Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2011 в 12:42, курсовая работа
Целью настоящей работы является предложение общих рамок относительно вероятности того, что сильно интегрированные мировые рынки, которые возникли в последнее десятилетие, несут риск финансового кризиса.
Гринспен также добавил, что
происходящее сейчас в мире
перевернуло его понимание о
том, как вообще функционирует
рынок. Свое заявление бывший
глава ФРС сделал на заседании
комитета Палаты
Еще одна версия – теория
больших циклов Н.Д.
Пути выхода из финансового криза начинаются с системного подхода к проблеме. Во-первых, с изучения характера и вида кризиса, во вторых нахождение причин его возникновения, в третьих разработка концепции по усовершенствованию экономической системы в целом, с целью предотвращения критических ситуаций в будущем. Главным оружием в борьбе с кризисами являются регулирование экономики отдельных стран и всего мира, в целом. Антициклическое регулирование экономики — это сознательные и целенаправленные действия государства и, частично, могущественных корпораций и наднациональных органов на промышленный цикл с целью уменьшения глубины циклических кризисов, стабилизации хозяйственной конъюнктуры и темпов экономического роста. Важнейшая роль в этом регулировании принадлежит государству.[15,стр.374-377] В основе антициклического регулирования лежит антикризисное регулирование. Теоретически обосновал необходимость антикризисного регулирования Дж. Кейнс. На основе анализа причин возникновения и протекания общемирового экономического кризиса 1929-33 и его воздействия на экономику он опубликовал работу «Общая теория занятости, процента и денег» (1936). Преимущество этого метода в том, что его можно применять очень оперативно, не принимая соответствующего закона. Важно лишь точно определить время повышения или снижения процентной ставки. Оно осуществляется экономическими, правовыми и административными методами. [16, стр. 312]
Разные страны борются с кризисом как самостоятельно, по средствам антикризисным программам страны, так и стратегии по выходу из него в международном масштабе. Текущий экономический кризис, скорее всего, войдет в историю не просто как первый глобальный кризис, но и как кризис, наиболее острая фаза, которого закончилась благодаря согласованной политике ведущих мировых держав. Пока еще не до конца понятно, будет ли этих действий достаточно для того, чтобы полностью выйти из кризиса, или мир ожидает так называемая «вторая волна» (для США, кстати, она будет как минимум третьей), т.е. еще один период экономического спада.
Тем не менее, тот факт, что государственная политика позволила многим странам быстро стабилизировать экономику и даже вернуться к почти предкризисным темпам развития, налицо. И можно подвести предварительные итоги: какие страны и как реагировали на кризис, какие проблемы были решены, а какие еще остались; и, наконец, что является приоритетом антикризисных политик в настоящее время. [17, стр.2-3]
Когда мировой кризис уже
Первые силы были брошены на
оказание помощи нуждающимся.
Действия, направленные на увеличение
продолжительности выплаты
Анализируя общую ситуацию по
США, мы видим, что программа
Обамы начинает постепенно
Касаясь в целом Еврозоны, видим,
что свой антикризисный план,
а точнее его часть, ЕЦБ
Китай, что можно сказать об
этой загадочной стране, так это
то, что кого бы не коснулся
кризис, а для Китая эта проблема
вроде бы и не проблема по
своей сути. Антикризисная программа
Китая состоит из
Подводя итог всему сказанному
нужно подчеркнуть, что органы
государственной власти и
Глава
3. Мировой финансовый
кризис и Казахстан
За последние годы Казахстан все сильнее попадает под влияние международных экономических систем. Это государственная политика, которая активно поддерживается национальным бизнесом. Данный процесс прослеживается на фоне последнего глобального финансового кризиса 1998 года и кризиса ликвидности на международных рынках в 2007 году. Если в первом случае основной причиной было переход экономической системы с плановой экономики к рыночной экономике, то причина второго стала сырьевая ориентированность экономики. Вследствие такой ориентации добываемое в стране сырье сильно зависит от мировых цен.
Не развитость фондового рынка является одной из главных причин распространения в Казахстане мирового финансового кризиса, так как был избыток денежных средств и отсутствие достаточных возможностей для их инвестирования. Вследствие этого поднимались спекулятивные настроения на рынке недвижимости, что привело к скачку цен на данном рынке и его перенасыщению в конечном итоге.
Немало важную роль играет в финансовом кризисе кредитная политика большинства коммерческих банков. Банки переоценили свои возможности, тем самым за короткий промежуток времени возрос внешний долг страны. Как отмечало рейтинговое агентство Moody’s. Повышение ставок на международных долговых рынках на длительный срок может осложнить рефинансирование для казахстанских банков, привлекающих средства за рубежом. По оценке агентства на конец первого полугодия внешний долг казахстанских банков составлял $40,7 млрд, или больше половины всех имеющихся обязательств. Другое агентство «Standard & Poor’s» давно высказывало опасения по поводу неуклонного роста внешних заимствований банков Казахстана. По оценкам S&P «в ближайшие 12 месяцев казахстанским банкам ежеквартально будет требоваться $ 3 млрд на цели рефинансирования, причем 70 % рефинансируемых обязательств составят синдицированные займы».[20] Как отметил в интервью председатель Национального Банка Григорий Марченко: «Причин кризиса банковского сектора несколько. Это, в первую очередь, ухудшение качества активов банков и огромный внешний долг. В то же время банки не получают внешнего финансирования уже больше года».[21]
В связи с этим, понятно, что по мере дальнейшего включения казахстанской экономики в международную систему экономических связей, особенно после вступления в ВТО, автоматически снижается ее устойчивость. Именно поэтому, крайне важным, является не только анализ возможных экономических последствий финансового и иных кризисов, но и оценка социально-политических последствий для страны, учитывая тесную связь государства и крупного бизнеса.
Главными составляющими нынешнего финансового кризиса, по мнению экспертов, стало сверхэнергичное кредитование, беспечное инвестирование и широко распространившийся провал управления рисками.
В 2007 произошло резкое падение рынка вторичного жилья, следом за этим снизились продажи на первичное жилье. Как выяснилось, что в падении на спрос жилья виноваты банки второго уровня, которые отказываются выдавать населению кредиты под ипотеку на прежних условиях под 10-12 % годовых.[22] В СМИ появляется информация о гигантском долге банков второго уровня, который необходимо погасить до конца 2008 года. Что бы наладить ситуацию в этом секторе правительством нашей страны разработало программу по капитализации четырех крупнейших банков Казахстана: «Альянс Банка», «БТА Банка», «Халык Банка» и «Казкоммерцбанка» – на общую сумму около четырех миллиардов долларов. И здесь нужно отметить, что указанные банки имеют возможность выкупить акции у государства после стабилизации экономики. Государство, покупая акции крупнейших банков, выделяет большой поток ликвидности, которая сейчас им так необходима для нормальной работы. Правительство выделило средства для покупки у системообразующих банков (Народный Банк Казахстана, Казкоммерцбанк, Альянс банк и БТА банк) 25 % голосующих акций. Крупнейшие банки страны отреагировали молниеносно и отказались от предложения, заявив, что способны своими силами погасить внешнюю задолженность, но после консультаций с правительством согласились.[23]
Но это только привело к большему распространению кризиса, и последним решением Национального банка РК было резко понизить ставки на тенге по отношению к доллару. Произошла одна из крупнейших девальваций тенге со времен установление этой валюты.
Надо сказать, затягивание с такой мерой могло ввергнуть в хаос отечественную экономику и, прежде всего, потому, что на соседних гигантских рынках - России и Китая - уже состоялась девальвация национальных валют именно с целью поддержки собственных товаропроизводителей. Но о постепенной девальвации речи идти не могло, т.к. это бы вызвало устойчивые девальвационные ожидания и, как следствие, большие спекуляции на валютном рынке.