Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 19:32, реферат
Финансовая реформа была постепенной, сложной и неоднозначной. Преобразование в стране произошли не в один день, и даже не за один год. К финансовой реформе можно отнести целый ряд законов, затронувших и налогообложение, и денежную систему, и банковскую деятельность: были отменены винные откупа, произошла денежная реформа, дворянам перестали выдавать льготные кредиты, расширилась сеть железных дорог и т.д.. Не все эти преобразования были успешными, но несомненно, что они дали толчок экономике России для перехода от феодального уклада к капиталистическому.
Введение - стр. 3
Анализ источников историографии - стр. 4
Реформа бюджета и государственного контроля - стр. 7
Реформа кредитной сферы, создание Государственного банка и выкупная операция - стр. 10
Отмена винных откупов - стр. 12
Попытка проведения денежной реформы - стр. 16
Строительство железных дорог, как способ экономического развития - стр. 19
Заключение - стр. 23
Список использованных источников и литературы - стр. 24
Весьма неудачной была попытка установить контроль за финансовой деятельностью частных и казенных железных дорог. Благодаря решительному сопротивлению министерства путей сообщений все попытки поставить эту наиболее крупную отрасль государственного хозяйства, разграбляемую всевозможными капиталистическими дельцами и чиновниками, под постоянный контроль не увенчались успехом.
Реформа кредитной сферы, создание Государственного банка и выкупная операция
В конце 50-х - 60-х годах XIX века Россию охватила горячка учреждения акционерных обществ. Правительство поощряло это движение, и за 5 лет с 1856 по 1860 г.г. выросло до 108, т.е. в 5 раз по сравнению с прошедшим пятилетием.
В июле 1857 г. была понижена процентная ставка по частным вкладам в банковских установлениях до 4%, а с октября того же года - до 3%. Этой мерой правительство пыталось ограничить приток вкладов в кредитные установления и стимулировать владельцев денег к вложению их в акционерные общества. А.Г. Коломиец объясняет это следующим: «В годы войны, вследствие усиленного выпуска денег в обращение и оживления торгово-промышленной деятельности и роста денежных доходов населения, приток вкладов в казённые кредитные установления резко увеличился. Когда у правительства отпала острая нужда в «позаимствованиях», банки не могли найти таким вкладам применение, потому что коммерческая деятельность для них была второстепенной. »8 В то же время возможность изъятия значительной части этих средств по первому требованию вкладчиков делала положение государственных кредитных установлений весьма неустойчивым. Уменьшая процент по вкладам, правительство также надеялось уменьшить бремя процентных платежей казначейства по «позаимствованным» средствам в пользу кредитных учреждений. Доходность вложения в акционерные общества заявлялась значительно выше, чем процент по вкладам в кредитные установления. Из последних начался быстрый отток вкладов.
В 1857 г. были понижены таможенные тарифы на ряд ввозимых товаров, снято запрещение на вывоз золота. Все эти факторы способствовали оттоку капитала из страны, что привело к банкротству многих акционерных обществ. Правительство не только не получило ожидаемых хозяйственных результатов, но и столкнулось с кризисом государственных кредитных установлений, и было вынуждено обратиться к внешним заимствованиям.
В 1859 г. было принято решение об окончательной ликвидации государственных кредитных установлений, в которых оставалось вкладов почти на миллиард рублей. Для расчёта с вкладчиками были созданы 5-процентные билеты, которые предполагалось погашать в течение 37 лет посредствам ежегодных тиражей. Но билеты не пользовались популярностью, так не могли быть использованы, как непосредственное платёжное средство.
Вскоре вклады были переданы учреждённому 30 мая 1860 г. Государственному банку. Возврат Государственным банком вкладов при недостаточности активов должен был обеспечиваться по средствам Государственного казначейства.
Реформа кредитных установлений имела многочисленных оппонентов. Монопольное положение этих установлений было несовместимо с развитием частной предпринимательской инициативы в кредитной сфере. Однако, способ создания новой системы кредитных учреждений признавался спорным даже сторонниками реформы.
В дальнейшем Государственный банк получил право производить выпуски кредитных билетов под обеспечение билетов, выпущенных Государственным казначейством. При этом сумма выпущенных кредитных билетов становилась долгом Министерства финансов Банку.
На Государственный банк было возложено и проведение выкупной операции, которая имела решающее влияние на состояние финансов России в пореформенный период. Для разработки финансового механизма выкупной операции ещё в апреле 1859 г. была создана Финансовая комиссия в составе 8 членов : Н.Х. Бунге, Ю.А. Гагемейстер, Е.И. Ламанский, М.Х. Рейтерн, Н.А. Милютин. Согласно основным актам реформы, крепостные крестьяне получили гражданские и имущественные права, а также сохранили право пользоваться сельскохозяйственными угодьями. За право пользоваться землёй крестьяне получали статус «временно обязанных» и должны были выплачивать землевладельцу барщину и оброк. Стать полностью свободными они могли, выкупив используемые ими угодья. Эта сделка заключалась при посредстве государства и была задумана, так чтобы не требовалось никаких дополнительных расходов со стороны казны.
Отмена винных откупов в России
Одним из наиболее удачных мероприятий финансовой реформы была отмена винных откупов. Она привела к успешной реорганизации такого важного для русского правительства источника доходов, как налоги с питейной торговли. Следствием этой реформы явилась заметная переориентация предпринимателей (купцов и дворян) с такой сферы коммерции, как питейные откупа, на банковское дело, железнодорожное строительство, нефтяные промыслы, грузовые перевозки и др., т.е. на отрасли которые реально способствовали развитию экономики России, а также устранение источники коррупции среди чиновников, что, естественно, способствовало установлению правопорядка в стране.
Важную роль в продвижении этой реформы сыграли такие люди, как великий князь Константин Николаевич и генерал Я.И. Ростовцев. Они смогли убедить императора в том, что правительство должно заняться отменой откупов сразу после отмены крепостного права. К 1860 году внутри правительства сложилась мощная коалиция, крайне отрицательно настроенная против винных откупов и вооружённая вескими аргументами в пользу необходимости покончить с ними. Вскоре эта коалиция одержала победу в Государственном совете, на рассмотрению которому император передал этот вопрос. И в ноябре 1860-ого года Государственным советом была создана специальная комиссия во главе с А.П. Заболоцким-Десятовским, которая занялась подготовкой основных положений реформы. Законопроект отмены винных откупов впервые был опубликован 4 июля 1861 года под названием «Положение о питейном сборе». Но не смотря на это проведение реформы было снова отложено, т.к. в 1862 году группой особо влиятельных откупщиков Министерству финансов было предложено построить 2800 вёрст железной дороги по всей стране в обмен на сохранение откупов. Это предложение было отвергнуто только после того как Министерство финансов возглавил М.Х. Рейтерн, один из сторонников проведения реформ, которому удалось отговорить Александра II от этого не выгодного предложения.
1 января 1863 года
русское правительство ввело
в действие чрезвычайно
Система налогообложения в питейной промышленности и торговле до 1863 года была не просто сложной, она имела ещё и ряд региональных особенностей. Два основных региона составляли: 30 великорусских губерний и Прибалтийские губернии + 16 западных губерний, которые пользовались особыми привилегиями, т.е. местная знать, а также некоторые другие группы лиц, например, казаки пользовались старинным правом свободного изготовления и продажи спиртных напитков(«пропинационным правом»). В великорусских же губерниях правительство наоборот осуществляло сильный, как фискальный, так и политический контроль за изготовлением и продажей спиртных напитков. Система откупов была распространена здесь с 1767 года. Откупа являлись одной из разновидностей коммерческого предпринимательства: откупщики, обычно частные лица, заключали договор с правительством, по которому выплачивали ему установленную сумму, а взамен получали право взимать питейные сборы в свою пользу, получая прибыль от предоставляемой им монополии9. В 1767-1863 годах налоги от питейной торговли составляли в среднем 33% всех доходов правительства, а в 50-х годах 19 века эта цифра составила уже 40%. При этом сбор налогов с виноторговли обходился чрезвычайно дешёво, т.к. большую часть административных расходов откупщики брали на себя. Но наряду с многочисленными преимуществами существовали и серьёзные недостатки этой системы. Больше всего правительство было обеспокоено широкомасштабной коррупцией, порождённой винными откупами. Оно принимало ряд законов, которые регламентировали цены и качество продукции, но на деле не исполнялись, т.е. откупщики постоянно платили взятки чиновникам. Представляется вполне вероятным, что в конце 50-х годов 19 века откупщики давали большинству высших губернских чиновников такие взятки, которые практически равнялись жалованью, получаемому этими чиновниками от правительства 10. Это вызывало постоянное недовольство правительства. В 20-х годах 19 века система откупов была на короткое время отменена, после чего до конца 50-х годов велись дискуссии об её отмены, которая по значимости приравнивалась к отмене крепостного права.
Австралийский
учёный Дэвид Крисчн в своей
статье «Забытая реформа:
Не смотря на то, что новая акцизная система просуществовала лишь до 90-х годов 19 века значение отмены винных откупов было огромным. Как я уже упоминала ранее отмена откупной системы смогла уменьшить объёмы взяточничества среди чиновников, улучшить качество продукции. Дворяне, купцы и другие сословия были полностью отстранены от такой государственной функции, как сбор налогов, которым они занимались хотя и в косвенной форме. Отрицательным последствием этой реформы был очередной удар по дворянству, которому пришлось конкурировать с другими производителями, лишившись своих традиционных привилегий и рынков сбыта.
Попытка проведения денежной реформы
Развитие капитализма в России в пореформенный период требовало укрепления денежной системы. Крымская война привела к выпуску большого количества бумажных денег и снижению процента их металлического обеспечения. К концу войны в обращении находилось 735 млн. руб. кредитными билетами, в то время как запасы звонкой монеты составляли только 119 млн. руб. В связи с этим курс рубля упал и значительно повысились товарные цены.
Бумажноденежная инфляция способствовала широкому распространению спекуляции валютой, еще большей дезорганизации денежного обращения. Интересы развития капиталистического хозяйства России, задача повышения ее престижа на международной бирже требовали от правительства решительных мер, направленных на восстановление размена и укрепление кредитного рубля.
По окончании войны министерство финансов неоднократно пыталось уменьшить количество бумажных денег в обращении. С этой целью оно в течение 1857 г. изъяло и сожгло кредитных билетов на 60 млн. руб. и выпустило в обращение на 31 млн. руб. звонкой монеты. Это мероприятие было мало связано с общими условиями развития государственных финансов и кредита накануне реформы. Уже в 1859-60 годах царское правительство благодаря предпринятой им операции, вызвавшей изъятие вкладов из кредитных учреждений, вынуждено было выпустить на 67 млн. руб. новых, ничем не обеспеченных бумажных денег. Попытка уменьшить находящуюся в обращении бумажноденежную массу оказалась неудачной. Положение усугублялось растущим оттоком золота из страны, вызванным огромными расходами русских аристократов за границей. По данным министерства финансов, число русских "туристов" за границей с 1856 по 1860 г. увеличилось с 17 до 275 тыс. человек.
За период с 1856 по 1861 г. царское правительство затратило из средств казны 81 млн. руб. на искусственное поддержание вексельного курса за границей. Уже с 1857 г. русская звонкая монет фактически исчезла из обращения. С 1858 г. правительство официально прекратило размен кредитных денег на золото и серебро: бумажный рубль стал неразменным.
После финансовой реформы в начале 60-х годов царское правительство по инициативе министра финансов М. X. Рейтерна решило осуществить денежную реформу путем размена бумажных денег на серебро по постепенно повышавшемуся курсу. Укрепление бумажного рубля и возобновление его размена на звонкую монету должно было оздоровить хозяйственное положение страны и устранить недовольство населения, страдающего от падения покупательной способности денег.
Как сообщает в своих воспоминаниях бывший управляющий государственным банком Е. И. Ламанский, еще с конца 1861 г. в кругу видных экономистов и чиновников министерства финансов, куда входил сам автор воспоминаний, Рейтерн, Вернадский и другие, обсуждались характер денежной реформы и методы ее осуществления. По проекту Ламанского следовало изъять из рук правительства эмиссию кредитных билетов и сосредоточить ее в государственном банке, который предполагалось предварительно реорганизовать в частный акционерно-коммерческий банк. Проект предусматривал предоставление центральному эмиссионному банку всего государственного золотого и серебряного фонда. Однако министерство финансов, как сообщает Ламанский, "ограничилось попыткой восстановить курс кредитного рубля путем одного лишь открытия размена, без преобразования эмиссионной системы России"11.
Управляющие денежным обращением, царские чиновники полагали, что единственным средством его укрепления может служить металлический фонд, достаточный для объявления размена. Еще предшественник Рейтерна - министр финансов Княжевич подчеркивал, что для проведения денежной реформы необходимо накопить достаточный металлический фонд. Княжевич настаивал на продаже Николаевской железной дороги Главному обществу железных дорог, чтобы этим путем пополнить разменный фонд для грядущей реформы. Такая точка зрения была широко распространена и в буржуазной печати 60-х годов. Газета "Биржевые ведомости" рассматривала продажу государственных имуществ, особенно земли, как важный, если не единственный, источник для расплаты с государственными долгами.
Царское правительство не учло сложности предстоящей реформы и не видело связи, существующей между денежным обращением и финансово-экономическим положением страны. Между тем к началу 60-х годов экономические условия, существовавшие в России, не благоприятствовали проведению денежной реформы. Сразу же после ликвидации крепостного права в промышленности и торговле страны наблюдался временный упадок, вызванный переходом к новой системе хозяйства. По данным П. И. Лященко, абсолютный размер производства главных отраслей промышленности в этот период либо возрастал в самой незначительной степени, либо даже сокращался12. Только с конца 60-х годов развитие капиталистической промышленности пошло быстрее.