Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 07:11, курсовая работа
В условиях перехода на рыночные отношения роль и значение денежных и финансово-кредитных рычагов резко возрастают. Финансово-кредитная система — один из тех секторов экономики, где наиболее эффективно работают рыночные механизмы.
Финансовая и прежде всего бюджетная система оказывают существенное воздействие на рост валового внутреннего продукта и его главную часть — национальный доход, на развитие предприятий и отраслей народного хозяйства и материальное положение широких слоев населения. Главным критерием функционирования предприятий различных форм собственности в современных условиях стала их прибыль.
Введение 3
1.Основы построения финансово-кредитной системы России 6
1.1 Понятие финансово-кредитной системы 6
1.2 Структура финансово-кредитной системы 8
2.Характеристика основных звеньев финансово-кредитной системы РФ 11
2.1 Государственные финансы 11
2.2 Фонды страхования 21
2.3 Особенности финансов хозяйствующих субъектов 23
3. Тенденции развития финансово-кредитной системы РФ 26
3.1 Тенденции развития банковского сектора в РФ 26
3.2 Расширение возможностей рынка государственных долговых обязательств 27
Заключение 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 33
В
сфере страховых отношений
Одним из главных звеньев финансовой системы является государственный бюджет. С его помощью правительство концентрирует в своих руках значительную часть национального дохода, перераспределяемого финансовыми методами. В этом звене сосредотачиваются крупнейшие доходы и наиболее важные в политическом и экономическом отношении расходы. Бюджет тесно связан с другими звеньями финансовой системы, выступает координирующим центром и оказывает им необходимую помощь в форме бюджетных дотаций, субсидий, субвенций, гарантий, обеспечивая более или менее нормальное функционирование остальных звеньев финансовой системы.
Еще одним важным звеном являются местные финансы, роль и влияние которых повышается. Центральную роль в этом звене играют местные бюджеты, которые не входят в состав государственного бюджета и имеют определенную самостоятельность. Местные бюджеты служат проводником социальной политики центральных властей.
Внебюджетные
фонды – это средства федерального
правительства и местных
Внебюджетные
фонды управляются
Финансы предприятий,
учреждений, организаций
финансы
предприятий,
социальное страхование
функционирующих на
коммерческих началах личное страхование государственный
финансы
учреждений,
осуществляющие
неком-
страхование
мерческую
деятельность
финансы общественных
объединений
Внебюджетные фонды
Внебюджетные фонды в финансовой системе России созданы в соответствии с «Бюджетным кодексом Российской Федерации». Главная причина их создания — необходимость выделения чрезвычайно важных для общества расходов и обеспечение их самостоятельными источниками дохода.
Внебюджетные фонды находятся в собственности государства, но являются автономными. Они имеют, как правило, строго целевое назначение /2/.
К доходам внебюджетных фондов относятся:
средства бюджета;
В Российской Федерации с 1992 г. начало действовать более двух десятков внебюджетных социальных и экономических фондов, в том числе:
социальные: Пенсионный фонд РФ (ПФР), Фонд социального страхования (ФСС), Государственный фонд занятости населения РФ (с 01.01.2001 упразднен), фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС), Фонд обязательной социальной поддержки населения и др.;
экономические — Федеральный и территориальные дорожные фонды, Фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы РФ, фонды финансового регулирования и др.
Рассмотрим подробнее отдельные фонды.
Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) — образован в соответствии с Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. как самостоятельное финансово-кредитное учреждение, осуществляющее свою деятельность по закону в целях государственного управления пенсионным обеспечением /4/.
Важнейший
принцип любого пенсионного фонда
— солидарная ответственность поколений.
Он преследует цель обеспечить заработанный
человеком уровень жизненных
благ путем перераспределения
Средства Пенсионного фонда формируются в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» за счет трех главных источников: страховых взносов работодателей, страховых взносов работающих и ассигнований из федерального бюджета. Часть средств поступает в результате капитализации (вложений в ценные бумаги) временно свободных средств. Кроме того, Фонд привлекает добровольные взносы юридических лиц. При отсутствии средств он может использовать кредиты банков.
Средства ПФР используются на выплаты государственных пенсий, пенсий военным, инвалидам, компенсации пенсионерам, пособий для детей в возрасте от 1,5 до 6 лет и другие цели, а также на пособия пострадавшим от аварии на Чернобыльской АЭС. В условиях инфляции пенсии гражданам России пересматриваются в сторону повышения, несколько приближая их к темпам роста цен. Устанавливаются также минимальные пенсии.
Руководство
ПФР осуществляет Правление и
его постоянно действующий
Кроме
ПФР вопросами пенсионного
Фонд социального страхования РФ (ФСС РФ). Это второй по значению внебюджетный социальный фонд /5/.
Основные задачи Фонда:
Фонд социального страхования, как и Пенсионный фонд, является автономным и строго целевым. Он предназначен для финансирования выплат различных пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка. Кроме того, за счет средств ФСС осуществляется санаторно-курортное лечение — оздоровление трудящихся и членов их семей.
Фонд
социального страхования
Для обеспечения деятельности ФСС создан центральный аппарат, а в региональных отраслевых отделениях — аппараты органов ФСС. При ФСС образуется Правление, при региональных отраслевых отделениях — координационные советы. Руководство деятельностью ФСС осуществляется его председателем, который назначается Правительством РФ.
Фонды обязательного медицинского страхования РФ (ФОМС) образованы в соответствии с Законом РФ "Об обязательном медицинском страховании граждан РФ" (от 28 июня 1991 г.). Он определяет правовые, экономические и организационные основы медицинского страхования и направлен на усиление заинтересованности и ответственности как самого застрахованного, так и государства, предприятия, учреждения, организации в охране здоровья работников /7/.
На
территории России создаются страховые
медицинские организации, учредителями
которых выступает местная
Обязательное
медицинское страхование —
Для
реализации политики в области медицинского
страхования создаются
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, созданный в соответствии с федеральным законом, предназначен для: