Финансовый контроль РК: теория, практика

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 15:57, курсовая работа

Описание работы

С момента обретения независимости в республике постоянно совершенствуется работа по созданию системы государственного финансового контроля, отвечающей общепринятым в мировой практике требованиям. В 2001 году Правительством была одобрена Концепция развития системы контроля за исполнением республиканского и местных бюджетов, а 29 января 2002 года принят Закон "О контроле за исполнением республиканского и местных бюджетов". Его принятие стало основой создания правовой базы для функционирования всех органов государственного финансового контроля. Главная их задача - координация действий органов контроля по планированию, проведению ревизий и проверок и реализации материалов контрольных мероприятий. Примечательно то, что оформлено это межведомственным соглашением, и на практике оно работает лучше, нежели некоторые законодательные акты.

Содержание

Введение
1. Понятие, сущность и элементы финансового контроля
1.1 Методы финансового контроля
1.2 Принципы финансового контроля
2. Анализ организации финансового контроля в РК
2.1 Анализ использования бюджетных средств за 2006-2008 год
2.2 Роль Счетного комитета в контроле за исполнением республиканского бюджета
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая работа фин контроль.docx

— 55.40 Кб (Скачать)

В 2007 году из республиканского бюджета  были выделены кредиты на сумму 39,3 млрд. тенге, или 138,0% к утвержденному и 99,8% к уточненному показателю.

Погашение основного долга по ранее  выданным из бюджета кредитам составило  в отчетном периоде 42,3 млрд. тенге, или 83,1% к уточненному показателю.

Расходы на приобретение финансовых активов возросли по сравнению с 2006 годом в 3,6 раза и составили 369,0 млрд. тенге, или 214,3% к утвержденному  и 100% к скорректированному показателю. В свою очередь, от продажи финансовых активов государства в республиканский  бюджет поступило 314,1 млн. тенге, или  только 15,7% от уточненного показателя.

Анализ сбалансированности республиканского бюджета показывает, что утвержденный размер дефицита республиканского бюджета  за 2007 год составил 145,1 млрд. тенге, уточненный - 229,6 млрд. тенге. Фактически, по данным Министерства финансов, исполнение республиканского бюджета сложилось с дефицитом  в размере 212,5 млрд. тенге, или 1,7% к  ВВП.

В процессе исполнения республиканского бюджета по практике предыдущих лет  при наличии свободных остатков бюджетных средств продолжено привлечение внутренних и внешних займов для финансирования дефицита бюджета. Сумма внутренних государственных займов составила 175,9 млрд. тенге, внешних - 12,6 млрд. тенге. Образовавшийся по итогам исполнения бюджета 2007 года остаток свободных средств составил 21,6 млрд. тенге, что свидетельствует о необходимости использования более эффективных инструментов управления государственными финансами. При этом, как установлено в ходе контроля Счетного комитета, в 2007 году не обеспечено эффективное использование свободных остатков средств республиканского бюджета, образованных по итогам 2006 года на сумму 11500,0 млн. тенге.

Наряду с этим Министерство финансов проводило заимствование средств  без учета наличия временно свободных  средств на едином казначейском счете, что повлекло завышение расходов бюджета, связанных с разницей по выплате купона государственных  ценных бумаг и вознаграждения по депозиту Национального банка, только за 22 дня 2007 года, в размере 49,5 млн. тенге.

Проведенный анализ показывает, что  макроэкономические условия в целом  способствовали выполнению основных параметров республиканского бюджета за отчетный год. Однако, недостатки бюджетного планирования и управления свободными остатками  бюджетных средств, а также преимущественное направление средств бюджета, выделяемых на индустриально-инновационное развитие через пополнение уставного капитала государственных холдингов, институтов развития и других акционерных обществ  с участием государства, на депозиты банков второго уровня дополнительно  «подстегивали» рост цен. Кроме того, допускаемые при исполнении бюджета  финансовые нарушения негативно  сказывались на качестве оказываемых  государственными органами услуг. Все  это, по оценке Счетного комитета, не способствовало своевременной и качественной реализации отдельных положений Закона «О республиканском  бюджете на 2007 год».

Таблица 3- Основные параметры доходов  и расходов республиканского бюджета  за 2008 год

 

п/п

Показатели

Утвер.

Уточ.

Испол.

%к утвер.

%к уточ.

%к 2007 г.

 

1

Поступления

3054,6

3814,8

3808,2

124,7

99,8

156,1

 

2

Доходы

2687,3

3329,7

3317,6

123,4

99,6

149,3

 
 

Налоговые поступления

2209,3

2103,4

2071,4

93,8

98,5

127,3

 
 

Неналоговые поступления

46,1

51,8

72,8

157,9

140,5

42,3

 
 

Поступления от продажи основного  капитала

7 5,

8,6

8,6

98,8

100,4

104,8

 
 

Поступления трансфертов

423,2

1165,9

1164,8

275,2

99,9

280

 

3

Расходы

3054,6

3836,4

3823,3

125,2

99,7

148,8

 

4

Затраты

2676,2

2716,0

2703,6

101,0

99,5

130,7

 

5

Операционное сальдо

11,1

613,7

614,0

       

6

Чистое бюджетное кредитование:

55,7

50,0

42,1

       
 

бюджетные кредиты

61,6

55,9

55,4

89,9

98,9

140,9

 
 

погашение бюджетных кредитов

5,9

5,9

13,3

225,4

222,7

31,4

 

7

Сальдо по операциям с  финансовыми активами:

165,9

898

899,4

       
 

приобретение финансовых активов

167,4

899,5

899,4

более 5 раз

100,0

243,8

 
 

поступления от продажи финансовых активов государства

1,5

1,5

0,07

4,7

4,7

23,3

 

8

Дефицит бюджета

-210,5

-334,4

-327,5

       

9

Финансирование дефицита бюджета

210,5

334,3

327,5

       
 

Поступления займов

359,9

477,6

477,3

132,6

99,9

271

 
 

Погашение займов

149,4

164,9

164,9

110,4

100

177,6

 
                 

Анализ данных таблицы показывает, что в связи с увеличением  доходов республиканского бюджета  в части поступлений официальных  трансфертов, отмечается рост операционного  сальдо более чем в 55 раз. Значительно  увеличены расходы республиканского бюджета на приобретение финансовых активов, которые составили 899,4 млрд. тенге. Несмотря на двукратное уточнение  и многократную корректировку расходов республиканского бюджета, по итогам 2008 года не освоено 13,1 млрд. тенге. В 2008 году уменьшение налоговых поступлений  в республиканский бюджет привело  к росту его дефицита, который  составил 2,1% к ВВП (1,7% в 2007 году).

2.2 Роль Счетного комитета по  контролю за исполнением республиканского бюджета

Счетный комитет по контролю за исполнением республиканского бюджета является государственным органом по контролю за исполнением республиканского бюджета, непосредственно подчиненным и подотчетным Президенту Республики Казахстан.

Основными функциями и задачами Счетного комитета являются:

1) контроль за исполнением законов Республики Казахстан и иных нормативных правовых актов по исполнению республиканского бюджета;

2) выполнение поручений Главы  государства по вопросам, связанным  и исполнением республиканского  бюджета;

3) контроль за полнотой поступления  средств в республиканский бюджет и законностью их использования;

4) контроль за целевым использованием средств республиканского бюджета, выделяемых на выполнение государственных программ, программ Правительства и финансирование государственных потребностей;

5) предоставление на утверждение  Парламенту Республики Казахстан  отчета об исполнении республиканского  бюджета.

6)предоставляет ежеквартальную  информацию Президенту Республики  Казахстан о работе Счетного  комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета; выполнять его поручения по вопросам, связанным с анализом, итогами и результатами контроля исполнения республиканского бюджета, полнотой и своевременностью поступления налогов и других обязательных платежей, целевым и эффективным использованием бюджетных средств;

7)предоставлять Парламенту Республики  Казахстан до 1 июня текущего года  отчет об исполнение республиканского  бюджета за истекший финансовый  год, анализирует акты контроля за исполнением республиканского бюджета,

дает рекомендации Правительству  РК, соответствующим службам внутреннего  контроля по повышению эффективности  внутреннего контроля за исполнением республиканского бюджета;

8)в случаях выявления признаков  преступления или административных  правонарушений в действиях должностных  лиц объекта государственного  финансового контроля по вопросам  использования средств республиканского бюджета, иных фактов нарушения законодательства Республики Казахстан передает материалы контроля в правоохранительные органы;

9)осуществляет контролю за целевым  и эффективным использованием  гарантированных государством займов, средств, выданных из республиканского  бюджета на погашение обязательств  государства, грантов, активов  государства;

10)дает оценку эффективности  и результативности исполнения  и реализации государственных  и отраслевых программ

11)осуществляет контроль за бюджетными инвестициями.

12) участвует в реализации государственной  бюджетной политики.

13) организует повышение квалификации  и переподготовку кадров в  области внешнего контроля.

14) в пределах своих полномочий  осуществляет контроль за деятельностью физических и юридических лиц, использующих бюджетные средства, лиц, оказывающих финансовые услуги, в том числе на основе гражданско-правовых сделок, на всех стадиях освоения бюджетных средств;

Счетный комитет при выполнении своих задач и функций правомочен:

1) осуществлять проверки и ревизии  государственных органов и организаций  всех форм собственности по  вопросам, касающихся полноты поступления  и использования средств республиканского  бюджета;

2) запрашивать и получить у  Правительства, иных государственных  органов и организаций всех  форм собственности необходимую  информацию и документацию по  вопросам, касающимся полноты поступления  и использования средств республиканского  бюджета;

3) получать от банковских и  иных кредитных учреждений необходимые  сведения об операциях и состоянии  счетов проверяемых объектов  в части поступления и использования  средств республиканского бюджета;

4) привлекать к проведению проверок  и ревизий соответствующих специалистов  государственных органов и организаций  республики;

5) заслушивать отчеты должностных  лиц государственных органов  и организаций по вопросам  исполнения республиканского бюджета;

6) вносить Президенту Республики  Казахстан представление по выявленным  Счетным комитетам фактам отступлений  должностными лицами государственных  органов и организаций от требований  законодательных и нормативных  правовых актов об исполнении  республиканского бюджета;

7) в случаях выявления признаков  преступлений в действиях должностных  лиц в использовании бюджетных  средств, иных фактов нарушения  законодательства, передавать материалы  проверок и ревизий в правоохранительные  органы.

 

Заключение

В настоящей курсовой работе были рассмотрены вопросы, цель которых  состояла в определении понятия  финансового контроля, раскрытие  сущности, определении функций финансового  контроля.

Подводя итог работы необходимо остановиться на следующих основных моментах.

Финансовый контроль представляет собой довольно сложную организационную  систему и состоит из определенных элементов: а) субъект контроля; б) объект контроля; в) предмет контроля; г) цели контроля; д) методы осуществления контроля. При помощи рассмотрения этих элементов, дается следующее понятие финансового контроля:

«Финансовый контроль - это действие государственных органов по проверке выполнения участниками финансовой деятельности государства своих  финансовых обязанностей перед ним».

Далее рассматривается сущность государственного финансового контроля, которая выражается в следующем:

1) выявление ошибок и злоупотреблений;

2) обеспечение их устранения;

3) анализ факторов их возникновения  и разработка мер по их предотвращению  в будущем (профилактика и т.д.).

Как и любое явление, финансовый контроль строится на определенных принципах, которые являются условием достижения поставленных целей и задач. Поэтому  в завершении первой главы рассматриваются  следующие принципы: принцип независимости, объективности, законности, гласности, ответственности, сбалансирован-ности и системности.

Во второй главе дана классификация  финансового контроля. Было освещено, как проводится финансовый контроль, в какой последовательности. В  каких сферах деятельности осуществляется финансовый контроль.

Были указаны субъекты контроля, осуществляющие контрольную деятельность в различных сферах деятельности государства.

В третьей главе перечислены  некоторые органы специализирован-ного финансового контроля. Конкретно по каждому органу были освещены вопросы, касающиеся их контрольных полномочий, определены их задачи и цели. Стоит отметить, что большинство органов финансового контроля не наделены исполнительными полномочиями, вследствие чего их функции сводятся лишь к констатации и информированию о фактах ошибок и злоупотреблений. Когда контрольные органы не имеют возможности применять меры воздействия на должностных лиц в процессе и в результате осуществления своих функций, и они вынуждены в обязательном порядке передавать материалы в другие инстанции и ждать из решения, эффективность контрольной деятельности снижается. Чтобы избежать волокиты, повысить оперативность в устранении выявленных нарушений, необходимо предоставить всем органам финансового контроля возможность административного воздействия и применения материальных санкций.

 

Список использованной литературы

1. Горбунов О.Н. «Финансовое  право». Москва, 1996.

2. Худяков А.И. «Финансовое  право Республики Казахстан». Алматы, 2001.

Информация о работе Финансовый контроль РК: теория, практика