Финансовый контроль в условиях перехода к рынку

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Августа 2011 в 09:36, курсовая работа

Описание работы

Развитие рыночных отношений не только не отменяет необходимости существования государственного финансового контроля, а и с усилением социальной ориентации в дальнейшем усложняется, на государственные органы ложится все большее количество функций по защите финансовых прав и интересов членов общества, введение способов по предотвращению и предупреждению злоупотреблений и краж. Все цивилизованные развитые страны разрешили и продолжают постоянно разрешать проблемы усовершенствования системы контрольных органов, совокупности их функции и полномочий и методов контрольной деятельности.

Содержание

Введение 3

Глава 1.Финансовый контроль как экономическая категория 4

1.1.Сущность финансового контроля 4 1.2.Сферы финансового контроля 5

1.3.Классификация финансового контроля 6

Глава 2.Субъекты финансового контроля: организации и органы власти, их характеристики 7

2.1.Виды финансовых органов 7

2.2.Городской финансовый отдел Украины 8

2.2.1.Функционвльная характеристика городского финансового отдела Украины 8

2.2.2.Штатное расписание работников городского финансового отдела 11

2.3.Контрольно-ревизионная служба 12

Глава 3.Становление и развитие аудиторского контроля. 13

3.1.Предпосылки возникновения аудиторских услуг. 13

3.2.Виды, цели и задачи аудита. 14

3.3. Аудиторский риск. 15

3.4. Организация процесса аудиторской проверки. 17

3.5.Отчеты аудиторов при проверке финансовой отчетности. 18

3.5.1.Обстоятельства, при которых имя независимого аудитора

связано с финансовыми отчетами 18

3.5.2.Контроль за осуществлением расчетов и порядок предоставления данных о расчетах в отчетности. 18

3.5.3.Негативное подтверждение 19

Заключение 19 Список литературы 21

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ Финансовый контроль в условиях перехода к рынку.doc

— 216.00 Кб (Скачать)

                Цель аудита - решение  конкретной задачи, которая определяется законодательством, системой нормативного регулирования аудиторской деятельности, договорным обязательствам аудитора и  клиента.

          Выделяются  два вида аудита - внешний и внутрифирменный.

          Внутрифирменный аудит осуществляется внутрифирменной аудиторской службой, функционирующей как на уровне центрального руководства фирмы, так и уровне филиалов, дочерних компаний и т.п.

          Внутрифирменный аудит направлен на повышение  эффективности управленческих решений по совершению финансовой и хозяйственной деятельности предприятия в целях максимизации рентабельности и прибыли. В его задачи входит: проверка соблюдения принципов и правил бухгалтерского учета при подготовке ежегодной отчетности; проработка рекомендаций внешних аудиторов; консультирование руководства фирм по всем вопросам финансовой стратегии предприятия; проверка своевременности, надежности и точности финансовой информации, подготовленной для руководства филиалами центральных органов; анализ адекватности и эффективности мероприятий по обеспечению сохранности активов; выявлению резервной экономии ликвидных средств; определение эффективности финансово-хозяйственной деятельности фирмы и филиала и т.п.

          Внешний аудит выполняют специальные аудиторские фирмы по договору с государственными налоговыми и другими органами, предприятиями, другими пользователями - банками, иностранными партнерами, акционерами, страховыми обществами и т.д. Основной их задачей является установление достоверности финансовой отчетности проверяемых объектов, а также разработка рекомендаций по устранению имеющихся недостатков в деятельности хозорганов, улучшению их финансово-хозяйственной деятельности и коммерческих результатов.

          Аудиторское обслуживание, как правило, гарантирует  конфиденциальность и  сохранение коммерческой тайны. В месте с тем в отдельных случаях законодательством предусмотрено обязательное извещение правоохранительных органов о выявленных фактах злоупотребления, в результате которых нанесен ущерб предприятию, стране.

          Профессиональные услуги аудиторских фирм являются платными, а сами фирмы функционируют как хозрасчетные организации со статусом юридического лица. Это и является главным отличием аудиторства от других форм организации финансового контроля - полное, в том числе экономическая независимость от государственных и ведомственных управленческих структур.

          Конкуренция между аудиторскими фирмами заставляет их очень активно бороться за качество своих услуг, щепетильно относиться к престижу фирм. Возлагаемая юридическая  ответственность за результаты проверок не позволяет аудиторам выдавать необъективную информацию, предопределяет необходимость страхования аудиторов и аудиторской деятельности. 

          3.3. Аудиторский риск. 

                После определения  целей и задачей аудита, необходимо определить уровень аудиторского риска.

                Аудиторский риск - риск, который берет на себя аудитор, давая  заключение о полной достоверности  данных внешней отчетности, в то время как там возможны ошибки и пропуски, не попавшие в поле зрения аудитора.

                Существуют два основных метода оценки аудиторского риска:

                1) оценочный (интуитивный), наиболее широко применяющийся  в настоящее время аудиторскими  фирмами, заключается в том,  что аудиторы исходя из собственного  опыта и знания клиента определяют  аудиторский риск на основании отчетности в целом или отдельных групп операций как высокий, вероятный и маловероятный и используют эту оценку в планировании аудита;

                2) количественный  метод предполагает количественный  расчет многочисленных моделей  аудиторского риска (будет произведен ниже).

                Предпринимательский риск - влияние не зависящих от аудитора обстоятельств деловой активности клиента на ухудшение его финансовых позиций в то время как аудитор  подтвердил их устойчивость.

                Аудиторский риск является предпринимательским риском аудиторской фирмы, поэтому его величина отражает положение фирмы на рынке аудиторских услуг и степень конкурентоспособности рынка.

                Предварительно установленная  величина аудиторского риска отражает склонность аудитора к риску, его  представление о той экономической среде, в которой он действует.

                Для того, чтобы определить предпринимательский риск, воспользуемся  критериями оценки предпринимательского риска. (табл.1). 
     

          Таблица 1. 

          Критерии  оценки предпринимательского риска.

 

          

 

                Из приведенной выше таблицы можно сделать вывод, что уровень предпринимательского риска выше среднего.

 

                      Материальность - предельно  допустимый уровень возможного искажения  отдельной статьи или финансового  показателя в отчетности, а также  финансовых результатов в целом, или максимально допустимый размер ошибочной сумме, которая может быть показана в публикуемых финансовых отчетах и, рассматриваться как несущественная, то есть не вводящая пользователей в заблуждение.

                Для определения  материальности, как и для определения аудиторского риска, воспользуемся опытом зарубежных специалистов и примем ее на уровне 3%.

                Необходимо отметить, что материальность в данном случае будет количественной, так как  ее можно подсчитать.

 

          3.4. Организация процесса  аудиторской проверки.

 

                Основной целью  аудитора является определение сильных  сторон контроля, чтобы убедиться, что  существенные ошибки отсутствуют.

                Цели системы внутреннего  контроля (СВК) на предприятии -  -упорядочение и эффективное выполнение текущих хозяйственных дел предприятия;

                -выполнение требований  финансово-хозяйственной политики  руководства;

                сохранение активов  предприятия и обеспечение приемлемого  уровня полноты и точности документов и, соответственно, информации.

                При определении  эффективности систем внутреннего контроля приобретают многие факторы:

                -круг работников, участвующих в формировании информации  на предприятии, и наличие у  них ответственности за порученное  дело;

                -наличие упорядоченных  взаимоотношений между ними по  ведению дел и формированию  информации;

                -наличие технических  средств контроля;

                -наличие технологии  контроля;

                -контролируемые  параметры.

                            СВК предусматривает  наличие:

                1)компетентного персонала  с четко определенными правами  и обязанностями;

                2) разделения соответствующих  обязанностей (по хранению активов и их учету, по совершению сделок, по учету)

                3) соблюдения необходимых  процедур при совершении операции.

                4) контроля за  сохранностью документации (нумерация,  составления во время совершения  операции или сразу же после  этого, простота и ясность);

                5) фактического контроля  над активами и документацией  (фактическая проверка материально-ответственным  лицом);

                6) независимой проверки  выполнения обязанностей (внутренний  аудит).

 
 
 

          3.5.Отчеты  аудиторов при  проверке финансовой  отчетности.

 
 

          3.5.1.Обстоятельства, при которых имя независимого аудитора связано с финансовыми отчетами.

 

                Согласно  аудиторским  стандартам,  во  всех  случаях,  когда  имя  бухгалтера  связано  с финансовыми  отчетами,  необходимо  представление   его  отчета.   Общественный  бухгалтер связан с финансовыми отчетами:

          1)  когда он  дал согласие  на  использование  своего имени  в  связи  с  этими   отчетами; 

          2)  если он  подготовил эти   отчеты, даже  если его  имя  не упоминается ни в одном  из документов.                                               

                Общественные  бухгалтеры  и  аудиторы  считаются   связанными  с   финансовыми  отчетами и  должны представлять  свои собственные  отчеты даже  в тех  случаях, когда: 

          1) финансовые  отчеты  просто  печатаются  на  фирменном бланке  бухгалтера;

          2)  финансовые отчеты составляются  на  компьютере  бухгалтера  при   оказании услуг  по ведению   записей бухгалтерского учета; 

          3)  в финансовых  отчетах содержится  указание на  то, что  данный  бухгалтер  является  СРА1  или аудитором компании.  Отчет  СРА  требует,  если  известно, что  независимый  бухгалтер  так   или  иначе   связан  с   данными  финансовыми   отчетами,  и большинство  пользователей  предполагает,  чтобы  была  проведена  проверка и  данная информация  достоверна.  Следовательно,  СРА  обязаны   уведомить  пользователей   о  характере выполненных  работ  (если  они  выполнялись) и  о  своем  заключении  по  этим  финансовым  отчетам.

                     На  практике  аудиторы  и   бухгалтеры  могут  выдавать  различные  виды  заключений  по  финансовым  отчетам  в  зависимости  от  степени   гарантии  их   достоверности.  Наиболее твердые  гарантии  дает  стандартный  положительный  отчет (иногда  он  называется безоговорочным   положительным   заключением).   Различные   изменения   в   форме  стандартного положительного  отчета  говорят  о  менее  твердых  гарантиях.  Такие  изменения  называются   в  аудиторских   стандартах  ограничениями,   модификациями  и   дополнениями.  Формы  этих изменений будут описаны  ниже.      

                     Отсутствие  гарантий  -  это отказ от  выдачи  заключения.  В этом   случае  аудитор утверждает,  что у него  не сложилось мнения или он не  сделал заключения  о финансовых отчетах.                                                                            

                     Решения,   принимаемые   относительно   формулировок   отчета,  касаются   и  этических проблем.  Бухгалтерам   необходимо  объективно  оценить   влияние  своего  отчета   на  решения,   принимаемые   пользователями  информации.   Решения,  касающиеся   отчетов,  связаны   и   с   техникой  проведения   проверки,  то   есть  необходимо   знать  общепринятые бухгалтерские принципы и аудиторские стандарты.

 
 

          3.5.2.Контроль  за осуществлением  расчетов и порядок  предоставления данных о расчетах в отчетности.

 
 

                 Согласно Положению  "Об  организации   БУ  и  отчетности  в Украине" N250 ежеквартально предприятие представляет  отчетность, в которой отражается  состояние расчетов с дебиторами  и кредиторами. Отчетность состоит  из баланса предприятия  (Ф-N1),  отчета  о финансовых результатах и их использовании (Ф-N2), расчетной ведомости по средствам в государственный фонд  содействия  занятости, расчета взносов в фонд ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС, свода дебиторско-кредиторской задолженности, которые  заполняются в соответствии с Инструкцией о порядке заполнения  форм  годового бухгалтерского отчета предприятия.  Предметом  контроля  расчетов является проверка отражения дебиторской и кредиторской  задолженности в третьих разделах актива и пассива баланса, где сальдо  по счетам должно быть представлено в развернутом виде.

                 На Севастопольском авиационном   предприятии  в  каждом  из  трех отделов бухгалтерии ведется  подробный аналитический учет  дебиторской и кредиторской задолженности по расчетам с  поставщиками (в МО), с покупателями (в ПО), с подотчетными лицами (в РО)  и др. счетам синтетического учета в специальных аналитических ведомостях в произвольной форме. Затем эти ведомости передаются  зам. главного бухгалтера, который составляет аналитический свод  дебиторско-кредиторской задолженности по предприятию в целом.

Информация о работе Финансовый контроль в условиях перехода к рынку