Финансовый механизм в регулировании экономики Республики Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 19:40, дипломная работа

Описание работы

Целью данной дипломной работы является раскрытие сущности финансового механизма Республики Казахстан. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

1. раскрыть теоретические основы функционирования финансового механизма в условиях рынка;

2. провести анализ финансового механизма регулирования экономики Республики Казахстан на современном этапе;

3. рассмотреть перспективы развития форм финансового регулирования экономики Казахстана.

Содержание

Введение

1 Теоретические основы функционирования финансового механизма в условиях рынка

1.1 Сущность и значение финансового механизма в реализации финансовой политики

1.2 Содержание и структура финансового механизма

2 Анализ финансового механизма регулирования экономики Республики Казахстан на современном этапе

2.1 Бюджетная политика Республики Казахстан

2.2 Реализация налоговой политики Республики Казахстан

2.3 Состояние государственного и гарантированного государством долга

3 Перспективы развития форм финансового регулирования экономики Казахстана

3.1 Направления совершенствования бюджетного устройства

3.2 Направления совершенствования налоговой политики

Заключение

Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

фин механизм.doc

— 900.00 Кб (Скачать)

     Наблюдалась высокая динамика инвестиций в основной капитал. В 2006 году относительно 2005 года объем инвестиций в основной капитал увеличился на 10,6%. Существенно выросли показатели внешней торговли. За январь-декабрь 2006 года экспорт товаров достиг 38,3 млрд.долл. США и увеличился по сравнению с январем-декабрем 2005 года на 37,3%, импорт составил 23,7 млрд.долл. США и возрос на 36,4%. Положительное сальдо торгового баланса составило 14,6 млрд.долл. США.

     Уровень инфляции в среднем за 2006 год сложился на уровне 8,6%, что на 1,0% превысило среднегодовой показатель 2005 года (7,6%) и незначительно (на 0,1%) - верхнюю границу запланированного на 2006 год коридора 6,9-8,5% в соответствии с прогнозом Среднесрочного плана социально-экономического развития страны на 2007-2009 годы.

     Росту инфляции в 2006 году способствовали избыточная ликвидность банковской системы, сопровождающаяся ускоренными темпами роста кредитования экономики, рост потребительского спроса со стороны населения, импорт инфляции, рост тарифов на услуги жилищно-коммунальной сферы, низкая развитость конкуренции на рынках, несбалансированность отдельных товарных рынков. В целом для сдерживания роста инфляции Правительством совместно с Национальным Банком проводилась комплексная антиинфляционная политика в соответствии с Планом мероприятий по регулированию инфляционных процессов в Республике Казахстан на 2005-2006 годы. Цены предприятий-производителей промышленной продукции в 2006 году повысились по сравнению с 2005 годом на 18,4%.

     Одним из наиболее динамично развивающихся  секторов экономики являлся финансовый сектор, обеспечивающий эффективное перераспределение потоков капитала в соответствии с предложением и спросом отраслей и субъектов экономики.

     Кредитный рынок в 2006 году оставался одним  из самых динамично развивающихся  сегментов финансового рынка и характеризовался ускоренным ростом банковского кредитования экономики. Общий объем основного долга по кредитам банков экономике за 12 месяцев 2006 года увеличился на 82,7% и составил 4735,7 млрд. тенге. Кредиты в национальной валюте за 12 месяцев 2006 года выросли на 95,9% и составили 2460 млрд. тенге, а кредиты в иностранной валюте - на 70,3%, составив 2275,6 млрд. тенге. В результате удельный вес тенговых кредитов по сравнению с декабрем 2005 года повысился с 48,5% до 51,9%.

     Наблюдается тенденция роста долгосрочных кредитов. Так, долгосрочные кредиты за январь-декабрь выросли более чем 2 раза до 3448,9 млрд. тенге, удельный вес долгосрочных кредитов повысился с 66,5% до 72,8%.

     Кредиты банков субъектам малого предпринимательства  за январь-декабрь 2006 года увеличились на 83,3%,составив 861,7 млрд. тенге.

     Развитие  депозитного рынка также характеризовалось  ростом объема депозитов. Депозиты в  депозитных организациях на 1 января 2007 года составили 3115,2 млрд. тенге, превысив уровень 1 января 2006 года на 88,4%. Вклады населения (с учетом нерезидентов) в банках за 12 месяцев 2006 года увеличились на 76,8% до 1055,2 млрд. тенге.

     Средневзвешенный  биржевой обменный курс тенге к доллару  США в среднем за 2006 год составил 126,0 тенге, укрепившись за год в номинальном выражении на 5,06%.

     Активы  Национального фонда на конец 2006 года составили более 14,1 млрд. долл. США, увеличившись с начала 2006 года на 74,5%.

     Ситуация  на рынке труда республики характеризуется  стабильным снижением уровня безработицы за счет роста числа трудоустроенных граждан на вновь создаваемых рабочих местах, увеличения экономической активности населения, обусловленных экономическим ростом. В 2006 году в экономике республики было занято 7,4 млн. человек (предварительные данные), что на 2% больше, чем в 2005 году. Численность безработных в 2006 году по сравнению с 2005 годом снизилась на 2,4%. Уровень безработицы в 2006 году сложился на уровне 7,8% (в 2005 году - 8,1%).

     Одной из приоритетных задач, стоящих перед  Республикой Казахстан, является обеспечение нового качественного уровня развития экономики, способной производить конкурентоспособную продукцию в несырьевых отраслях экономики. Проводимая государством экономическая политика направлена на стимулирование индустриального развития, диверсификацию экономики, перемещение источника ее роста в несырьевой сектор [37].

     В течение последних нескольких лет  проводилась работа по снижению налоговой  нагрузки на экономику и совершенствованию  налогового законодательства через  введение норм, стимулирующих развитие конкурентоспособных высокотехнологичных производств.

     Доходы  бюджета на 2007 - 2009 годы определены на основе прогноза макроэкономических показателей  социально-экономического развития Республики Казахстан на среднесрочный период, действия Концепции Национального Фонда с 1 июля 2006 года и основных направлений налоговой политики, озвученных в Послании Главы государства.

     В соответствии с Концепцией Национального  фонда прогноз перечисления нефтяных поступлений в Национальный фонд составляет в 2007 году - 6,4 % к ВВП, в 2008 году - 5,8 % к ВВП, 2009 году - 5,5 % к ВВП.

     Прогноз ненефтяных доходов в государственный  бюджет на 2007 - 2009 годы приведен в таблице 7 

Таблица 7- Прогноз ненефтяных доходов в государственный  бюджет на 2007 - 2009 годы в процентах к ВВП

Наименование 2007 год 2008 год 2009 год
Ненефтяные  доходы 18,2 17,4 16,6
налоговые поступления 17,2 16,5 16,1
неналоговые поступления 0,39 0,34 0,30
поступления от продажи основного капитала 0,61 0,53 0,20
Примечание: составлено на основе: Среднесрочная фискальная политика Правительства РК на 2007-2009 годы.
 

     Снижение  налоговых поступлений с 17,2 % к  ВВП в 2007 году до 16,1 % к ВВП в 2009 году объясняется снижением ставки налога на добавленную стоимость  ежегодно на 1% (с 14 % до 12 %) и снижением с 2008 года ставок социального налога в среднем на 30 %.

     Средний темп роста поступлений ненефтяного  сектора в государственный бюджет в 2007 - 2009 годах ожидается на уровне 112,8 %.В рыночно развитых государствах существует финансовая помощь территориям со стороны государства, где «доля» средств, в доходах местных бюджетов достигает 60% по этому в этих странах даже в условиях усиления неустойчивости развития хозяйственных, субъектов экономическая и социальная устойчивость сохраняется. Ибо, здесь правительство идет на компромиссы. В противном случае, отсутствие у территорий минимально необходимых средств к бюджетному экстремизму, обострению бюджетных противоречий. Безусловно, возникает потребность и необходимость совершенствовать технику распределения средств между бюджетами. Поэтому нужны объективные формы, методы такого распределения. Но важны не только методы распределения, но и суммы, которые выделяется одному или другому бюджету. А это не только сфера межбюджетных отношений, но и область государственной финансовой политики, поскольку распределение общегосударственных финансовых ресурсов связано с определением государственных приоритетов. Каковы приоритеты, таковы и основные направления использования средств.

     На  фоне процессов децентрализации и повышении эффективности межбюджетных отношений нарастают контртенденции все большей централизации доходов в республиканском бюджете и снижения степени свободы местных бюджетов, что, несомненно, является негативом для всего социально-экономического развития страны.

     Интересным  представляется рассмотрение и изменение  динамики и структуры доли местных  бюджетов в совокупных поступлениях государственного бюджета за 2004-2006 годы (таблица 8). 

Таблица 8 - Доли местных бюджетов в совокупных поступлениях государственного бюджета за 2004-2006 годы

Наименование 2004 2005 2006 Динамика  в (разах) 
Изме-нение

в

структуре,

(+) (-)

 
 
В

абсол. знач.

Уд вес в% В

абсол.

знач.

Уд вес в% В

абсол.

знач.

Уд

вес

в%

Государственный бюджет 1305 124 100 2 109 883 100 2 345 677 100 1,8 -
Местный бюджет 609 380 46,7 752 658 35,7 1028 180 43,8 1,7 -2,9
Местный бюджет без трансфертов 400 319 30,7 474 543 22,5 614 679 26,3 1,5 -4,3
Примечание: составлено на основе: Статистического  бюллетеня Министерства Финансов РК.
 

 

Рисунок 9- Динамика поступлений местных бюджетов в совокупленных поступлениях государственного бюджета 

     По  данным таблицы можно сделать  вывод, что, за анализируемый период снизились поступления местных  бюджетов в совокупных поступлениях государственного бюджета. Если в 2004 году эта доля составляла 46,7%, то в 2006 году она составила уже 43,8%. Еще большее снижение пришлось на собственные доходы местных бюджетов без официальных трансфертов республиканского бюджета, объем которых упал с уровня 30,7%) от поступлений государственного бюджета в 2004 году до 26,3% (рисунок - 10).

     Данная  тенденция стала, следствием текущей  налогово-бюджетной политики. Согласно норм Бюджетного и Налогового кодекса  вся сумма поступлений по корпоративному налогу зачисляется в доход республиканского бюджета. Это решение сразу же отразилось на формировании доходной части местных бюджетов, так и на реализации социально-экономических программ регионов.

     При определении стратегии реформирования межбюджетных отношений необходимо сделать выбор между экономической эффективностью и социальной справедливостью. В рамках «бюджетного разделизма» экономическая эффективность означает создание стимулов для рационального использования бюджетных ресурсов властями разных уровней, а социальная справедливость предполагает обеспеченность на всей территории страны определенного минимума социальных гарантий.

     Ориентация  на экономическую эффективность  требует сокращения территориального перераспределения бюджетных ресурсов, но тогда появятся «вымирающие» регионы. Если же всем давать «по потребности» (пусть и минимальной), тогда незачем прилагать усилия по развитию территории, экономии бюджетных средств [18].

     Успехи  макроэкономических реформ, реализованных  к настоящему времени в Казахстане, создают благоприятные условия для смещения акцента на политику развития регионов как важный и перспективный инструмент повышения общего уровня социально-экономического развития страны, потенциал которого до сих пор использовался не в полной мере. Определенные меры в этом направлении правительством страны уже предпринимаются. В 2006 году был разработан программный документ, в котором излагаются основные контуры в будущей региональной стратегии развития Казахстана -«Стратегия территориального развития Республики Казахстан до 2015 года». В составе правительства РК планируется определение (создание специального уполномоченного органа по территориальному планированию, который бы координировал вопросы территориального развития, согласовывал действия центральных и местных исполнительных органов, занимался совершенствованием механизмов финансирования развития территорий) [39].

Информация о работе Финансовый механизм в регулировании экономики Республики Казахстан