Финансовый контроль в системе управления финансами

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 21:49, курсовая работа

Описание работы

Использование товарно-денежных отношений предполагает осуществление контроля за правильным определением затрат живого и овеществленного труда и за мерой потребления. Без правильной организации учета и контроля за производством распределением продукции, за сохранностью собственности, нельзя обеспечить эффективное ведение хозяйства, повышения производительности труда, сложную работу всех отраслей народного хозяйства. В современной системе финансового контроля нашили воплощение принципы: единство содержания и постановка задачи, регулярность осуществления контроля как внутреннего, так и внешнего с целью предупреждения и своевременного устранения недостатков.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Содержание и задачи финансового контроля ….…………………………...7
1.1. Финансовый контроль в системе управления финансами ……………….7
1.2. Принципы финансового контроля ………………………………………...10
1.3. Осуществление финансового контроля……………………………………11
2. Виды и методы финансового контроля……………………………………...13
2.1. Виды финансового контроля.........................................................................13
2.2. Формы финансового контроля …………………………………………….16
2.3. Методы финансового контроля…………………………………………….17
3. Организация финансового контроля в РФ ………………………………….20
3.1. Организационно-правовые основы финансового контроля в РФ………..20
3.2. Финансовый Контроль со стороны Счетной палаты РФ…………………21
3.3. Финансовый контроль со стороны Президента РФ………………………26
3.4. Финансовый контроль со стороны Правительства РФ…………………...27
3.5. Финансовый контроль, осуществляемый специализированными органами………………………………………………………………………….32
3.6. Негосударственный финансовый контроль……………………………….35
4. Пути совершенствования финансового контроля в РФ…………………….37
Заключение……………………………………………………………………….44
Список использованной литературы…………………………………………...47

Работа содержит 1 файл

курсовая Финансы на печать.doc

— 251.00 Кб (Скачать)

   Основные  итоги работы Счетной  палаты в 2007 году

   В 2007 году Счетной палатой проведено 504 контрольных и экспертно-аналитических  мероприятия, из них 456 контрольных  мероприятий.

   Количество  проведенных в 2007 году контрольных  и экспертно-аналитических мероприятий по сравнению с 2006 годом сократилось на 95 мероприятий, или более чем на 17,3 %.

   Это вызвано увеличением количества крупных и трудоемких контрольных мероприятий с использованием аудита эффективности. В 2007 году с использованием этого метода проведено 21 контрольное мероприятие, что в 1,4 раза больше, чем в 2006 году. В 2007 году впервые с использованием метода стратегического аудита проведено 18 контрольных мероприятий.                                                                                      

   В 2007 году объем нецелевого использования  бюджетных средств составил 965,4 млн. рублей, блокировано и возмещено средств на сумму 588,5 млн. рублей.

               3.3. Финансовый контроль со стороны Президента РФ

       Президентский контроль за финансами осуществляется в соответствии с Конституцией РФ путем издания указов по финансовым вопросам, подписания федеральных законов; назначения и освобождения от должности министра финансов РФ; представления Государственной Думе кандидатур для назначения на должности председателя Центрального банка РФ и Счетной палаты.

       В соответствии с Указом Президента РФ от 08 июня 2004 № 729 «О контрольном управлении Президента Российской Федерации» функцию обеспечения контрольных полномочий Президента РФ в сфере государственных финансов имеет Контрольное управление Президента РФ.

       Основными задачами Управления являются:

  1. контроль и проверка исполнения федеральными органами исполнительной власти всех уровней, а также организациями федеральных законов, (в части, касающейся полномочий Президента РФ, в том числе по обеспечению прав и свобод человека и гражданин), указов, распоряжений и иных решений Президента РФ;
  2. контроль за реализацией общенациональных проектов;
  3. контроль и проверка исполнения поручений Президента РФ и Руководителя Администрации Президента РФ;
  4. контроль за реализацией ежегодных посланий Президента РФ Федеральному Собранию РФ, бюджетных посланий Президента РФ и иных программных документов Президента РФ;
  5. информирование Президента РФ и Руководителя Администрации Президента РФ о результатах проверок и подготовка на их основе предложений по предупреждению и устранению выявленных нарушений.

3.4. Финансовый контроль со стороны Правительства РФ

      В соответствии с Конституцией РФ и  Законом «О Совете министров –  правительстве РФ» оно наделено самыми широкими полномочиями. Правительство  РФ контролирует процесс разработки  и исполнения федерального бюджета, осуществление единой политики в области финансов, денег и кредита. Оно контролирует и регулирует финансовую деятельность федеральных министерств и ведомств, направляет деятельность подведомственных ему органов финансового контроля.

      Важнейшим органом государственного финансового  контроля в системе органов исполнительной власти является Министерство финансов РФ. Постановлением Правительства РФ от 07.04.2004 № 185 «Вопросы Министерства финансов Российской Федерации» определено, что Министерство финансов РФ осуществляет наряду с другими функциями функцию контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере, реализация которой предполагает разработку и утверждение:

  1. порядка организации контроля в финансово-бюджетной сфере;
  2. порядка осуществления контроля за исполнением федерального бюджета и реализации мер принуждения, применяемых к участникам бюджетного процесса за нарушение бюджетного законодательства;
  3. методологии противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, коррупции и финансирования терроризма.

       Министерство  финансов РФ в соответствии с Указом Президента РФ от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» и постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 329 «О Министерстве финансов РФ» Министерство финансов Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении: Федеральной налоговой службы, Федеральной службы страхового надзора, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, Федеральной службы по финансовому мониторингу и Федерального казначейства.

       Министерство  финансов РФ и Федеральные службы осуществляют свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями. В своей деятельности они руководствуются Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, международными договорами РФ, актами Министерства финансов РФ, соответствующими Положениями.

      Основными задачами Министерства финансов Российской Федерации являются выработка единой государственной финансовой (включая  бюджетную, налоговую, страховую, валютную сферы, сферу государственного долга), кредитной, денежной политики, а также политики в сфере аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, добычи, производства, переработки драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей (в части исчисления и порядка уплаты), включая определение таможенной стоимости товаров и транспортных средств.

               Министерство финансов Российской Федерации осуществляет следующие полномочия:

  1. вносит в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и другие документы, по которым требуется решение Правительства Российской Федерации, по вопросам, относящимся к установленной сфере ведения Министерства и к сферам ведения подведомственных ему федеральных служб, а также проект плана работы и прогнозные показатели деятельности Министерства;
  2. на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации Министерство принимает следующие нормативные правовые акты:
      • порядок формирования отчетности об исполнении федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов, бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и консолидированного бюджета Российской Федерации;
      • порядок применения бюджетной классификации Российской Федерации;
      • формы налоговых деклараций, расчетов по налогам и порядок заполнения налоговых деклараций;
      • форма таможенного приходного ордера, на основании которого производится уплата таможенных пошлин, налогов физическими лицами при перемещении товаров для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд при декларировании товаров;
      • государственную регистрацию условий эмиссии и обращения государственных ценных бумаг субъектов Российской Федерации и муниципальных ценных бумаг;
      • порядок ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности и др. формы

    3.   осуществляет:

      • составление проекта федерального бюджета;
      • утверждение и ведение сводной бюджетной росписи федерального бюджета;
      • представление в Правительство Российской Федерации отчетности об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета Российской Федерации;
      • управление в установленном порядке средствами Стабилизационного фонда Российской Федерации;
      • методологическое обеспечение кассового обслуживания органами федерального казначейства бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов;
      • организацию ведения главными распорядителями средств федерального бюджета мониторинга бюджетного сектора;
      • управление в установленном порядке государственным долгом Российской Федерации;
      • выполнение функций эмитента государственных ценных бумаг;
      • сбор, обработку и анализ информации о состоянии государственных и муниципальных финансов;

Анализ  бюджетных показателей

 

Таблица 4.

Структура доходов и расходов консолидированного бюджета в динамике за 2006-2007 г.г.

   млн.р.

   Показатели     2006 г.     2007 г. 
1.      Доходы бюджета    2563,6    3147,8
в том  числе:

Ø  Налоговые доходы

   558,6    703,2
Ø  Неналоговые доходы    87,4    127,4
Ø  Поступления из других уровней бюджетов    1917,6    2140,2
Ø  Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности    -    177,0
2.      Расходы бюджета    3096,8    3034,4
Ø  Жилищно-коммунальное хозяйство    658,7    463,2
Ø  Образование    1203,8    1170,9
Ø  Здравоохранение и спорт    591,6    686,8
Ø  Социальная политика    159,7    262,8
Ø  Культура + СМИ    94,9    99,1
Ø  Общегосударственные вопросы    172,8    198,5
Ø  Национальная безопасность и правоохранительная деятельность    104,2    101,8
Ø  Национальная экономика    111,1    51,3
3.      Дефицит (-), профицит (+)  бюджета    -533,2    +113,4
4.      Численность населения, тыс.чел.    56,852    57,485
5.      Расходы бюджета на 1 жителя в месяц, руб.    4539    4399
 

 

      Из  таблицы 4 видно, что в структуре консолидированного бюджета основной прирост доли доходов приходится на налоговые доходы. В отличии от предыдущего 2006 года расходы не превысили доходы, что говорит о профиците бюджета.

                               Отношение профицита (дефицита) консолидированного бюджета РФ к валовому внутреннему продукту

   

   

         3.5. Финансовый контроль, осуществляемый специализированными органами

       Федеральная служба страхового надзора в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 330 «О Федеральной службе страхового надзора» осуществляет контроль и надзор в сфере страховой деятельности (страхового дела) за:

  1. соблюдением объектами страхового дела страхового законодательства, в том числе путем проведения проверок их деятельности на местах;
  2. обеспечением страховщиками их финансовой устойчивости и платежеспособности в части формирования страховых резервов, состава и структуры активов и др.

       Данная  служба осуществляет также полномочия, связанные с получением, обработкой и анализом отчетности, представляемой субъектами страхового дела; с обобщением практики страхового надзора и разработкой предложений по совершенствованию законодательства, регулирующего осуществление страхового надзора.

                                                                                         

                Согласно постановлению Правительства РФ от 23.06.2004 № 307 «Об утверждении положения о Федеральной службе по финансовому мониторингу» основными функциями Федеральной службы по финансовому мониторингу являются контроль и надзор за выполнением юридическими и физическими лицами требований законодательства РФ о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; сбор, обработка и анализ информации об операциях (сделках) с денежными средствами и иным имуществом, подлежащим контролю, проверка полученной информации; выявление признаков операций (сделок) с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией доходов, полученных преступным путем.

       Государственный финансовый контроль осуществляют также  главные распорядители и распорядители бюджетных средств. Бюджетным кодексом РФ (ст. 158-160) предусмотрено, что главные распорядители и распорядители бюджетных средств осуществляют финансовый контроль получателей бюджетных средств за их целевым использованием, своевременным возвратом, представлением ими отчетности об использовании бюджетных средств. Главные распорядители бюджетных средств проводят проверки подведомственных государственных и муниципальных унитарных предприятий и бюджетных учреждений. Непосредственное проведение контроля за использованием бюджетных средств унитарными предприятиями осуществляется по инициативе главного распорядителя бюджетных средств органами государственного финансового контроля.

Информация о работе Финансовый контроль в системе управления финансами