Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 15:57, курсовая работа
С момента обретения независимости в республике постоянно совершенствуется работа по созданию системы государственного финансового контроля, отвечающей общепринятым в мировой практике требованиям. В 2001 году Правительством была одобрена Концепция развития системы контроля за исполнением республиканского и местных бюджетов, а 29 января 2002 года принят Закон "О контроле за исполнением республиканского и местных бюджетов". Его принятие стало основой создания правовой базы для функционирования всех органов государственного финансового контроля. Главная их задача - координация действий органов контроля по планированию, проведению ревизий и проверок и реализации материалов контрольных мероприятий. Примечательно то, что оформлено это межведомственным соглашением, и на практике оно работает лучше, нежели некоторые законодательные акты.
Введение
1. Понятие, сущность и элементы финансового контроля
1.1 Методы финансового контроля
1.2 Принципы финансового контроля
2. Анализ организации финансового контроля в РК
2.1 Анализ использования бюджетных средств за 2006-2008 год
2.2 Роль Счетного комитета в контроле за исполнением республиканского бюджета
Заключение
Список использованной литературы
В 2007 году из республиканского бюджета были выделены кредиты на сумму 39,3 млрд. тенге, или 138,0% к утвержденному и 99,8% к уточненному показателю.
Погашение основного долга по ранее выданным из бюджета кредитам составило в отчетном периоде 42,3 млрд. тенге, или 83,1% к уточненному показателю.
Расходы на приобретение финансовых
активов возросли по сравнению с
2006 годом в 3,6 раза и составили 369,0
млрд. тенге, или 214,3% к утвержденному
и 100% к скорректированному показателю.
В свою очередь, от продажи финансовых
активов государства в
Анализ сбалансированности республиканского бюджета показывает, что утвержденный размер дефицита республиканского бюджета за 2007 год составил 145,1 млрд. тенге, уточненный - 229,6 млрд. тенге. Фактически, по данным Министерства финансов, исполнение республиканского бюджета сложилось с дефицитом в размере 212,5 млрд. тенге, или 1,7% к ВВП.
В процессе исполнения республиканского бюджета по практике предыдущих лет при наличии свободных остатков бюджетных средств продолжено привлечение внутренних и внешних займов для финансирования дефицита бюджета. Сумма внутренних государственных займов составила 175,9 млрд. тенге, внешних - 12,6 млрд. тенге. Образовавшийся по итогам исполнения бюджета 2007 года остаток свободных средств составил 21,6 млрд. тенге, что свидетельствует о необходимости использования более эффективных инструментов управления государственными финансами. При этом, как установлено в ходе контроля Счетного комитета, в 2007 году не обеспечено эффективное использование свободных остатков средств республиканского бюджета, образованных по итогам 2006 года на сумму 11500,0 млн. тенге.
Наряду с этим Министерство финансов
проводило заимствование
Проведенный анализ показывает, что
макроэкономические условия в целом
способствовали выполнению основных параметров
республиканского бюджета за отчетный
год. Однако, недостатки бюджетного планирования
и управления свободными остатками
бюджетных средств, а также преимущественное
направление средств бюджета, выделяемых
на индустриально-инновационное
Таблица 3- Основные параметры доходов и расходов республиканского бюджета за 2008 год
п/п |
Показатели |
Утвер. |
Уточ. |
Испол. |
%к утвер. |
%к уточ. |
%к 2007 г. |
|
1 |
Поступления |
3054,6 |
3814,8 |
3808,2 |
124,7 |
99,8 |
156,1 |
|
2 |
Доходы |
2687,3 |
3329,7 |
3317,6 |
123,4 |
99,6 |
149,3 |
|
Налоговые поступления |
2209,3 |
2103,4 |
2071,4 |
93,8 |
98,5 |
127,3 |
||
Неналоговые поступления |
46,1 |
51,8 |
72,8 |
157,9 |
140,5 |
42,3 |
||
Поступления от продажи основного капитала |
7 5, |
8,6 |
8,6 |
98,8 |
100,4 |
104,8 |
||
Поступления трансфертов |
423,2 |
1165,9 |
1164,8 |
275,2 |
99,9 |
280 |
||
3 |
Расходы |
3054,6 |
3836,4 |
3823,3 |
125,2 |
99,7 |
148,8 |
|
4 |
Затраты |
2676,2 |
2716,0 |
2703,6 |
101,0 |
99,5 |
130,7 |
|
5 |
Операционное сальдо |
11,1 |
613,7 |
614,0 |
||||
6 |
Чистое бюджетное кредитование: |
55,7 |
50,0 |
42,1 |
||||
бюджетные кредиты |
61,6 |
55,9 |
55,4 |
89,9 |
98,9 |
140,9 |
||
погашение бюджетных кредитов |
5,9 |
5,9 |
13,3 |
225,4 |
222,7 |
31,4 |
||
7 |
Сальдо по операциям с финансовыми активами: |
165,9 |
898 |
899,4 |
||||
приобретение финансовых активов |
167,4 |
899,5 |
899,4 |
более 5 раз |
100,0 |
243,8 |
||
поступления от продажи финансовых активов государства |
1,5 |
1,5 |
0,07 |
4,7 |
4,7 |
23,3 |
||
8 |
Дефицит бюджета |
-210,5 |
-334,4 |
-327,5 |
||||
9 |
Финансирование дефицита бюджета |
210,5 |
334,3 |
327,5 |
||||
Поступления займов |
359,9 |
477,6 |
477,3 |
132,6 |
99,9 |
271 |
||
Погашение займов |
149,4 |
164,9 |
164,9 |
110,4 |
100 |
177,6 |
||
Анализ данных таблицы показывает,
что в связи с увеличением
доходов республиканского бюджета
в части поступлений
2.2 Роль Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета
Счетный комитет по контролю за исполнением республиканского бюджета является государственным органом по контролю за исполнением республиканского бюджета, непосредственно подчиненным и подотчетным Президенту Республики Казахстан.
Основными функциями и задачами Счетного комитета являются:
1) контроль за исполнением законов Республики Казахстан и иных нормативных правовых актов по исполнению республиканского бюджета;
2) выполнение поручений Главы
государства по вопросам, связанным
и исполнением
3) контроль за полнотой
4) контроль за целевым использованием средств республиканского бюджета, выделяемых на выполнение государственных программ, программ Правительства и финансирование государственных потребностей;
5) предоставление на утверждение
Парламенту Республики
6)предоставляет
7)предоставлять Парламенту
дает рекомендации Правительству
РК, соответствующим службам
8)в случаях выявления
9)осуществляет контролю за
10)дает оценку эффективности и результативности исполнения и реализации государственных и отраслевых программ
11)осуществляет контроль за бюджетными инвестициями.
12) участвует в реализации
13) организует повышение
14) в пределах своих полномочий осуществляет контроль за деятельностью физических и юридических лиц, использующих бюджетные средства, лиц, оказывающих финансовые услуги, в том числе на основе гражданско-правовых сделок, на всех стадиях освоения бюджетных средств;
Счетный комитет при выполнении
своих задач и функций
1) осуществлять проверки и
2) запрашивать и получить у
Правительства, иных
3) получать от банковских и
иных кредитных учреждений
4) привлекать к проведению
5) заслушивать отчеты
6) вносить Президенту Республики
Казахстан представление по
7) в случаях выявления признаков
преступлений в действиях
Заключение
В настоящей курсовой работе были
рассмотрены вопросы, цель которых
состояла в определении понятия
финансового контроля, раскрытие
сущности, определении функций
Подводя итог работы необходимо остановиться на следующих основных моментах.
Финансовый контроль представляет собой довольно сложную организационную систему и состоит из определенных элементов: а) субъект контроля; б) объект контроля; в) предмет контроля; г) цели контроля; д) методы осуществления контроля. При помощи рассмотрения этих элементов, дается следующее понятие финансового контроля:
«Финансовый контроль - это действие государственных органов по проверке выполнения участниками финансовой деятельности государства своих финансовых обязанностей перед ним».
Далее рассматривается сущность государственного финансового контроля, которая выражается в следующем:
1) выявление ошибок и
2) обеспечение их устранения;
3) анализ факторов их
Как и любое явление, финансовый контроль строится на определенных принципах, которые являются условием достижения поставленных целей и задач. Поэтому в завершении первой главы рассматриваются следующие принципы: принцип независимости, объективности, законности, гласности, ответственности, сбалансирован-ности и системности.
Во второй главе дана классификация финансового контроля. Было освещено, как проводится финансовый контроль, в какой последовательности. В каких сферах деятельности осуществляется финансовый контроль.
Были указаны субъекты контроля, осуществляющие контрольную деятельность в различных сферах деятельности государства.
В третьей главе перечислены некоторые органы специализирован-ного финансового контроля. Конкретно по каждому органу были освещены вопросы, касающиеся их контрольных полномочий, определены их задачи и цели. Стоит отметить, что большинство органов финансового контроля не наделены исполнительными полномочиями, вследствие чего их функции сводятся лишь к констатации и информированию о фактах ошибок и злоупотреблений. Когда контрольные органы не имеют возможности применять меры воздействия на должностных лиц в процессе и в результате осуществления своих функций, и они вынуждены в обязательном порядке передавать материалы в другие инстанции и ждать из решения, эффективность контрольной деятельности снижается. Чтобы избежать волокиты, повысить оперативность в устранении выявленных нарушений, необходимо предоставить всем органам финансового контроля возможность административного воздействия и применения материальных санкций.
Список использованной литературы
1. Горбунов О.Н. «Финансовое право». Москва, 1996.
2. Худяков А.И. «Финансовое право Республики Казахстан». Алматы, 2001.
Информация о работе Финансовый контроль РК: теория, практика