Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 20:36, курсовая работа
В настоящее время в нашей стране наблюдается повышение значимости банковского сектора, расширение спектра предоставляемых услуг, увеличивается число клиентов банковских учреждений. Тем не менее, одной из первых операций, проводимых банками, и не утратившей своей важности и актуальности, является кредитование юридических лиц
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………. 3
1. ОЦЕНКА МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ
1.1. Виды, этапы и методы финансового анализа предприятия……. 5
1.2 Структура финансовых коэффициентов…………………………. 8
1.3. Особенности проведения нефинансового анализа…………….. 13
2. АНАЛИЗ МЕТОДОВ ОЦЕНКИ КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
2.1. Сравнительная характеристика систем оценки кредитоспособности клиента в различных странах………………………………………………15
2.2. Актуальность проведения нефинансового анализа……………..19
2.3. Сопоставление финансовых коэффициентов по степени значимости и необходимости………………………………………………………………22
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………...24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………...26
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………
Коэффициент финансовой независимости отражает долю средств, вложенных собственниками в стоимость имущества предприятия. Этот показатель рассчитывается как отношение собственного капитала к общей сумме пассивов, и значение его должно быть не менее 0,5.
Коэффициент финансирования показывает, достаточно ли собственного капитала для погашения кредиторской задолженности. Соответственно, определяется отношением собственного капитала к кредиторской задолженности. Оптимальная величина показателя должна быть больше либо равна 1. В том случае, если показатель меньше 1, то это свидетельствует о том, что имущество предприятия сформировано в большинстве своём за счёт заёмных средств, что также влияет на решение банка о выдаче кредита.
Коэффициент маневренности средств характеризует реальную возможность и ту лёгкость, с которой активы предприятия могут быть превращены в ликвидные средства. Данный показатель рассчитывается как отношение разности оборотных активов и краткосрочной задолженности к сумме оборотных активов, он при расчёте должен составлять 0,2 либо больше.
Коэффициенты мобильности средств показывает лишь потенциальную возможность превращения активов в ликвидные средства. При расчете данного коэффициента нужно соотнести оборотные и внеоборотные активы, и если значение будет больше или равно 0,5, то угроза ухудшения финансового состояния предприятия отсутствует.
В том случае, если при расчёте показателей ликвидности и финансовой неустойчивости были получены неудовлетворительные результаты, не позволяющие банку выдать кредит, то дополнительно рассчитывается коэффициент восстановления платёжеспособности за шестимесячный период. В том случае, если по результатам расчётов этого коэффициента будет выявлено, что есть возможность и средства для восстановления платёжеспособности, то продолжается расчёт следующих показателей. Если же существует угроза, что платёжеспособность восстановить проблематично, то расчет финансового состояния предприятия прекращается и банк отказывает ему в выдаче кредита.
Формулы для расчёта коэффициентов финансовой устойчивости и платёжеспособности представлены в Приложении В.
Коэффициенты деловой активности (оборачиваемости) свидетельствует о состоянии предприятия, о том, какова скорость реализации продукции, оборачиваемости капитала и т.д. Эти показатели дополняют расчёты предыдущих коэффициентов.
Коэффициент общей оборачиваемости средств рассчитывается как отношение выручки от реализации продукции к совокупным активам. Этот показатель характеризует общее состояние деловой активности предприятия.
Коэффициент оборачиваемости мобильных активов определяется отношением выручки от реализации продукции к оборотным активам, соответственно, даёт представление о том, насколько быстро оборачиваются оборотные активы.
Коэффициент оборачиваемости немобильных активов представляет собой отношение выручки от реализации продукции к внеоборотным активам.
Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности определяется как отношение выручки от реализации к сумме дебиторской задолженности.
Форма расчетов данных показателей представлена в Приложении Г.
Коэффициенты прибыльности (рентабельности) характеризуют степень эффективности использования активов и собственных средств предприятия.
Коэффициент рентабельности продаж показывает, какую прибыль предприятие получает с каждого рубля реализованной продукции и определяется как отношение прибыли к выручке от реализации продукции.
Коэффициент рентабельности активов отражает размер прибыли, которую предприятие получает с каждого рубля, вложенного в активы, и представляет собой соотношение прибыли к общим активам.
Коэффициент рентабельности собственного капитала характеризует размер прибыли, получаемой предприятием на каждый рубль собственных средств; определяется как отношение прибыли к собственному капиталу.
Форма расчетов данных показателей представлена в Приложении Д.
Подводя итог всего написанного, мне хотелось бы отметить, что при расчёте финансовых показателей предприятия банк получает всю необходимую информацию о финансовом состоянии кредитополучателя, выясняет, является ли предприятие потенциальным банкротом. Также банк принимает решение, сможет ли предприятие в дальнейшем отвечать в полной мере по принятым на себя обязательствам по запрашиваемому кредиту. В том случае, если финансовые коэффициенты соответствуют требуемым нормативам, банк проводит нефинансовый анализ кредитополучателя; если же состояние предприятия является неудовлетворительным, то банк принимает решение об отказе в выдаче кредита.
1.3. Особенности проведения нефинансового анализа
Как можно заметить, финансовый анализ не даёт полной оценки состояния предприятия. С помощью финансового анализа работники банка получают лишь количественные показатели, которые свидетельствуют о том, как и какими темпами развивается предприятие. Однако эти сведения будут неполными, если рассматривать их в отдельности. Кроме «сухих» цифр банку необходимо также изучить положение компании в реальном мире. И такими данными являются следующие показатели: деловая репутация потенциального кредитополучателя и экономическое окружение кредитополучателя. Для этого может использоваться информация, накопленная как самим банком, так и другими банками, либо кредитными бюро.
Если рассматривать эти показатели в более широком масштабе, то можно выделить те признаки, которые рассматриваются в первую очередь. Так, при изучении деловой репутации заёмщика, банк отслеживает своевременность расчетов по ранее полученным кредитам. Это является важной частью анализа, поскольку позволяет определить, возникнут ли в будущем проблемы с данным предприятием. Если у предприятия наблюдаются систематические нарушения по выполнению взятых на себя обязательств, то банк, даже если финансовое состояние кредитополучателя является достаточно устойчивым, навряд ли рискнёт иметь дело с предприятием с сомнительной репутацией. Также к данному показателю относится проверка честности, порядочности, квалификации руководства, опыт работы в соответствующей отрасли, текучесть кадров и другие сведения, позволяющие судить о состоянии кредитополучателя в деловой сфере.
Что касается изучения экономического окружения предполагаемого заёмщика, то здесь следует отметить такие показатели, как основные деловые партнёры кредитополучателя, с которыми он имеет дело. Если заёмщик устанавливает деловые связи с предприятиями сомнительной репутации, то банк с осторожностью относится к просьбе выдаче кредита. Также рассматривается вопрос о конкурентоспособности продукции и устойчивости рынков сбыта с целью выяснения, сможет ли предприятие в дальнейшем получать прибыль от реализации продукции, либо же станет банкротом из-за того, что продукция не пользуется спросом и залеживается на складах.
Таким образом, можно заметить, что информацию о финансовой устойчивости предприятия банк получает не только при механических расчётах финансовых коэффициентов, но и при проведении качественного анализа кредитоспособности заёмщика.
В результате проведения нефинансового анализа банк определяет кредитный рейтинг предприятия, на котором основывается при реализации своей процентной политики. Так, заёмщикам с высоким кредитным риском кредиты обычно выдаются под повышенные проценты. Тем же предприятиям, у которых кредитный риск не превышает установленного норматива, кредиты могут выдаваться по минимально допустимой ставке.
Также мне хочется отметить тот факт, что отдельные показатели, будь то деловая репутация либо деловые связи, нужно периодически пересматривать и, в случае необходимости, корректировать. Только тогда возможна правильная оценка кредитоспособности заёмщика и кредитного риска банка.
2. АНАЛИЗ МЕТОДОВ ОЦЕНКИ КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
2.1. Сравнительная характеристика систем оценки кредитоспособности клиента в различных странах
Невозможно ответить на вопрос, удовлетворяет ли система оценки кредитоспособности кредитополучателя всем необходимым требованиям, если не знать, какие системы используются в других странах. Чтобы получить возможность улучшить показатели и снизить риск невозврата кредитов, нужно изучить и проанализировать самые лучшие системы, извлекая из них что-либо полезное для себя. Только тогда банки получат возможность правильно оценивать финансовое состояние заёмщика, не боясь убытков. Моё мнение таково, что банкам нужно постоянно совершенствовать структуру финансового и нефинансового анализов, изучать системы оценки зарубежных стран, вносить изменения в методы проверки кредитоспособности. Ведь если банк стоит на месте, не развивается, не улучшает показатели, то этот банк – «мёртвый». Про такие банки заранее можно сказать, что у них нет будущего, поскольку в настоящем у них не наблюдается развития.
Итак, для сравнения я выбрала наиболее сильные страны, экономические и банковские системы которых развиваются стабильно и прогрессивно. Первой страной является США, в банках которой при оценке кредитоспособности юридических лиц используется «правило пяти си». В чём же заключается сущность данного правила? В том, что оценка клиента осуществляется на основе пяти слов, начинающихся с буквы С. Вот эти характеристики:
С – character (репутация заёмщика);
С – capacity (финансовые возможности);
С – capital (капитал, имущество);
С – collateral (обеспечение);
С – conditions (общие экономические условия).
Таким образом, можно заметить, что в банках США происходит проверка по тем же самым направлениям, как и в нашей стране, только значимость показателей находится несколько в другом порядке.
Интересно было бы провести параллель с банковской системой другой страны – Германии. Проанализировав систему оценки кредитоспособности клиента данной страны, мной были замечены существенные отличия. Немецкие банки используют систему COPF, суть которой заключается в следующем:
С – competition (конкуренция в отрасли);
О – organization (организация деятельности);
P – personnel (персонал, кадры);
F – finance (финансы, доходы).
Из вышеперечисленных характеристик я заметила особенность в том, что немецкие банки отдают предпочтение проверке именно внутренним аспектам предприятия. Так, они детально изучают репутацию заёмщика, насколько эффективно управление предприятием, квалификацию и образование руководящих кадров, конкурентоспособность юридического лица. И хочется заметить, что банкам в нашей стране тоже не мешало бы обратить внимание на данные аспекты. Я считаю, что благодаря этим фактам можно выявить, сможет ли предприятие расплатиться по своим долгам, насколько честным является заёмщик, а также предвидеть своевременность погашения долга по кредиту. Ведь зачастую так бывает, что производя количественный анализ, банк особо не заостряет внимание на каких-либо мелких деталях. И в таком случае может быть пропущена информация о нечестных махинациях, не внушающем доверия партнёрстве заёмщика с другими предприятиями, да и просто недостоверная бухгалтерская отчётность. По моему мнению, если на предприятии работают не слишком профессиональные специалисты, отсутствует возможность развития из-за низкой конкурентоспособности, то необходимо обратить внимание именно на эти факты. Ведь маленькая проблемка, как говорится, может перерасти в большую проблему. И понесёт убытки в этом случае не кто иной, как банк.
Что касается ещё одной страны – Англии – то тут выделяют совершенно другую систему оценки, не похожую на две предыдущие – PARSER. Вот её описание:
P – person (репутация заёмщика);
А – amount (сумма кредита);
R – repayment (возможности погашения);
S – security (обеспечение);
Е – expediency (целесообразность кредита);
R – remuneration (вознаграждение банку).
Как мы видим, здесь не особо заостряют внимание на таких аспектах, как капитал и финансы. В основном банк Англии исследует ту сторону, которая отражает выгоду именно со стороны банка. Я не особо симпатизирую этой системе, поскольку в нашей стране рассчитывать на честность и порядочность со стороны граждан не приходится. Поэтому я считаю, что если из данной системы и можно вынести что-то полезное, то только то, что необходимо точно рассчитывать сумму кредита, которую можно выдать. Ведь от этого тоже многое зависит. Действительно, зачем отказывать заёмщику в выдаче кредита на двадцать миллионов, и при этом терять процент от прибыли? Лучше предложить кредит на чуть меньшую сумму, например, на пятнадцать, и тогда все останутся довольны. Клиент по той причине, что всё-таки получил кредит и может продолжать свою деятельность, а банк – оттого, что будет регулярно получать некую сумму, не боясь разориться из-за неполучения обратно одолженных средств.
Конечно, можно было привести в пример ещё несколько европейских стран, но, в принципе, их системы оценки не слишком отличаются от системы нашего государства. Можно в заключение добавить одно: банк должен постоянно развиваться и усовершенствоваться, даже если находится на первом месте по популярности. Ему необходимо повышать качество обслуживания клиентов, совершенствовать программное обеспечение, повышать квалификацию персонала, и тогда он сможет работать прибыльно и безубыточно. Лишь тогда банк сможет снизить риск невозврата кредита пусть и не на сто процентов, но хотя бы до приемлемого уровня.
Что же касается банков внутри нашей страны, то мне хотелось бы на основе рисунка 2.1 показать, на каком месте находится АСБ «Беларусбанк» по выдаче кредитов юридическим лицам:
Рисунок 2.1. Соотношение между банками по выдаче кредитов юридическим лицам.
Как мы видим, лидирующие позиции занимает «Беларусбанк», на втором месте – «Приорбанк». Значит, всё-таки и в нашей стране высокий уровень проведения финансового и нефинансового анализа; значит, АСБ не зря пользуется доверием у заёмщиков; значит, существует возможность полного возврата кредитов со стороны кредитополучателей.
2.2. Актуальность проведения нефинансового анализа
Информация о работе Финансовый и нефинансовый анализ кредитоспособности кредитополучателя