Финансовый контроль в системе управления финансами

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 21:49, курсовая работа

Описание работы

Использование товарно-денежных отношений предполагает осуществление контроля за правильным определением затрат живого и овеществленного труда и за мерой потребления. Без правильной организации учета и контроля за производством распределением продукции, за сохранностью собственности, нельзя обеспечить эффективное ведение хозяйства, повышения производительности труда, сложную работу всех отраслей народного хозяйства. В современной системе финансового контроля нашили воплощение принципы: единство содержания и постановка задачи, регулярность осуществления контроля как внутреннего, так и внешнего с целью предупреждения и своевременного устранения недостатков.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Содержание и задачи финансового контроля ….…………………………...7
1.1. Финансовый контроль в системе управления финансами ……………….7
1.2. Принципы финансового контроля ………………………………………...10
1.3. Осуществление финансового контроля……………………………………11
2. Виды и методы финансового контроля……………………………………...13
2.1. Виды финансового контроля.........................................................................13
2.2. Формы финансового контроля …………………………………………….16
2.3. Методы финансового контроля…………………………………………….17
3. Организация финансового контроля в РФ ………………………………….20
3.1. Организационно-правовые основы финансового контроля в РФ………..20
3.2. Финансовый Контроль со стороны Счетной палаты РФ…………………21
3.3. Финансовый контроль со стороны Президента РФ………………………26
3.4. Финансовый контроль со стороны Правительства РФ…………………...27
3.5. Финансовый контроль, осуществляемый специализированными органами………………………………………………………………………….32
3.6. Негосударственный финансовый контроль……………………………….35
4. Пути совершенствования финансового контроля в РФ…………………….37
Заключение……………………………………………………………………….44
Список использованной литературы…………………………………………...47

Работа содержит 1 файл

курсовая Финансы на печать.doc

— 251.00 Кб (Скачать)

     Исходя  из направления воздействия субъекта контроля на объект, выделяют внешний  и внутренний финансовый контроль.

     Внешний контроль финансовой деятельности юридических  и физических лиц осуществляется на основе закона. Это относится, например, к налоговым проверкам, контролю за целевым использованием бюджетных ресурсов, обязательному аудиторскому подтверждению данных финансово-бухгалтерской отчетности организаций и т.д.

     Внутренний  контроль не вытекает из финансового законодательства, но является неотъемлемой частью управления финансами для достижения тактических и стратегических целей. 

2.3. Методы финансового  контроля

      Различают следующие методы проведения контроля: документальные и камеральные проверки; обследования; надзор; анализ финансового состояния: наблюдение (мониторинг); ревизии.

  1. В процессе проведения проверок на основе отчетной документации и расходных документов рассматриваются отдельные вопросы финансовой деятельности и намечаются меры для устранения выявленных нарушений.
  2. обследование охватывает более широкий спектр финансово-экономических показателей обследуемого экономического субъекта для определения его финансового состояния и возможных перспектив развития.
  3. надзор осуществляется контролирующими органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на тот или иной вид финансовой деятельности, и предполагает соблюдение ими установленных правил и нормативов. Например осуществляется надзор за коммерческими банками со стороны Банка России и надзор за страховыми компаниями со стороны Департамента страхового надзора Министерства финансов РФ. Несоблюдение нормативов, приводящее к риску банкротства и ущемлению интересов клиентов, влечет за собой отзыв лицензии.
  4. анализ финансового состояния как разновидность финансового контроля предполагает детальное изучение поквартальной или годовой финансово-бухгалтерской отчетности в целях общей оценки результатов финансовой деятельности и ликвидности, обеспеченности собственным капиталом и эффективности его использования.
  5. наблюдение (мониторинг) - постоянный контроль со стороны кредитора за использованием выданной ссуды и финансовым состоянием клиента. Неэффективное использование полученной ссуды и снижение ликвидности могут привести к ужесточению условий кредитования либо требованию досрочного возврата ссуды.
  6. ревизия - наиболее глубокий и всеобъемлющий метод финансового контроля. Это обследование финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта в целях проверки ее законности, правильности, целесообразности, эффективности.

       Ревизии могут быть полные и частичные; комплексные  и тематические, плановые и внеплановые; документальные и фактические (т. е. проверка не только документов, но и  наличия денег и товарно-материальных ценностей). Ревизии проводятся органами управления в отношении подведомственных предприятий, а также различными государственными и негосударственными органами контроля (Федеральным казначейством, Банком России, аудиторскими службами). Результаты ревизии оформляются актом, на основании которого принимаются меры по устранению нарушений, возмещению материального ущерба и привлечению виновных к ответственности.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Организация финансового контроля в РФ

3.1. Организационно-правовые основы финансового контроля в РФ

      Принцип разделения власти, закрепленный в  Конституции РФ, предусматривает  контроль за финансовой деятельностью  органов исполнительной власти со стороны  Президента РФ и органов представительной власти. Такой контроль осуществляется при принятии тех или иных законов, касающихся вопросов финансовой деятельности, и прежде всего при рассмотрении и утверждении проектов федерального и нижестоящих бюджетов, государственных и местных внебюджетных фондов, а также при утверждении отчетов об их исполнении.

     Финансовый контроль со стороны органов представительской власти осуществляется соответствующими структурами, комитетами, комиссиями Совета Федерации и Государственной Думы, Счетной Палатой РФ, контрольно-счетными палатами субъектов РФ.

     Начало  такому контролю было положено в 1992 г. созданием Контрольно-бюджетного комитета при Верховном Совете РФ как органа, независимого в своих действиях ни от аппарата Президента РФ, ни от Правительства РФ. В настоящее время основная часть его функций передана комитетам Государственной Думы по бюджету и налогам, финансам и банкам, соответствующие подкомитеты которых проводят экспертно-аналитическую работу по всем финансовым вопросам. Так, например, подкомитет по бюджету дает заключение по проекту федерального бюджета. Другие подкомитеты занимаются оценкой законодательных предложений соответственно по вопросам налогообложения, банковской и финансовой деятельности. 
 
 
 

     3.2. Финансовый Контроль со стороны Счетной палаты РФ

       Особое  место в системе финансового  контроля со стороны представительных органов принадлежит Счетной палате РФ, деятельность которой определяется Федеральным законом от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ « О Счетной палате Российской Федерации», другими законами Российской Федерации. Это не зависимый от Правительства РФ, постоянно действующий орган государственного финансового контроля, наделенный широкими полномочиями и подотчетный Федеральному Собранию РФ.

       Объектом  контроля со стороны Счетной палаты РФ выступают средства федерального бюджета, федеральных внебюджетных фондов и федеральная собственность.

       К субъектам, на которых распространяются контрольные полномочия Счетной палаты, относятся:

  1. все государственные органы (в том числе их аппараты) и учреждения, федеральные внебюджетные фонды;
  2. органы местного самоуправления, предприятия, организации, банки, страховые компании и другие финансово-кредитные учреждения их союзы, ассоциации и иные объединения вне зависимости от видов и форм собственности, если они получают, перечисляют, используют средства из федерального бюджета или используют федеральную собственность либо управляют ею, а также имеют предоставленные федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти налоговые, таможенные и иные льготы и преимущества;
  3. общественные объединения, негосударственные фонды и иные негосударственные некоммерческие организации, на деятельность которых контрольные полномочия Счетной палаты распространяются в части, связанной с получением, перечислением или использованием ими средств федерального бюджета, использованием федеральной собственности и управлением ею, а также в части предоставленных федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти налоговых, таможенных и иных льгот и преимуществ.

       Таким образом, область действия контрольных  полномочий Счетной палаты в отношении указанных субъектов связана с федеральным бюджетом, федеральными внебюджетными фондами и федеральной собственностью.

      В рамках задач, определенных законодательством, Счетная палата обладает организационной и функциональной независимостью. Деятельность Счетной палаты направлена на проведение ряда мер в отношении намечаемых, осуществляемых и уже произведенных государственных расходов.

      Задачам Счетной палаты РФ являются:

  1. организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;
  2. определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности;
  3. оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
  4. финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
  5. анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом;
  6. контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Центральном банке Российской Федерации, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях Российской Федерации;
  7. регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий.
 

       Счетная палата, осуществляя контрольную  деятельность, вправе проводить ревизии и тематические проверки, которые являются основной формой ее контроля.

       О результатах ревизий и тематических проверок Счетная палата информирует Совет Федерации и Государственную Думу РФ. При выявлении нарушения законов, влекущего за собой уголовную ответственность.

       Для принятия мер по устранению выявленных нарушений в хозяйственной, финансовой и иной деятельности, возмещению причиненного государству ущерба и привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении законодательства Российской Федерации и бесхозяйственности, Счетная палата направляет представление органам государственной власти Российской Федерации, руководителям проверяемых предприятий, учреждений и организаций. Это представление должно быть рассмотрено в указанный в нем срок, а если он не указан, то в течение 20 дней со дня получения предписания.

       При неоднократном неисполнении или  ненадлежащем исполнении предписаний коллегия Счетной палаты может по согласованию с Государственной Думой РФ принять решение о приостановлении всех видов финансовых, платежных и расчетных операций по банковским счетам проверяемых предприятий, учреждений и организаций. Данное предписание может быть обжаловано в судебном порядке.

             В соответствии с задачами и функциями Счетной палаты, определенными законодательством Российской Федерации, а также с учетом рекомендаций, изложенных в постановлениях Совета Федерации и Государственной Думы при рассмотрении отчетов о работе Счетной палаты, деятельность Счетной палаты в отчетном периоде была направлена:

    • на повышение эффективности и качества контрольной и экспертно-аналитической работы;
    • на предотвращение и выявление нарушений и злоупотреблений при использовании средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также государственной собственности;
    • на обеспечение повышения эффективности межбюджетных отношений, касающихся совершенствования стимулов для субъекта Российской Федерации и муниципальных образований к снижению уровня дотационности при соблюдении принципов разграничения полномочий между публично-правовыми образованиями;
    • на внедрение современных методов контроля, обеспечивающих осуществление аудита эффективности и стратегического аудита, позволяющих дать оценку эффективности использования государственных ресурсов, направляемых на достижение стратегических целей;
    • на дальнейшее развитие методологии контроля исполнения федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации в связи с переходом на трехлетнее бюджетное планирование.

    В этих целях особое внимание уделялось:

    • совершенствованию контрольно-ревизионной и экспертно-аналитической деятельности Счетной палаты в рамках обеспечения единой системы контроля формирования и исполнения федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;
    • проведению работы по совершенствованию финансовой экспертизы законопроектов в целях повышения эффективности использования государственных финансов и предотвращения коррупции;
    • развитию взаимодействия Счетной палаты с федеральными органами государственной власти и контрольно-счетными органами Российской Федерации;
    • обеспечению прозрачности в публичной деятельности Счетной палаты и подотчетности обществу;
    • развитию современных информационных технологий в обеспечении государственного финансового контроля;
    • развитию международного сотрудничества Счетной палаты как участника международных организаций высших органов финансового контроля;
    • развитию научного и методологического потенциала Счетной палаты, обеспечению текущих и перспективных потребностей Счетной палаты в прикладных научных исследованиях.

Информация о работе Финансовый контроль в системе управления финансами