Финансовые проблемы деятельности некоммерческих организаций

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 14:15, курсовая работа

Описание работы

Предоставление государством общественных благ своим гражданам связано с потреблением национального дохода, в связи с чем, возможности его в этой области ограничены. Кроме того, если бы государство и имело возможность удовлетворить потребности всех граждан в общественных благах, то это потребовало бы создание многоуровневой и сложно-управляемой системы их распределения. Вероятность четкого и бесперебойного функционирования данной системы в экономике любого государства очень мала.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….
Глава I. Некоммерческие организации
1.1 Виды и значение некоммерческих организаций………………………..
1.2 Организационно-правовая основа деятельности некоммерческих организаций……………………………………………………………………
1.3 Сфера и направления деятельности некоммерческих организаций…...
Глава II. Содержание, принципы и особенности функционирования финансов некоммерческих организаций
2.1 Источники формирования финансовых ресурсов………………………
2.2 Принципы и структура формирования финансов………………………
2.3 Финансовый план…………………………………………………………
Глава III. Финансовые проблемы и финансовые риски некоммерческих организаций
3.1 Финансовые риски………………………………………………………...
3.2 Финансовые проблемы…………………………………………………...
Заключение…………………………………………………………………….
Библиографический список…………………………………………………..

Работа содержит 1 файл

курсовая во финансам 2011.doc

— 184.00 Кб (Скачать)

    Внешними  рисками при этом являются риски, обусловленные отсутствием или  снижением спроса на услуги некоммерческой организации, риск форс-мажорных обстоятельств - при резком изменении экономической  ситуации в стране, изменении налоговой системы, банкротстве банков, изменениях в платежной системе и в принципах правового регулирования деятельности некоммерческих организаций. К внутренним рискам относятся риски, обусловленные недостаточной компетентностью руководства, ошибками в финансовом планировании и в бухгалтерской отчетности некоммерческой организации, риски, связанные с проблемами финансирования деятельности некоммерческой организации и развития их материально-технической базы.

    В случае невозможности выполнения некоммерческой организацией ее уставных задач она может быть ликвидирована по течению суда. В случае форс-мажорных обстоятельств организация несет существенные потери (из-за невозможности получить дополнительные финансовые ресурсы от спонсоров и членов некоммерческой организации, из-за потери средств в результате банкротства банков, из-за начисления штрафных санкций, изменения налогового или гражданского законодательства). Рисковая ситуация в данном случае влечет за собой вероятность потери прежде всего денежных средств. Ошибки в финансовом планировании могут сделать невозможным выполнение организацией своих обязательств и привести к потере ею ликвидности и платежеспособности. Ошибки в бухгалтерском учете ведут к потерям в виде штрафных санкций, наложенных контролирующими органами, к потере ликвидности и платежеспособности. Недостаток финансовых ресурсов влечет за собой дополнительные расходы, связанные с выплатой процентов по банковским кредитам, и, следовательно, порождает кредитный риск. Отсутствие современной материально-технической базы снижает уровень доверия спонсоров и ограничивает возможности выполнения уставных задач. Некомпетентность руководства приводит к потерям и при формировании финансовых ресурсов и при их использовании.

    Риск  ликвидности, риск неплатежеспособности, кредитный риск -основные риски некоммерческих организаций.

    Риск  ликвидности — риск возникновения убытков вследствие неспособности кредитной организации обеспечить исполнение своих обязательств в полном объеме. Риск ликвидности возникает в результате несбалансированности финансовых активов и финансовых обязательств кредитной организации (в том числе вследствие несвоевременного исполнения финансовых обязательств одним или несколькими контрагентами кредитной организации) и (или) возникновения непредвиденной необходимости немедленного и единовременного исполнения кредитной организацией своих финансовых обязательств.

    Кредитный риск  — риск неисполнения дебитором  своих обязательств перед поставщиком  товаров или провайдером услуг, т.е. риск возникновения дефолта дебитора. В рамках данного определения носителями кредитного риска являются в первую очередь сделки прямого и не прямого кредитования (прямой риск) и сделки купли/продажи активов без предоплаты со стороны покупателя. 

    Более широкое представление о кредитном риске определяет его, как риск потерь, связанных с ухудшением состояния дебитора, контрагента по сделке, эмитента ценных бумаг. Под ухудшением состояния (рейтинга) понимается, как ухудшение финансового состояния дебитора, так и ухудшение деловой репутации, позиций среди конкурентов в регионе, отрасли, снижение способности успешно завершить некий конкретный проект и т.д., т.е. все факторы способные повлиять платежеспособность дебитора. Потери в данном случае могут быть также как прямые - невозврат кредита, непоставка средств, так и косвенные - снижение стоимости ценных бумаг эмитента (например, векселей), необходимость увеличить объем резервов под кредит и т.д.

    Риск  неплатежеспособности (банкротства) - это риски, влияющие на жизнеспособность фирмы в долгосрочном плане; характеризуются вероятностью того, что капитал банка сможет покрыть убытки от деятельности (вероятность неадекватности капитала банковским рискам). Если банк выдал слишком большое количество плохих кредитов или рыночная стоимость значительной части его портфеля ценных бумаг снижается, это приводит к серьезным потерям капитала при их продаже, а его счета, предназначенные для компенсации подобных убытков, оказываются перегруженными. Если инвесторы и вкладчики узнают об этой проблеме и начинают изымать свои средства, банк, как правило, быстро теряет ликвидность, что вынуждает (или принуждает!) регулирующие органы объявить банк неплатежеспособным и закрыть его.

    Другие  рыночные риски, имеющих финансовую форму, связаны с тем, что некоммерческие организации могут иметь в собственности или в оперативном управлении здания, сооружения, жилищный фонд, инвентарь, денежные средства в рублях и иностранной валюте, ценные бумаги, земельные участки (в соответствии со ст. 25 ФЗ "О некоммерческих организациях"). Риск в этом случае состоит и в том, что у этих активов может быть снижена или утрачена и рыночная стоимость вследствие изменения рыночной конъюнктуры, наступления форс-мажорных обстоятельств, мошеннических операций.

    Учитывая, что каждая группа рисков приводит с определенной вероятностью (Р(Ар)) к определенным потерям (При) и предполагает затраты для преодоления последствий наступивших рисков (Зрн), обобщенную формулу оценки потерь некоммерческой организации, обусловленных финансовыми рисками, можно представить в следующем виде:

    3=Р(Ар)*(Прн+Зрн),

где 3 - потери некоммерческой организации  в результате наступления

рисковых  ситуаций;

Р(Ар) - вероятность наступления рисковой ситуации Ар;

Прн - потери в результате наступления рисковых событий;

Зрн - затраты, связанные с преодолением последствий рисковых событий.

    Деятельность  некоммерческих организаций характеризуется  высоким уровнем риска прежде всего из-за их высокой зависимости  от внешних источников финансирования.

    Поскольку финансовый риск можно трактовать как вероятность финансовых потерь в процессе деятельности субъекта экономики, финансовые риски некоммерческих организаций - это вероятность недополучения финансовых ресурсов для осуществления уставных целей деятельности, а также финансовых потерь в процессе деятельности. Как показывает анализ публикаций по проблемам рисков, статистический метод их оценки приемлем в условиях устойчивой экономики и при достаточной информации о финансовых затратах и результатах. Трудность заключается лишь в том, существует ли репрезентативная статистическая база.

    Более предпочтителен экспертный метод оценки рисков, позволяющий оценить уровень  риска как для отдельных проектов и направлений деятельности, так  и для всей организации в целом. Для оценки финансовых рисков некоммерческих организаций необходимы специальные методы и процедуры, прежде всего на микроэкономическом уровне, поскольку внешние риски некоммерческая организация в состоянии учитывать лишь посредством процедур страхования активов, а преодолевать связанные с ними потери лишь при диверсификации своей деятельности.

    Важнейшими  резервами в повышении финансовой устойчивости некоммерческих организаций  являются; формирование финансовой политики, соответствующей специфике деятельности организации; разработка процедур финансового планирования, позволяющих диверсифицировать источники финансовых ресурсов и направления их использования с целью получения дополнительных доходов при реализации уставных целей; совершенствование системы финансово-организационных отношений по поддержке общественно значимых проектов на федеральном и региональном уровне.

    Система управления финансовыми рисками  может быть встроена в систему  финансового, менеджмента либо осуществляться по специальному договору с коммерческим банком. При этом создание системы управления финансовыми рисками требует дополнительных затрат, а деятельность по сбору информации о факторах, влияющих на и финансовую устойчивость некоммерческих организаций, и по анализу их специфики может быть неэффективной у ряда из них, учитывая достаточную сложность управления финансовыми рисками.  
 
 
 
 
 
 
 
 

     Алгоритм управления финансовыми  рисками некоммерческой организации9.  
 

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    3.2 Финансовые проблемы. 

    Основными проблемами некоммерческих организаций  являются:

    - слабость правовой базы, в связи с недостаточной проработкой законодательных основ деятельности некоммерческих организаций;

    - отсутствие опыта работы в  современных экономических условиях;

    - неправильное понимание механизма  движения финансовых и материальных  ресурсов, и как следствие неверный подход к построению учетного процесса;

    - не совершенность используемой  российской методики бухгалтерского  учета в некоммерческих организациях, в сравнении с зарубежной.

    Имеющиеся проблемы являются сдерживающим фактором в развитии некоммерческих организаций.

    Слабость  нормативной базы, регламентирующей деятельность некоммерческих организаций, порождает много проблем в  правовой сфере и в организации  финансово-хозяйственной деятельности некоммерческих организаций.

    Особую  сложность при решении вопросов о преобразовании НКО в коммерческое предприятие вызывает проблема определения состава членов и распределения имущества организации. Здесь возникает сразу несколько вопросов.

    Вначале обратим внимание на то, что с  точки зрения теории между НКО и коммерческими предприятиями действительно существуют серьезные различия, касающиеся отношений организации и ее участников. Если НКО - это прежде всего объединение людей, коллективный человеческий "субстрат", то коммерческая организация в первую очередь есть имущественный комплекс. Смысл существования НКО заложен в самой деятельности участников организации, и имущество при этом выполняет инструментальные задачи, служит для обеспечения основной деятельности НКО. Как в НКО, так и в коммерческой организации члены (участники) получают определенные блага от своего участия. Однако в первом случае эти блага, во-первых, не находятся в зависимости от доходов НКО, во-вторых, чаще всего и вообще являются неимущественными, в-третьих, распределяются на основе равенства. В коммерческой организации, напротив, объем благ, получаемых участниками, прямо зависит от коммерческого успеха предприятия и от доли, которую участник имеет в уставном (складочном) капитале, причем эти блага носят исключительно имущественный характер. Следует также отметить, что в НКО участие в распределении благ обусловливается выполнением определенных обязательств по отношению к организации, чего нет в хозяйственных обществах и может не быть в товариществах.

    Нетрудно  заметить, что при гипотетическом преобразовании НКО в коммерческую организацию участники вновь возникающей организации фактически на безвозмездной основе получают права требования к этой организации, которых они раньше не имели и не могли иметь. Дело выглядит так, будто организация дарит своим членам права требования на свое имущество. Оказывается не вполне понятным, правомерно ли совершается такое "дарение", ведь НКО может использовать свое имущество только для осуществления уставных целей, к которым преобразование в коммерческую организацию, конечно, не относится.

    Как уже было отмечено, смысл существования  как НКО, так и коммерческой организации  заключается в обеспечении интересов  ее членов (участников). Если члены НКО (или собственник имущества НКО - в случае с учреждением) считают, что общественные цели организации уже достигнуты или же их достижение не имеет для участников смысла, то деятельность организации как НКО, разумеется, должна быть прекращена. Вместе с тем участники могут захотеть продолжить совместную деятельность в составе коммерческого предприятия. Если бы возможности преобразования в коммерческую организацию для них не существовало, то единственным путем было бы принять решение о ликвидации НКО, что повлекло бы передачу имущества на уставные цели или в казну государства (кроме учреждений), а затем на основе новых имущественных взносов создать хозяйственное общество или товарищество. Такой вариант в целом выглядит вполне справедливым.

    Однако  стоит посмотреть и на те организационно-правовые формы НКО, для которых законодатель допустил преобразование в коммерческие организации. Так, в случае с учреждением подобная процедура представляется бессмысленным усложнением дела, ведь имущество ликвидируемого учреждения в любом случае передается собственнику, который вынужден проходить через процесс ликвидации, а затем регистрировать новое юридическое лицо и вновь вносить имущество в качестве вклада в уставный капитал. Поэтому возможность непосредственного преобразования в коммерческое юридическое лицо для учреждения можно считать разумной и оправданной. Здесь не возникает и особой проблемы с распределением имущества: собственник (собственники) самостоятельно принимает решение о распределении имущественных долей в составе нового предприятия, поскольку имеет полное право распоряжаться имуществом.

    Особенности функционирования хозяйственного механизма  некоммерческих организаций, в основе которого заложено потребление средств, внесенных учредителями (участниками) или пожертвованных на ведение этими  организациями уставной непредпринимательской деятельности, влияют на организацию процессов управления и учета. В нашей стране механизм некоммерческого хозяйствования исследован недостаточно и поэтому перед некоммерческими организациями стоит много проблем, связанных с ведением финансово-хозяйственной деятельности и организации учета.

Информация о работе Финансовые проблемы деятельности некоммерческих организаций