Финансовый и нефинансовый анализ кредитоспособности кредитополучателя

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 20:36, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время в нашей стране наблюдается повышение значимости банковского сектора, расширение спектра предоставляемых услуг, увеличивается число клиентов банковских учреждений. Тем не менее, одной из первых операций, проводимых банками, и не утратившей своей важности и актуальности, является кредитование юридических лиц

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………. 3
1. ОЦЕНКА МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ
1.1. Виды, этапы и методы финансового анализа предприятия……. 5
1.2 Структура финансовых коэффициентов…………………………. 8
1.3. Особенности проведения нефинансового анализа…………….. 13
2. АНАЛИЗ МЕТОДОВ ОЦЕНКИ КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
2.1. Сравнительная характеристика систем оценки кредитоспособности клиента в различных странах………………………………………………15
2.2. Актуальность проведения нефинансового анализа……………..19
2.3. Сопоставление финансовых коэффициентов по степени значимости и необходимости………………………………………………………………22
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………...24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………...26
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 173.50 Кб (Скачать)


 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….  3

1. ОЦЕНКА МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

1.1. Виды, этапы и методы финансового анализа предприятия……. 5

1.2 Структура финансовых коэффициентов…………………………. 8

1.3. Особенности проведения нефинансового анализа…………….. 13

2. АНАЛИЗ МЕТОДОВ ОЦЕНКИ КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

2.1. Сравнительная характеристика систем оценки кредитоспособности клиента в различных странах………………………………………………15

2.2. Актуальность проведения нефинансового анализа……………..19

2.3. Сопоставление финансовых коэффициентов по степени значимости и необходимости………………………………………………………………22

3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………...24

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………...26

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………...27


ВВЕДЕНИЕ

 

В настоящее время в нашей стране наблюдается повышение значимости банковского сектора, расширение спектра предоставляемых услуг, увеличивается число клиентов банковских учреждений. Тем не менее, одной из первых операций, проводимых банками, и не утратившей своей важности и актуальности, является кредитование юридических лиц.

Предприятиям для стабильного функционирования и устойчивого развития необходимы значительные денежные средства. Когда собственного капитала для этого недостаточно, предприятия используют привлечённые средства. С этой целью они берут кредиты в банках. Банки, в свою очереди, заинтересованы в выдаче кредитов, поскольку таким образом они формируют свой баланс и получают прибыль. Однако в то же время выдача кредита всегда связана для банка с определённым риском. Существует угроза невозврата кредита юридическими лицами.

Чтобы максимально сократить возможность невозврата кредита, банки проводят оценку кредитоспособности кредитополучателя. Однако проблемой является то, что данная операция не может дать стопроцентную гарантию банку. Банковские учреждения принимают меры для обеспечения возвратности, однако существует вероятность непредвиденных обстоятельств, в силу чего банк может потерпеть убытки.

Данная тема заинтересовала меня тем, что в наше время проблема невозвратности имеет большое значение, поскольку кредитование является одной из основных операций, которая приносит банку доход. И чем успешнее банк будет проводить оценку риска, тем больше возможность получить обратно одолженные средства. Таким образом, он сможет повышать качество обслуживания, расширять диапазон действий, привлекать новых клиентов.

Целью курсовой работы является выявление наиболее действенных и рациональных методов оценки кредитоспособности, позволяющих с наибольшей вероятностью снижать риск невозврата кредита.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

      раскрыть сущность понятия кредитоспособности кредитополучателя;

      рассмотреть методы анализа кредитоспособности кредитополучателя, сравнить их по степени значимости;

      выявить виды, этапы и методы финансового анализа кредитоспособности кредитополучателя;

      выделить из четырёх групп финансовых коэффициентов наиболее действенный, который позволяет с наибольшей точностью снизить риск невозврата;

      сравнить наиболее распространённые системы оценки кредитоспособности клиента в различных странах по их способности предотвращения кредитного риска;

      проанализировать характерные черты нефинансового анализа кредитоспособности заёмщика, указав его влияние на снижение потенциального риска;

Объектом исследований в курсовой работе является деятельность банковских учреждений по поводу предоставления услуг кредитования юридическим лицам.

Предметом исследований в данной работе выступает оценка кредитоспособности предприятий.

Для достижения поставленной цели я использовала метод сравнительного анализа. Также были использованы материалы из периодической печати, а именно: учебные пособия, банковские положения и нормативы.

Источниками для написания курсовой работы служат материалы и статьи из печатных изданий, касающиеся управления банковскими кредитными рисками, предоставления и обеспечения возвратности кредитов банками юридическим  лицам, а также банковские инструкции, касающиеся проблемы возвратности кредитов.


1. ОЦЕНКА МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

 

1.1. Виды, этапы и методы финансового анализа предприятия

 

Для того, чтобы ответить на вопрос, в чём же заключается сущность финансового анализа, сперва необходимо рассмотреть такое понятие, как «кредитоспособность заёмщика». В некоторых литературных источниках даются различные определения, однако все они схожи между собой. Так, например, Профессор О.И. Лаврушин утверждает: «Кредитоспособность … связывается как с финансовым по­ложением заемщика (финансовые коэффициенты и интенсивность денежного потока), так и с его личной надежностью. В широком смысле, кредитоспособность заемщика – это оценка надежности заемщика плюс оценка самой сделки, на финансирование которой требуется кредит, плюс оценка обеспечения кредита» [4]. В то же время у В. Ковалева можно встретить такое определение: «Кредитоспособность заемщика характеризуется его аккуратностью при расчетах по ранее полученным кредитам, его текущим финансовым состоянием и перспективами изменения, способностью при необходимости мобилизовать денежные средства из различных источников» [5]. По этому поводу у М.И. Баканова и А.Д. Шеремета тоже есть своё мнение, они полагают, что «кредитоспособность – это такое финансовое положение предприятия, которое позволяет получить кредит и своевременно его возвратить» [1].

Как можно заметить, все эти определения можно свести в одно, которое наиболее точно будет отражать его суть, а именно: кредитоспособность – это готовность и способность заёмщика своевременно и полностью рассчитаться по своим долговым обязательствам.

Основой для оценки кредитоспособности является финансовый анализ. Его главная цель заключается в составлении банковскими служащими отчёта о состоянии и возможных изменениях в финансовом положении предприятия. В зависимости от того, насколько полно и широко требуется раскрыть информацию о финансовом состоянии кредитополучателя, а также кто является пользователем данной информации, выделяют два основных вида финансового анализа: внешний и внутренний. Внешний анализ основан на официальной статистической и бухгалтерской отчётности, его целью является определение причин ухудшения финансового состояния предприятия. Пользователями результатов финансового анализа являются кредиторы, налоговые органы, аудиторские фирмы, СМИ, профсоюзы и т.д. Внутренний же анализ призван оценить внутренние возможности восстановления платёжеспособности предприятия, и основан на данных оперативного учёта. В этом случае пользователями информации являются руководители предприятии, антикризисные управляющие и другие специалисты, призванные улучшить финансовое состояние предприятия.

Финансовый анализ включает в себя три основных этапа, каждый из которых имеет свои особенности. Первый этап – подготовительный – необходим для того, чтобы подготовить исходную информацию о предприятии, выбрать наиболее подходящую методику анализа. На данном этапе качество проводимого анализа зависит от полноты и достоверности исходной информации, от компьютерных программ, позволяющих обрабатывать большое количество информации и правильно оценивать результаты анализа.

Второй этап, который называется расчётным, позволяет на основании исходной информации проводить расчет показателей, содержащихся в методике анализа. Обычно этот этап выполняется в автоматическом режиме, поэтому ошибки возможны именно из-за технических сбоев в программном обеспечении, а также из-за невнимательности оператора. В ходе проведения расчётного этапа составляются таблицы, графики, схемы, на основании которых делаются заключения и подводится итог анализа.

Третий, аналитический этап, является самым важным, так как в ходе него формируются окончательные выводы о финансовом состоянии предприятия на основании результатов, полученных в двух предыдущих этапах. Сложность заключается в том, что из-за постоянных изменений условий внешней среды, масштабности анализируемого объекта, невозможно предусмотреть все обстоятельства, поэтому иногда необходимо проводить более глубокий анализ отдельных показателей. В конце проведения аналитического этапа составляется заключительный отчёт о финансовом состоянии предприятия.

Существуют и различные методы финансового анализа, направленные на выявление реального финансового состояния кредитополучателя и признаков его неплатёжеспособности. Такими методами являются:

      горизонтальный метод, который позволяет сравнить каждый показатель с отчётным периодом;

      вертикальный метод, который выявляет влияние каждого финансового показателя на результат в целом;

      трендовый метод, который позволяет определить основную тенденцию изменения показателей финансового состояния предприятия (тренд);

      метод финансовых коэффициентов – предполагает выявление взаимосвязи и взаимозависимости между отдельными элементами различных форм отчётности;

      сравнительный метод – позволяет сравнить отдельные сводные показатели отчётности предприятия за предыдущие годы с аналогичными показателями других предприятий;

      факторный метод, который изучает влияние отдельных факторов на обобщенный показатель, при этом используются математические приёмы и статистические способы.

Таким образом, я могу сделать вывод, что финансовый анализ направлен на сокращение кредитного риска вследствие проведения полной комплексной оценки кредитоспособности кредитополучателя.


1.2. Структура финансовых коэффициентов

 

Финансовое состояние предприятия банковские работники оценивают с помощью финансовых показателей, которых насчитывается несколько десятков. Однако, как правило, используются только четыре группы финансовых коэффициентов, позволяющих наиболее полно раскрыть финансовую устойчивость предприятия. В различных литературных источниках предлагаются разные варианты того, какие коэффициенты включаются в группу основных. Также возможно деление не на четыре группы, а на пять, как, например, приведено у Г.Н. Белогладовой [2]. В данном разделе использованы материалы из учебного пособия С.Н. Кабушкина [3]. В соответствии с этим источником к основным коэффициентам относят:

1.      Коэффициенты ликвидности:

      коэффициент текущей ликвидности;

      коэффициент промежуточной ликвидности;

      коэффициент абсолютной ликвидности.

2.      Коэффициенты финансовой устойчивости и платёжеспособности:

      коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами;

      коэффициент финансовой независимости;

      коэффициент финансирования;

      коэффициент маневренности средств;

      коэффициент мобильности средств.

3.      Коэффициенты деловой активности (оборачиваемости):

      коэффициент общей оборачиваемости средств;

      коэффициент оборачиваемости оборотных средств;

      коэффициент оборачиваемости немобильных средств;

      коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности.

4.      Коэффициенты прибыльности (рентабельности):

      коэффициент рентабельности продаж;

      коэффициент рентабельности активов;

      коэффициент рентабельности собственного капитала.

Перед тем, как приступить к расчёту финансовых показателей, сперва необходимо составить агрегированные баланс предприятия и отчёт о прибылях и убытках (Приложение А).

Коэффициенты ликвидности показывают, способен ли кредитополучатель рассчитаться по своим краткосрочным обязательствам.

Коэффициент текущей ликвидности представляет собой отношение всех текущих активов к краткосрочной задолженности. При расчётах этого показателя его оптимальное значение не должно быть ниже двух, но не должно превышать 3.

Коэффициент промежуточной ликвидности представляет собой отношение оборотных активов (без учёта товарно-материальных запасов) к краткосрочной задолженности. С помощью данного показателя можно выявить размер текущих обязательств, которые могут быть погашены за счёт наличных денежных средств, а также за счёт ожидаемых поступлений за выполненные работы, оказанные услуги, поставленные товары и т.д. Оптимально значение данного коэффициента должно быть равно либо более 1.

Коэффициент абсолютной ликвидности можно рассчитать как отношение денежных средств к краткосрочной задолженности. Данный показатель помогает выявить сведения о той доле текущей задолженности, которая может быть погашена за счёт денежных средств, при этом он должен находиться в пределах 0,2 – 0,3.

Общая таблица расчётов данных показателей приведена в Приложении Б.

Коэффициенты финансовой устойчивости и платёжеспособности показывают соотношение собственного и заёмного капиталов кредитополучателя. Если заёмные средства превышают собственные, то предприятию может быть отказано в выдаче кредита, поскольку его финансовое состояние является неустойчивым. Соответственно, если собственные капитал составляет больший размер, то тогда можно рассматривать вопрос о целесообразности выдачи кредита.

Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами показывает, сколько у предприятия находится собственных оборотных средств. Рассчитать данный показатель можно, если отнять от собственного капитала внеоборотные активы предприятия и разделить на стоимость оборотных активов, при этом оптимальное значение норматива должно быть равно или более 0,1.

Информация о работе Финансовый и нефинансовый анализ кредитоспособности кредитополучателя