Финансовый кризис

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2011 в 12:42, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является предложение общих рамок относительно вероятности того, что сильно интегрированные мировые рынки, которые возникли в последнее десятилетие, несут риск финансового кризиса.

Работа содержит 1 файл

моя.docx

— 89.85 Кб (Скачать)

     Гринспен также добавил, что  происходящее сейчас в мире  перевернуло его понимание о  том, как вообще функционирует  рынок. Свое заявление бывший  глава ФРС сделал на заседании  комитета Палаты представителей  по реформе государственного  управления в Конгрессе США,  расследующей причины кризиса.  По словам председателя комитета  Генри Уоксмэна, понимание Гринспеном  происходящего на мировом рынке  оказалось «неверным» и «не  сработало».[13]

     Еще одна версия – теория  больших циклов Н.Д. Кондратьева.  В какой-то период в экономике  открываются возможности интенсивного  роста — усовершенствования технологий, повышения эффективности использования  имеющихся ресурсов — а затем, как результат этого процесса, открываются возможности для роста экстенсивного, охват новых рынков и территорий, при этом эффективность мало кого колышет. Потом опять экстенсивный рост упирается в стену, фронтит освоен — и начинается цикл интенсива. Что и наблюдается сегодня. Смена моделей роста — это смена бизнес стратегий, поворот на 90 градусов, который практически всегда сопровождается масштабными кризисными явлениями. Экстенсивный цикл начался в 1970х, предыдущий интенсивный в 1930х с той самой великой и ужасной депрессии. И сейчас, по сути, такой же закономерный процесс перестроения на интенсивный лад. Вопрос остается только в продолжительности и интенсивности этого процесса.[14,стр.317 ]

    

    1. Пути выхода из финансового кризиса
 

     Пути выхода из финансового криза начинаются с системного подхода к проблеме. Во-первых, с изучения характера и вида кризиса, во вторых нахождение причин его возникновения, в третьих разработка концепции по усовершенствованию экономической системы в целом, с целью предотвращения критических ситуаций в будущем. Главным оружием в борьбе с кризисами являются регулирование экономики отдельных стран и всего мира, в целом. Антициклическое регулирование экономики — это сознательные и целенаправленные действия государства и, частично, могущественных корпораций и наднациональных органов на промышленный цикл с целью уменьшения глубины циклических кризисов, стабилизации хозяйственной конъюнктуры и темпов экономического роста. Важнейшая роль в этом регулировании принадлежит государству.[15,стр.374-377] В основе антициклического регулирования лежит антикризисное регулирование. Теоретически обосновал необходимость антикризисного регулирования Дж. Кейнс. На основе анализа причин возникновения и протекания общемирового экономического кризиса 1929-33 и его воздействия на экономику он опубликовал работу «Общая теория занятости, процента и денег» (1936). Преимущество этого метода в том, что его можно применять очень оперативно, не принимая соответствующего закона. Важно лишь точно определить время повышения или снижения процентной ставки. Оно осуществляется экономическими, правовыми и административными методами. [16, стр. 312]

     Разные страны борются с кризисом как самостоятельно, по средствам антикризисным программам страны, так и стратегии по выходу из него в международном масштабе. Текущий экономический кризис, скорее всего, войдет в историю не просто как первый глобальный кризис, но и как кризис, наиболее острая фаза, которого закончилась благодаря согласованной политике ведущих мировых держав. Пока еще не до конца понятно, будет ли этих действий достаточно для того, чтобы полностью выйти из кризиса, или мир ожидает так называемая «вторая волна» (для США, кстати, она будет как минимум третьей), т.е. еще один период экономического спада.

     Тем не менее, тот факт, что государственная политика позволила многим странам быстро стабилизировать экономику и даже вернуться к почти предкризисным темпам развития, налицо. И можно подвести предварительные итоги: какие страны и как реагировали на кризис, какие проблемы были решены, а какие еще остались; и, наконец, что является приоритетом антикризисных политик в настоящее время. [17, стр.2-3]

     Когда мировой кризис уже набрал  достаточно сильное движение, и  все начали реагировать на  происходящее по-разному, большинство  государств и республик начали  выстраивать свою политику, опираясь  только на самих себя, и не  считаясь с теми, кто вокруг  них. Многие, конечно кроме США,  отрицательно относились к программе  количественного смягчения финансовой  политики, но постепенно к данным  программам пришлось присоединиться, а точнее будет сказать разработать  свои личные. Первый шаг к ослаблению  предложил ныне действующий президент  США – Барак Обама. Он первый  начал масштабную программу экономической  помощи, которая по его взглядам  должна была первой вывести  США из «клоаки» мирового кризиса. Отметим основные ее моменты. Главным, на что ставился упор в данной программе, это действия, направленные на сокращение уровня безработицы в кротчайшие сроки, и скорое оживление экономического роста страны. В план входили две главные составляющие: сокращения налогов, сокращение масштабных бюджетных инвестиций в экономику.

     Первые силы были брошены на  оказание помощи нуждающимся.  Действия, направленные на увеличение  продолжительности выплаты пособий  по безработице, финансирование  программ переподготовки и повышения  квалификации безработных, увеличение  финансирования программ медицинского  страхования, увеличение объемов  продовольственной помощи нуждающимся,  а также строительство жилья  для бездомных были выдвинуты  на первый план при выполнении  программы. Касаясь налогов в  данной программе, хочется обратить  внимание на снижение налога  на бизнес, снижение налогов на  частных лиц. В новую налоговую  программу стимулирования экономики  был включен пункт о дополнительном  налоговом кредите в размере  1 тыс. долларов для семьи, и  500 долларов для индивидуального  налогоплательщика.[18] Как в дальнейшем мы могли видеть, все это благоприятно отразилось на данных по объемам продаж домов, заявкам на пособие по безработице, ростом индекса потребительского доверия и, само собой разумеется, ВВП США. Банковский сектор также не был оставлен без внимания, на что были выделены десятки миллиардов долларов.

     Анализируя общую ситуацию по  США, мы видим, что программа  Обамы начинает постепенно работать. Но не все так хорошо, как  кажется. Финансирования того  минимума программ, опять же привели к тому, что США было вынуждено снова включить печатный станок, и распространять американский доллар. Постоянно выделяя на свою антикризисную программу миллиарды, накачивая себя, а также другие государства своим долларом, США обрекает его на дальнейшее обесценивание, которое уже становиться заметным в нынешней ситуации. Бояться пока конечно ничего не стоит, так как вся мировая экономическая система завязана на долларе США, расчеты как велись, так и ведутся при помощи доллара США, и резко отходить от этого никто пока не собирается. Но, по мнению многих экспертов, ни к чему хорошему такая политика не приведет, и долги все равно нужно будет отдавать. Обратившись к другим странам, например Китаю, которые уже с опаской поглядывает на дальнейшие перспективы доллара США, и постепенно начинает выводить его из своего оборота, можно сделать вывод, что рано или поздно к такому методу прибегнут и другие страны, финалом чего будет неизбежная девальвация доллара. Единственное, что тогда поможет США, так это новый «образ» финансовой системы, а вот каким он будет, не знают, наверное, еще и в самих США.

     Касаясь в целом Еврозоны, видим,  что свой антикризисный план, а точнее его часть, ЕЦБ опубликовал  только в мае месяце 2009 года, где  обнародовал пакет мер по стимулированию  своей экономики. В нем планировалось  снизить ставку рефинансирования  до рекордно низкого уровня  в 1%, вдвое продлить период  краткосрочного кредитования, а  главным пунктом программы стал  план по выкупу обеспеченных  облигаций на 60 млрд. евро.[19] Как мы видим, эти меры были по своей сути верными, но прибегнуть к ним было бы совсем неплохо, где-нибудь в конце марта месяца 2009 года, а никак уже ни на последних этапах кризиса. Процентная ставка действительно была снижена, а выкуп облигаций скорей всего состоится уже в ближайшее время. ЕЦБ реагирует на экономический кризис с небольшим отставанием от США, и пусть у них нет такого широкого «плана по спасению», но не они начинали кризис, и не им его заканчивать. Хочу отметить, что согласно высказыванию Трише, на одном из последних выступлений, их план представляет собой «усиленное смягчение условий кредитования», а не «количественное смягчение», которое практикует ФРС.

     Китай, что можно сказать об  этой загадочной стране, так это  то, что кого бы не коснулся  кризис, а для Китая эта проблема  вроде бы и не проблема по  своей сути. Антикризисная программа  Китая состоит из стимулирования  внутреннего спроса, и как ни  странно рост внутреннего потребления  из месяца в месяц говорит  сам за себя. ВВП на начало  кризиса замедлился до 6.3%, но уже  затем продолжил свой рост. На  борьбу с кризисом КНР потратило  4 трлн. юаней, это примерно 586 млрд. долларов США, и не исключена  необходимость дополнительных вливаний  в экономику. Большое сокращение  Китайского экспорта также было  отмечено и были выполнены  все программы по его увеличению. Хочется отметить, что КНР также  придает немаловажное значение  росту безработицы, и основная  часть денежного вливания идет  именно на борьбу с ней. Китай  быстро отреагировал на экономический  кризис, и возможно один из  первых покажет на самом деле  первые ростки выхода из него.

     Подводя итог всему сказанному  нужно подчеркнуть, что органы  государственной власти и управления  имеют четкое представление о  масштабности и глубине поставленных перед ними проблем, понимают всю важность, и значимость предпринимаемых мер по преодолению последствий мирового финансового кризиса. Из глобального кризиса невозможно выбраться в одиночку, и каждая страна и каждое государство в отдельности, не смогут перебороть парализовавший весь мир экономический кризис, не прибегая при этом к совместным усилиям, не ставя перед собой единой цели, не имея четких взглядов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3. Мировой финансовый кризис и Казахстан 

    1. Влияние мирового финансового кризиса на экономику  Казахстана
 

     За последние годы Казахстан все сильнее попадает под влияние международных экономических систем. Это государственная политика, которая активно поддерживается национальным бизнесом. Данный процесс прослеживается на фоне последнего глобального финансового кризиса 1998 года и кризиса ликвидности на международных рынках в 2007 году. Если в первом случае основной причиной было переход экономической системы с плановой экономики к рыночной экономике, то причина второго стала сырьевая ориентированность экономики. Вследствие такой ориентации добываемое в стране сырье сильно зависит от мировых цен.

     Не развитость фондового рынка является одной из главных причин распространения в Казахстане мирового финансового кризиса, так как был избыток денежных средств и отсутствие достаточных возможностей для их инвестирования. Вследствие этого поднимались спекулятивные настроения на рынке недвижимости, что привело к скачку цен на данном рынке и его перенасыщению в конечном итоге.

     Немало важную роль играет в финансовом кризисе кредитная политика большинства коммерческих банков. Банки переоценили свои возможности, тем самым за короткий промежуток времени возрос внешний долг страны. Как отмечало рейтинговое агентство Moody’s. Повышение ставок на международных долговых рынках на длительный срок может осложнить рефинансирование для казахстанских банков, привлекающих средства за рубежом. По оценке агентства на конец первого полугодия внешний долг казахстанских банков составлял $40,7 млрд, или больше половины всех имеющихся обязательств. Другое агентство «Standard & Poor’s» давно высказывало опасения по поводу неуклонного роста внешних заимствований банков Казахстана. По оценкам S&P «в ближайшие 12 месяцев казахстанским банкам ежеквартально будет требоваться $ 3 млрд на цели рефинансирования, причем 70 % рефинансируемых обязательств составят синдицированные займы».[20] Как отметил в интервью председатель Национального Банка Григорий Марченко: «Причин кризиса банковского сектора несколько. Это, в первую очередь, ухудшение качества активов банков и огромный внешний долг. В то же время банки не получают внешнего финансирования уже больше года».[21]

     В связи с этим, понятно, что по мере дальнейшего включения казахстанской экономики в международную систему экономических связей, особенно после вступления в ВТО, автоматически снижается ее устойчивость. Именно поэтому, крайне важным, является не только анализ возможных экономических последствий финансового и иных кризисов, но и оценка социально-политических последствий для страны, учитывая тесную связь государства и крупного бизнеса.

     Главными составляющими нынешнего финансового кризиса, по мнению экспертов, стало сверхэнергичное кредитование, беспечное инвестирование и широко распространившийся провал управления рисками.

В 2007 произошло  резкое падение рынка вторичного жилья, следом за этим снизились продажи  на первичное жилье. Как выяснилось, что в падении на спрос жилья  виноваты банки второго уровня, которые  отказываются выдавать населению кредиты  под ипотеку на прежних условиях под 10-12 % годовых.[22] В СМИ появляется информация о гигантском долге банков второго уровня, который необходимо погасить до конца 2008 года. Что бы наладить ситуацию в этом секторе правительством нашей страны  разработало программу по капитализации четырех крупнейших банков Казахстана: «Альянс Банка», «БТА Банка», «Халык Банка» и «Казкоммерцбанка» – на общую сумму около четырех миллиардов долларов. И здесь нужно отметить, что указанные банки имеют возможность выкупить акции у государства после стабилизации экономики. Государство, покупая акции крупнейших банков, выделяет большой поток ликвидности, которая сейчас им так необходима для нормальной работы. Правительство выделило средства для покупки у системообразующих банков (Народный Банк Казахстана, Казкоммерцбанк, Альянс банк и БТА банк) 25 % голосующих акций. Крупнейшие банки страны отреагировали молниеносно и отказались от предложения, заявив, что способны своими силами погасить внешнюю задолженность, но после консультаций с правительством согласились.[23]

     Но это только привело к большему распространению кризиса, и последним решением Национального банка РК было резко понизить ставки на тенге по отношению к доллару. Произошла одна из крупнейших девальваций тенге со времен установление этой валюты.

     Надо сказать, затягивание с такой мерой могло ввергнуть в хаос отечественную экономику и, прежде всего, потому, что на соседних гигантских рынках - России и Китая - уже состоялась девальвация национальных валют именно с целью поддержки собственных товаропроизводителей. Но о постепенной девальвации речи идти не могло, т.к. это бы вызвало устойчивые девальвационные ожидания и, как следствие, большие спекуляции на валютном рынке.

Информация о работе Финансовый кризис