Финансовый контроль

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 00:50, реферат

Описание работы

Среди огромного многообразия финансовых отношений нет ни одного, которое не было бы связано с контролем за формированием и использованием денежных фондов. В то же время нет и таких финансовых отношений, которым была бы присуща только функция контроля.
С помощью финансов государство осуществляет распределение общественного продукта не только в натурально- вещественной форме, но и по стоимости.

Содержание

Введение
1. Финансовый контроль
1.1. Государственный финансовый контроль
1.2. Муниципальный финансовый контроль
1.3. Объекты финансового контроля
1.4. Субъекты финансового контроля
2. Содержание финансового контроля
3. Формы финансового контроля
3.1. Контроль за состоянием финансовой устойчивости
3.2. Контроль за реализацией стратегии финансирования
3.3. Контроль за распределениями капитала
3.4. Контроль за расходами
3.5. Контроль за денежным оборотом
4. Виды финансового контроля
5. Требования, предъявляемые к финансовому контролю
6. Сроки проведения финансового контроля
7. Методы проведения финансового контроля
8. Ревизия0
9. Аудит
9.1. Внутренний аудит
9.2. Внешний аудит
10. Задачи финансового контроля
11. Роль финансового контроля в экономике страны
12. Список литературы

Работа содержит 1 файл

финансы.doc

— 132.00 Кб (Скачать)

      Из всех подразделений Министерства  финансов РФ особая роль при  осуществлении государственного  финансового контроля отводится  действующему при нем Контрольно-ревизионному  управлению (в настоящее время  – департамент государственного  финансового контроля и аудита), имеющему территориальные и местные органы. В соответствии с действующим законодательством это управление:

- проводит ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций, использующих средства федерального бюджета;    

- контролирует  фактическое наличие денежных  средств и товарно-материальных  ценностей в бюджетных учреждениях;

- осуществляет  встречные проверки организаций,  связанных с ревизируемым объектом;

- разрабатывает  предложения по результатам ревизии  и контролирует их выполнение;

- сообщает  заинтересованным органам факты  и обстоятельства крупных хищений  и недостач денежных средств  и товарно-материальных ценностей.

      Схожие по своему характеру  функции по осуществлению государственного  финансового контроля за соблюдением действующего федерального законодательства в части исполнения бюджета Российской Федерации и бюджетов федеральных внебюджетных фондов осуществляет Федеральное казначейство, созданное в соответствии с Указом Президента РФ и положением «О Федеральном казначействе РФ». Федеральное казначейство является органом государственного и финансового контроля в составе Министерства финансов РФ. Его система состоит из главного управления, проводящего работу по контролю за соблюдением действующего законодательства в части исполнения федерального бюджета Российской Федерации и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, и территориальных органов, которые контролируют поступление и использование бюджетных средств федерального бюджета и федеральных бюджетных фондов на территории субъекта Российской Федерации.

      Для осуществления государственного  финансового контроля за соблюдением  налогового законодательства созданы  органы государственного налогового  контроля. Задача работы этих  органов заключается в систематизации учета, отчетности, контролю за налогоплательщиками и объектами, подлежащими налогообложении. И налоговой проверке. В соответствии с действующим законодательством полномочиями органов налогового контроля обладают Государственная налоговая служба Российской Федерации, созданная согласно Закону РФ «О Государственной налоговой службе», и таможенные органы – в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом Российской федерации. Таможенные органы Российской Федерации в соответствии с положениями Таможенного кодекса Российской Федерации имеют полномочия в области государственного контроля, связанные с перемещением товаров через таможенную границу России.

      В целях контроля за соблюдением  налогового законодательства, предупреждения  и пресечения экономических преступлений в России создана Федеральная служба налоговой полиции Российской Федерации, деятельность которой регламентируется положениями Закона Российской Федерации «О федеральных органах налоговой полиции». Согласно положениям налогового кодекса, Федеральная служба налоговой полиции РФ  к налоговым органам на относится. Она призвана выполнять функции по предупреждению, выявлению, пресечению и расследованию нарушений налогового законодательства, которые являются преступлениями или административными правонарушениями. Следовательно, деятельность органов налоговой полиции в области государственного финансового контроля носит оперативно-розыскной характер.

      Государственный финансовый контроль  осуществляется также рядом других  государственных органов: Центральным банком РФ, Министерством государственного имущества РФ, Министерством по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства РФ, ВЭК России, ФККЦБ России. 

1.2. Муниципальный финансовый контроль. 

      Муниципальный (местный) финансовый контроль осуществляют органы местного самоуправления, не входящие в систему органов государственной власти.

      Применяются различные виды контроля: за использованием средств в  рамках отдельного предприятия,  за достижением намеченных региональными  программами целей или за эффективностью предпринятых мер на территории местных административных единиц.

      Управление, муниципальной собственностью  включая финансы, осуществляется  органами местного самоуправления  или непосредственно населением  муниципального образования.

      Полномочиями по управлению муниципальными  финансами наделены в определенной  степени, как представительный орган местного самоуправления, так и местная администрация.

      Для осуществления контрольных  полномочий в рамках местного  самоуправления формируется контрольный орган муниципального образования.

      Контрольный орган муниципального  образования может существовать  в различных формах:

- контрольно-счетная  палата;

- ревизионная  комиссия;

- другие.

      В процессе осуществления контрольной деятельности контрольный орган муниципального образования может использовать любые свои полномочия по вопросам, отнесенным к его компетенции. При проведении проверок контрольный орган муниципального образования использует данные бухгалтерского и налогового учетов, бюджетную документацию, банковскую документацию, другие документы.

      Контрольный орган муниципального  образования не зависит от  местной администрации, в противном  случае работа его была бы  неэффективной.

      Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обязаны предоставлять в контрольный орган муниципального образования по его требованию необходимую информацию и документы по вопросам, относящимся к их компетенции.

      Результаты проверок, осуществляемых контрольным органом муниципального образования, подлежат опубликованию (обнародованию).

      Обнаружение контрольным органом  местного самоуправления нарушений  законодательства РФ или муниципальных  правовых актов может повлечь  неблагоприятные последствия для ответственных органов и лиц, предусмотренные уставом муниципального образования. Для должностных лиц местного самоуправления нарушения, связанные с нарушением законодательства РФ, могут повлечь ответственность вплоть до уголовной. 

1.3. Объект финансового контроля 

      Объектом финансового контроля являются денежные отношения, перераспределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов, в том числе в форме денежных фондов на всех уровнях и во всех звеньях хозяйства:

- реализация  целевой функции предприятия;

- состояние  финансовой устойчивости;

- состояние  финансирования предприятия;

- распределение  капитала, доходов;

- осуществляемые  расходы, затраты;

- реальные  денежные обороты, состояние платежей  и расчетов;

- сохранение  конкурентных позиций на рынке определенных товаров;

- осуществление  коммуникативной функции предприятия. 

1.4.Субъекты финансового контроля. 

     К субъектам финансового контроля относятся:

- государство;

- предприятия;

- учреждения.

      По субъектам осуществления финансовый контроль делиться на:

- государственный  (общегосударственный и ведомственный);

- местный;

- внутрихозяйственный;

- независимый  (аудит). 

      В зависимости от субъектов  осуществляющих финансовый контроль, различают общегосударственный,  ведомственный, внутрихозяйственный, общественный и независимый (аудиторский) финансовый контроль.

     Общегосударственный (вневедомственный) финансовый контроль осуществляют органы государственной власти и управления. Контролю подлежат объекты независимо от их ведомственной подчиненности.

      Ведомственный финансовый контроль проводят контрольно-ревизионные отделы министерств и ведомств. Эти органы осуществляют проверки финансово-хозяйственной деятельности подведомственных предприятий и учреждений.

      Внутрихозяйственный финансовый контроль проводится финансовыми службами предприятий, учреждений (бухгалтериями, финансовыми отделами). В их функции входит проверка производственной и финансовой деятельности самого предприятия, а также его структурных подразделений.

      Общественный финансовый контроль выполняют отдельные физические лица на добровольных началах.

      Независимый финансовый контроль осуществляют аудиторские фирмы и службы. Объектом данного контроля является деятельность всех экономических субъектов.

      Государственный финансовый контроль проводится органами законодательной (представительной) и исполнительной власти Российской Федерации. На федеральном уровне органом, осуществляющим финансовый контроль по линии законодательной власти, является Парламент Российской Федерации – при рассмотрении и утверждении проекта федерального бюджета и отчета об его исполнении.

     Непосредственно предметом проверок выступают такие стоимостные показатели, как прибыль, доходы, рентабельность, себестоимость, издержки обращения.

     Сферой финансового контроля являются практически все операции, совершаемые с использованием денег, а в некоторых случаях и без них (бартерные сделки).

 

2.   Финансовый контроль по содержанию подразделяется на: 

1)бюджетный контроль:

    - парламентский;

    - счетной палаты РФ;

    - федерального казначейства Министерства финансов.

2) налоговый контроль; его осуществляют:

    - Министерство по налогам и  сборам РФ;

    - Государственный таможенный комитет  РФ;

3) банковский контроль:

    - Центральный банк РФ.

4) контроль над страховой деятельностью:

    - Департамент страхового надзора  Министерства финансов РФ.

5) таможенный контроль:

    - ГТКРФ.

6) валютный контроль:

    - органы валютного контроля.  

 

3. Формы финансового  контроля. 

      Формами финансового контроля (помимо анализа)  также могут быть:

- проверки (изучение отдельных сторон финансовой деятельности);

- обследования (развернутые, более широкие, комплексные проверки);

- надзор (со стороны органов, которые выдают лицензии, а также осуществляющих контроль в первую очередь за соблюдением предписанных нормативов деятельности);

- наблюдение (мониторинг);

- судебно-бухгалтерская экспертиза (по запросам правоохранительных органов) и др.

      Одним из наиболее действенных  методов финансового контроля  являются ревизия, т.е. всестороннее обследование финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующего субъекта в целях установления степени ее законности, целесообразности и т.п. 

3.1. Контроль за состоянием  финансовой устойчивости. 

Информация о работе Финансовый контроль