Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 13:10, курсовая работа
Прибыль для отдельного хозяйствующего субъекта является источником его развития и процветания. Поэтому деятельность любого предприятия направлена на получение положительного финансового результата. Способность к получению прибыли является одним из критериев оценки эффективности функционирования предприятия. Выступая в системе оценочных показателей, прибыль становится постоянным объектом текущего и стратегического управления предпринимательской деятельностью.
Введение
1 Теоретические основы анализа формирования финансовых результатов
2 Организационно-экономическая характеристика СПК (колхоз) имени Ленина
3 Анализ финансовых результатов деятельности организации
3.1 Анализ динамики и состава доходов и расходов
3.2 Анализ динамики прибыли и показателей рентабельности
3.3 Факторный анализ прибыли
Выводы и предложения
Список использованной литературы
По рассматриваемому периоду формирования выделяют прибыль отчетного года, прибыль предыдущего года и планируемая прибыль.
Приведенный перечень классификационных признаков не отражает всего многообразия видов прибыли, используемых в научной терминологии и практике работы предприятия [24, c.65].
Функционирование предприятия независимо от видов деятельности и форм собственности в условиях рынка определяется его способностью приносить достаточный доход или прибыль.
Прибыль — это конечный финансовый результат деятельности предприятия, характеризующий абсолютную эффективность его работы. В условиях рыночной экономики прибыль выступает важнейшим фактором стимулирования производственной и предпринимательской деятельности предприятия и создает финансовую основу для ее расширения, удовлетворения социальных и материальных потребностей трудового коллектива.
Текущий налог на прибыль становится одним из основных источников формирования доходов бюджета. За счет прибыли погашаются долговые обязательства предприятия перед банком и инвесторами. Следовательно, прибыль становится важнейшим обобщающим показателем в системе оценочных показателей эффективности производственной, коммерческой и финансовой деятельности предприятия. Сумма прибыли, получаемая предприятием, обусловлена объемом продаж продукции, ее качеством и конкурентоспособностью на внутреннем и внешнем рынках, ассортиментом, уровнем затрат и инфляционными процессами, которыми неизбежно сопровождаются рыночные отношения.
Убыток – это превышение затрат на производство и сбыт продукции над выручкой от ее реализации, потери материальных и денежных ресурсов предприятия в результате хозяйственной деятельности. Отражаются на дебете счета «Прибыли и убытки», списываются за счет общих финансовых результатов организации [38, c 23].
Система показателей финансовых результатов включает в себя не только абсолютные, но и относительные показатели эффективности хозяйствования. К ним относятся показатели рентабельности. Рассчитываются и анализируются рентабельность продукции, активов, капитала. Чем выше уровень этих показателей рентабельности, тем выше эффективность хозяйствования предприятий как самостоятельных товаропроизводителей.
Отсюда основными задачами анализа финансовых результатов деятельности предприятия являются:
— оценка динамики абсолютных и относительных показателей финансовых результатов (прибыли и рентабельности);
— определение направленности и размера влияния отдельных факторов на динамику прибыли и уровень рентабельности;
— оценка эффективности бизнеса;
— определение оптимальной величины прибыли (предельный анализ).
Обобщенная информация о финансовых результатах представлена в бухгалтерской отчетности:
— форма № 1 «Бухгалтерский баланс»;
— форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках».
В современных условиях прибыль, отражаемая в бухгалтерской отчетности отечественных предприятий, оказывается неоправданно завышенной. Это связано с тем, что в условиях инфляции оценка активов предприятия, показываемых в балансе, не отражает их реальной стоимости: основные средства, материальные и товарные запасы искусственно занижаются по сравнению с их действительной стоимостью. Занижение стоимости активов баланса приводит к занижению соответствующих расходов, в том числе амортизации, а, следовательно, к искажению себестоимости реализованной продукции и прибыли. В результате этого у предприятия в виде налога изымается часть необходимого продукта и тем самым нарушается нормальный процесс воспроизводства. Кроме того, финансовые результаты предприятия зависят от избранной финансовой политики, обеспечивающей возможности маневра в части распределения затрат между готовой продукцией и незавершенным производством, списания расходов будущих периодов, создания оценочных резервов. При сопоставлении финансовых результатов за несколько смежных периодов следует учитывать изменение методологии учета, составления отчетности и принятую на предприятии учетную политику. К вопросам учетной политики, определяющей величину финансового результата деятельности предприятия, относятся:
— выбор метода начисления амортизации основных средств и нематериальных активов;
— выбор метода оценки материалов при их отпуске в производство;
— выбор порядка отнесения на себестоимость продукции отдельных видов расходов (создание резервов);
— определение состава косвенных (накладных) расходов и метода их распределения [23, c 189].
Методологической основой анализа финансовых результатов в условиях рыночных отношений является принятая для всех предприятий независимо от организационно-правовой формы и формы собственности модель их формирования и использования.
Приступая к анализу финансовых результатов, следует различать прибыль (убыток) от основной деятельности: продажи товара, продукции, работ, услуг; прочие доходы и расходы: проценты к получению (к уплате), доходы от участия в других организациях; прибыль (убыток) до налогообложения и чистую прибыль (убыток) отчетного периода.
Прибыль (убыток) от основной деятельности включает в себя прибыль (убыток) от продажи товаров, продукции, работ, услуг и определяется как разность между выручкой от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей) и себестоимостью проданных товаров, продукции, работ, услуг, коммерческих и управленческих расходов.
Прочие доходы и расходы включают проценты к получению (к уплате), прочие операционные доходы (расходы), финансовые результаты от внереализационных операций.
Прибыль (убыток) до налогообложения представляет алгебраическую сумму прибыли (убытка) от продажи товаров, продукции, работ, услуг и прочих доходов и расходов.
Чистая прибыль (убыток) определяется как разность между суммой прибыли (убыток) до налогообложения, уменьшенной на сумму текущего налога на прибыль [13, c 32].
Показатели рентабельности характеризуют
эффективность работы предприятия
в целом. Они более полно, чем
прибыль, характеризуют окончательные
результаты хозяйствования, потому что
их величина показывает соотношение
эффекта с наличными или
Рентабельность продаж рассчитывается как отношение прибыли от реализации продукции или чистой прибыли к сумме полученной выручки. Этот показатель определяется как в целом по предприятию, так и по отдельным видам продукции.
Рпр = Ппр / Впр * 100
Рпр = ЧП / Впр * 100
где Рпр - рентабельность продаж в целом по предприятию, рассчитанная по прибыли от продаж, процентов;
Ппр - прибыль от продаж, тыс.руб.;
Впр - выручка от продаж, тыс.руб.;
Рпр — рентабельность продаж в целом по предприятию, рассчитанная по чистой прибыли, процентов;
ЧП — чистая прибыль, тыс.руб.
При использовании формулы (1) рассчитывается рентабельность продаж как отношение прибыли от продаж, представляющей собой разницу между выручкой от продаж и суммой затрат, которые относятся к реализованной продукции, включая коммерческие и управленческие расходы, к величине выручки от продаж. Рентабельность продаж, выраженная в процентах, отражает уровень прибыльности продаж, или процент прибыли, содержащийся в выручке от продаж. Если результат формулы (1) выразить не в процентах, а в копейках, то он покажет, сколько копеек прибыли от продаж получено с каждого рубля выручки от реализации продукции (выручки от продаж).
Расчет рентабельности продаж по чистой прибыли с сохранением в знаменателе показателя «выручка от продаж», как в формуле (1), по нашему мнению, правомерен для тех предприятий, в текущей деятельности которых прочая деятельность незначительна. Соответственно чистая прибыль практически отличается от прибыли от продаж только по результатам ее налогообложения. В этом случае рентабельность отразит величину процентов (или копеек в одном рубле) прибыли после налогообложения, содержащуюся в выручке от продаж.
Если же предприятие имеет достаточно развитую прочую деятельность, то чистая прибыль является результатом не только выручки от продаж, но и доходов от прочей деятельности.
В свою очередь, чистая прибыль — это сумма прибыли от продаж, прибыли от прочих видов деятельности за вычетом налога на прибыль.
Для расчета уровня рентабельности реализации (оборота) за предыдущий период (год), по плану и фактически за отчетный период (год), изучения влияния различных факторов на изменение уровня рентабельности используются следующие источники информации: финансовый план, формы № 1 и № 2 бухгалтерской отчетности предприятия, учетные регистры [38, c 28].
2 Организационно –
СПК (колхоз) имени Ленина
Полное название - СПК (колхоз) имени Ленина Саракташского района Оренбургской области. Сельскохозяйственный кооператив (колхоз) имени Ленина учрежден по решению собрания уполномоченных 9 апреля 2005 года в соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации «О сельскохозяйственной кооперации». Основные виды деятельности, осуществляемые агрофирмой, растениеводство и выращивание КРС.
Территория
СПК расположена в западной части
степной почвенно-
Средняя
многолетняя годовая
Минимальная температура января в отдельные годы доходит до –450, максимальная температура июля до +370. Такое большое колебание температуры в течение года (годовая амплитуда температуры 820), указывает на резкую континентальность климата.
Зимние осадки являются источником дополнительных запасов влаги в почве. Длительность залегания устойчивого снежного покрова 146 дней с 16 ноября до 2 апреля, наибольшая высота снежного покрова 50 см., средняя 34-40 см., запас воды в снеге при этом 172 мм.
Для района расположение СПК характерны часто дующие ветры южного и юго-западного направления зимой, северного и северо-восточного летом. Часты летом и южные ветры.