Финансовый контроль

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 14:13, реферат

Описание работы

Безработица - это социально экономическое явление, при которой часть рабочей силы (экономически активного населения) не занята в производстве товаров и услуг. Безработные наряду с занятыми формируют рабочую силу страны.
Безработица - явление в экономике, при котором часть экономически активного населения, желающая работать, не может применить свою рабочую силу. К безработному по определению МОТ (Международная Организация Труда) относится индивид, который: 1) не имеет работы в данный момент; 2) предпринимает конкретные и активные попытки найти работу; 3) в данный момент готов приступить к работе.

Содержание

Введение…………………………………………………………………3
1.Понятие занятости и безработицы…………………………………...5
2. Виды занятости и безработицы………………………………...……9
3. Социальные последствия безработицы…………………………….12
4. Статистика занятости и безработицы в РФ…………………...……15
5. Государственное регулирование занятости и безработицы………18
Заключение………………………………………….…………………..22
Список литературы………………………………….………………….24

Работа содержит 1 файл

TU_referat.docx

— 52.36 Кб (Скачать)

Структурная безработица связана с технологическими сдвигами в производстве, изменяющими структуру спроса на рабочую силу. Это безработица среди лиц, профессии которых оказались "устаревшими" или менее необходимыми экономике вследствие научно-технического прогресса. Структурная безработица имеет преимущественно вынужденный и более долговременный характер, так как у этой категории безработных нет "готовых" к продаже навыков к работе и получение рабочих мест для них связано с профессиональной переподготовкой, нередко сопровождающейся сменой места жительства.

Циклическая безработица представляет собой отклонение фактического уровня безработицы от естественного. В период циклического спада циклическая безработица дополняет фрикционную и структурную; в периоды циклического подъема циклическая безработица отсутствует.

 

3.Социальные последствия безработицы

 

Безработица, как явление, влечет за собой определенные последствия. Стоит  отметить, что таковые могут иметь  как положительную, так и отрицательную  сторону.

Социальная их сторона такова, что  малейшее колебание уровня безработицы  немедленно отражается на жизни общества в целом. Происходит это путем  суммированного воздействия определенных факторов. Возникающие при этом проблемы можно сгруппировать следующим  образом.

1. Обострение криминогенной ситуации.

2. Усиление социальной напряженности.

3. Рост количества физических и  душевных заболеваний.

4. Увеличение социальной дифференциации.

5. Снижение трудовой активности.

Хочется отметить, что проблемы социального  характера, вызванные безработицей - это еще одна животрепещущая проблема.

Результаты  научных исследований, проведенных в последнее время документально подтверждают существование ряда эмоциональных, социальных, финансовых, семейных, медицинских и политических последствий безработицы.

Среди эмоциональных можно выделить низкую самооценку, депрессию, самоубийство и необходимость психиатрического лечения в стационаре. Среди медицинских проблем - нарушение здоровья, вызванное стрессами (в частности, болезни сердца и почек, алкоголизм и цирроз печени). У работников, которые до объявления об увольнении имели нормальное артериальное давление, сразу же после известия об увольнении она повышалось и оставалось высоким до тех пор, пока они вновь не находили работу. Стрессы, вызванные безработицей, могут сократить продолжительность жизни и, следовательно, повысить уровень смертности.

Существует  связь между ухудшением отношений  в семье (нарушением функционирования семьи) и детской смертностью, жестким  обращением с детьми, разводом, конфликтами  между родителями и детьми, необходимостью передачи детей на опекунство. У  детей в семьях безработных чаще, чем в семьях работающих, встречаются  отклонения в поведении, нарушении  работы желудочно-кишечного тракта и бессонница. У супруги безработного наблюдаются те же психосоматические  симптомы, что и у него самого. По всей вероятности, безработица оказывает  отрицательное воздействие на всех, кого она прямо или косвенно затрагивает.

Ученые  обнаружили несомненную связь между  безработицей и убийствами, насилием и тюремным заключением. Изучение дел  правонарушений показывает, что до 70% заключенных в момент ареста не имели работы, что рецидивизм можно  объяснить отсутствием работы. Влияние  безработицы на финансовое положение  неоспоримо. Работникам и их семьям часто приходится жить на сбережения, продавать вещи и мириться с более  низким уровнем жизни. Кому-то приходится отказываться от дома, автомобиля, объявлять  о банкротстве и даже жить на пособие  по социальному обеспечению.

Несмотря на усилия социальных работников привлечь внимание безработных к  своему бедственному положению как  к политической проблеме, многие безработные  не склонны к политической активности. Причина кроется в боязни идти вразрез с общепринятыми нормами  поведения, опасением поставить  под угрозу свои шансы снова найти  работу.

Исследователи, к сожалению, еще не установили полный перечень трудностей, которые связаны  с поиском работы, и тех сложностей получения новой работы, которые  существуют в обществе, не обеспечивающим всеобщую занятость. В государственных  службах трудоустройства официально регистрируется только 12% вакантных  рабочих мест. Это лишь усугубляет стресс, испытываемый человеком в  процессе поиска работы, в частности, при получении отказа и из-за отсутствия четкого представления о том, где и как искать работу. О рабочих местах, не заявленных на рынке труда, гораздо легче узнать тем, кто имеет работу, чем безработным. Информация о том, как искать работу, предоставляемая на курсах по обучению поиску работы, возможно, достигает цели, укрепляя у людей надежду на получение новой работы. Поэтому в последние годы создаются специальные курсы в помощь безработным.

Вместе с тем, растет численность  незарегистрированных безработных, которые  не считают необходимым обращаться в службу занятости и подчас находят  альтернативные источники существования. Это свидетельствует о росте  видов деятельности, не учитываемых  государственной статистикой, и  требует усиления контроля со стороны  органов управления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Статистика занятости и безработицы в РФ

 

Росстат подвел итоги выборочного  обследования населения по проблемам  занятости по состоянию на вторую неделю февраля 2012 года.

Численность экономически активного населения в возрасте 15-72 лет (занятые + безработные) в феврале 2012г. составила 74,7 млн.человек, или около 53% от общей численности населения страны.

В численности экономически активного  населения 69,9 млн.человек классифицировались как занятые экономической деятельностью и 4,8 млн.человек - как безработные с применением критериев МОТ (т.е. не имели работы или доходного занятия, искали работу и были готовы приступить к ней в обследуемую неделю).

Уровень безработицы (отношение численности безработных к численности экономически активного населения) в феврале 2012г. составил 6,5% (без исключения сезонного фактора).

Уровень занятости населения (отношение численности занятого населения к общей численности населения обследуемого возраста) в феврале 2012г. составил 63,1%.

По сравнению с январем 2012г. численность  занятого населения уменьшилась  на 51 тыс.человек, или на 0,1%, численность безработных - на 87 тыс.человек, или на 1,8%. По сравнению с февралем 2011г. численность занятого населения выросла на 367 тыс.человек, или на 0,5%, численность безработных сократилась на 861 тыс.человек, или на 15,1%.

Общая численность безработных, классифицируемых в соответствии с критериями МОТ, в 3,6 раза превысила численность  безработных, зарегистрированных в  государственных учреждениях службы занятости населения. В конце  февраля 2012г. в государственных учреждениях  службы занятости населения состояло на учете в качестве безработных 1331 тыс.человек.

Как показывают материалы обследований населения по проблемам занятости  в феврале 2012г., 67% безработных искали работу самостоятельно без содействия служб занятости. При этом мужчины реже обращались в службы занятости в поисках работы, чем женщины. Среди безработных мужчин доля ищущих работу с помощью служб занятости в феврале 2012г. составила 29,6%, среди безработных женщин - 36,1%. Наиболее предпочтительным является обращение при поиске работы к помощи друзей, родственников и знакомых - его используют более половины безработных.

Безработица по полу и виду поселения. Среди безработных, по методологии МОТ, доля женщин в феврале 2012г. составила 44,7%, доля городских жителей - 61,1%.

Безработица городского и сельского  населения характеризуется превышением  уровня безработицы среди сельских жителей по сравнению с уровнем  безработицы среди городских  жителей. В феврале 2012г. это превышение составляло 1,9 раза.

Возрастной состав безработных. Средний возраст безработных в феврале 2012г. составил 35 лет. Молодежь до 25 лет составляет среди безработных 26,8% (в январе 2012г. - 28,4%), в том числе в возрасте 15-19 лет - 3,8% (4,7%), 20-24 лет - 23,0% (23,7%). Высокий уровень безработицы отмечался в возрастной группе 15-19 лет (28,2%) и 20-24 лет (14,9%). По сравнению с февралем 2011г. уровень безработицы в возрасте 15-19 лет снизился на 2,0 процентного пункта, в возрасте 20-24 лет - на 1,4 процентного пункта.

В среднем среди молодежи в возрасте 15-24 лет уровень безработицы в  феврале 2012г. составил 15,9%, в том числе  среди городского населения - 14,6%, среди  сельского населения - 19,3%. Коэффициент  превышения уровня безработицы среди  молодежи в среднем по возрастной группе 15-24 лет по сравнению с  уровнем безработицы взрослого  населения в возрасте 30-49 лет составляет 3,1 раза, в том числе среди городского населения - 3,6 раза, сельского населения - 2,3 раза.

Продолжительность поиска работы. Среди безработных 29,2% составляют лица, срок пребывания которых в состоянии поиска работы (безработицы) не превышает 3-х месяцев. Один год и более ищут работу 34,8% безработных (застойная безработица).

Среди сельских жителей доля застойной  безработицы составила 40,1%, среди  городских - 31,4%.

Наличие опыта работы. В численности безработных 28,3% составляют лица, не имеющие опыта трудовой деятельности. В феврале 2012г. их численность по сравнению с февралем 2011г. уменьшилась на 138 тыс.человек, или на 9,2% и составила 1,4 млн.человек. В числе безработных, не имеющих опыта трудовой деятельности, 11,5% составляет молодежь до 20 лет, 52,2% - от 20 до 24 лет, 20,7% - от 25 до 29 лет.

В феврале 2012г. среди безработных  доля лиц, оставивших прежнее место  работы в связи с высвобождением или сокращением численности  работников, ликвидацией организации  или собственного дела, составила 19,1%, а доля лиц, оставивших прежнее место  работы в связи с увольнением  по собственному желанию - 24,5%.

Безработица по федеральным  округам. Самый низкий уровень безработицы, соответствующей критериям МОТ, отмечается в Центральном федеральном округе, самый высокий - в Северо-Кавказском федеральном округе.

 

 

 

 

 

 

5. Государственное регулирование занятости и безработицы

 

Система регулирования занятости  посредством  корректировки  механизмов государственного воздействия и саморегулирования призвана обеспечить условия для воспроизводства рабочей силы  и  рабочих  мест,  их первичного  соединения и повторного воссоединения.  Формирование такой системы в период перехода к рыночной экономике осложняется в  связи  с различиями  воспроизводственного процесса у рабочей силы (цикл воспроизводства,  который исходит из демографической базы,  то есть связан с циклом воспроизводства населения) и у рабочих мест (цикл воспроизводства,  который зависит от  экономических  и  организационно-технических факторов).  Этим  определяются различия в условиях и факторах движения рабочей силы и рабочих мест.

Регулирование занятости заключается  в мерах по поддержанию нормального  соотношения между спросом и  предложением рабочей силы. Соотношение  это должно удовлетворять потребность  экономики в квалифицированных  работниках, не должно приводить к  необоснованному росту заработной платы и резкому снижению занятости Все меры в области регулирования занятости должны быть направлены на поддержание естественного уровня безработицы.

Регулирующая функция государства  состоит в том, чтобы максимально  сблизить спрос на наемную рабочую  силу (со  стороны  работодателей)  и предложения трудоспособного населения.  Причем сближение и сбалансированность необходимо обеспечить не только по количеству и  качественной структуре, но и во времени и пространстве, на макроуровне и на микроуровне.  В силу регулирования занятости объектом  микроуровня  является предприятие,  как  первичное  звено  экономики,  и  город  (населенный пункт), как первичное звено территории, жители которого характеризуются  общностью  интересов в реализации права каждого из них на трудовую деятельность.

Исходным пунктом  правительственной  стратегии  занятости  должен стать принцип предотвращения безработицы, а не принцип борьбы с безработицей.

Концепция государственной политики занятости должна  базироваться на  критериях экономической эффективности и социальной справедливости, ориентация на который призвана решать задачи  содействия  занятости  и защиты трудоспособных граждан от хронической и массовой безработицы. В свою очередь, воздействуя на решение задач в области занятости и социальной  политики  в  целом,  государство  системой взаимосвязанных мер участвует в создании и  поддержании  необходимого  для  экономического возрождения социально-политического климата.  Таким образом, речь идет о формировании регулирующей функции государства  в  области  занятости населения,  которое не должно ограничиваться организацией содействия в трудоустройстве населения,  им следует охватить и сферу "занятого" наемного  труда  (внутрифирменный рынок труда).  Невнимание к этой сфере может сказаться на уровне занятости и безработицы,  постоянно сводя на нет меры по трудоустройству незанятого населения, состав которых будет пополняться из среды занятого наемного  труда.  Общая  закономерность, действие  которой  в условиях перехода российской экономики к рыночным отношениям не вызывает сомнения,  состоит в зависимости уровня и динамики инвестиций. И основная проблема при этом заключается не в необходимости резкого снижения гипертрофированно раздутого объема  капитальных  вложений, а в изменении источников финансирования, главным из которых был государственный бюджет, в сторону повышения роли негосударственного  (акционерного,  частного)  капитала. 

Информация о работе Финансовый контроль