Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 19:32, реферат
Финансовая реформа была постепенной, сложной и неоднозначной. Преобразование в стране произошли не в один день, и даже не за один год. К финансовой реформе можно отнести целый ряд законов, затронувших и налогообложение, и денежную систему, и банковскую деятельность: были отменены винные откупа, произошла денежная реформа, дворянам перестали выдавать льготные кредиты, расширилась сеть железных дорог и т.д.. Не все эти преобразования были успешными, но несомненно, что они дали толчок экономике России для перехода от феодального уклада к капиталистическому.
Введение - стр. 3
Анализ источников историографии - стр. 4
Реформа бюджета и государственного контроля - стр. 7
Реформа кредитной сферы, создание Государственного банка и выкупная операция - стр. 10
Отмена винных откупов - стр. 12
Попытка проведения денежной реформы - стр. 16
Строительство железных дорог, как способ экономического развития - стр. 19
Заключение - стр. 23
Список использованных источников и литературы - стр. 24
Приступив к проведению мероприятий по упорядочению денежного обращения, царское правительство не сумело ликвидировать дефицитность бюджета. Без устранения дефицитности государственного бюджета нельзя было создать устойчивое денежное обращение. Операцию по стабилизации рубля министерство финансов рассматривало изолированно от состояния финансов и экономики пореформенной России, возлагая все свои надежды на заграничные займы, которые якобы могли обеспечить операцию размена.
Министерство финансов не накопило необходимых средств для укрепления кредитного рубля: оно приступило к осуществлению денежной реформы с явно недостаточным разменным фондом. Для проведения денежной реформы царское правительство в 1862 г. заключило пятипроцентный заем в Лондоне на 15 млн. ф. ст. Чистый доход от этого займа в размере 94 млн. руб. не удалось, однако, полностью обратить на усиление металлического разменного фонда. Большая часть этой суммы ушла на покрытие образовавшегося бюджетного дефицита. На увеличение разменного фонда звонкой монеты было затрачено только 40 млн. руб. Общий разменный фонд накануне реформы составлял лишь 120 млн. руб., в то время как бумажных денег в обращении находилось свыше 700 млн. руб.
25 апреля 1862 г. Александр II обнародовал специальный указ, по которому предписывалось с 1 мая приступить к размену кредитных билетов на золото и серебро по курсу 1 руб. 10 коп. бумажных денег за металлический рубль. В том же указе объявлялось, что с 1 августа того же года за каждый серебряный либо золотой рубль надо будет вносить уже 1 руб. 8 1/2 коп. бумажных денег. В дальнейшем размен должен был производиться по постоянно повышающемуся курсу до тех пор, пока не установилось бы полное совпадение курсов бумажных и металлических денег.
Начав денежную реформу, царское правительство рассчитывало на непрерывное и параллельное с официальной котировкой повышение курса бумажных денег на рынке. Но эти расчеты оказались неправильными. Заранее зная условия размена бумажных денег на золото и серебро, спекулянты валютою при объявлении указа внесли в кассы государственного казначейства звонкую монету, за которую получили кредитные билеты. С понижением курса драгоценных металлов они начали предъявлять к размену бумажные деньги в огромном количестве. К концу 1863 г. золотой и серебряный запас царского правительства оказался уже наполовину исчерпанным: вместо 120 млн. руб. он составлял лишь около 55 млн. руб. Между тем в обращении еще оставалось кредитных билетов на 636 млн. руб. Стало ясно, что операция с разменом была провалена. К тому же начавшееся польское восстание еще более подорвало доверие к царским бумажным деньгам. Подавление восстания потребовало чрезвычайных денежных расходов. В этих условиях министр финансов Рейтерн должен был отказаться от своей затеи.
5 ноября 1863 г. было утверждено постановление комитета финансов о прекращении размена.
Строительство железных дорог, как способ экономического развития
В пореформенный период государственные финансы России и финансовая политика самодержавия находились в тесной и многосторонней связи с железнодорожным строительством. Рост государственного долга, а вместе с этим и усиление зависимости страны от иностранных кредиторов, увеличение бюджетных расходов и налогового бремени были в значительной степени обусловлены широко развернувшимся с начала 60-х годов строительством и эксплуатацией железных дорог.
Важнейшим финансовым источником железнодорожного строительства являлись займы, которые производились как непосредственно государством, так и частными акционерными компаниями, но с правительственной гарантией. Во втором случае государство выступало заемщиком в открытом виде, так как, гарантируя уплату процентов и очередных платежей, оно все время этой задолженности фактически возлагало на бюджет. В течение 60-80 -х годов железнодорожные расходы составляли 12-20% суммарного бюджета, а в 90-х годах, в период строительства сибирской магистрали, их удельный вес еще более вырос. Такой рост был связан с исключительной дороговизной строительства и коррупцией чиновников. По этому поводу А.П. Погребинский пишет: «Чрезвычайно сложные и многосторонние финансовые взаимоотношения казны с железнодорожными королями были специально запутаны царскими чиновниками, чтобы скрыть от общественного мнения то вопиющее казнокрадство и грабеж народных средств, которые царили в этой области»13.
До реформы 1861 г. производились лишь первые опыты по строительству железных дорог. К моменту ликвидации крепостного права общая протяженность железнодорожных линий в стране составляла всего около 1,5 тыс. верст.
В России развитие крупной промышленности и капиталистическая перестройка сельского хозяйства находились в неразрывной связи с созданием разветвленной железнодорожной сети в стране. Приступив очень поздно к созданию железнодорожного транспорта, царское правительство вынуждено было форсировать темпы строительства дорог.
В 1857 г.
при большой поддержке со
Крайне неудачны были также сделанные в начале 60-х годов попытки привлечь новые русские и иностранные компании к строительству отдельных линий. Несколько частных компаний, взявших на себя железнодорожное строительство, оказались несостоятельными: им пришлось отказаться от концессий. Как отмечало министерство путей сообщения, с 1865 г. совершенно прекратился прилив частных капиталов в железнодорожное строительство. Несомненно, что одной из важнейших причин такого явления было расстройство денежного обращения и падение курса рубля.
Не сумев привлечь частные капиталистические компании к новому строительству, царское правительство решило взять его в свои руки.
В 1864 г. правительство приступило к постройке Московско-Курской железной дороги, которая обошлась по 62 тыс. кредитных рублей за версту, но это было намного дешевле частного концессионного строительства. В тот же период были выстроены казенные линии от Балты до Елизаветграда и от Киева до Балты. И правительство, и буржуазия вынуждены были признать итоги казенного строительства крайне незначительными.
Следует иметь в виду, что всемерная финансовая помощь со стороны государства частному железнодорожному строительству отнюдь не была особенностью России. Строительство железных дорог, необходимых для развития капиталистического хозяйства и повышавших военную мощь государства, в большинстве капиталистических стран в значительной степени производилось за счет государственных средств. Создание железнодорожного транспорта требовало таких крупных и длительных капиталовложений, которые были не под силу частным компаниям. Чтобы двинуть это дело вперед, правящие круги должны были оказывать специальную поддержку последним, создавать для них особенно выгодные условия, всячески заинтересовывать предпринимателей в железнодорожном строительстве.
Заключение
Реформы Александра II в области экономики и финансов были неоднозначными. В России были осуществлены, как положительные, так и отрицательные преобразования. К положительным я могу отнести введение гласного и единого бюджета и отмену винных откупов: уменьшились коррупция и растраты государственных денег, что, несомненно, дало толчок экономическому развитию России. К отрицательным можно отнести, например, строительство железных дорог. Само оно является положительным явлением, способствующем развитию торговли, промышленности, предпринимательства и т.д. Но методы, которыми оно проводилось были не идеальными и только разорили казну. Также крайне неудачной была попытка денежной реформы, которая была направлена на поднятие курса бумажных денег. Своей цели она не выполнила, а только дала спекулянтам очередную возможность обогатиться.
Финансовая реформа не изменила, а просто слегка откорректировала сложившуюся в стране ситуацию. На мой взгляд, её значение несомненно, потому что попытка что-то изменить всегда лучше полного отсутствия желания что-то делать. Не все её последствия были ожидаемыми, но все они способствовали вступлению России на путь капитализма.
Список использованных источников и литературы:
Литература:
Источники:
1 Т.Е. Новицкая, О.И. Чистякова «Реформы Александра II», М. изд-во Юридическая литература 1998 г., стр. 16
2 А.П. Погребинский «Очерки финансов дореволюционной России(XIX -XX вв.)», М. изд-во ГОСФИНИЗДАТ 1954 г., стр. 70
3 С. Хок «Банковский кризис, крестьянская реформа и выкупная операция в России. 1857 -1861» , сборник «Великие реформы в России 1856 - 1874» изд-во МГУ 1992 г., стр. 104
4 П. Готрелл «Значение Великих реформ в истории экономики России», сборник «Великие реформы в России 1856 -1874» изд-во МГУ 1992 г., стр. 124
5 Д. Крисчн «Забытая реформа: отмена винных откупов в России», сборник «Великие реформы в России 1856 - 1874» изд-во МГУ 1992 г., стр. 137
6 Д. Крисчн «Забытая реформа: отмена винных откупов в России», сборник «Великие реформы в России 1856 - 1874» изд-во МГУ 1992 г., стр. 127
7 А.П. Погребинский «Очерки финансов дореволюционной России(XIX -XX вв.)», М. изд-во ГОСФИНИЗДАТ 1954 г., стр. 61
8 А.Г. Коломиец «Бремя «Великих реформ»: финансы России в правление Александра II», журнал Финансы 2000 г. №11, стр. 62
9 Д. Крисчн «Забытая реформа: отмена винных откупов в России», сборник «Великие реформы в России 1856 - 1874» изд-во МГУ 1992 г.Стр. 129
10 Д. Крисчн «Забытая реформа: отмена винных откупов в России», сборник «Великие реформы в России 1856 - 1874» изд-во МГУ 1992 г. Стр. 132
11 А.П. Погребинский «Очерки финансов дореволюционной России(XIX -XXвв.)», М. изд-во ГОСФИНИЗДАТ 1954 г., стр. 66
12 А.П. Погребинский «Очерки финансов дореволюционной России(XIX -XXвв.)», М. изд-во ГОСФИНИЗДАТ 1954 г., стр. 67.
13 А.П. Погребинский «Очерки финансов дореволюционной России(XIX -XX вв.)», М. изд-во ГОСФИНИЗДАТ 1954 г., стр. 131
14 А.П. Погребинский «Очерки финансов дореволюционной России(XIX -XX вв.)», М. изд-во ГОСФИНИЗДАТ 1954 г., стр. 135