Финансовый контроль РК: теория, практика

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 15:57, курсовая работа

Описание работы

С момента обретения независимости в республике постоянно совершенствуется работа по созданию системы государственного финансового контроля, отвечающей общепринятым в мировой практике требованиям. В 2001 году Правительством была одобрена Концепция развития системы контроля за исполнением республиканского и местных бюджетов, а 29 января 2002 года принят Закон "О контроле за исполнением республиканского и местных бюджетов". Его принятие стало основой создания правовой базы для функционирования всех органов государственного финансового контроля. Главная их задача - координация действий органов контроля по планированию, проведению ревизий и проверок и реализации материалов контрольных мероприятий. Примечательно то, что оформлено это межведомственным соглашением, и на практике оно работает лучше, нежели некоторые законодательные акты.

Содержание

Введение
1. Понятие, сущность и элементы финансового контроля
1.1 Методы финансового контроля
1.2 Принципы финансового контроля
2. Анализ организации финансового контроля в РК
2.1 Анализ использования бюджетных средств за 2006-2008 год
2.2 Роль Счетного комитета в контроле за исполнением республиканского бюджета
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая работа фин контроль.docx

— 55.40 Кб (Скачать)

6. Принцип сбалансированности

Этот принцип неразрывно связан с принципом ответственности. Сбалансированность означает, что субъекту контроля нельзя предписывать контрольные функции, не обеспеченные средствами для их выполнения. Точно также не должно быть средств, не связанных той или  иной функцией. Или другими словами, при определении обязанностей субъекта контроля должен быть определен соответствующий  объем прав и возможностей, и наоборот.

7. Принцип системности

Предполагает наличие системы  органов государственного финансового  контроля. Но системообразующий элемент может быть и не один, т.е. система необязательно подразумевается как единая иерархическая конструкция подчиненности. Допускается относительная самостоятельность органов контроля, образуемых по линии ветвей власти.

Все принципы взаимосвязаны, порядок  их сочетания зависит от конкретных обстоятельств.

В процессе осуществления финансового  контроля возникает особая разновидность  финансовых правоотношений - финансово-контрольных.

Сторонами этого правоотношения выступают  субъект контроля и объект контроля. Субъект контроля - это финансово-контрольный  орган, представляющий в этом правоотношении государство. Наиболее типичными субъектами контроля являются специализированные органы финансового контроля. В качестве объекта контроля выступают государственные  органы, юридические лица, граждане.

 

2. Анализ организации финансового  контроля В РК

2.1 Анализ использования бюджетных  средств за 2006-2008 год

Таблица 1 - Показатели исполнения основных параметров республиканского бюджета  за 2006 год, млрд. тенге

 
 

Утвержд. бюджет

Уточнен. бюджет

Скоррект. бюджет

Кассовое испол.

% исполнения к

 
         

утвер.

уточ.

скор.

 

Доходы

отклонение*:

в млрд. тенге

в %

Налоговые поступления

отклонение:

в млрд. тенге

в %

Неналоговые поступления

отклонение:

в млрд. тенге

в %

Затраты

отклонение:

в млрд. тенге

в %

Бюджетные кредиты

отклонение:

в млрд. тенге

в %

Приобретение фин.активов

отклонение:

в млрд. тенге

в %

Дефицит бюджета

Остаток бюджетных средств  на конец года

1468,2

379,0

26,0

1302,9

364,9

28,0

37,7

11,5

30,5

1476,2

210,1

14,2

38,2

-1,3

-3,4

91,2

12,3

13,5

-113,7

1510,3

336,9

22,3

1266,7

401,1

31,7

39,3

9,9

25,2

1518,8

167,5

11,0

37,9

-1,0

-2,6

103,5

-126,2

1682,9

164,3

10,0

1439,3

228,5

15,9

39,3

9,9

25,2

1703,9

-17,6

-1,0

37,9

-1,0

-2,6

103,5

-126,2

1847,2

1667,8

49,2

1686,3

36,9

103,5

54,7

151,0

125,8

128,0

130,5

114,2

96,6

113,5

122,3

131,7

125,2

111,0

97,4

100,0

109,8

115,9

125,2

98,9

97,4

100,0

 
                 

 

* - Отклонение кассового исполнения  соответственно от утвержденного,  уточненного и скорректированного  бюджета.

Как видно из таблицы 1, в процессе исполнения республиканского бюджета  за 2006 год Парламентом Республики Казахстан уточнены и Правительством Республики Казахстан неоднократно корректировались основные его параметры. Так, при уточнении бюджета доходы были увеличены на 42,1 млрд. тенге, а  налоговые поступления - уменьшены  на 36,2 млрд. тенге. В последующем, Правительством в результате корректировок доходы увеличены на 214,7 млрд. тенге, а налоговые  поступления - на 136,4 млрд. тенге. Кассовое исполнение доходов республиканского бюджета превысило утвержденные и уточненные показатели соответственно на 26,0% и 22,3 процента.

Затраты республиканского бюджета  за 2006 год в процессе уточнения  были увеличены на 42,6 млрд. тенге  и составили 1518,8 млрд. тенге, против 1476,2 млрд. тенге, а расходы на приобретение финансовых активов - на 12,3 млрд. тенге  и составили 103,5 млрд. тенге. В свою очередь, Правительством в течение  отчетного года были внесены изменения  к уточненному показателю и в  результате затраты увеличены на 185,1 млрд. тенге и составили 1703,9 млрд. тенге. Фактическое исполнение затрат составило 1686,3 млрд. тенге, или 111,0% к  уточненному назначению и 98,9% - к  скорректированному показателю.

Дефицит республиканского бюджета  в процессе уточнения был увеличен на 12,5 млрд. тенге и составил 126,2 млрд. тенге. Фактически республиканский  бюджет исполнен с профицитом на сумму 54,7 млрд. тенге. В 2006 году для финансирования дефицита бюджета были привлечены внешние и внутренние займы. При этом сумма внутренних заемных средств составила 167,6 млрд. тенге, из них 83,7 млрд. тенге были направлены на погашение основного долга по государственным ценным бумагам, а 83,9 млрд. тенге остались неиспользованными. В результате на 1 января 2007 года свободный остаток средств республиканского бюджета составил 151,0 млрд. тенге и по сравнению с 2006 годом увеличился в 12 раз. По оценке Счетного комитета, это привело к упущенным возможностям дополнительного роста экономики республики, которые, с учетом мультипликативного эффекта, превысили 200 млрд. тенге.

Погрешности макроэкономического  прогнозирования оказали значительное влияние на налоговые поступления  в республиканский бюджет, в доходной части которого их доля в 2006 году составила 90,2 процента. При этом основным фактором, повлиявшим на увеличение налоговых сборов, явился рост цен на нефть. В отчетном году цены на нефть по сравнению с 2005 годом увеличились на 20,2 процента. В 2005-2006 годы углеводороды и металлы обеспечили более 3/4 стоимости товарного экспорта республики, а доля налоговых поступлений в республиканский бюджет от нефтяного сектора составила более 30 процентов.

В 2006 году Правительством внедрен  новый механизм образования и  использования средств Национального  фонда Республики Казахстан. В соответствии с ним, с 1 июля 2006 года прямые налоги от пятидесяти пяти предприятий нефтяного  сектора на сумму 499,5 млрд. тенге  поступили в Национальный фонд. За отчетный год, с учетом плановых и  сверхплановых поступлений в  бюджет до 1 июля 2006 года, в Национальный фонд мобилизовано 688,6 млрд. тенге, при  уточненном плане в размере 470,8 млрд. тенге. В свою очередь, при уточнении  республиканского бюджета было предусмотрено  получение трансфертов из Национального  фонда на сумму 76,6 млрд. тенге. За 2006 год трансферты из Национального  фонда не поступили в республиканский  бюджет, что было обусловлено перевыполнением  на 216,1 млрд. тенге поступлений корпоративного подоходного налога. Поступления  за использование природных и  других ресурсов составили 267,3 млрд. тенге  при уточненном прогнозе 140,3 млрд. тенге.

Вышеуказанные факты свидетельствуют  о том, что поступления республиканского бюджета за 2006 год, в основном, зависели от доходов сырьевого сектора. Погрешности  уточненного прогноза налоговых  поступлений и недостатки действующего механизма формирования Национального  фонда являлись причиной поступления  неучтенных налоговых сборов от сырьевого  сектора в республиканский бюджет.

Колебания экспортных цен на сырьевые товары привели к значительному  укреплению курса тенге и росту  инфляции. В свою очередь, недостатки прогнозирования обменного курса  оказали воздействие на показатели исполнения республиканского бюджета  по нескольким направлениям. В 2006 году укрепление тенге по отношению к  доллару США на 0,7% привело к  непоступлению налоговых сборов от сырьевого сектора на сумму более 5,0 млрд. тенге. Кроме того, они повлияли на объем таможенных пошлин на ввозимые товары и НДС на товары, импортируемые на территорию Республики Казахстан. За отчетный год сумма таможенных пошлин на ввозимые товары составила 72,4 млрд. тенге, против 59,7 млрд. тенге при уточненном прогнозе, или 73,4% от всех таможенных платежей. В свою очередь, НДС на импортируемые товары составил 361,3 млрд. тенге, или 73,8% от общего объема НДС. При этом НДС на произведенные товары в республике составил лишь 97,0 млрд. тенге. Возмещение НДС из республиканского бюджета по нулевой ставке путем перечисления средств на счета хозяйствующих субъектов составило 132,0 млрд. тенге. Это, наряду с увеличением денежной массы в целом по экономике, повлияло на уровень инфляции.

Кредиты банков второго уровня в 2006 году составили 4 735,4 млрд. тенге и  по сравнению с 2005 годом увеличились  в 1,8 раза. Изменилась структура кредитов банков второго уровня: возросла доля долгосрочных кредитов с 66,5% на конец 2005 года до 72,8% на аналогичный период 2006 года. Значительными темпами в республике растут объемы ипотечных и потребительских кредитов, которые в 2006 году по сравнению с 2005 годом соответственно возросли в 1,8 и 2,4 раза.

Согласно отчету Правительства  об исполнении республиканского бюджета  за 2007 год, рост размера прожиточного минимума по сравнению с 2006 годом  составил 11,2%, среднего размера пенсии - 9,5 процента. Таким образом, при  планировании, уточнении, корректировке  и исполнении бюджета в отчетном году не в полной мере был обеспечен  рост социальных затрат бюджета в  реальном выражении по сравнению  с предыдущим годом.

В целом исполнение основных параметров республиканского бюджета за 2007 год  характеризовалось следующими показателями.

Таблица 2 - Показатели исполнения основных параметров республиканского бюджета  за 2007 год, млрд. тенге

 
 

Утвержденные

Уточненные

Исполнение

% к утверж

% к уточн

% к 2006г.

 

Доходы

Налоговые поступления

Неналоговые поступления

Поступления от продажи основного  капитала

Поступления трансфертов

Затраты

Операционное сальдо

1958,6

1456,2

40,8

8,4

453,2

1956,0

2,7

2220,4

1621,7

131,8

8,4

458,5

2094,5

126,0

2221,5

1626,8

170,4

8,2

416,0

2068,3

153,2

113,4

111,7

4,1 раза

97,8

91,8

105,7

100,1

100,3

129,3

97,8

90,7

98,8

120,3

97,5

346,3

98,8

341,3

122,6

 

Чистое бюджетное кредитование:

бюджетные кредиты

погашение бюджетных кредитов

Сальдо по операциям с  финансовыми активами:

приобретение финансовых активов

поступления от продажи финансовых активов государства

Дефицит бюджета

Финансирование дефицита бюджета

-22,4

28,5

50,9

170,2

172,2

2,0

-145,1

145,1

-11,5

39,4

50,9

367,1

369,1

2,0

-229,6

229,6

-3,0

39,3

42,3

368,7

369,0

0,3*

-212,5

212,5

137,7

83,1

214,3

15,7

99,8

83,1

100,0

15,7

106,5

200,5

356,5

2,3

 
               

 

* В соответствии с отчетом  Правительства исполнение составило  314,1 млн. тенге.

Исполнение доходов республиканского бюджета составило 2 221,5 млрд. тенге, или 17,5% к ВВП против 18,1% в 2006 году. По налоговым поступлениям республиканский  бюджет исполнен на сумму 1 626,8 млрд. тенге, или 111,7% к утвержденному и 100,3% к  уточненному годовому показателю. При  этом, доля налоговых поступлений в общем объеме доходов бюджета уменьшилась с 90,3% в 2006 году до 73,2% в 2007 году, что в основном связано с изменением концепции формирования Национального фонда Республики Казахстан.

Наиболее крупными источниками  доходов республиканского бюджета, как и в предыдущие годы, являлись корпоративный подоходный налог - 758,3 млрд. тенге (46,6% налоговых поступлений) и налог на добавленную стоимость - 629,3 млрд. тенге (38,7%), которые в сумме  с налогами на международную торговлю и внешние операции (150,3 млрд. тенге) составили в отчетном году 94,5% от общей суммы налоговых поступлений.

Потенциальными резервами пополнения бюджета являлись доходы, поступление  которых было бы обеспечено за счет активизации работы по совершенствованию  налогового и таможенного администрирования, включая предоставление налоговых  льгот и преференций, а также  повышению эффективности функционирования свободных экономических зон.

В структуре доходов бюджета  отчетного периода произошло  увеличение неналоговых поступлений  с 2,6% в 2006 году (49,2 млрд. тенге) до 7,6% в 2007 году (170,4 млрд. тенге), что было обусловлено  ростом незапланированных сборов и  платежей, в основном, за счет легализации  имущества, административных штрафов, пени, санкций, взысканий, за исключением  поступлений от предприятий нефтяного  сектора.

В 2007 году в республиканский бюджет поступили трансферты на сумму 416,0 млрд. тенге, в том числе из нижестоящих  органов государственного управления перечислены бюджетные изъятия  на сумму 158,0 млрд. тенге. При этом, Счетным комитетом установлено, что бюджетные изъятия на общую сумму 8,0 млрд. тенге перечислены из бюджетов Атырауской и Мангистауской областей позже установленных сроков. Из Национального фонда поступили целевые капитальные трансферты на сумму 258,0 млрд. тенге при уточненном плане в размере 301,7 млрд. тенге.

Затраты республиканского бюджета  в 2007 году исполнены на сумму 2 068,3 млрд. тенге, или на 105,7% к утвержденному  и 98,7% к уточненному показателю. По сравнению с 2006 годом произошло  сокращение объема затрат бюджета по отношению к ВВП с 16,5% до 16,3 процента.

Сумма неосвоенных средств по затратам за 2007 год составила 26,1 млрд. тенге, что на 8,5 млрд. тенге больше показателя 2006 года. При этом по сравнению с  предыдущим годом замедлились темпы  освоения средств по функциональным группам «Образование» и «Здравоохранение». Вследствие этого, по оценке Счетного комитета, при высокой актуальности социальных расходов бюджета уполномоченными  органами не было обеспечено своевременное  и качественное выполнение соответствующих  бюджетных программ.

Также не обеспечено своевременное  освоение средств бюджета по функциональной группе «Промышленность, архитектурная, градостроительная и строительная деятельность», в рамках которой  финансируются приоритетные проекты, нацеленные на достижение долгосрочного  роста экономики и повышение  конкурентоспособности страны.

Информация о работе Финансовый контроль РК: теория, практика