Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2011 в 12:42, курсовая работа
Целью настоящей работы является предложение общих рамок относительно вероятности того, что сильно интегрированные мировые рынки, которые возникли в последнее десятилетие, несут риск финансового кризиса.
Эти действия дали два весомых преимущества, во-первых, это был способ сохранить народные сбережения в государственной валюте, после девальвации выиграли те, кто держал депозиты в тенге. И второе девальвация укрепляет конкурентоспособность отечественных предприятий в силу того, что импорт становится значительно дороже. Значит, продукция казахстанских производителей будет востребована, сохранятся рабочие места и заработная плата.
В последние месяцы 2009 г. основной причиной ухудшения основных показателей банковской системы стало продолжающееся сокращения доли стандартных кредитов и роста безнадежных, а также рост расходов на формирование провизий.[24] Такая тенденция явно не свидетельствует о выздоровлении банковского сектора страны, не говоря уже об экономике, хотя официальная власть заявляет о росте экономики.
Экономический кризис оказал влияние и на внешние связи Казахстана. Во-первых, Казахстан увидел недостатки мировой экономической системы и сейчас может, более последовательно относится к международному разделению труда и мировой торговле. Во-вторых, Казахстан может активно продвигать использование региональной расчетной валют, например Президент Назарбаев предложил в рамках Евразийского экономического сообщества ввести единую расчетную валютную единицу, заменив, таким образом, доллар, в качестве единой мировой расчетной валюты.
Борьба с кризисом – это бесконечно долгий процесс, Казахстан столкнулся с недостатком средств. Казахстанский валютный фонд из-за закупок краткосрочных облигаций американских банков сократился на четверть.
В силу
того, что внешнеэкономическая
Финансовый кризис оставил след не только на экономике Казахстана, но а так же и в социальной среде. Нестабильная экономическая обстановка также заставляет людей сомневаться в том, насколько правительство способно вовремя провести необходимые социальные преобразования. В своем национальном обращении Президент Назарбаев дал ответ на эти вопросы. Он заявил, что государство обязано гарантировать, что все обязательства государства по увеличению социальных выплат и заработной платы работникам бюджетной сферы будут сохранены в полном объеме. Кроме того, в 2010 году заработная плата работников бюджетной сферы и стипендии будут увеличены на 25%, а в 2011 году – еще на 30%. Средний размер пенсий вырастет на 25% в 2010 году и на 30% в 2011 году. Одновременно к 2011 году размер базовых пенсионных выплат возрастет до 50% от размера прожиточного минимума. Государство также продолжает оказывать поддержку малоимущим студентам, поэтому государство выделило 11 тысяч грантов и 40 тысяч кредитов для высшей школы. Все эти меры, в первую очередь, призваны исполнять роль обеспечения социальной стабильности.[25]
Правительство приняло ряд мер для оказания поддержки малому и среднему бизнесу: была выделена финансовая помощь в виде беспроцентного кредита на сумму 275 млрд тенге; был введен в действие новый Налоговый кодекс, значительно снизивший процентные ставки по основным налогам. В 2009 г. корпоративный подоходный налог составил 20%, что на треть ниже ставки прошлого года, а в 2011 году он будет снижен до 15%. Ставка налога на добавленную стоимость снижена до 12%, а вместо регрессивной шкалы ставок социального налога введена единая ставка в размере 11%. Кроме того, для предприятий, занимающихся инвестиционной деятельностью, предусмотрены налоговые преференции. Главная цель данных преобразований – развитие не сырьевого сектора экономики, а также малого и среднего предпринимательства.
Из-за банкротства предприятий и недостатка действующих существует рабочих мест возникает серьезная опасность увеличения безработицы. К марту 2009 г. количество казахстанских предприятий, полностью или частично прекративших выпуск продукции, составило 283 единицы, что затронуло 141 тысяч работников. По мнению аналитиков в настоящее время главной заботой государства является гарантирование трудоустройства населения. На эти цели с начала кризиса было выделено около 140 млрд тенге, средств для реализации плана гарантирования трудоустройства и последующего обучения населения.
Для увеличения занятости, в своем национальном послании Президент выделил несколько основных положений:
Во-первых, это реконструкция и модернизация коммунальных сетей, включая объекты и сети водоснабжения, теплоснабжения, энергетики и канализации. Правительство обеспечивает финансирование данных работ и строгий контроль за использованием выделенных средств.
Во-вторых, строительство, реконструкция и ремонт автомобильных дорог местного значения, а также обновление социальной инфраструктуры, прежде всего школ и больниц. Финансирование этого направления осуществляется Правительством и местными органами власти. Президент Казахстана подчеркнул, что строящиеся объекты будут завершены, однако нового масштабного строительства не предвидится.
В-третьих, строительство объектов местного значения в населенных пунктах РК, включая благоустройство и озеленение, ремонт дорог, клубов и т.д. На эти цели районным органам местного самоуправления должны быть выделены средства. Как заявил Президент в своем послании, руководителям населенных пунктов будут выделены суммы, около 50-100 миллионов тенге для решения текущие задачи для населения, которое терпит какое-то бедствие, выдавали микрокредиты. Таким образом, планируется, как решить вопросы занятости, так и создать стимулы для появления новых производств.
В-четвертых, это расширение социальных рабочих мест и организация молодежной практики. В 2008 году в данных программах принимали участие около 13 тысяч человек. Сейчас эти проекты будут расширены. Президент поручил правительству выделить на эти цели 8,6 млрд тенге, это позволит обеспечить работой около 96 тысяч человек. Одновременно с этим решено увеличить максимальный период выплаты пособия по безработице из Государственного фонда социального страхования с 4-х до 6-ти месяцев.[26]
Как сказано в послании Президента, стратегия занятости в условиях мирового кризиса направлена на полномасштабную работу по переобучению и переподготовке кадров. Президент Назарбаев поручил правительству совместно с акимами организовать переподготовку специалистов на базе существующих учебных заведений.
Самая главная проблема отражения кризиса на социальной сфере Казахстана, это появление новых скрытых очагов напряжения в обществе. Это, прежде всего, стихийная миграция населения и как следствие – процесс захвата земель, который отмечается в пригородах крупных городов. При этом провал государственной жилищной программы в случае кризиса может спровоцировать новую волну захвата земли и собственности, что способно повысить социальную напряженность в обществе. К тому же, в течение последних пяти лет, имели место конфликт рабочих с иностранными инвесторами и межнациональные столкновения. Иными словами, длительный экономический кризис способен обострить подобные противоречия внутри общества и разбить идиллию мира, гармонии и спокойствия, которая широко декларируется политическим истеблишментом страны.
Хотя смягчает ситуацию то, что влияние общества на процесс принятия важных политических решений в Казахстане изначально носит незначительный характер. Даже если финансовый кризис будет сильно сказываться на основании социальной пирамиды, то он не сильно отразиться на политической жизни. Массовые акции протеста обманутых вкладчиков и других категорий граждан, пострадавших от кризиса, скорее всего, будет носить «шумовой эффект» – громко, но совершенно безопасный для существующей политической системы.
Единственное исключение может быть в
случае очень сильного финансово-экономического
кризиса, который приведет не только к
девальвации валюты, но и вызовет катастрофические
последствия экономической системы республики
– массовое банкротство банков и «нулевая
отметка» в экономике. И, как показывает
мировой опыт, экономический кризис способен
все-таки серьезно подорвать доверие населения
к политическим институтам общества.
Мировой экономический кризис заставил правительства разных стран разрабатывать антикризисные программы, исключение не составил и Казахстан.
Новая стратегия индустриализации страны Президента Нурсултана Назарбаева, заявленная им в Послании народу Казахстана «Новое десятилетие – новый экономический подъем – новые возможности Казахстана» – поистине стратегическое начинание, логично вытекающее из его предшествующих инициатив в политической и социально-экономической областях. В целях реализации этих стратегических задач Правительство Казахстана разработало Государственную программу форсированного индустриально-инновационного развития и детальную карту индустриализации страны, учитывающую особенности ее регионов.
Приоритетными отраслями реализации новых индустриальных проектов определены: агропромышленный комплекс, стройндустрия, нефтепереработка, металлургия, химическая промышленность и фармацевтика, энергетика, развитие транспортной и телекоммуникационной инфраструктуры. Все это – базовые элементы национальной экономики Казахстана, которые вместе создадут надежный экономический щит от глобализационных вызовов извне, моделируя долгосрочное экономическое развития. Опираясь на результаты экономической политики предшествующего периода, Казахстан оказался готов к структурной перестройке и радикальному снижению цен на нефть.
Антикризисная Программа Казахстана отличается высокой степенью проработанности, так как она содержит и реализуется по пяти основным блокам задач:
Дополнительная капитализация четырех,
система образующих, банков с целью утверждения
ими адекватных резервов и усиления процесса
кредитования внутри страны, с последующим
выходом государства из их капитала на
рыночных условиях. Создание фонда стрессовых
активов с целью реструктуризации активов
банка посредством выкупа проблемных
активов. Предоставление дополнительных
источников ликвидности на своевременное
обслуживание обязательств банков (в частности,
расширение спектра инструментов по обеспечению
по операциям РЕПО). Государственное регулирование
финансовых рынков (изменение метода расчета
капитализации банков, усиление требований
к управлению рисками и внутреннему контролю).
Накопительная пенсионная система в новых
условиях (меры по сохранности пенсионных
накоплений и увеличению финансовой грамотности
населения).
2. Решение проблем на
рынке недвижимости.
Реализация программы ипотечного кредитования
и развития жилищного сектора, за счет
средств которой будут предоставляться
займы на завершение недостроенных жилых
комплексов в городах Алматы и Астане
через банки второго уровня. Меры по обеспечению
доступности жилья (право выкупа по установленной
цене, финансирование строительства арендного
жилья, предоставление приоритетным категориям
населения предварительных жилищных займов
по процентной ставке, не превышающей
4% годовых).
3. Поддержка малого и
среднего бизнеса.
Кредитование предприятий малого и среднего
бизнеса из Фонда «Самрук-Казына», в том
числе и микрокредитование предприятий
сельской местности и сельских предпринимателей.
Предоставление доступа малым и средним
предприятиям к государственным заказам
государственных органов, государственных
холдингов и национальных компаний в рамках
действия нового закона «О государственных
закупках». Меры по снижению административных
барьеров для развития предпринимательства
4. Развитие агропромышленного
комплекса.
Инвестиции на поддержку экспорто-ориентированных
секторов: зерновой сектор, переработка
мясной и молочной продукции и производство
плодово овощных культур (инвестирование
в развитие аграрных предприятий и инфраструктуры)
5. Реализация инновационных, индустриальных
и инфраструктурных проектов
Продолжение реализации
Программы «30 корпоративных лидеров Казахстана».
Утверждение правительством предельных
тарифов по группам энергопроизводящих
организаций (на срок от 7 лет, с корректировкой
на инфляцию). Отмена платы за подключение
к электросетям. Дополнительный комплекс
мер по энергосбережению и использованию
возобновляемых источников энергии.
В социальной политике меры по сохранению реальных доходов населения, увеличению социальных выплат, пенсий и заработной платы работникам бюджетной сферы (в 2009-2011 гг. на 25%), социальных пособий (на 9% ежегодно). При необходимости, создание новых рабочих мест и обеспечение занятости на общественных работах. Продолжение формирования Правительством стабилизационных фондов товаров первой необходимости.
Основными положительными моментами антикризисной программы является: певрое это развитие инфраструктуры и поддержка потребительского спроса, а также создание специального фонда "плохих" активов, который занимается их выкупом у кредитных организаций. Второе снижение налоговой нагрузки на бизнес, в первую очередь для малого и среднего бизнеса. Хотелось бы отметить, что в кризис надо концентрироваться на улучшении качества человеческого капитала - это показывает, что страна что-то вынесла из кризиса, а выходить из кризиса надо через индустриально-инновационное развитие и улучшение качества индустриально-инновационного капитала.