15. На
основе анализа финансового законодательства
и общего понятия финансово-правовой
ответственности выделены виды
финансовой ответственности, применяемые
за различные финансовые правонарушения.
К видам финансовой ответственности отнесены
финансово-правовые санкции за нарушения
бюджетного, таможенного, валютного, банковского
законодательства, за совершение налоговых
правонарушений, а также за нарушение
порядка ведения кассовых операций. В
каждой из этих сфер правового регулирования
объем мер финансово-правового воздействия
различен и не везде полностью сформировался.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Штрафная
функция финансово-правовой ответственности
реализуется в виде наказания
и выступает как реакция государства
на вред, причиненный общественным
отношениям; кроме того, штраф в
соответствии с бюджетным законодательством
является источником доходов соответствующих
бюджетов[4]. Применение штрафных санкций
должно соответствовать принципу индивидуализации
ответственности и зависеть от характера
и степени общественной опасности с учетом
формы вины, мотива, цели, смягчающих и
отягчающих ответственность обстоятельств,
что наиболее полно отражено в главе 15
Налогового кодекса РФ. Главной целью
превентивной (предупредительной) функции
ответственности является недопущение
нарушений норм, устанавливающих порядок
осуществления финансовой деятельности.
Эта функция ответственности проявляется
в том, что возможное последующее в случае
нарушения норм финансового права общественное
осуждение виновного, выражающееся в виде
претерпевания правонарушителем лишений
имущественного либо организационного
характера, является нежелательным последствием
для него. Далее в параграфе анализируются
различия предупредительных мер как особых
мер государственного принуждения, не
связанных с совершением правонарушения,
и мер финансово-правовой ответственности,
реализующих предупредительную функцию.
Часто меры финансово-правовой ответственности
направлены не на фактическое наказание
виновного, а на обеспечение защиты интересов
общества и восстановление нарушенных
противоправным поведением субъекта финансовых
интересов государства и муниципальных
образований. В таких случаях ответственность
выполняет правовосстановительную (компенсационную)
функцию. Наиболее ярко она проявляется
при реализации санкций, установленных
бюджетным законодательством, когда устранение
правонарушений приводит к восстановлению
правопорядка (например, через взыскание
сумм нецелевого использования). При этом
необходимо различать меры финансовой
ответственности, реализующие функцию
восстановления нарушенного права, от
санкций восстановительного характера,
не являющихся мерами ответственности.
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ.
- Экономика
и статистика фирм: Учебник / В.Е. Адамов,
С.Д. Ильенкова, Т.П. Сиротина и др.; Под
ред. С.Д. Ильенковой. – 2-е изд. –
М.: Финансы и статистика, 2000.
- Гражданский
Кодекс Российской Федерации - М.: ИНФРА
- М, 1996.
- Экономика
предприятия (фирмы): Учебник / Под ред.
проф. О.И. Волкова и доц. О.В. Девяткина.
— 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М,
2009.
- Налоговые
органы и налогоплательщики/ под ред. Б.А.
Борисова - М.: Информационно-издательский
дом “Филинъ”, 2006.
- Грачева Е.Ю.
Финансовое право России - М.: ТОО “ТЕИС”,
1995.
- Крохина Ю.
А. Финансовое право России: Учебник. 2004
г
- Финансовое
право: Учебник. / под ред. О.Н. Горбуновой
- Юристъ. М., 2001.
- Коммерческий
договор: от заключения до исполнения/
сост. Л.П. Дашков, А.В. Брызгалин - М.: ИВЦ
“Маркетинг”, 1996