Финансовый контроль

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 01:24, реферат

Описание работы

Контроль проникает во все сферы правоотношений и затрагивает интересы миллионов людей, десятки тысяч организаций.
Существуют законы, указы, постановления, в которых регулируется контрольная и надзорная деятельность. Поэтому ориентироваться в компетенции и полномочиях контролирующих органов затруднительно для руководителей, бухгалтеров субъектов, фирм, предприятий. Как защитить права и интересы, противостоять злоупотреблениям и неквали¬фицированным и ошибочным действиям контролирующих органов, отдельных инспекторов.

Содержание

Введение 3
1.Понятие финансового контроля и его назначение 5
2.Виды финансового контроля и органы, его существляющие 9
2.1 Государственный, внутрифирменный и независимый (аудит) контроль 9
2.2Министерство финансов РФ как субъект финансового контроля 15
2.3Федеральная налоговая служба как субъект государственного финансового контроля 16
3. Методы осуществления финансового контроля 19
Заключение 23
Список использованных источников 25
Приложение 1 26
Приложение 2 27

Работа содержит 1 файл

реферат Фин и Кре.docx

— 147.47 Кб (Скачать)

Руководитель  Федеральной налоговой службы имеет  заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Министром финансов РФ по представлению руководителя Службы.

 

Основные  задачи Федеральной налоговой службы:

 

  • Контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов, сборов и дургих обязательных платежей;
  • Разработка и осуществление налоговой политики для обеспечения своевременного поступления в бюджет налогов и сборов;
  • Валютный контроль в пределах компетенции налоговых органов;

 

Статьей 265 Бюджетного кодекса РФ определены следующие  формы финансового контроля:

    • предварительный контроль осуществляется в ходе обсуждения проектов бюджетов;
    • текущий контроль в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджетов;
    • последующий контроль в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов.

Законодательные органы субъектов Федерации и  представительные органы местного самоуправления при осуществлении финансового  контроля имеют право на получение  от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления всех материалов, необходимых для утверждения  бюджетов и проверки их исполнения. Эти органы могут создавать собственные  контрольные органы.

Федеральное казначейство осуществляет предварительный  и текущий контроль за операциями с бюджетными средствами главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств.

Главные распорядители бюджетных средств  осуществляют финансовый контроль за использованием бюджетных средств их получателями. Главные распорядители имеют право проводить проверки подведомственных государственных и муниципальных предприятий, бюджетных учреждений.

Переход к рыночным отношениям в экономике, изменения в области ценообразования  и планирования, возникновение таких  хозяйствующих субъектов, как хозяйственные товарищества и общества, превращение налогов в основной источник государственных доходов и т. д. обусловили необходимость появления новых органов, осуществляющих финансовый контроль, и новых форм его проведения.

Указом  Президента РФ № 1635 от 23 декабря 1998 г. Государственная  налоговая служба РФ была преобразована  в Министерство Российской Федерации  по налогам и сборам. Также Указом Президента № 314 от 9 марта 2004 г. Министерство РФ по налогам и сборам было переименовано  в Федеральную налоговую службу.

Федеральная налоговая служба, осуществляя свою главную задачу, выполняет следующие  функции:

    • проводит непосредственно и организует работу государственных налоговых инспекций по осуществлению контроля за соблюдением законодательства о налогах и других платежах в бюджет;
    • производит в министерствах и ведомствах, на предприятиях, в учреждениях и организациях, основанных на любых формах собственности, и у граждан проверки денежных документов, регистров бухгалтерского учета, планов, смет, деклараций и иных документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других платежей в бюджет;
    • организует работу государственных налоговых инспекций по учету, оценке и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, кладов;
    • осуществляет возврат излишне взысканных и уплаченных налогов и других обязательных платежей в бюджет через кредитные организации;
    • анализирует отчетные, статистические данные и результаты проверок на местах, подготавливает на их основе предложения о разработке инструктивных методических указаний и других документов по применению законодательных актов о налогах и иных платежах в бюджет и другие функции.

 

 

 

 

 

 

 

3. Методы осуществления финансового контроля

 

Финансовый  контроль проводится разнообразными методами. Под методами финансового контроля понимают приемы, способы, средства его  осуществления. Применение конкретного  метода финансового контроля зависит  от ряда факторов: от правового положения  и особенностей форм деятельности органов, осуществляющих финансовый контроль, от объекта и целей контроля, оснований  возникновения контрольных правоотношений. Проведение методов финансового  контроля,  как правило, всегда планируется. Однако они могут осуществляться и вне плана, в связи с возникшей необходимостью. Систему методов финансового контроля составляют: ревизия, проверка, анализ финансово-хозяйственной деятельности. Каждый из этих методов подразделяются на более частные способы позволяющие решать промежуточные, относительно мелкие задачи. 

Ревизия —это    наиболее    действенный  метод последующего контроля. Ее основная цель — изучить специальными приемами документального и фактического контроля экономическую эффективность финансово-хозяйственной деятельности, законность, достоверность и целесообразность хозяйственных и финансовых операций. Ревизия является важным средством вскрытия и предупреждения различных злоупотреблений, нарушений государственной и финансовой дисциплины, а также выявления и мобилизации внутрихозяйственных резервов.  

Ревизия   отличается   от   других  методов   контроля   определенной периодичностью (не реже одного или двух раз в год). Результаты ревизии оформляются актом, имеющим юридическое значение как источник доказательств в судебно-следственной практике. Ревизия относится и к внутреннему, и к внешнему контролю.

По полноте  охвата хозяйственной деятельности субъекта различаются ревизии полные и частичные, тематические и комплексные.

Полная  ревизия предусматривает проверку всех сторон финансово-хозяйственной  деятельности объекта контроля.

Частичная ревизия проводится для проверки отдельных сторон или участков финансово-хозяйственной  деятельности хозяйствующих субъектов.

Комплексная ревизия является наиболее полной, охватывающей все стороны деятельности проверяемого предприятия, учреждения, организации, охватывает хозяйственную  и финансовую деятельность субъекта контроля, вопросы сохранности и эффективного использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, качества и состояния бухгалтерского учета и отчетности. Для проверки узких технических и технологических вопросов к ревизии привлекаются соответствующие специалисты. Это позволяет при проведении комплексной ревизии обеспечить эффективность и полноту ее результатов.

Тематическая  ревизия проводится на определенную тему по деятельности однотипных предприятий, организаций, учреждений, что позволяет  выявить типичные недостатки или  нарушения и принять меры к  их устранению.

В зависимости  от степени «охвата» финансовых и  хозяйственных операций различают  сплошные, выборочные и комбинированные

ревизии.

Сплошная  ревизия предполагает проверку всех операций на определенном участке деятельности за весь проверяемый период.

Выборочная  ревизия — это проверка определенной части первичных документов за тот  или иной промежуток времени. Как  правило, проверяют один месяц в  квартале, при обнаружении нарушений  переходят к сплошной ревизии.

Комбинированная ревизия предусматривает проверку одних участков сплошным методом, а  других — выборочным, что позволяет  ревизовать большие объекты с  высоким документооборотом, осуществляющие крупные хозяйственные операции.

На основании  проведенной ревизии оформляется акт, по которому принимаются меры по устранению нарушении, возмещению материального ущерба и привлечению виновных лиц к ответственности.

Тематическая проверка (обследование), в отличие от ревизии, проводится по определенному кругу вопросов или по одному вопросу (теме) путем ознакомления на месте с отдельными участками (сторонами) хозяйственной и финансовой деятельности. При этом используют различные приемы фактического и документального контроля, необязательно прибегая к проверке первичных документов и учетных записей с точки зрения их законности и достоверности.

Тематические  проверки (обследования) так же, как  и ревизии, являются формой не только внешнего (внутриведомственного и межведомственного), но и внутрихозяйственного контроля. Они проводятся нерегулярно и  оформляются, как правило, справками  или докладными записками.

Счетная проверка отчетности подразумевает  контроль достоверности бухгалтерских  отчетов и балансов. Это одна из последующего контроля, осуществляемого планомерно (как правило, один раз в год) финансовыми органами, контролирующими расчеты предприятий и производственных объединений по платежам из прибыли. Достоверность отчетных данных проверяется, статистическими и банковскими органами, работниками учетного, финансового и контрольно-ревизионного аппарата вышестоящих органов при приемке отчетности, ревизиях, тематических проверках и анализе финансово-хозяйственной деятельности подведомственных предприятий.

Роль  счетных проверок как одной из форм внутрихозяйственного контроля возрастает на современном этапе, когда все  большее развитие получают крупные  хозяйственные комплексы — производственные объединения. При этом исключительно важен контроль достоверности исходной учетной информации производственных единиц и других низовых подразделений, на основе, которой впоследствии формируются сводные отчетные показатели по объединению в целом.Основными вопросами для счетных проверок являются: достоверность отчетных данных о выполнении планов производства и реализации продукции, прибыли, производительности труда, рентабельности; уровень затрат на производство и себестоимость продукции и др.

Обследование в отличие от проверки  охватывает более широкий спектр финансово – экономических показателей обследуемого экономического субъекта для определения его финансового состояния и возможных перспектив развития.

Надзор производится контролирующими органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на тот или иной вид финансовой деятельности, и предполагает  соблюдение ими установленных  правил и нормативов.

Анализ финансовой деятельности как разновидность финансового контроля предполагает детальное изучение периодической или годовой финансово – бухгалтерской отчетности  с целью общей оценки результатов  финансовой деятельности, оценки финансового состояния  и обеспеченности собственным капиталом и эффективности его использования.

Наблюдение  (мониторинг) – постоянный контроль со стороны кредитных организаций за использованием  выданной ссуды и финансовым состоянием  предприятия-клиента; неэффективное использование полученной ссуды и снижение платежеспособности может привести к ужесточению условий кредитования, требованию долгосрочного возврата ссуды. 

 

 

 

 

Результатом мероприятия финансового контроля (ревизии, проверки и т. п.) является документ (акт, отчёт, справка, заключение), который отражает:

    • достоверную информацию о финансово-хозяйственном состоянии объекта контроля (проверяемой организации),
    • вскрытые в процессе контроля нарушения норм и правил, отклонения от принятых стандартов,
    • факты неэффективного или неэкономного хозяйствования.

 

 

 

 

Заключение

 

Необходимость финансового контроля, его сущность и значение определяются государственным  устройством страны. Финансовый контроль в России особенно актуален в период перехода от командно-административных к рыночным формам управления экономикой. По мере развития рыночной экономики, тем более с усилением ее социальной ориентации, контрольно-финансовые функции государства все более усложняются.

В ходе исследования данной проблемы выясняется, что финансовый контроль охватывает своим воздействие  на   общественные отношения в процессе создания, распределения и использования государственных денежных фондов. Финансовый контроль распространяется не только на финансовые, но и на определенный комплекс хозяйственных отношений, о чем свидетельствуют многочисленные акты ревизий, проверок хозяйственно-финансовой деятельности любого хозяйствующего субъекта. Таким образом, финансовый контроль -это контроль за финансовой    и    хозяйственной    деятельностью    хозяйствующих субъектов.

Финансовый  контроль осуществляется в установленном  правовыми нормами порядке всей системой органов государственной  власти и органов местного самоуправления, в том числе специальными контрольными органами при участии общественных организаций и иных хозяйствующих  субъектов. Их права, обязанности и  ответственность строго регламентированы законодательством.

Назначение  финансового контроля заключается  в содействии успешной реализации финансовой политики государства, а также эффективному использованию финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях финансового  контроля является важнейшим условием обеспечения законности в финансовой и хозяйственной деятельности, экономического и эффективного использования бюджетных, заемных и собственных средств, укрепления финансовой дисциплины.

Финансовый  контроль включает проверку: соблюдения требований экономических законов; составления и исполнения бюджета (бюджетный контроль); финансового состояния и эффективного использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов хозяйствующего субъекта; налоговый контроль и другие направления.

Информация о работе Финансовый контроль