Финансовый анализ предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 13:10, курсовая работа

Описание работы

Прибыль для отдельного хозяйствующего субъекта является источником его развития и процветания. Поэтому деятельность любого предприятия направлена на получение положительного финансового результата. Способность к получению прибыли является одним из критериев оценки эффективности функционирования предприятия. Выступая в системе оценочных показателей, прибыль становится постоянным объектом текущего и стратегического управления предпринимательской деятельностью.

Содержание

Введение
1 Теоретические основы анализа формирования финансовых результатов
2 Организационно-экономическая характеристика СПК (колхоз) имени Ленина
3 Анализ финансовых результатов деятельности организации
3.1 Анализ динамики и состава доходов и расходов
3.2 Анализ динамики прибыли и показателей рентабельности
3.3 Факторный анализ прибыли
Выводы и предложения
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

курсяк.docx

— 90.17 Кб (Скачать)

По рассматриваемому периоду формирования выделяют прибыль отчетного года, прибыль предыдущего года и планируемая  прибыль.

Приведенный перечень классификационных  признаков не отражает всего многообразия видов прибыли, используемых в научной  терминологии и практике работы предприятия [24, c.65].

Функционирование  предприятия независимо от видов  деятельности и форм собственности  в условиях рынка определяется его способностью приносить достаточный доход или прибыль.

Прибыль — это конечный финансовый результат деятельности предприятия, характеризующий абсолютную эффективность его работы. В условиях рыночной экономики прибыль выступает важнейшим фактором стимулирования производственной и предпринимательской деятельности предприятия и создает финансовую основу для ее расширения, удовлетворения социальных и материальных потребностей трудового коллектива.

Текущий налог на прибыль становится одним  из основных источников формирования доходов бюджета. За счет прибыли погашаются долговые обязательства предприятия перед банком и инвесторами. Следовательно, прибыль становится важнейшим обобщающим показателем в системе оценочных показателей эффективности производственной, коммерческой и финансовой деятельности предприятия. Сумма прибыли, получаемая предприятием, обусловлена объемом продаж продукции, ее качеством и конкурентоспособностью на внутреннем и внешнем рынках, ассортиментом, уровнем затрат и инфляционными процессами, которыми неизбежно сопровождаются рыночные отношения.

Убыток  – это превышение затрат на производство и сбыт продукции над выручкой от ее реализации, потери материальных и денежных ресурсов предприятия в результате хозяйственной деятельности. Отражаются на дебете счета «Прибыли и убытки», списываются за счет общих финансовых результатов организации [38, c 23].

Система показателей финансовых результатов  включает в себя не только абсолютные, но и относительные показатели эффективности хозяйствования. К ним относятся показатели рентабельности. Рассчитываются и анализируются рентабельность продукции, активов, капитала. Чем выше уровень этих показателей рентабельности, тем выше эффективность хозяйствования предприятий как самостоятельных товаропроизводителей.

Отсюда  основными задачами анализа финансовых результатов деятельности предприятия являются:

— оценка динамики абсолютных и относительных  показателей финансовых результатов (прибыли и рентабельности);

— определение  направленности и размера влияния  отдельных факторов на динамику прибыли и уровень рентабельности;

— оценка эффективности бизнеса;

— определение оптимальной величины прибыли (предельный анализ).

Обобщенная  информация о финансовых результатах  представлена в бухгалтерской отчетности:

— форма  № 1 «Бухгалтерский баланс»;

— форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках».

В современных  условиях прибыль, отражаемая в бухгалтерской отчетности отечественных предприятий, оказывается неоправданно завышенной. Это связано с тем, что в условиях инфляции оценка активов предприятия, показываемых в балансе, не отражает их реальной стоимости: основные средства, материальные и товарные запасы искусственно занижаются по сравнению с их действительной стоимостью. Занижение стоимости активов баланса приводит к занижению соответствующих расходов, в том числе амортизации, а, следовательно, к искажению себестоимости реализованной продукции и прибыли. В результате этого у предприятия в виде налога изымается часть необходимого продукта и тем самым нарушается нормальный процесс воспроизводства. Кроме того, финансовые результаты предприятия зависят от избранной финансовой политики, обеспечивающей возможности маневра в части распределения затрат между готовой продукцией и незавершенным производством, списания расходов будущих периодов, создания оценочных резервов. При сопоставлении финансовых результатов за несколько смежных периодов следует учитывать изменение методологии учета, составления отчетности и принятую на предприятии учетную политику. К вопросам учетной политики, определяющей величину финансового результата деятельности предприятия, относятся:

— выбор  метода начисления амортизации основных средств и нематериальных активов;

— выбор метода оценки материалов при их отпуске в производство;

— выбор порядка отнесения на себестоимость продукции отдельных видов расходов (создание резервов);

— определение состава косвенных (накладных) расходов и метода их распределения [23, c 189].

Методологической  основой анализа финансовых результатов в условиях рыночных отношений является принятая для всех предприятий независимо от организационно-правовой формы и формы собственности модель их формирования и использования.

Приступая к анализу финансовых результатов, следует различать прибыль (убыток) от основной деятельности: продажи  товара, продукции, работ, услуг; прочие доходы и расходы: проценты к получению (к уплате), доходы от участия в  других организациях; прибыль (убыток) до налогообложения и чистую прибыль (убыток) отчетного периода.

Прибыль (убыток) от основной деятельности включает в себя прибыль (убыток) от продажи  товаров, продукции, работ, услуг и  определяется как разность между выручкой от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей) и себестоимостью проданных товаров, продукции, работ, услуг, коммерческих и управленческих расходов.

Прочие  доходы и расходы включают проценты к получению (к уплате), прочие операционные доходы (расходы), финансовые результаты от внереализационных операций.

Прибыль (убыток) до налогообложения представляет алгебраическую сумму прибыли (убытка) от продажи товаров, продукции, работ, услуг и прочих доходов и расходов.

Чистая  прибыль (убыток) определяется как разность между суммой прибыли (убыток) до налогообложения, уменьшенной на сумму текущего налога на прибыль [13, c 32].

Показатели рентабельности характеризуют  эффективность работы предприятия  в целом. Они более полно, чем  прибыль, характеризуют окончательные  результаты хозяйствования, потому что  их величина показывает соотношение  эффекта с наличными или потребленными  ресурсами.

Рентабельность продаж рассчитывается как отношение прибыли от реализации продукции или чистой прибыли  к сумме полученной выручки. Этот показатель определяется как в целом  по предприятию, так и по отдельным видам продукции.

                             Рпр  = Ппр / Впр * 100                                               (1)

                             Рпр = ЧП / Впр * 100                                                (2)

где Рпр - рентабельность продаж в целом по предприятию, рассчитанная по прибыли от продаж, процентов;

      Ппр - прибыль от продаж, тыс.руб.;

      Впр - выручка от продаж, тыс.руб.;

      Рпр — рентабельность продаж в целом по предприятию, рассчитанная по чистой прибыли, процентов;

      ЧП — чистая  прибыль, тыс.руб.

При использовании формулы (1) рассчитывается рентабельность продаж как отношение прибыли от продаж, представляющей собой разницу между выручкой от продаж и суммой затрат, которые относятся к реализованной продукции, включая коммерческие и управленческие расходы, к величине выручки от продаж. Рентабельность продаж, выраженная в процентах, отражает уровень прибыльности продаж, или процент прибыли, содержащийся в выручке от продаж. Если результат формулы (1) выразить не в процентах, а в копейках, то он покажет, сколько копеек прибыли от продаж получено с каждого рубля выручки от реализации продукции (выручки от продаж).

Расчет рентабельности продаж по чистой прибыли с сохранением в знаменателе показателя «выручка от продаж», как в формуле (1), по нашему мнению, правомерен для тех предприятий, в текущей деятельности которых прочая деятельность незначительна. Соответственно чистая прибыль практически отличается от прибыли от продаж только по результатам ее налогообложения. В этом случае рентабельность отразит величину процентов (или копеек в одном рубле) прибыли после налогообложения, содержащуюся в выручке от продаж.

Если же предприятие имеет достаточно развитую прочую деятельность, то чистая прибыль является результатом не только выручки от продаж, но и доходов от прочей деятельности.

В свою очередь, чистая прибыль —  это сумма прибыли от продаж, прибыли от прочих видов деятельности за вычетом налога на прибыль.

Для расчета уровня рентабельности реализации (оборота) за предыдущий период (год), по плану и фактически за отчетный период (год), изучения влияния различных факторов на изменение уровня рентабельности используются следующие источники информации: финансовый план, формы № 1 и № 2 бухгалтерской отчетности предприятия, учетные регистры [38, c 28].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Организационно – экономическая  характеристика

СПК  (колхоз) имени Ленина

 

Полное  название - СПК (колхоз) имени Ленина Саракташского района Оренбургской области. Сельскохозяйственный кооператив (колхоз) имени Ленина учрежден по решению собрания уполномоченных 9 апреля 2005 года в соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации «О сельскохозяйственной кооперации». Основные виды деятельности, осуществляемые агрофирмой, растениеводство и выращивание КРС.

Территория  СПК расположена в западной части  степной почвенно-климатической  зоны, которая характеризуется типичным континентальным климатом с холодной зимой и резким переходом к  жаркому лету.

Средняя многолетняя годовая температура  воздуха в районе составляет +2,20, средняя температура самого холодного месяца января –15,70, а самого жаркого июля +19,30.

Минимальная температура января в отдельные  годы доходит до –450, максимальная температура июля до +370. Такое большое колебание температуры в течение года (годовая амплитуда температуры 820), указывает на резкую континентальность климата. 

Зимние  осадки являются источником дополнительных запасов влаги в почве. Длительность залегания устойчивого снежного покрова 146 дней с 16 ноября до 2 апреля, наибольшая высота снежного покрова 50 см., средняя 34-40 см., запас воды в  снеге при этом 172 мм.

Для района расположение СПК характерны часто  дующие ветры южного и юго-западного  направления зимой, северного и  северо-восточного летом. Часты летом  и южные ветры.

Информация о работе Финансовый анализ предприятия