Финансовый контроль

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 00:50, реферат

Описание работы

Среди огромного многообразия финансовых отношений нет ни одного, которое не было бы связано с контролем за формированием и использованием денежных фондов. В то же время нет и таких финансовых отношений, которым была бы присуща только функция контроля.
С помощью финансов государство осуществляет распределение общественного продукта не только в натурально- вещественной форме, но и по стоимости.

Содержание

Введение
1. Финансовый контроль
1.1. Государственный финансовый контроль
1.2. Муниципальный финансовый контроль
1.3. Объекты финансового контроля
1.4. Субъекты финансового контроля
2. Содержание финансового контроля
3. Формы финансового контроля
3.1. Контроль за состоянием финансовой устойчивости
3.2. Контроль за реализацией стратегии финансирования
3.3. Контроль за распределениями капитала
3.4. Контроль за расходами
3.5. Контроль за денежным оборотом
4. Виды финансового контроля
5. Требования, предъявляемые к финансовому контролю
6. Сроки проведения финансового контроля
7. Методы проведения финансового контроля
8. Ревизия0
9. Аудит
9.1. Внутренний аудит
9.2. Внешний аудит
10. Задачи финансового контроля
11. Роль финансового контроля в экономике страны
12. Список литературы

Работа содержит 1 файл

финансы.doc

— 132.00 Кб (Скачать)

      Контроль за состоянием финансовой  устойчивости предполагает контроль за:

- факторами  и показателями финансовой устойчивости;

- рентабельностью;

- соотношением  кредиторской и дебиторской задолженности;

-   финансовой дисциплиной на предприятии;

- соответствием доходов и расходов предприятия и его структурных подразделений, единиц и др. 

3.2. Контроль за реализацией стратегии финансирования. 

      Составными элементами контроля за реализацией стратегии финансирования являются:

- контроль  за поступлением выручки от  реализации (по стабильности, своевременности, объемам);

- изучение  кредитоспособности предприятия;

- проверка  осуществления кредитной политики;

- анализ  управления заемными средствами, кредиторской задолженностью;

- исследование  реализации амортизационной политики;

- контроль  за состоянием ликвидности предприятия;

- проверка  реализации эмиссионной политики  и пр. 

                       3.3. Контроль за распределением капитала.  

      Контроль за распределением капитала  проводится по следующим направлениям:

- распределение  и использование выручки;

- распределение  прибыли;

- контроль  за соотношением между фондами  потребления и накопления;

- инвестирование  капитала, реализация инвестиционной  политики;

- управление  дебиторской задолженностью;

- мотивация  труда и т.д. 
 
 

3.4. Контроль за расходами. 

      Контроль за расходами сводится  к следующему:

- управление  формированием затрат;

- оптимизация  затрат, внедрение и реализация  режима экономии, системы санкций  и поощрений;

- соблюдение  утвержденных норм расходования  материальных и финансовых ресурсов;

- контроль  за доходами, оплатой труда;

- реализацию  дивидендной политики и т.д. 

3.5. Контроль за денежным оборотом. 

      Контроль за денежным оборотом  предполагает:

- контроль  за качеством управления финансовыми  потоками;

- проверку  правильности, своевременности и полноты перечисления средств в фонды предприятия;

- выбор  форм расчетов и контроль за  их состоянием;

- контроль  за управлением положительных  и отрицательных денежных потоков  и их сальдо;

- изучение  оборачиваемости активов и пр. 

4. Виды финансового контроля. 

      Различают внутренний и внешний финансовый контроль.

- Внутренний контроль организует непосредственно администрация предприятия или его собственники.

- Внешний вид контроля – государственные органы и организации.

      Внешний вид контроля могут  осуществлять и финансово-кредитные организации, и предприятия. Что касается внутреннего контроля, то он обычно носит инициативный характер, т.е. осуществляется по инициативе менеджеров или собственников. Внутренний контроль может осуществляться и выборными органами, например ревизионной комиссией предприятия. Инициативный контроль противостоит обязательному (осуществляемому в обязательном порядке на основании законодательных и нормативных активов) и может проводится как внешними по отношению к предприятию лицами, так и его сотрудниками, а также

специалистами со стороны налоговых органов, Пенсионного фонда, Фонда занятости, ведомственного контроля и т.д.

      Во время осуществления различают  предварительный, текущий и заключительный  контроль. Предварительный контроль происходит до начала контролируемой деятельности. Текущий контроль осуществляется в процессе реализации финансовой политики фирмы и конкретного вида контролируемой деятельности. Он обеспечивает обратную связь между управляемой и управленческой системами. Заключительный контроль осуществляется на конечной стадии реализации финансовой политики. Этот контроль призван оценить эффективность реализации финансовой политики. Заключительный контроль в наибольшей мере отвечает задачам финансового анализа.

     В зависимости от органов его осуществляющих, финансовый контроль подразделяется на государственный, внутрихозяйственный, аудит. Государственный контроль, в свою очередь, делится на общегосударственный и ведомственный. Общегосударственный контроль осуществляют парламент, Правительство, министерство по налогам и сборам, Федеральное казначейство, Министерство финансов РФ, Центральный Банк России.

      Ведомственный контроль осуществляется в отраслях ревизорами вышестоящих органов на подчиненных предприятиях и организациях.

     Местный финансовый контроль осуществляют органы местного самоуправления, не входящие в систему органов государственной власти.

      Внутрихозяйственный  контроль осуществляется специализированными подразделениями в структуре хозяйствующих субъектов.

     Аудит осуществляют негосударственные, независимые, хозрасчетные контрольные органы, проводящие ревизии и проверки на предприятиях и в организациях всех форм собственности. 

5. Требования, предъявляемые к финансовому контролю. 

     Финансовый контроль должен быть:

- элементом  системы управленческого учета на предприятии, финансового менеджмента, мониторинга текущей финансовой деятельности, основой принятия управленческих решений;

-   оперативным, своевременным;

-   сквозным, т.е. затрагивать все аспекты деятельности, и ненавязчивым;

-   отражать как стратегические, так и тактические задачи;

-   непрерывным (а не эпизодическим);

-   стабильным и в то же время достаточно гибким, видоизменяемым во времени;

-   качественным, надежным, простым, недорогим;

-   адекватным финансовой стратегии и возможностям предприятия;

- научно обоснованным (отражать современные требования финансового менеджмента). 

6. Сроки проведения финансового контроля. 

      По срокам проведения финансовый  контроль делиться на предварительный, текущий и последующий.

       Предварительный финансовый контроль осуществляется до совершения финансовых операций и имеет большое значение для предупреждения нарушений. Он предусматривает оценку обоснованности финансовых программ и прогнозов в процессе составления, рассмотрения и утверждения бюджетных планов всех уровней, смет внебюджетных фондов – на основе оценки обоснованности распределения ВВП и других макроэкономических показателей развития экономики страны, на микроуровне – в процессе разработки финансовых планов и смет, кредитных и кассовых заявок, финансовых разделов бизнес–планов, составлении прогнозов балансов хозяйствующих структур.

      Текущий финансовый контроль осуществляется в процессе выполнения финансовых планов, в ходе самих хозяйственно-финансовых операций. Его задачей является своевременный контроль правильности, законности и целесообразности произведенных расходов, полученных доходов, полноты и своевременности расчетов с бюджетом. Он производится повседневно финансовыми службами с тем, чтобы своевременно обнаружить и установить допущенные ошибки. Оперативность и гибкость здесь имеют первостепенное значение.

      Последующий финансовый контроль организуется в форме проверок и ревизий правильности, законности и целесообразности произведенных финансовых операций. Основными его задачами являются выявление недостатков и упущений в использовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов; возмещение нанесенного ущерба; привлечение к административной и материальной ответственности виновных лиц; принятие мер по предотвращению в дальнейшем случаев нарушения финансовой дисциплины. 

7.  Методы проведения финансового контроля. 

      По методам проведения финансовый  контроль подразделяется на: проверки, обследования, надзор, экономический анализ, ревизии.

- проверка производится по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности  на основе отчетных, балансовых и расходных документов. В процессе проверки выявляются нарушения финансовой дисциплины и намечаются мероприятия по их устранению.  

Финансовый  контроль проверяет:

- соблюдения  требований экономических законов  (оптимальности пропорций распределения  и перераспределения национального  дохода);

- составления  и исполнения бюджетного плана  (бюджетный контроль);

- эффективности использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов предприятий и организаций, бюджетных учреждений;

- налоговых  взаимоотношений.

- обследование охватывает отдельные стороны деятельности предприятий, учреждений. В ходе обследования могут осуществляться контрольные обмеры выполненных работ, расхода материалов, топлива, энергии. Обследование может проводиться также через опрос, наблюдение, инспекцию.

- надзор проводиться контролирующими органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на определенный вид финансовой деятельности: страховую, инвестиционную, банковскую и др. Он предполагает контроль за соблюдением установленных правил и нормативов, нарушение которых влечет за собой отзыв лицензии.

- экономический анализ, как разновидность финансового контроля, имеет целью детальное изучение периодической или годовой финансовой и бухгалтерской  отчетности с целью общей оценки результатов хозяйственной деятельности, финансового состояния и обоснования возможностей их эффективного использования.

- ревизия это наиболее распространенная форма финансового контроля, представляющая собой взаимосвязанный комплекс проверок финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций, проводимых с помощью определенных приемов фактического и документального контроля. Ревизия проводится для установления целесообразности, обоснованности, экономической эффективности совершенных хозяйственных операций, проверки соблюдения финансовой дисциплины, достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности – для выявления нарушений и недостатков в деятельности ревизуемого объекта.

     Независимый финансовый контроль осуществляется аудиторами (аудиторскими фирмами) В соответствии с временными правилами аудиторской деятельности в Российской Федерации, утвержденными Указом Президента РФ от 22 декабря 1993г., аудиторские проверки делятся на обязательные, прямо предусмотренные законодательными актами РФ или по поручению правоохранительных органов, и инициативные – по решению хозяйствующего субъекта. В зависимости от сферы проведения аудита он делится на банковский, аудит внебюджетных, инвестиционных фондов и бирж, аудит страховых организаций и общий аудит. Аудиторская проверка может проводиться силами самих хозяйствующих субъектов; в этом случае она называется внутрифирменным аудитом. Если проверку проводит аудиторская фирма (аудитор), она относится к внешнему аудиту. 

8. Ревизия 

     Ревизия – основной метод осуществления финансового контроля. По содержанию ревизия бывает документальной, фактической (инвентаризация, пересчет денег и валютных ценностей); по способу назначения: плановой и внеплановой.  Ревизия осуществляется специально созданной комиссией. По окончании ревизии составляется акт ревизии – документ, имеющий важное юридическое значение. Он подписывается членами комиссии, руководителем и главным бухгалтером проверяемого предприятия, организации. В акте ревизии указываются ее цели, основные результаты проверки, выявленные факты нарушений, виновные лица и предлагаются меры ответственности для виновных должностных лиц.

      По полноте охвата хозяйственной деятельности субъекта различаются ревизии полные и частичные, тематические и комплексные.

Информация о работе Финансовый контроль