Финансовые системы экономически развитых стран

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 11:04, курсовая работа

Описание работы

Изучение экономической структуры любого современного общества невозможно без анализа финансовой системы, представляющей собой совокупность финансовых отношений и институтов, регулирующих эти отношения. Через финансовый механизм государство образует и использует фонды денежных средств, необходимых для выполнения его многочисленных функций в политической, экономической и социальной сферах.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Финансовые системы экономически развитых стран.
Понятие финансовой системы страны. Её состав и
структура. 6
Сегментированная финансовая система. Финансовая система Великобритании. 7
Универсальная финансовая система. Финансовая система Германии. 13
Глава 2. Финансовая система РФ.
2.1. Характеристика основных звеньев финансовой системы. 17
2.2. Государственный бюджет. 20
2.3. Внебюджетные фонды и государственный кредит. 26 2.4. Фонд страхования и фондовый рынок. 29 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 36

Работа содержит 1 файл

Финансовые системы развитых зарубежных стран, курсовая.docx

— 72.53 Кб (Скачать)

     Общегосударственные финансы органически связаны  с финансами предприятий. С одной  стороны, главным источником доходов  бюджета является национальный доход, создаваемый в сфере материального производства. С другой стороны, процесс расширенного воспроизводства осуществляется не только за счет собственных средств предприятий, но и с привлечением общегосударственного фонда денежных средств в форме бюджетных ассигнований и использования банковских кредитов. При недостатке собственных средств, предприятие может привлекать на акционерной основе средства других предприятий, а также на базе операций с ценными бумагами — заемные средства. Посредством заключения договоров со страховыми компаниями осуществляется страхование предпринимательских рисков.

     Взаимосвязь и взаимозависимость составных  звеньев финансовой системы обусловлены  единой сущностью финансов.

     Через финансовую систему государство  воздействует на формирование централизованных и децентрализованных денежных фондов, фондов накопления и потребления, используя  для этого налоги, расходы государственного бюджета, государственный кредит. На рисунке 4 [9, c.174] представлены подсистемы и звенья финансовой системы РФ. 

     

     Рисунок 4 - Подсистемы и звенья финансовой системы 

             2.2. Государственный бюджет

 

     Государственный бюджет - главное звено финансовой системы. Он представляет собой форму образования и использования централизованного фонда денежных средств, для обеспечения функций органов государственной власти.

     Государственный бюджет является основным финансовым планом страны, утверждаемым Федеральным  Собранием РФ как закон. Его основное назначение - создание условий для  эффективного развития экономики и  решения общегосударственных и социальных задач. ГБ характеризуется следующими чертами:

     -носит  ярко выраженный балансовый характер.

     Превышение  расходов над доходами составляет дефицит  бюджета, -формирование и использование бюджета базируется на сочетании централизованных начал с инициативой местных органов.

     Основные  функции бюджета:

     -перераспределение  национального дохода и примерно 50% ВВП между территориями,   отраслями деятельности, социальными группами населения;

     -государственное  регулирование и стимулирование  экономики;

     -финансовое  обеспечение финансовой политики;

     -контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств.

     В управлении бюджетным процессом  принимают участие все органы государственной власти и управления РФ, однако центральное место в  этом процессе занимает Министерство финансов РФ.

     Бюджетное устройство - это организация бюджетной системы, принципы ее построения, совокупность бюджетов государства.

     Организационная структура - включает республиканский  бюджет, 21 бюджет республик в составе  РФ, 55 краевых и областных бюджетов, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга, 10 окружных бюджетов автономных округов, бюджет автономной Еврейской области  и около 29 тыс. местных бюджетов.

     Единой  правовой базой бюджетной системы  является Конституция РФ и Закон  “Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РФ”

     Бюджеты нижестоящих органов самоуправления не входят своими доходами и расходами  в бюджеты вышестоящих уровней.

     Принципы  бюджетного устройства: единство, полнота, реальность, гласность и самостоятельность всех бюджетов, входящих в государственную бюджетную систему.

     Свод  федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации образуют понятие  “Консолидированный бюджет” РФ.

     Наиболее  сложная проблема в бюджетном  устройстве - бюджетный федерализм, т.е. взаимоотношения центра и регионов.

     В соответствии с законодательством  РФ доходная часть территориальных  бюджетов должна состоять из закрепленных и регулирующих доходов, дотаций  и субвенций, кредитных ресурсов.

     Закрепленные  доходы это доходы, полностью поступающие  в соответствующие бюджеты, например, налог на имущество предприятий  для бюджетов РФ и налоги на имущество  физических лиц для местных бюджетов.

     Регулирующие  доходы - средства, передаваемые из вышестоящего звена бюджетной системы нижестоящему бюджету.

     Дотации - средства, передаваемые из вышестоящего бюджета в твердой сумме для сбалансирования нижестоящего бюджета при его дефиците.

     Субвенции — средства на возмещение текущих расходов и на финансирование инвестиционной деятельности.

     Кредитные ресурсы - средства, предоставляемые на кредитной основе, т.е. на основе платности и возвратности.

     В 1994 г. введен механизм межбюджетных отношений, в которых основным регулятором  стал выступать Целевой фонд финансовой поддержки регионов.

     Все доходы и расходы располагаются  в бюджетах по единой бюджетной классификации, представляющую собой группировку  доходов и расходов бюджетов всех уровней с присвоением объектам классификации сгруппированных  кодов. Это обеспечивает сопоставимость показателей бюджетов всех уровней. В Федеральном законе “О бюджетной  классификации” №115-Ф3 от 15.08.96г. (от 22.12.2005г. №176-ФЗ) отмечается, что БК включает [17]:

     -классификацию  доходов бюджетов РФ;

     -функциональную  классификацию расходов бюджетов  РФ;

     -экономическую  классификацию расходов бюджетов  РФ;

     -классификацию  источников внутреннего финансирования  дефицитов бюджетов РФ;

     -классификацию  источников внешнего финансирования  дефицитов федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ;

     -классификацию  видов государственных внутренних долгов РФ и субъектов РФ, видов муниципального долга;

     -классификацию  видов государственных внешних долгов РФ и субъектов РФ, а также государственных внешних активов РФ;

     -ведомственную  классификацию расходов федерального  бюджета.

     Бюджетный процесс - это регламентированная законодательством деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджета. Эта деятельность регулируется Законом РФ “Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса РСФСР (10.10.91г.).

     Принципы  организации бюджетного процесса: единство, самостоятельность, балансовый метод.

     Проект  Федерального Бюджета и документы, полученные Думой, направляются в Комитет  по бюджету, налогам, банкам и финансам для заключения.

     Комитет представляет проект ФБ на рассмотрение в Государственную Думу.

     Принятый  Думой Федеральный Закон “О Федеральном  бюджете на предстоящий год” в  течение 5 дней со дня принятия передается на рассмотрение в Совет Федераций. Закон считается одобренным, если за него проголосовало более половины общего числа членов, или если он в течение 14 дней не был рассмотрен. В случае отклонения Закона Советом Федерации создается согласительная комиссия.

     В случае несогласия ГД с решением СФ закон о бюджете считается  принятым, если за него при повторном  голосовании проголосовало не менее 2/3 общего числа членов Думы.

     Принятый  Федеральный Закон в течении 5 дней направляется на подпись президенту. На подписание закона ему отводится 14 дней и на обнародование закона - 7 дней.

     Если  до начала финансового года Федеральный  бюджет не будет принят, то ГД принимает  Федеральный закон о финансировании государственных расходов из федерального бюджета в 1 квартале текущего года.

     Исполнение бюджета. Это работа по обеспечению полного и своевременного поступления налогов и других платежей, доходов в целом и по каждому источнику, а также финансирование мероприятий в пределах утвержденных по бюджету сумм в течение финансового года.

     Эта работа возложена на Минфин РФ, Государственную  налоговую службу, Государственный  таможенный комитет и их подразделения  на местах.

     Исполнение  бюджета осуществляется на основе бюджетной  росписи доходов и расходов - основному  оперативному плану распределения  доходов - расходов по подразделениям бюджетной классификации, в котором проставлены сроки поступления налогов и других платежей и расходования бюджетных средств.

     Организация исполнения бюджетов возложена на Федеральное  казначейство РФ (ФК) - структуру МФ, которое осуществляет с единого (главного) счета Федерального казначейства все операции со всеми государственными федеральными ресурсами. Все остальные  счета, открытые казначейством в  учреждениях банковской системы  служат для транзитного перемещения  бюджетных средств на счеты субъектов, финансируемых за счет федерального бюджета. Казначейство информирует о результатах исполнения ФБ министра финансов - ежедневно, а высшие органы государственной власти - ежемесячно.

     Главное управление Федерального казначейства МФ РФ:

     -организует  бюджетное и финансовое исполнение  ФБ и государственных внебюджетных   фондов;

     -доводит  до территориальных органов ФК  размеры бюджетных ассигнований;

     -ведет  сводный реестр распорядителей  средств ФБ;

     -организует  распределение в установленных  размерах доходов между ФБ  и бюджетами  субъектов РФ;

     -осуществляют  управление доходами и расходами  ФБ и иными централизованными   ресурсами;

     -регулируют  финансовые отношения между ФБ  и государственными внебюджетными   фондами;

     -организует  и осуществляет ведение операций  по учету государственной казны  РФ и  другие мероприятия по исполнению ФБ.

     Правительство ежемесячно предоставляет в ГД информацию о ходе исполнения ФБ и ежеквартально  — отчет.

     Бюджетный дефицит и его причины. Необходимость осуществления крупномасштабных государственных вложений в развитие экономики, отражающих необходимость государственного регулирования экономической конъюнктуры, стремление обеспечить прогрессивные сдвиги в структуре общественного производства. Чрезвычайные ситуации (войны, крупные стихийные бедствия).

     Кризисные явления в экономике, ее развал, неэффективность  финансово-кредитных связей, неспособность  правительства держать под контролем  финансовую ситуацию в стране.

     При выработке стратегии борьбы с  бюджетным дефицитом необходимо помнить:

     Бюджетный дефицит допустим даже для здоровой экономики в отдельные периоды  ее развития.

     Величина  БД не должна превышать 2-3% валового национального продукта.

     Дефицит может покрываться работой печатного  станка, приводящей к эмиссии денежных средств и возрастанию инфляционных процессов и использованием различных  форм государственного кредита (как  внутреннего, так и внешнего).

     Для преодоления бюджетного дефицита необходимо лечение “больной” экономики.

     Одним из звеньев общегосударственных  финансов являются внебюджетные фонды, законодательно получившие свое начало после распада СССР в октябре 1991 года, когда было принят Закон  РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в  РСФСР».

Информация о работе Финансовые системы экономически развитых стран