Финансовые ресурсы предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 00:09, курсовая работа

Описание работы

В России происходят глубокие экономические перемены, обусловленные возвращением страны в русло общих экономических процессов мирового развития. Идет коренная перестройка прежнего механизма управления экономикой, его замена рыночными методами хозяйствования.

Содержание

Введение
1. Особенности формирования и использования финансовых ресурсов предприятия в условиях рынка
2. Роль финансов в кругообороте основных производственных фондов.
3. ФИНАНСОВЫЙ аспект формирования и использования оборотных средств
4. Распределение и использование прибыли
Заключение

Работа содержит 1 файл

курсовик.doc

— 214.50 Кб (Скачать)

При линейном методе исчисление амортизационных сумм происходит по фиксированным нормам в течение всего срока производительного использования основных фондов. Применение равномерного метода начисления амортизации в условиях стабильных цен на основные виды средств труда было оправданным. Но в условиях роста цен, особенно по вновь вводимой технике, целесообразен переход на регрессивный метод, при котором наиболее высокая норма амортизации устанавливается в начале амортизационного периода, а затем она постепенно снижается. Автор считает, что в условиях инфляции переход к регрессивному методу исчисления амортизации способствует своевременному накапливанию финансовых ресурсов, необходимых для обновления основных фондов.

Еще с января 1991 года в соответствии с Положением о порядке начисления амортизации по основным фондам в народном хозяйстве многим субъектам хозяйствования разрешено применять метод ускоренной амортизации. К ним относятся предприятия, производящие средства вычислительной техники, прогрессивные виды материалов, приборов и оборудования, продукцию на экспорт, а также осуществляющие массовую замену изношенной и морально устаревшей техники. Названные предприятия получили право исчислять амортизационные отчисления по возросшей, но не более чем в два раза, норме амортизации. Это означает, что они определяют новый расчетный срок службы своих основных фондов, который позволяет обеспечить полный перенос амортизируемой стоимости в течение короткого отрезка времени. Для малых предприятий предусмотрены еще более благоприятные условия в части возмещения стоимости орудий труда: В первый год эксплуатации машин и оборудования они смогут списать дополнительно в качестве амортизационных отчислений до 20% первоначальной стоимости основных фондов (со сроком службы свыше 3 лет) . Эта мера направлена на то, чтобы стимулировать обновление производственного аппарата на основе новейших достижений науки и техники, что является просто необходимым из-за неконкурентноспособности большинства отечественных промышленных товаров.

В связи с произошедшими изменениями цен на машины, оборудование и транспортные средства и сметных цен на строительно-монтажные работы, а также в целях повышения доли амортизационных отчислений в общей величине собственных источников финансовых ресурсов предприятий, обеспечивающих воспроизводство основных фондов, с 1 января 1992 года введена индексация амортизационных отчислений по всем предприятиям и организациям независимо от форм собственности. Для определения индексированной величины амортизационных отчислений по основным фондам, введенным в эксплуатацию до 1 января 1992 года, используется коэффициент 2,0, на который умножаются амортизационные отчисления, рассчитанные на основе действующих норм амортизации и балансовой стоимости основных фондов на 1 января 1992 года [9].

Механизм формирования и использования амортизационных отчислений, будучи важным звеном общей системы воспроизводства основных фондов, одновременно является инструментом реализации государственной структурной политики в области производственных инвестиций. Достижение структурных сдвигов осуществляется прежде всего через нормы амортизации.

Начисленные амортизационные отчисления через фонд производственного развития используются на полное восстановление основных фондов. Происходит оно в форме капитальных вложений, с помощью которых не только завершается кругооборот авансированной ранее стоимости, но и осуществляется дополнительное инвестирование средств в связи с расширением производства и совершенствованием его материально-технической базы. Расширенное воспроизводство не может быть обеспечено только за счет амортизационных отчислений, поскольку они предназначены главным образом на простое воспроизводство. Поэтому в значительной части капитальные вложения обеспечиваются из национального дохода, причем в капитальные затраты реинвестируются прежде всего собственные финансовые ресурсы предприятия; сюда направляется также акционерный и паевой капитал, мобилизуемый на финансовом рынке, привлекаются кредитные ресурсы, а в особых случаях, специально оговоренных в решениях правительства - бюджетные ассигнования и средства внебюджетных фондов.

В составе собственных финансовых ресурсов предприятия, используемых на капитальные вложения, важное место занимает прибыль. В последнее время наблюдается тенденция увеличения абсолютного размера и доли прибыли в источниках финансирования капитальных вложений. По мнению автора, эту тенденцию необходимо развивать, так как ее прогрессивность заключается в том, что источники воспроизводства основных фондов непосредственно увязываются с результатами производственной деятельности. В итоге усиливается материальная заинтересованность предприятий в достижении лучших результатов производства, так как именно от них зависит своевременность и полнота формирования финансовых источников капитальных затрат.

Наряду с прибылью для финансирования капитальных вложений используются также средства, мобилизуемые в самом строительстве (прибыль и экономия по строительно-монтажным работам, выполняемым хозяйственным способом, мобилизация внутренних ресурсов и др.), доходы от реализации выбывшего имущества, средства фондов социального развития и жилищного строительства.

Роль финансов в опосредовании кругооборота стоимости основных фондов путем формирования и использования денежных фондов целевого назначения хорошо видна на схеме приложения 2.

Выделение бюджетных средств на капитальные затраты обеспечивает проведение единой технической политики, создает финансовые предпосылки для регулирования структуры общественного воспроизводства, развития приоритетных отраслей экономики. С переходом на рыночные основы хозяйствования порядок предоставления бюджетных средств на капитальные вложения постепенно меняется. Раньше бюджетные средства выделялись в форме прямых безвозвратных ассигнований; теперь их можно получить через целевые субсидии (инвестиционные ассигнования), субвенции и инвестиционные налоговые кредиты.

Инвестиционный кредит - это денежные средства, оставленные предприятиям малого бизнеса в связи с предоставлением им отсрочки платежей по налогу на прибыль и налогу на имущество, если прибыль в размере сниженного налога реинвестируется в производство, а денежные средства от уменьшения налога на имущество направляются на выкуп имущества в процессе приватизации предприятия. Плательщик налога на прибыль имеет право на инвестиционный кредит в размере 10% стоимости закупленного и введенного в действие оборудования, если оно, во-первых, используется для замены оборудования, закупленного ранее по импорту, проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и защиты окружающей среды от загрязнения отходами, во-вторых, имеет срок службы более 8 лет, в-третьих, состоит из станков и промышленных роботов, управляемых ЭВМ и, в-четвертых, позволяет создать рабочие места для инвалидов. При этом введены некоторые ограничения. Одно из них касается численности работающих, которая не может превышать для предприятия соответствующего профиля установленной величины. Другое связано с размером самого инвестиционного кредита, который не должен уменьшать величину авансового платежа по налогу на прибыль и годовую его сумму более, чем на 50%.

Возврат инвестиционного кредита осуществляется в соответствии со сроками и условиями, оговоренными в кредитном соглашении, заключенном между налогоплательщиком и налоговой инспекцией. При этом возврат кредита начинается после двух лет с момента подписания соглашения, а общий период погашения рассчитан на 5 лет.

Президент Российской Федерации имеет право предоставлять предприятию инвестиционный кредит на другие цели и на иных условиях, чем изложенные выше, если средства, полученные за счет уменьшения налогового платежа, будут использоваться на финансирование программ, принятых Государственной Думой.

Налоговый орган не вправе требовать от предприятия уплаты процентов на сумму взятого налогового кредита свыше сложного процента инфляции, признаваемого в качестве официального индекса инфляции Правительством Российской Федерации. В свою очередь предприятие не вправе требовать отсрочки начала выдачи кредита более чем на 3 года с момента заключения кредитного соглашения [4].

Финансовый аспект формирования и использования оборотных средств Для производства продукции предприятию наряду с основными фондами необходимы оборотные производственные фонды, включающие в свой состав производственные запасы (сырье, материалы, топливо, тара и др.), остатки незавершенного производства и расходы будущих периодов. Потребленные в процессе производства оборотные фонды вступают в сферу обращения уже в товарной форме (в виде готовой продукции на складе и в отгрузке), которая затем - по мере реализации готовой продукции - переходит в денежную форму (денежные средства в расчетах, денежные средства в кассе предприятия и на его счетах в банке) . Товарная и денежная форма ресурсов, находящихся в сфере обращения, относится к фондам обращения.

Для обеспечения бесперебойного процесса производства и реализации продукции каждое предприятие должно располагать одновременно и оборотными производственными фондами, и фондами обращения. Поэтому в момент ввода в эксплуатацию оно нуждается в такой величине денежных средств в составе сформированного уставного фонда, которая обеспечила бы ему приобретение материальных оборотных фондов и была достаточной для обслуживания процесса производства и реализации продукции. Денежные средства, авансированные в оборотные производственные фонды и фонды обращения, составляют оборотные средства предприятия. Объединение оборотных фондов и фондов обращения в одном понятии основано на экономической сущности оборотных средств, призванных обеспечить непрерывность всего воспроизводственного процесса, в ходе которого фонды обязательно проходят как стадию производства, так и стадию обращения.

Оборотные средства обеспечивают текущие потребности предприятия. Характерная особенность оборотных средств заключается в том, что при нормальном осуществлении хозяйственной деятельности они не покидают производственную сферу: оборотные средства не расходуются, а авансируются в различные виды текущих затрат предприятия. Обслуживая кругооборот производственных фондов (Д-Т... П... Т1-Д1), оборотные средства (Д) принимают различные функциональные формы: материальную (Т), производственную (П), товарную (Т1), возвращаясь после окончания каждого производственного цикла к своей исходной денежной (Д1) форме.

Ритмичность, слаженность и высокая результативность работы предприятия во многом зависят от его обеспеченности оборотными средствами. К примеру, недостаток средств, авансируемых на приобретение материальных запасов, может привести к сокращению производства, невыполнению производственной программы. Излишнее же отвлечение средств в запасы, превышающие действительную потребность, приводит к омертвлению ресурсов, неэффективному их использованию. Поэтому очень важно правильно рассчитать оптимальную потребность предприятия в оборотных средствах. Она определяется путем нормирования, основная цель которого - обеспечить максимальный объем производства и реализации продукции при минимуме оборотных средств.

Для формирования оборотных средств предприятие использует как собственные, так и заемные ресурсы. Собственные средства играют главную роль в организации кругооборота фондов, поскольку предприятия, работающие на началах коммерческого расчета, должны обладать определенной имущественной и оперативной самостоятельностью с тем, чтобы вести дело рентабельно и нести ответственность за принимаемые решения. Вместе с тем привлечение заемных средств тоже очень важно, ибо сокращает общую потребность хозяйства в оборотных средствах, стимулирует стремление к эффективному их использованию.

Схема в приложении 3 наглядно отображает классификацию оборотных средств.

По своей сущности оборотные средства - не финансовая, а общеэкокномическая категория; в связи с этим величина находящихся в обороте предприятия денежных средств не может быть отнесена к финансовым ресурсам. Тем не менее именно финансовые отношения образуют исходную основу существования фонда оборотных средств, а финансовые ресурсы - базу для первоначального формирования и последующего изменения его размера. Финансовые отношения в сфере функционирования оборотных средств возникают в трех случаях: - в ходе образования уставного фонда предприятия; - в процессе использования финансовых ресурсов на увеличение собственных оборотных средств; - при инвестировании излишка оборотных средств в ценные бумаги.

Формирование собственных оборотных средств происходит в момент организации предприятия, когда создается его уставной фонд. Источники формирования здесь почти те же, что и у основных средств: акционерный капитал, паевые взносы, устойчивые пассивы, бюджетные средства (в государственном секторе), перераспределяемые средства (если сохраняется вертикальная система управления) .

В дальнейшем первоначальная величина собственных оборотных средств может изменяться в зависимости от объема, условий и результатов хозяйственной деятельности на данном предприятии. Успешное выполнение производственной программы, экономия материальных и финансовых ресурсов, повышение качества продукции, бесперебойная ее реализация и т.п. все это сказывается на состоянии оборотных средств, их сохранности и эффективном использовании.

Наличие собственных оборотных средств, их сохранность, соотношение между собственными и заемными оборотными средствами характеризуют степень финансовой устойчивости предприятия, его положение на финансовом рынке, возможности дополнительной мобилизации финансовых ресурсов с помощью выпуска ценных бумаг. В условиях административно-командной системы управления финансовой устойчивости субъекта хозяйствования не уделялось должного внимания, так как существовавшая в то время система государственной финансовой помощи ни при каких обстоятельствах не допускала его банкротства. Предоставляя бюджетные ассигнования на капитальные вложения, списывая просроченную задолженность предприятий банкам, разрешая выделять хозяйствам отраслевые финансовые ресурсы на восполнение недостатка оборотных средств, государство не допускало, чтобы предприятие оказалось в положении несостоятельного должника даже при низкой эффективности производства и наличии огромных потерь от бесхозяйственности.

Информация о работе Финансовые ресурсы предприятия