Финансовые системы экономически развитых стран

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 11:04, курсовая работа

Описание работы

Изучение экономической структуры любого современного общества невозможно без анализа финансовой системы, представляющей собой совокупность финансовых отношений и институтов, регулирующих эти отношения. Через финансовый механизм государство образует и использует фонды денежных средств, необходимых для выполнения его многочисленных функций в политической, экономической и социальной сферах.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Финансовые системы экономически развитых стран.
Понятие финансовой системы страны. Её состав и
структура. 6
Сегментированная финансовая система. Финансовая система Великобритании. 7
Универсальная финансовая система. Финансовая система Германии. 13
Глава 2. Финансовая система РФ.
2.1. Характеристика основных звеньев финансовой системы. 17
2.2. Государственный бюджет. 20
2.3. Внебюджетные фонды и государственный кредит. 26 2.4. Фонд страхования и фондовый рынок. 29 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 36

Работа содержит 1 файл

Финансовые системы развитых зарубежных стран, курсовая.docx

— 72.53 Кб (Скачать)

     2.3. Внебюджетные фонды и государственный кредит

 

     Внебюджетные  фонды - это средства федерального правительства и местных властей, связанные с финансированием расходов, не включаемых в бюджет:

     -Пенсионный  фонд РФ;

     -Государственный  фонд занятости населения;

     -Российский  фонд технологического развития  и отраслевые фонды НИОКР;

     -Фонд  инвестирования жилищного строительства,  и др.

     Формирование  внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений, которые для обычного налогоплательщика  ничем не отличаются от налогов. Основные суммы отчислений во внебюджетные фонды  включаются в состав себестоимости  и установлены в процентах  к фонду оплаты труда. Организационно внебюджетные фонды отделены от бюджетов и имеют определенную самостоятельность.

     Внебюджетные  фонды имеют строго целевое назначение, что гарантирует использование  средств, в полном объеме.

     Обособленное  функционирование внебюджетных фондов позволяет оперативно финансировать  важнейшие социальные мероприятия. В отличие от государственного бюджета  расходование средств внебюджетных фондов подлежит меньшему контролю со стороны органов законодательной  власти. Это, с одной стороны, облегчает  их использование; с другой - дает возможность расходовать средства не в полном объеме. Поэтому в целях усиления контроля за расходом средств внебюджетных фондов ставится вопрос о консолидации некоторых из них в бюджете с сохранением целевой направленности их расходов.

     Государственный кредит отражает кредитные отношения  по поводу мобилизации государством временно свободных денежных средств предприятий, организаций и населения на началах возвратности для финансирования государственных расходов.

     Кредитором  выступают физические и юридические  лица, заемщиком -государство в лице его органов. Дополнительные финансовые ресурсы государство привлекает путем продажи на финансовом рынке облигаций, казначейских обязательств и других видов ценных государственных бумаг. Данная форма кредита позволяет заемщику направлять мобилизованные дополнительные финансовые ресурсы на покрытие бюджетного дефицита без осуществления для этих целей эмиссии. Государственный кредит используется также в целях стабилизации денежного обращения в стране. В условиях инфляции государственные займы временно уменьшают у населения платежеспособный спрос. Из обращения изымается избыточная денежная масса, т.е. происходит отток денег из обращения на заранее оговоренный срок.

     Необходимость использования государственного кредита  обусловлена невозможностью удовлетворения потребностей общества за счет бюджетных  доходов. Мобилизуемые временно свободные  средства населения и юридических  лиц используются для финансирования экономических и социальных программ, т.е. государственный кредит является средством увеличения финансовых возможностей государства. На общегосударственном  уровне государственные займы не выражают конкретного целевого характера. Тогда как местные органы власти могут использовать мобилизованные средства на благоустройство городских  и сельских районов, строительство  объектов здравоохранения, культурного, просветительного, жилищно-бытового назначения.

     В зависимости от заемщика государственные  займы делятся на размещаемые  центральными и местными органами управления. По месту размещения государственный  кредит может быть внутренним и внешним. Исходя из срока привлечения средств, займы делятся на: краткосрочные (до года), среднесрочные (от года до пяти лет), долгосрочные (свыше пяти лет).

     Мобилизация огромных финансовых ресурсов как следствие  дает большую государственную задолженность. Размер государственного займа включается в сумму государственного долга  страны.

     Государственный долг - это вся сумма выпущенных, но непогашенных государственных займов с начисленными по ним процентами на определенную дату или за определенный срок.

     Государственный внутренний долг РФ означает долговое обязательство Правительства РФ, выраженное в валюте страны, перед  юридическими и физическими лицами. Формами долговых обязательств являются кредиты, полученные Правительством РФ, государственные займы, осуществленные посредством выпуска ценных бумаг  от его имени, другие долговые обязательства, гарантированные Правительством РФ.

     Государственный внешний долг - это задолженность по непогашенным внешним займам и невыплаченным по ним процентам.

     Внутренний  долг состоит из задолженности прошлых  лет и вновь возникающей задолженности. Любые долговые обязательства РФ погашаются в сроки, которые не могут  превышать 30 лет.

     Обслуживание  государственного долга выражается в осуществлении операций по размещению долговых обязательств, их погашению  и выплате по ним процентов. Эти  функции осуществляет Центральный  банк РФ. Затраты по обслуживанию государственного долга производятся за счет средств  республиканского бюджета РФ.

     Огромный  государственный долг России, как  внутренний, так и внешний, отражает экономический и финансовый кризис в стране. В этих условиях РФ может  использовать рефинансирование государственного долга, т.е. погашение старой государственной  задолженности путем выпуска  новых займов.

     Контроль, за состоянием государственного внутреннего и внешнего долга и использованием кредитных ресурсов возлагается на Счетную палату РФ.

           2.4. Фонд страхования и фондовый рынок

 

     Фонд страхования  обеспечивает возмещение возможных  убытков от стихийных бедствий и  несчастных случаев, а также способствует их предупреждению.

     В связи с развитием рыночных отношений  появилась возможность отказаться от монополии государства в страховом  деле. Рынок побуждает государственные  страховые организации изменять структуру и направления деятельности в соответствии с новыми экономическими условиями. В настоящее время  наряду с государственными страховыми организациями страхование осуществляют негосударственные страховые компании, получившие лицензии на проведение страховых  операций.

     Страхование в условиях рыночной экономики все  больше становится сферой коммерческой деятельности, но многие страховые  компании не имеют четкой специализации  по направлениям страхования.  

     Основные  задачи Фонда:

     - обеспечение гарантированных государством  пособий:

     -по  временной нетрудоспособности (до 5 лет непрерывного стажа - 60%, от 5 до 8 лет -  80%, свыше 8 лет - 100% заработка, вследствие трудового увечья - 100%);

     -по  беременности и родам: 70 дней до  и 70 дней после часа “Х”,  в случае трудных родов  после - 86 дней, при рождении 2-х - 110 дней. Выплата в полной сумме до родов и после родов в размере 100%;

     -единовременное  пособие к декретному отпуску  в случае постановки на учет  в ранние сроки беременности (до 12 недель - 50%);

     -при  рождении ребенка (с 01.04.93г. - 5 минимальных размеров оплаты труда);

     -по  уходу за ребенком до 1.5 лет;

     -ежемесячное  пособие на детей в возрасте  до 18 лет - 70% от минимального размера  оплаты труда;

     -на  погребение (5 минимальных размеров оплаты труда);

     Средства  фонда образуются из следующего:

     -страховых  взносов хозяйствующих субъектов  независимо от форм собственности;

     -доходов  от инвестирования части временно  свободных средств;

     -ассигнований  из Федерального бюджета.

     Норматив  отчислений в ФСС - 5,4% на все виды начисленной оплаты труда.

     В отличие от Пенсионного фонда  плательщик сначала перечисляет  в ФСС 15% начисленной за квартал  суммы, а 85% - используется на предприятии  для выполнения задач фонда . Недоиспользованные средства в конце года подлежат перечислению в ФСС.

     Государственный фонд занятости населения РФ (ГФЗН). Образован по Закону РСФСР “О занятости населения РСФСР (19 апреля 1991г.)". Положение о ГФЗН утверждено ВС РФ 8 июля 1993г.

     Фонд  формируется за счет:

     -обязательных  страховых взносов работодателей;

     -обязательных  стразовых взносов работающих;

     -ассигнований  из федерального бюджета и  бюджетов субъектов РФ.

     Размер  страховых взносов:

     -для  работодателей 1,5% к начисленной  по всем основаниям оплате  труда. Работающие не платят.

     Освобождены от уплаты:

     -религиозные  объединения и их предприятия;

     -общественные  организации инвалидов и их  предприятия;

     -воинские  формирования РФ.

     Начисленная сумма страховых взносов распределяется между Фондами занятости местных  органов, Федеральным фондом занятости  и фондом занятости субъектов  РФ.

     Уволенным и не имеющим стажа 26 недель; впервые  ищущим работу (например, студентам); возобновляющим работу после длительного перерыва (например, после ухода за ребенком) пособия выплачиваются в размере  минимального размера оплаты труда. Кроме этого, безработным выплачивается материальная помощь, за них оплачиваются коммунальные услуги, транспортные расходы, лечение в больнице.

     Имеющим стаж работы достаточный для выхода на пенсию по старости, но не достигшим  возраста для выхода на пенсию, за счет средств Фонда занятости может  быть оформлена пенсия по старости.

     Фонды обязательного  медицинского страхования РФ (ФОМС). Для реализации политики в области медицинского страхования в соответствии с Законом РСФСР “Об обязательном медицинском страховании граждан РСФСР” от 28.06.93г. созданы (собственно положение о фондах вышло 24.02.93г.):

  1. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;
  2. Территориальный фонд обязательного медицинского страхования (субъектов РФ);

     А на территории России создаются страховые  медицинские компании, заключающие  с медицинскими учреждениями договора по оказанию застрахованным в них  гражданам гарантированный объем  медицинской помощи: “скорая помощь”, лечение острых заболеваний, услуги по обслуживанию беременных, помощь детям, пенсионерам, инвалидам (например, бесплатные лекарства).

     Всем  гражданам выдается страховой полис.

     Средства  фондов формируются за счет:

     -страховых  взносов хозяйствующих субъектов  независимо от форм собственности;

     -ассигнований  из федерального бюджета;

     -доходов  от использования временно свободных  финансовых средств фонда и   нормированного страхового запаса финансовых средств;

     -добровольных  взносов юридических и физических  лиц и других поступлений;

     -ассигнований  органов исполнительной власти, осуществляющих платежи за  неработающих граждан (детей, учащихся, студентов, безработных, пенсионеров).

     Кроме ОМС существует (с 1993г.) и добровольное медицинское страхование за счет части прибыли предприятия, выводимой  из под налогообложения.

     Среди звеньев финансово-кредитной системы  фондовый рынок занимает особое место. Его можно выделить в звено, так  как фондовый рынок представляет собой особый вид финансовых отношений, возникающих в результате купли-продажи специфических финансовых активов - ценных бумаг.

     Задача  фондового рынка - обеспечение процесса перелив капитала в отрасли с высоким уровнем дохода. Фондовый рынок служит для мобилизации и эффективного использования временно свободных денежных средств. Его особенность заключается в том, что участники фондового рынка рассчитывают на получение более высокого довода по сравнению с вложением денег в банк. Вместе с тем обратной стороной повышенного дохода оказывается повышенный риск. Принципы использования финансовых ресурсов на фондовом рынке зависят от видов ценных бумаг, в которые они вложены, и от типов операций с ценными бумагами. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Финансовые системы экономически развитых стран