Финансовый контроль: виды, формы, методы

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 12:50, курсовая работа

Описание работы

Преобразование системы хозяйствования ставит вопрос о принципиальных изменениях в реализации контрольной функции как внутри предприятия, так и со стороны внешних контролирующих органов. Это объясняется тем, что большая часть органов контроля формировалась в недрах командно-административной системы управления. Их структура, цели и функции отображали потребности этой системы.

Содержание

Введение
Глава 1. Понятие, сущность и элементы финансового контроля
1.1 Понятие финансовой системы
1.2 Виды финансового контроля
1.3 Принципы финансового контроля
Глава 2. Эффективный финансовый контроль, как один из факторов экономического роста страны
2.1 Анализ эффективности финансового контроля в РК
2.2 Формы финансового контроля
2.3 Классификация финансового контроля
Глава 3. Влияние финансового контроля на экономический рост республики Казахстан
3.1 Экономические функции финансового контроля
3.2 Методы финансового контроля
3.3 Повышение эффективности финансового контроля
Заключение
Список использованной литературы
Приложения

Работа содержит 1 файл

финансовый контроль.doc

— 263.50 Кб (Скачать)

      Ответственность государственных контролеров имеет  первостепенное значение, так как  от их работы, их выводов по большому счету зависит государственная экономическая безопасность и общественное благосостояние в целом.

      - Ответственность контролируемых

      Должны  быть установлены виновники выявленных ошибок и злоупотреблений в управлении государственными финансами и иной государственной собственностью, они  должны нести ответственность согласно степени тяжести и степени  влияния допущенных ими незаконных действий для государственных финансов.

      6. Принцип сбалансированности

      Этот  принцип неразрывно связан с принципом  ответственности. Сбалансированность означает, что субъекту контроля нельзя предписывать контрольные функции, не обеспеченные средствами для их выполнения. Точно также не должно быть средств, не связанных той или иной функцией. Или другими словами, при определении обязанностей субъекта контроля должен быть определен соответствующий объем прав и возможностей, и наоборот.

      7. Принцип системности

      Предполагает наличие системы органов государственного финансового контроля. Но системообразующий элемент может быть и не один, т.е. система необязательно подразумевается как единая иерархическая конструкция подчиненности. Допускается относительная самостоятельность органов контроля, образуемых по линии ветвей власти.

      Все принципы взаимосвязаны, порядок их сочетания зависит от конкретных обстоятельств.

      В процессе осуществления финансового  контроля возникает особая разновидность  финансовых правоотношений - финансово-контрольных.

      Сторонами этого правоотношения выступают  субъект контроля и объект контроля. Субъект контроля - это финансово-контрольный  орган, представляющий в этом правоотношении государство. Наиболее типичными субъектами контроля являются специализированные органы финансового контроля. В качестве объекта контроля выступают государственные органы, юридические лица, граждане.

 

       Глава 2. Эффективный финансовый контроль, как один из факторов экономического роста страны 

      2.1 Анализ эффективности финансового контроля в РК 

      Из  общей суммы охваченных контролем  бюджетных средств, расходы 2005 года проверены в сумме 586,1 млрд. тенге, 2004 года – 738,5 млрд. тенге, произведенные  ранее 2004 года - 167,7 млрд. тенге.

      Из  общего количества осуществленных проверок неплановые составляют 29,1 процента.

      Комплексным контролем охвачено государственных  учреждений в объеме 17,9 процента от их общего числа, хозяйствующих субъектов  с государственной долей – 20,3 процента от их общего числа.

      Из  общей суммы выявленных нарушений  на плановый контроль приходится 48,8 процента, на неплановый – 51,2 процента.

      Контролем 120 местных бюджетов, в том числе  шести областных, установлено нарушений  законодательства, постановлений и  решений маслихатов и акиматов в  сумме 12 401,6 млн. тенге.

      Кроме того, проведено 3 218 проверок соблюдения законодательства о государственных закупках, из них по результатам 1 751 проверки установлены нарушения законодательства на сумму 118 627,4 млн. тенге.

      В общей сумме выявленных нарушений (без учета законодательства о государственных закупках) неэффективное использование бюджетных средств и активов государства составляет 6 943,9 млн. тенге; необоснованное использование бюджетных средств и активов государства - 6 167,8 млн. тенге; неполное и несвоевременное перечисление неналоговых платежей в бюджет – 2841,5 млн. тенге; нецелевое использование бюджетных средств и кредитов – 2351,1 млн. тенге; недостачи денежных средств и материальных ценностей – 1457,1 млн. тенге и другие нарушения – 12 401,8 млн. тенге.

      Отдельные материалы контроля переданы в правоохранительные органы для принятия процессуальных решений, в зависимости от которых возможна корректировка отчетных данных.

      Контролем исполнения республиканского бюджета  выявлено финансовых нарушений в  сумме 12 174,8 млн. тенге, в том числе: неэффективное использование бюджетных средств – 4 947,4 млн. тенге; необоснованное использование бюджетных средств 1 832,7 млн. тенге; нецелевое использование бюджетных средств – 681,9 млн. тенге; недостачи товарно-материальных ценностей и денежных средств – 503,2 млн. тенге; неполное и несвоевременное перечисление неналоговых платежей в бюджет – 406,8 млн. тенге и прочие нарушения – 3 802,8 млн. тенге.

      В соответствии с Планом работы на 2005 год, осуществлен комплексный контроль Министерств: внутренних дел, обороны, охраны окружающей среды, сельского хозяйства, образования и науки, энергетики и минеральных ресурсов, Агентства по делам государственной службы и Комитета таможенного контроля Министерства финансов Республики Казахстан.

      В Министерстве сельского хозяйства и его подведомственных учреждениях и предприятиях установлено нарушений на сумму 13 858,0 млн. тенге, в том числе нарушения законодательства о государственных закупках -7 965,0 млн. тенге.

      Постановлением  Правительства Республики Казахстан от 26 февраля 2003 года №205 «О некоторых вопросах государственных закупок зерна урожая 2003 года», план закупа для обновления государственного продовольственного зерна на 2003 год установлен в объеме 368,3 тыс. тонн. Фактически закуплено 194,9 тыс. тонн или не исполнены обязательства (закуп зерна) в резерв государства на 173,4 тыс. тонн. В результате цель бюджетной программы – обновление государственного продовольственного резерва зерна не обеспечена на сумму 2 589,4 млн. тенге.

      В Комитете водных ресурсов и его подведомственных подразделениях установлены нарушения в сумме 2 389,5 млн. тенге.

      В 2004 году в целом по республике вододатели вместо планового объема услуг по подаче воды 10043,7 млн. м³ фактически подали воды в объеме 8500,7 млн. м³ или меньше на 1543,0 млн. м³. В нарушение, действовавшего в проверяемый период, Закона Республики Казахстан «О бюджетной системе» и паспорта бюджетной программы, издан приказ Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан от 8 апреля 2004 года №190, в котором размер выделяемых субсидий установлен в прямой зависимости от утвержденных тарифов от 40 до 90 процентов. Таким образом, Комитету по водным ресурсам за счет необоснованного применения завышенных тарифов и увеличения количества вододателей выделены средства из республиканского бюджета в общей сумме 547,9 млн. тенге на погашение задолженности 2004 и 2005 годов. Данное обстоятельство привело к тому, что Комитет при исполнении бюджета принял на себя обязательства, приведшие к необоснованному увеличению финансирования.

      Проверкой программы 012 «Кредитование лизинга  оборудования для предприятий по переработке сельхозпродукции»  в Валют-Транзит Банке установлено, что в течение 6 месяцев с момента  освоения не использованы кредитные  ресурсы для предоставления в  лизинг оборудования для конечных заемщиков – сельскохозяйственных товаропроизводителей в общей сумме 172,5 млн. тенге. До настоящего времени данный кредит в республиканский бюджет не возвращен, цель бюджетной программы не достигнута.

      Аналогично, средства республиканского бюджета, перечисленные в ОАО «Банк Каспийский» для кредитования операций по лизингу оборудования предназначенного для предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции в сумме 167,0 млн. тенге были в обороте данного банка в течение 4 месяцев, при этом сельскохозяйственные товаропроизводители, данные средства в виде кредитов не получили. В последствии ОАО «Банк Каспийский» осуществил возврат 167,0 млн. тенге в доход республиканского бюджета с уплатой неустойки в сумме 3,4 млн. тенге.

      В нарушение постановления Правительства Республики Казахстан от 27 мая 1999 года №663 «Об упорядочении эксплуатации служебных легковых автомашин для транспортного обслуживания государственных органов Республики Казахстан» в Министерстве сельского хозяйства и его ведомствах установлено содержание сверхлимитного автотранспорта в количестве 24 единиц, в том числе в 2003 году – 14 единиц, в 2004 году – 5 единиц и в 1 квартале 2005 года – 5 единиц. В общем необоснованные расходы на содержание, указанного автотранспорта, составили 3,4 млн. тенге.

      Кроме того, за период 2004 года и I квартал 2005 года дополнительно выявлено содержание 4 сверхлимитных легковых автомобилей за счет РГП «Жасыл-Аймак», которые обслуживали должностных лиц Комитета лесного и охотничьего хозяйства. Необоснованные расходы составили 6,8 млн. тенге.

      В 2003 году по программе «Приобретение  специального автотранспорта для территориальных  органов Министерства сельского  хозяйства РК» приобретено автомобилей  ВАЗ 21213 в количестве 270 единиц, из них  11 автомашин на сумму 9,9 млн. тенге на момент проверки эксплуатировались центральным аппаратом. То есть территориальные подразделения министерства потребности в указанном автотранспорте не испытывали.

      Проверками  бюджетной программы «Субсидии  племенного животноводства» также выявлены финансовые нарушения. Так, только по 11 хозяйствам Атырауской, Кызылординской, Мангистауской, Северо-Казахстанской областей излишне выплачены субсидии на сумму 3,3 млн. тенге, из них в ходе контроля перечислено в доход бюджета 0,5 млн. тенге.

      Средства  республиканского бюджета, выделенные на поддержку развития семеноводства  также использовались с нарушением действующего законодательства. Так, РГКП «Восточно-Казахстанское опытное  хозяйство» в 2004 году выделены субсидии на реализацию элитных семян отдельным сельскохозяйственным товаропроизводителям, путем прямого бартерного обмена на продукты питания без подтверждения факта реализации элитных семян на сумму 9,3 млн. тенге. Здесь же, в 2004 году допущены необоснованные расходы на погашение арендной платы за жилье директора РГКП в сумме 0,1 млн. тенге и расходы на приобретение легкового автомобиля на 2,4 млн. тенге, при этом, данные расходы утвержденной сметой не предусмотрены.

      В РГКП «Карабалыкская сельскохозяйственная опытная станция» без подтверждающих документов списано денежных средств на расходы предприятия в сумме 31,0 млн. тенге. Кроме того, полученные в 2003 году сверх сметы доходы в сумме 4,7 млн. тенге в бюджет не перечислены.

      Контролем акционерного общества «Фонд финансовой поддержки сельского хозяйства» по вопросу состояния кредиторской задолженности перед республиканским бюджетом по централизованным (директивным) кредитам установлено, что кредиты, возвращенные за счет погашения задолженности перед Фондом сельскими товаропроизводителями в сумме 284,9 млн. тенге в республиканский бюджет не направлялись, а использовались на собственные нужды Фонда.

      Кроме того, в министерстве и его структурных  подразделениях установлены факты, когда конкурсные заявки потенциальных  поставщиков приводились в соответствие требованиям законодательства после их сдачи в конкурсную комиссию. В результате таких действий неправомерно определены победители конкурсов на сумму свыше 90,0 млн. тенге.

      В ряде случаев конкурсными комиссиями допускался избирательный подход к определению победителя конкурса.

      Например, по итогам конкурса по государственным  закупкам работ по строительству  и реконструкции объектов питьевого  водоснабжения от 11 мая 2004 года признаны победившими конкурсные заявки ТОО  «Тамас» на сумму 270,3 млн. тенге и ТОО «Жайыкводстрой» на сумму 91,4 млн. тенге. При этом одним из оснований для отклонения отдельных конкурсных заявок потенциальных поставщиков, участвовавших в конкурсе, послужило отсутствие в заявке на участие в конкурсе срока ее действия. При этом у победителей конкурса ТОО «Жайыкводстрой» и ТОО «Тамас», также отсутствовали сведения о сроках действия конкурсных заявок.

      Аналогично, по итогам конкурса по государственным  закупкам услуг по разработке конструкторской  и технологической документации, изготовлению опытных образцов, проведению испытаний и получению сертификата сельскохозяйственных машин, комплектующих и узлов от 6 марта 2004 года, признана победившей конкурсная заявка ОАО «Западно-Казахстанская машиностроительная компания» на сумму 117 млн. тенге. Одним из оснований для отклонения конкурсных заявок других 4-х поставщиков, участвовавших в конкурсе, явилось отсутствие в заявке обязательства о внесении обеспечения исполнения договора. Однако, в заявке ОАО «ЗКМК», также отсутствует обязательство о внесении обеспечения исполнения договора. Материалы комплексного контроля министерства переданы в правоохранительные органы.

      В Министерстве образования и науки  и его подведомственных учреждениях  и предприятиях установлено нарушений  на сумму 4 974,7 млн. тенге, в том числе нарушения законодательства о государственных закупках – 2 400,0 млн. тенге.

Информация о работе Финансовый контроль: виды, формы, методы