 |
Примечание – Источник: Отчёт Счетного комитета об исполнении республиканского бюджета за 2006 год [8] |
Анализ
данных таблицы 1 показывает, что при
прогнозировании темпы роста объемов
ВВП, экспорта и импорта, цены на нефть,
а также уровень инфляции занижались.
При этом в 2006 году значительно увеличены
погрешности макроэкономического прогнозирования.
Так, уточненный прогнозируемый объем
ВВП в 2006 году был на 10,4 пункта ниже фактического,
а стоимость нефти – на 15,9 пункта (таблица
2).
Таблица 2 -Отклонение уточненного прогноза от фактического значения в процентах
Показатели | 2005 | 2006 | Среднее отклонение |
ВВП | -13,3 | -10,4 | -11,9 |
Темпы прироста реального ВВП | -17,5 | -21,7 | -19,6 |
Экспорт товаров | -17,6 | -23,2 | -20,4 |
Импорт товаров | -13,8 | -11,4 | -12,6 |
Индекс потребительских цен | -8,0 | -11,6 | -9,8 |
Курс тенге к доллару США | -2,2 | 0,7 | +0,8 |
Цена на нефть (BRENT) | -22,8 | -15,9 | -19,4 |
Примечание – Источник: Отчёт Счетного комитета об исполнении республиканского бюджета за 2006 год |
Как видно из таблицы 2, отклонения по отдельным основным показателям в 2006 году по сравнению с 2005 годом увеличились. Уточненный прогнозируемый темп прироста ВВП в 2006 году на 21,7 пункта был ниже фактического роста, а уровень инфляции – на 11,6 пункта. Все это в определенной степени повлияло на качество бюджетной политики, в частности на исполнение доходов и расходов республиканского бюджета. Прогнозы доходов республиканского бюджета за 2005-2006 годы были в основном занижены, что привело к уточнению и корректировке республиканского бюджета в ходе его исполнения. По оценке Счетного комитета, погрешности макроэкономического прогнозирования обуславливали неполное и неэффективное использование средств республиканского бюджета.
Основные параметры доходов и расходов республиканского бюджета за 2006 год приведены в таблице 3.
Как
видно из таблицы 3, в процессе исполнения
республиканского бюджета за 2006 год
Парламентом Республики Казахстан
уточнены и Правительством Республики
Казахстан неоднократно корректировались
основные его параметры. Так, при уточнении
бюджета доходы были увеличены на 42,1 млрд.
тенге, а налоговые поступления – уменьшены
на 36,2 млрд. тенге. В последующем, Правительством
в результате корректировок доходы увеличены
на 214,7 млрд. тенге, а налоговые поступления
– на 136,4 млрд. тенге. Кассовое исполнение
доходов республиканского бюджета превысило
утвержденные и уточненные показатели
соответственно на 26,0% и 22,3 процента.
Таблица 3 -Агрегированные показатели исполнения республиканского бюджета за 2006 год, млрд. тенге
Утве
ржд. бюджет |
Уточнен. бюджет | Скоррект. бюджет | Кассовое испол. | % исполнения к | |||
утвер. | уточ. | скор. | |||||
Доходы
отклонение*: в млрд. тенге в % Налоговые поступления отклонение: в млрд. тенге в % Неналоговые поступления отклонение: в млрд. тенге в % Затраты отклонение: в млрд. тенге в % Бюджетные кредиты отклонение: в млрд. тенге в % Приобретение финактивов отклонение: в млрд. тенге в % Дефицит бюджета Остаток бюджетных средств на конец года |
1468,2 379,0 26,0 1302,9 364,9 28,0 37,7 11,5 30,5 1476,2 210,1 14,2 38,2 -1,3 -3,4 91,2 12,3 13,5 -113,7 |
1510,3 336,9 22,3 1266,7 401,1 31,7 39,3 9,9 25,2 1518,8 167,5 11,0 37,9 -1,0 -2,6 103,5 -126,2 |
1682,9 164,3 10,0 1439,3 228,5 15,9 39,3 9,9 25,2 1703,9 -17,6 -1,0 37,9 -1,0 -2,6 103,5 -126,2 |
1847,2 1667,8 49,2 1686,3 36,9 103,5 54,7 151,0 |
125,8 128,0 130,5 114,2 96,6 113,5 |
122,3 131,7 125,2 111,0 97,4 100,0 |
109,8 115,9 125,2 98,9 97,4 100,0 |
Примечание – Источник: Отчёт Счетного комитета об исполнении республиканского бюджета за 2006 год [8] |
Затраты республиканского бюджета за 2006 год в процессе уточнения были увеличены на 42,6 млрд. тенге и составили 1518,8 млрд. тенге, против 1476,2 млрд. тенге, а расходы на приобретение финансовых активов – на 12,3 млрд. тенге и составили 103,5 млрд. тенге. В свою очередь, Правительством в течение отчетного года были внесены изменения к уточненному показателю и в результате затраты увеличены на 185,1 млрд. тенге и составили 1703,9 млрд. тенге. Фактическое исполнение затрат составило 1686,3 млрд. тенге, или 111,0% к уточненному назначению и 98,9% - к скорректированному показателю.
Дефицит республиканского бюджета в процессе уточнения был увеличен на 12,5 млрд. тенге и составил 126,2 млрд. тенге. Фактически республиканский бюджет исполнен с профицитом на сумму 54,7 млрд. тенге. В 2006 году для финансирования дефицита бюджета были привлечены внешние и внутренние займы. При этом сумма внутренних заемных средств составила 167,6 млрд. тенге, из них 83,7 млрд. тенге были направлены на погашение основного долга по государственным ценным бумагам, а 83,9 млрд. тенге остались неиспользованными. В результате на 1 января 2007 года свободный остаток средств республиканского бюджета составил 151,0 млрд. тенге и по сравнению с 2006 годом увеличился в 12 раз. По оценке Счетного комитета, это привело к упущенным возможностям дополнительного роста экономики республики, которые, с учетом мультипликативного эффекта, превысили 200 млрд. тенге.
Погрешности
макроэкономического
Рисунок
1 - Динамика доходов
государственного бюджета
за 1996 - 2006 годы [9]
Доходы государственного бюджета в 2006 году по сравнению с 1997 годом увеличились в 8,3 раза или на 2 058,6 млрд.тенге. Так, в 1997 году доходы государственного бюджета к ВВП составили 16,7% или 279,4 млрд.тенге. В 2005 году доходы государственного бюджета к ВВП составили 27,6% или 2 098,5 млрд.тенге (Рисунок 1).
Доходы государственного бюджета в 2006 году к ВВП составили 22,9% или 2 338,0 млрд.тенге, снижение по сравнению с 2005 годом объясняется тем, что для исключения зависимости исполнения бюджета от нефтяных поступлений с 1 июля 2006 года Казахстан перешел на новую концепцию формирования и использования Национального фонда РК. В связи с чем, в настоящее время доходы бюджета не зависят от колебаний цен на нефть, то есть фактора ранее решающего при формировании бюджета страны. Прямые налоги, от предприятий нефтяного сектора минуя бюджет, перечисляются в Национальный фонд РК. Динамика доходов государственного бюджета РК наглядно отражена в приложении 1.
Доходы государственного бюджета на 2007 год установлены в сумме 2 648,9 млрд.тенге. По состоянию на 01.09.2007 года доходы государственного бюджета при плане 1 671,2 млрд.тенге составили 1 796,6 млрд.тенге, или исполнены на 107,5%.
В приложении 2 отражена динамика исполнения государственного бюджета по структуре бюджета за 2005-2007 годы, из которого видно, что расходы государственного бюджета на 2007 год предусмотрены в сумме 2974,4 млрд. тенге, что по сравнению с 2005 годом выросли в 1,4 раза, с 2006 годом на 1,3 раза, в том числе, соответственно республиканский бюджет в 1,4 и 1,3 раза, местный бюджет - 1,8 и 1,4 раза.
Расходы республиканского бюджета без учета погашения займов на 2007 год предусмотрены в сумме 2369,4 млрд.тенге, по состоянию на 1 октября т.г. составили в сумме 1769,0 млрд.тенге, или 97,1% к плану финансирования на отчетный период в сумме 1821,2 млрд.тенге.
Рисунок
2 – Исполнение государственного
бюджета за 1 квартал 2007
года [10]
Темп
роста по сравнению с аналогичным
периодом прошлого года составил 116,6 %.
Расходы республиканского бюджета
за 9 месяцев 2007 года составили 13,8 % к
ВВП
Рисунок 3 – Исполнение доходов государственного бюджета за 1 квартал 2007 г. и сравнение с аналогичным периодом 2006 года [10]
В 2007 году Поступления
в государственный бюджет составили
613,1 млрд. тенге, или 72,4 % к плану, расходы
произведены на сумму 692,7 млрд. тенге, или
85,5 % к плану. При запланированном дефиците
– 56,3 млрд. тенге, фактически дефицит сложился
84,7 млрд. тенге (рисунок 4).
2006
года (млрд. тг.)[10]
Из указанной суммы поступлений исполнение доходов составило 590,1 млрд.тенге, или 80,2 % к плану. Данные по государственному, республиканскому и местным бюджетам представлены на рисунке 3.
На диаграмме рисунка 3 видно, что темпы роста государственного в том числе местных бюджетов по сравнению с 1 кварталом 2006 года соответственно составили 106,0 %, 131,6%, а по республиканскому бюджету произошло снижение, поскольку в 1 квартале прошлого года перечисления поступлений от нефтяного сектора в Нацфонд осуществлялись через бюджет.
Информация о работе Финансовый механизм в регулировании экономики Республики Казахстан