Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 01:24, реферат
Контроль проникает во все сферы правоотношений и затрагивает интересы миллионов людей, десятки тысяч организаций.
Существуют законы, указы, постановления, в которых регулируется контрольная и надзорная деятельность. Поэтому ориентироваться в компетенции и полномочиях контролирующих органов затруднительно для руководителей, бухгалтеров субъектов, фирм, предприятий. Как защитить права и интересы, противостоять злоупотреблениям и неквали¬фицированным и ошибочным действиям контролирующих органов, отдельных инспекторов.
Введение 3
1.Понятие финансового контроля и его назначение 5
2.Виды финансового контроля и органы, его существляющие 9
2.1 Государственный, внутрифирменный и независимый (аудит) контроль 9
2.2Министерство финансов РФ как субъект финансового контроля 15
2.3Федеральная налоговая служба как субъект государственного финансового контроля 16
3. Методы осуществления финансового контроля 19
Заключение 23
Список использованных источников 25
Приложение 1 26
Приложение 2 27
Руководитель Федеральной налоговой службы имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Министром финансов РФ по представлению руководителя Службы.
Основные задачи Федеральной налоговой службы:
Статьей 265 Бюджетного кодекса РФ определены следующие формы финансового контроля:
Законодательные органы субъектов Федерации и представительные органы местного самоуправления при осуществлении финансового контроля имеют право на получение от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления всех материалов, необходимых для утверждения бюджетов и проверки их исполнения. Эти органы могут создавать собственные контрольные органы.
Федеральное казначейство осуществляет предварительный и текущий контроль за операциями с бюджетными средствами главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств.
Главные
распорядители бюджетных
Переход
к рыночным отношениям в экономике,
изменения в области
Указом
Президента РФ № 1635 от 23 декабря 1998 г. Государственная
налоговая служба РФ была преобразована
в Министерство Российской Федерации
по налогам и сборам. Также Указом
Президента № 314 от 9 марта 2004 г. Министерство
РФ по налогам и сборам было переименовано
в Федеральную налоговую
Федеральная налоговая служба, осуществляя свою главную задачу, выполняет следующие функции:
Финансовый
контроль проводится разнообразными методами.
Под методами финансового контроля
понимают приемы, способы, средства его
осуществления. Применение конкретного
метода финансового контроля зависит
от ряда факторов: от правового положения
и особенностей форм деятельности органов,
осуществляющих финансовый контроль,
от объекта и целей контроля, оснований
возникновения контрольных
Ревизия —это наиболее действенный метод последующего контроля. Ее основная цель — изучить специальными приемами документального и фактического контроля экономическую эффективность финансово-хозяйственной деятельности, законность, достоверность и целесообразность хозяйственных и финансовых операций. Ревизия является важным средством вскрытия и предупреждения различных злоупотреблений, нарушений государственной и финансовой дисциплины, а также выявления и мобилизации внутрихозяйственных резервов.
Ревизия отличается от других методов контроля определенной периодичностью (не реже одного или двух раз в год). Результаты ревизии оформляются актом, имеющим юридическое значение как источник доказательств в судебно-следственной практике. Ревизия относится и к внутреннему, и к внешнему контролю.
По полноте охвата хозяйственной деятельности субъекта различаются ревизии полные и частичные, тематические и комплексные.
Полная
ревизия предусматривает
Частичная ревизия проводится для проверки отдельных сторон или участков финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов.
Комплексная ревизия является наиболее полной, охватывающей все стороны деятельности проверяемого предприятия, учреждения, организации, охватывает хозяйственную и финансовую деятельность субъекта контроля, вопросы сохранности и эффективного использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, качества и состояния бухгалтерского учета и отчетности. Для проверки узких технических и технологических вопросов к ревизии привлекаются соответствующие специалисты. Это позволяет при проведении комплексной ревизии обеспечить эффективность и полноту ее результатов.
Тематическая ревизия проводится на определенную тему по деятельности однотипных предприятий, организаций, учреждений, что позволяет выявить типичные недостатки или нарушения и принять меры к их устранению.
В зависимости от степени «охвата» финансовых и хозяйственных операций различают сплошные, выборочные и комбинированные
ревизии.
Сплошная ревизия предполагает проверку всех операций на определенном участке деятельности за весь проверяемый период.
Выборочная ревизия — это проверка определенной части первичных документов за тот или иной промежуток времени. Как правило, проверяют один месяц в квартале, при обнаружении нарушений переходят к сплошной ревизии.
Комбинированная
ревизия предусматривает
На основании проведенной ревизии оформляется акт, по которому принимаются меры по устранению нарушении, возмещению материального ущерба и привлечению виновных лиц к ответственности.
Тематическая проверка (обследование), в отличие от ревизии, проводится по определенному кругу вопросов или по одному вопросу (теме) путем ознакомления на месте с отдельными участками (сторонами) хозяйственной и финансовой деятельности. При этом используют различные приемы фактического и документального контроля, необязательно прибегая к проверке первичных документов и учетных записей с точки зрения их законности и достоверности.
Тематические проверки (обследования) так же, как и ревизии, являются формой не только внешнего (внутриведомственного и межведомственного), но и внутрихозяйственного контроля. Они проводятся нерегулярно и оформляются, как правило, справками или докладными записками.
Счетная проверка отчетности подразумевает контроль достоверности бухгалтерских отчетов и балансов. Это одна из последующего контроля, осуществляемого планомерно (как правило, один раз в год) финансовыми органами, контролирующими расчеты предприятий и производственных объединений по платежам из прибыли. Достоверность отчетных данных проверяется, статистическими и банковскими органами, работниками учетного, финансового и контрольно-ревизионного аппарата вышестоящих органов при приемке отчетности, ревизиях, тематических проверках и анализе финансово-хозяйственной деятельности подведомственных предприятий.
Роль
счетных проверок как одной из
форм внутрихозяйственного контроля возрастает
на современном этапе, когда все
большее развитие получают крупные
хозяйственные комплексы —
Обследование в отличие от проверки охватывает более широкий спектр финансово – экономических показателей обследуемого экономического субъекта для определения его финансового состояния и возможных перспектив развития.
Надзор производится контролирующими органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на тот или иной вид финансовой деятельности, и предполагает соблюдение ими установленных правил и нормативов.
Анализ финансовой деятельности как разновидность финансового контроля предполагает детальное изучение периодической или годовой финансово – бухгалтерской отчетности с целью общей оценки результатов финансовой деятельности, оценки финансового состояния и обеспеченности собственным капиталом и эффективности его использования.
Наблюдение (мониторинг) – постоянный контроль со стороны кредитных организаций за использованием выданной ссуды и финансовым состоянием предприятия-клиента; неэффективное использование полученной ссуды и снижение платежеспособности может привести к ужесточению условий кредитования, требованию долгосрочного возврата ссуды.
Результатом
мероприятия финансового
Необходимость финансового контроля, его сущность и значение определяются государственным устройством страны. Финансовый контроль в России особенно актуален в период перехода от командно-административных к рыночным формам управления экономикой. По мере развития рыночной экономики, тем более с усилением ее социальной ориентации, контрольно-финансовые функции государства все более усложняются.
В ходе исследования данной проблемы выясняется, что финансовый контроль охватывает своим воздействие на общественные отношения в процессе создания, распределения и использования государственных денежных фондов. Финансовый контроль распространяется не только на финансовые, но и на определенный комплекс хозяйственных отношений, о чем свидетельствуют многочисленные акты ревизий, проверок хозяйственно-финансовой деятельности любого хозяйствующего субъекта. Таким образом, финансовый контроль -это контроль за финансовой и хозяйственной деятельностью хозяйствующих субъектов.
Финансовый контроль осуществляется в установленном правовыми нормами порядке всей системой органов государственной власти и органов местного самоуправления, в том числе специальными контрольными органами при участии общественных организаций и иных хозяйствующих субъектов. Их права, обязанности и ответственность строго регламентированы законодательством.
Назначение финансового контроля заключается в содействии успешной реализации финансовой политики государства, а также эффективному использованию финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях финансового контроля является важнейшим условием обеспечения законности в финансовой и хозяйственной деятельности, экономического и эффективного использования бюджетных, заемных и собственных средств, укрепления финансовой дисциплины.
Финансовый контроль включает проверку: соблюдения требований экономических законов; составления и исполнения бюджета (бюджетный контроль); финансового состояния и эффективного использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов хозяйствующего субъекта; налоговый контроль и другие направления.