Финансовые права и ответственность предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 15:09, курсовая работа

Описание работы

В соответствии с Законом “О предприятиях и предпринимательской деятельности в РСФСР” от 25 декабря 1990г. предприятие - это самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный для ведения хозяйственной деятельности, которая осуществляется в целях извлечения прибыли и удовлетворения общественных потребностей.

Содержание

ПЛАН.
Введение……………………………………………………………………… ..…4
1. Сущность финансового права и его роль в экономике государства… ...6
2. Финансовые права и ответственность предприятия………………. ……9
2.1. Финансовые права и ответственность различных организационно правовых форм предприятия……………………………………… .….9
2.1.1. Хозяйственные товарищества и общества……… ………9
2.1.2. Другие организационно-правовые формы………………15
2.2. Финансовые права и ответственность в отношениях между предприятием и государством…………………………………...……19
2.3. Финансовые права и ответственность налогоплательщиков и налоговых органов……………………………………………………..20
2.4. Финансовые права и ответственность, возникающие при взаимоотношениях хозяйствующих субъектов………………………27
3. Ответственность за нарушение финансового законодательства и финансово-правовая ответственность…………………………………...31
Заключение………………………………………………………………………38
Список используемой литературы…………………………………………….39

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ 1.doc

— 183.00 Кб (Скачать)

         2. владелец предприятия располагает полной свободой действий по сравнению с обществами или товариществами и поскольку доход предпринимателя непосредственно зависит от того, насколько успешно он действует в области бизнеса, таким образом, появляется стимул к эффективному ведению бизнеса;

         3. достаточно низкие по сравнению  с юридическими лицами ставки  налогообложения: предприниматель  не платит налог на добавленную стоимость (НДС), налог на прибыль и т.д.

К недостаткам  же можно отнести следующие моменты:

         1. существует значительная ограниченность финансовых ресурсов: как правило, финансов одного предпринимателя не достаточно, чтобы начать бизнес, не говоря уж о том, чтобы расширять уже начатое дело; например, предприниматель может взять ссуду в банке. Это ставит начинающего свое дело предпринимателя в практически безнадежную ситуацию. В банке можно взять ссуду под залог имущества, но это к начинающему предпринимателю не относится, поскольку со сделками типа, когда под залог берут жилье, банки стараются не связываться из-за практически отсутствия возможности конфисковать это жилье в счет погашения займа. Проблема ограниченности финансовых ресурсов обостряется еще и тем, что существует определенный так называемый порог эффективности, т.е. минимальный размер бизнеса (в смысле объема оборота и капитала), ниже этого порога предпринимательская деятельность становится порой не просто невыгодной, неэффективной, но и нежизнеспособной. Этот порог специалисты оценивают по-разному, но в любом случае счет идет на десятки тысяч долларов США. Как известно, для предпринимателя одна из острых проблем заключается в том, чтобы наладить стабильную, устойчивую связь с поставщиками, необходимость иметь надежное снабжение. Предприниматель часто испытывает со снабжением значительные трудности, в то время как средних размеров предприятие, которое выпускает аналогичную продукцию со снабжением не испытывает практически никаких проблем;

         2. существующие отношения с властью:  предприниматели не испытывают  практически никакой поддержки со стороны властей;

         3. одной из проблем, с которой  сталкивается предприниматель, является проблема отсутствия у него какого-либо профессионализма: он не знает, что такое бизнес, что такое бизнес-планирование; он, возможно и слышал о бизнес-плане, возможно, видел его, но, как правило, не имеет ни малейшего представления о том, как его составлять. Например, по сравнению с техническими навыками гораздо меньшее число людей обладает какими-либо познаниями в областях учета, организации, управления или маркетинга. В основной своей массе люди не представляют всех трудностей, с которыми им придется столкнуться при начинании бизнеса, в полном объеме, но даже если все-таки имеют представление, что их ждет, они все равно не знают, как справиться с этими проблемами. У многих предпринимателей отсутствует такое понятие как предпринимательская этика, например при распространении ложной информации предприниматель не несет практически никакой ответственности, т.е. фактически он может выдавать в рекламе любую информацию, предприниматели как говорится, делают деньги всеми возможными и невозможными способами;

         4. одна из трудностей при регистрации данной организационно-правовой формы заключается в следующем: иной раз очень трудно выбить лицензию на лицензируемый вид деятельности;

         5. еще один недостаток состоит  в том, что ответственность  индивидуального предпринимателя  неограниченна, т.е. предприниматель  рискует всем своим имуществом, в отличие от акционеров, которые  рискуют только активами фирмы,  а не своим имуществом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2. ФИНАНСОВЫЕ ПРАВА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В ОТНОШЕНИЯХ МЕЖДУ ПРЕДПРИЯТИЕМ И ГОСУДАРСТВОМ.

Действующие в области экономики государственные  законы определяют лишь компетентность и границы внешнего вмешательства  в работу предприятия, но не устраняют это вмешательство. Частные, кооперативные, акционерные и другие предприятия не освобождаются от государственного контроля, который ведется за:

  • доходами предприятия и уплатой им налогов;
  • санитарным состоянием производства;
  • назначением и техническим уровнем продукции;
  • соблюдением стандартов и технических условий производства;
  • правовой защитой наемного персонала и некоторыми другими сторонами деятельности предприятий.

Контроль, причем очень жесткий, осуществляется во всех странах мира. «Под демократией многие понимают вседозволенность. А это не одно и то же», - справедливо замечает американский исследователь менеджмента Я. Хотин. – «Запад под демократией понимает очень строгие и суровые законы, которые нельзя ни обойти, ни нарушить».

Законодательством предусмотрено, что предприятие несет полную ответственность за все виды его деятельности, т.е. за:

  • соблюдение интересов государства и прав граждан;
  • соблюдение законов и сохранность окружающей среды;
  • приумножение вверенного ему государством или держателями акций имущества;
  • повышение эффективности производства.

Деятельность  предприятия не должна нарушать нормальных условий работы других предприятий и организаций, ухудшать условия жизни граждан на прилегающей территории. При этом государство или иной вышестоящий орган, как правило, не отвечает по обязательствам предприятия. Предприятие в таком случае не отвечает по обязательствам государства.[3] 
 

2.3. ФИНАНСОВЫЕ ПРАВА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ И НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ.

Налоговая система является одним их важнейших  элементов экономической инфраструктуры, в рамках которой протекает коммерческая деятельность юридических и физических лиц. Налоговая система состоит, в свою очередь, из двух относительно самостоятельных подсистем: системы налогов и системы налоговых органов.

Действующая в России в настоящее время  система налогов организована применительно  к существующей бюджетной системе, в связи с чем включает налоги трех уровней: федеральные, субъектов федерации и муниципальные. Федеральные налоги вводятся в действие законами РФ, которые обязательны для применения всеми субъектами федерации. Налоги субъектов федерации вводятся путем принятия законодательными органами республик, автономных республик и других автономий, соответствующих законам, а другими субъектами федерации - путем принятия законов или постановлений. Постановлениями местных органов власти и управления вводятся в действия и муниципальные налоги.

В России система налоговых органов представлена службами Государственной налоговой  инспекции и службами налоговой  полиции. Основные функции налоговых  инспекций - учет налогоплательщиков, контроль над правильностью и своевременностью начисления и уплаты ими причитающихся налоговых сумм, проведение в необходимых случаях камеральных или с выездом на место проверок правомерности действий налогоплательщиков. Основной функцией налоговой полиции являются содействие органам налоговой инспекции в их повседневной деятельности, обеспечение безопасности работников налоговых служб в процессе выполнения ими своих служебных обязанностей и проведения специальных налоговых расследований по поручению налоговых служб или по собственной инициативе.[1]

Налоговые органы имеют право:

  1. Осуществлять контроль за:

а) постановкой  налогоплательщиков на учет;

б) правильностью  исчисления ими налогов;

в) своевременностью и полнотой их уплаты;

г) организацией у налогоплательщика учета и  делопроизводства, связанных с исчислением и уплатой налогов;

д) устранением  налогоплательщиком выявленных в ходе проверки нарушений налогового законодательства.

Осуществляя контроль, налоговые органы имеют  право:

а) производить  проверку денежных документов, бухгалтерских книг, отчетов, смет, деклараций и иных документов, связанных с исчислением и уплатой налогов;

б) получать необходимые объяснения, справки, сведения по вопросам, возникающим в ходе проверки, за исключением сведений, составляющих коммерческую тайну;

в) изымать  в порядке, предусмотренном действующим  законодательством, документы, свидетельствующие  о сокрытии или занижении прибыли (дохода) или иных объектов налогообложения, если имеются достаточные основания  предлагать, что они будут уничтожены, скрыты, исправлены или заменены;

г) обследовать  использованные для извлечения доходов  либо связанные с содержанием  объекта налогообложения производственные, складские, торговые и иные помещения;

д) требовать  от руководителей и других должностных  лиц проверяемых предприятий и от граждан устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и о предпринимательской деятельности.

  1. Накладывать в случаях, предусмотренных законодательством, санкции (финансовые штрафы, пени, приостановка операций по счетам налогоплательщика, административные штрафы).
  2. Взыскивать недоимку (налоговую задолженность), пени и штрафы у физических лиц - через суд; у юридических лиц - в бесспорном порядке, обращая взыскание на полученные ими доходы, а в случае их отсутствия - на имущество этих лиц.
  3. Предоставлять отсрочку и рассрочку уплаты штрафов за нарушение налогового законодательства РФ в случаях, когда их применение может привести к прекращению производственной деятельности налогоплательщика.
  4. Предъявлять в суды иски: о ликвидации предприятия; о признании сделок недействительными, и о взыскании в доход государства всего полученного по таким сделкам; о взыскании неосновательно приобретенного не по сделке, а в результате незаконных действий; о признании регистрации предприятия недействительной и о взыскании полученных им доходов.[4]

Вступая в налоговые правоотношения с  налогоплательщиками и другими  лицами, налоговые органы обязаны:

  • реализовывать предоставленные им права с соблюдением установленных законодательством правил (в том числе процедурных);
  • обеспечивать своевременность постановки на учет налогоплательщика и включения его в Государственный реестр;
  • выдавать по заявлениям налогоплательщиков необходимые документы для открытия расчетного (текущего) и других счетов в учреждениях банков;
  • сохранять коммерческую тайну налогоплательщиков и других лиц;
  • исчислять в случаях, предусмотренных законами, налоги с физических лиц и своевременно вручать им платежные извещения;
  • возвращать (или засчитывать в счет очередных платежей) излишне уплаченные суммы налога, а также, по согласованию с финансовыми органами, неправильно взысканные суммы налогов, штрафов и пени;
  • рассматривать в установленные законом сроки заявления и жалобы налогоплательщиков и других лиц;
  • ежемесячно представлять финансовым органом сведения о поступивших суммах налогов и другие сведения, в том числе о случаях неуплаты налогоплательщиками - юридическими лицами налогов в течение трех месяцев;
  • своевременно доводить информацию, полученную от налогоплательщиков-агентов, о подоходном налоге с физических лиц налоговым органам по месту жительства лиц.

Налогоплательщики обладают определенными правами  и обязанностями. Основы правового статуса налогоплательщиков закреплены в Законе РФ “Об основах налоговой системы в РФ” и некоторых Указах Президента РФ. В законах и других нормативных актах, устанавливающие конкретные налоги, права и обязанности налогоплательщиков детализируются.

На налогоплательщиков возлагаются следующие обязанности:

  1. организационного характера:
  • стать на учет в налоговом органе (из физических лиц - только лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица);
  • информировать налоговый орган о намерении открыть ссудные, валютные, депозитные и другие счета, а также о приобретении других обязательств банков;
  • ежеквартально представлять в налоговый орган сведения о расчетных (текущих), ссудных, депозитных и других счетах в банках (кредитных организациях) как на территории РФ, так и за рубежом;
  • вести учет просроченной дебиторской задолженности с ежеквартальным составлением перечня дебиторов и суммы задолженности;
  • сообщать (в 10-дневный срок) налоговому органу о принятом судом или собственником (органом, им уполномоченным) решении о ликвидации юридического лица;
 
  1. по уплате налогов:
  • самостоятельно и правильно исчислять суммы налогов (в случаях, предусмотренных законодательством, физические лица освобождаются от этой обязанности);
  • своевременно и в полном размере уплачивать налоги, представлять в банки платежные поручения до наступления срока платежа;
  • при образовании недоимки и отсутствия средств на расчетном (текущем) счете:

                       а) продавать имеющуюся иностранную валюту для покрытия задолженности,

                       б) переводить средства с депозитных счетов,

                       в) ежеквартально представлять в налоговый орган данные о дебиторах с заявлением о взыскании недоимки с сумм их просроченной задолженности;

   3. по учету, отчетности и пр.:

  • вести в установленном законодательством порядке бухгалтерский учет; составлять отчеты о финансово-хозяйственной деятельности, обеспечивая сохранность их не менее пяти лет;
  • в установленном порядке вести учет объекта обложения;
  • своевременно представлять в налоговый орган документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов (балансы, расчеты налоговых сумм, декларации о предполагаемых и фактически полученных доходах за отчетный период и другие документы);
  • предоставлять по требованию налоговых органов различные справки, объяснения, документы, в том числе подтверждающие право на льготы;
  • выполнять требования налоговых органов об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах; вносить исправления в бухгалтерские отчеты по результатам проверки;
  • допускать должностных лиц налоговых органов в помещения, где осуществляется деятельность, связанная с получением дохода, либо содержанием объектов обложения для их обследования, а также при проверках правильности исчисления и уплаты налогов;

Информация о работе Финансовые права и ответственность предприятия