Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 00:09, курсовая работа
В России происходят глубокие экономические перемены, обусловленные возвращением страны в русло общих экономических процессов мирового развития. Идет коренная перестройка прежнего механизма управления экономикой, его замена рыночными методами хозяйствования.
Введение
1. Особенности формирования и использования финансовых ресурсов предприятия в условиях рынка
2. Роль финансов в кругообороте основных производственных фондов.
3. ФИНАНСОВЫЙ аспект формирования и использования оборотных средств
4. Распределение и использование прибыли
Заключение
С переходом к рынку положение меняется коренным образом. Принятые в 1992 году законодательные акты "О банкротстве" и "О залоге" возлагают на предприятие всю меру ответственности за использование находящихся в его распоряжении ресурсов. В этих условиях вопросы рационального использования оборотных средств, платежеспособности, финансовой устойчивости приобретают огромное значение.
Платежеспособность предприятия определяется его возможностью своевременно и полностью выполнять платежные обязательства, вытекающие из торговых, кредитных и иных операций денежного характера. Платежеспособность впрямую влияет на формы и условия коммерческих сделок, в том числе на саму возможность получения кредита и условия его предоставления (на какой срок, под какие проценты и т.д.) . Платежеспособность определяется с помощью специальной системы коэффициентов, учитывающих реальные и потенциальные финансовые ресурсы предприятия, соотношение между его платежами и текущими денежными поступлениями.
Платежеспособность в области долговых обязательств предприятия выражает его ликвидность; последняя отражает способность предприятия в любой момент совершать необходимые расходы. Ликвидность зависит от величины задолженности, а также от объема ликвидных средств, к которым относятся наличные денежные средства, ресурсы на счетах в банках, ценные бумаги и легко реализуемые элементы оборотных средств. Неспособность предприятия погасить свои долговые обязательства перед кредиторами и бюджетом приводит его к банкротству. Причем основаниями для признания государственного предприятия банкротом являются не только невыполнение им в течение трех месяцев своих финансовых обязательств перед бюджетом, но и невыполнение требований юридических и физических лиц, имеющих к нему имущественные претензии.
Оборачиваемость оборотных средств - это показатель эффективности их использования. Оборачиваемость определяется временем, в течение которого денежные средства совершают полный оборот, начиная от приобретения производственных запасов и кончая поступлением денег на счета предприятия; длительность одного оборота выражается в днях.
Чем быстрее оборачиваются авансированные оборотные средства, тем лучший достигается результат - с помощью одной и той же суммы средств производится и реализуется больше продукции. Важным фактором ускорения оборачиваемости оборотных средств является экономия материальных ресурсов, используемых в производстве, сокращения их расхода на единицу продукции. Именно поэтому в современных условиях такое большое значение приобретает разработка программ, направленных на более рациональное использование сырья, топлива, электроэнергии и других материальных ресурсов, в которых предусмотрены меры по ужесточению правил использования материальных ценностей, усилению экономического стимулирования и повышению материальной ответственности за их расходование.
Распределение и использование прибыли В условиях, когда прибыль удовлетворяет разнообразные потребности, важной задачей становится разработка экономически обоснованной системы ее распределения. Главное требование сводится к тому, чтобы в системе распределения прибыли органически сочетались интересы субъектов хозяйствования, общества в целом и конкретных работников. Реализация этого требования обуславливает основные принципы распределения прибыли, которые заключаются в следующем: - первоочередное выполнение финансовых обязательств перед обществом в целом (в лице государства) ; - максимальное обеспечение за счет прибыли потребностей расширенного воспроизводства; - использование прибыли на материальное стимулирование работающих; - направление прибыли на социально-культурные нужды.
Конкретные формы претворения в жизнь этих принципов связаны с переводом экономики страны на основы рыночного хозяйствования. С переходом к рынку предприятие по идеи получает финансовую независимость: оно само должно определять, куда, в каких размерах и в какие сроки направлять полученную прибыль. Законом Российской Федерации "О предприятиях и предпринимательской деятельности" установлено, что каждый субъект хозяйствования имеет право самостоятельно распоряжаться прибылью в соответствии с законодательством России, заключенными договорами и уставом предприятия. Единственное, чем государство регламентирует действия предприятия, - это налоги с сопутствующими им льготами и санкциями [7].
Налог - обязательный взнос плательщиком денежных средств в бюджетную систему в определенных законом размерах и в установленные сроки. Российские предприятия уплачивают разные виды налогов, причем один из них - за счет валового дохода, другие - непосредственно из прибыли. Существует установленная законодательством очередность платежей: сначала из доходов уплачиваются косвенные налоги (НДС, акцизы) ; затем - все имущественные налоги (на имущество предприятия, земельный, транспортный и др.) и пошлины, и наконец, - остальные налоги, главным среди которых является налог на прибыль.
За основу исчисления этого налога с 1 января 1992 года берется валовая прибыль, состоящая из: - прибыли от реализации продукции (работ, услуг), исчисляемой в виде разницы между выручкой от реализации без налога на добавленную стоимость и акцизов и затратами на производство и реализацию, включенными в себестоимость продукции (работ, услуг) ; - прибыли от реализации основных фондов и иного имущества, определяемой для целей налогообложения как разница между продажной ценой и первоначальной или остаточной стоимостью этих фондов и имущества, увеличенный на индекс инфляции, определяемый в порядке, устанавливаемом Государственной Думой России; - доходов (расходов) от внереализационных операций, куда включаются: доходы от долевого участия в деятельности других предприятий; финансовый результат от сдачи имущества в аренду; дивиденды и проценты по акциям, облигациям и иным ценным бумагам, принадлежащим предприятию; суммы, полученные и уплаченные в виде санкций (исключая бюджетные, которые уплачиваются за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов) ; другие доходы (расходы) от операций, непосредственно не связанных с производством продукции (работ, услуг) [4].
Для получения облагаемой налогом прибыли валовая прибыль корректируются следующим образом: - во-первых, увеличивается на сумму превышения (по сравнению с нормируемой величиной) расходов на оплату труда работников, включаемых в себестоимость продукции для целей налогообложения, а также на величину средств, перечисляемых покупателями продукции (работ, услуг) в специальные фонды предприятий; - во-вторых, уменьшается на сумму рентных платежей, доходов от долевого участия в деятельности других предприятий, а также дивидендов и процентов, полученных по акциям, облигациям и иным ценным бумагам, принадлежащим данному предприятию; - в-третьих, уменьшается на величину прибыли, полученной предприятием от специфических видов деятельности: проведения массовых концертно-зрелищных мероприятий на открытых площадках, осуществления посреднических и торгово-посреднических услуг, страховой деятельности и т.п. ; - в-четвертых, уменьшается на сумму отчислений в резервный фонд и аналогичные ему фонды до достижения ими размеров, установленных учредительными документами (но не более 25% уставного фонда) ; при этом сумма отчислений в фонды не может превышать 50% налогооблагаемой прибыли [4].
Облагаемая прибыль затем уменьшается на сумму налоговых льгот, предоставляемых плательщикам. Льготы призваны стимулировать предпринимательскую деятельность, расширение и обновление на новой технической основе производственного потенциала предприятий, повышение уровня социальной защищенности работающих и т.п.
Налог на прибыль уплачивается предприятиями по единой ставке в пока еще 32%, которая не варьируется ни в зависимости от организационно-правовой нормы, ни в зависимости от того, под чьей юрисдикцией находится субъект хозяйствования. Исключение составляет прибыль (доход), полученная предприятием от специфических видов деятельности, по которым налог взимается отдельно от общего финансового результата. Автор не счел разумным перечислить ставки налогов, так как вероятность их изменения в ближайшем будущем очень высока.
После уплаты налога на прибыль и других обязательных платежей, поступающих в бюджетные и внебюджетные фонды, отраслевая прибыль остается в полном распоряжении предприятия и используется им самостоятельно. Вмешательство государства и его органов в процесс дальнейшего распределения прибыли, происходящий за пределами уплачиваемых налогов, не допускается. Прибыль направляется на выплату дивидендов и процентов, если уставной фонд предприятия был сформирован с участием других инвесторов, и отчисляется на нужды производственного, потребительского и социального характера. При этом состав затрат и порядок их финансирования за счет прибыли довольно разнообразны, что и отражается в учредительных документах предприятий различных организационно-правовых форм.
В современных условиях от объема и уровня прибыли во многом зависят возможности самофинансирования предприятий. Оно применялось и ранее, но распространялось не на все предприятия и к тому же часто дополнялось бюджетным финансированием. С переходом на рыночные условия хозяйствования, распространением принципов коммерческого расчета самофинансирование будет осуществляться полнее и последовательнее, причем основным источником покрытия затрат, связанных с расширением производства, станет именно прибыль.
При распределении прибыли, определении основных направлений ее использования прежде всего учитывается рыночная конъюнктура, которая может диктовать необходимость существенного расширения и обновления производственного потенциала предприятия. В соответствии с этим определяются масштабы отчислений от прибыли в фонды производственного развития, ресурсы которых предназначаются для финансирования капитальных вложений, увеличения оборотных средств, обеспечения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, внедрения новых технологий, перехода на прогрессивные методы труда и т.п. Часть прибыли используется также на уплату процентов по кредитным инвестициям.
С переходом к рынку значительно возрастают деловые риски. Вероятность неполучения дохода от предпринимательской деятельности диктует необходимость образования в составе внутренних производственных фондов резервного (рискового) фонда, размер которого устанавливается, как правило, на уровне не менее 15% уставного фонда. Формируется резервный фонд за счет ежегодных отчислений, величина которых устанавливается учредительными документами и составляет, как показывает практика, не менее 5% суммы чистой прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия после уплаты всех налогов [4].
В условиях перехода к рыночной экономике создается принципиально новая система распределения прибыли предприятия. Ее главное отличие заключается в том, что чистая прибыль распределяется не в соответствии с заранее установленными пропорциями (процентами) ее отчислений в фонды экономического стимулирования, состав которых строго регламентирован, а исходя из потребностей, непосредственно по целевому назначению. Поэтому перечень самих фондов экономического стимулирования, конкретные размеры направления в них прибыли формируются под воздействием рыночной конъюнктуры и в связи со специфическими особенностями расходования чистого дохода в различных организационно-правовых формах хозяйствования. Главное требование, которое предъявляется сегодня к системе распределения прибыли, остающейся на предприятии, заключается в том, чтобы обеспечить финансовыми ресурсами потребности расширенного воспроизводства на основе установления оптимального соотношения между средствами, направляемыми на потребление и накопление.
Важное место в системе распределения прибыли занимают сегодня те направления ее использования, которые связаны с формированием поощрительных фондов, предназначенных для стимулирования лучших результатов работы трудовых коллективов. Использование прибыли на формирование поощрительных фондов непосредственно заинтересовывает работников предприятий в достижении более высоких финансовых результатов, поскольку рост прибыли впрямую отражается на размере вознаграждений, выплачиваемых за счет прибыли. Последняя используется на премирование рабочих и служащих по установленным премиальным системам, единовременное поощрение отличившихся работников за выполнение особо важных производственных заданий, выплату вознаграждений за общие результаты работы предприятия по итогам года, оказание единовременной помощи и т.д.
В условиях перехода к рынку с его свободными ценами важную роль играет система социальной защиты работающих. В связи с этим подразумевается, что часть прибыли должна, и автор надеется. что она действительно будет направляется на удовлетворение разнообразных социально-культурных потребностей: на строительство и капитальный ремонт жилых домов, детских дошкольных учреждений, дотаций рабочим столовым, улучшения культурно-бытового обслуживания работников предприятия, усиление питания детей в детских дошкольных учреждениях и летних лагерях и другие цели. Часть прибыли отчисляется на благотворительные цели, идет на поддержку творческих коллективов, организацию выставок, смотров и т.п.
Заключение Автор нарочно рассмотрел лишь в общих чертах последнюю часть работы о распределении и использовании прибыли. К этому вопросу было сложно подойти чисто теоретически: а дает ли вообще чистая прибыль в нашей стране (после уплаты всех налогов) стимула (а точнее средств) к расширению производства или даже к простому воспроизводству, не говоря уже о социальных потребностях и тем более расходов на благотворительность и социально-культурные мероприятия? Ответ этому - продолжающийся спад производства.
Очень хочется надеяться, что Правительство Р5оссии все же сможет избрать правильный путь в осуществлении своей финансовой политики с тем, чтобы остановить спад производства, представить на рынок конкурентноспособные товары российского производства.
Несмотря на это, автор не счел необходимым рассмотреть вопрос об участии иностранного капитала в формировании финансовых ресурсов и организации совместных и иностранных предприятий, так как считает, что России нужно проводить обдуманную политику в области использования иностранного капитала (имеется в виду его существенное ограничение), так как в будущем мы можем столкнуться с теми же проблемами, перед которыми стоят сегодня.