Финансовое планирование в Беларуси и пути его совершенствования

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 22:38, курсовая работа

Описание работы

Финансовое планирование и прогнозирование является важным элементом развития как отдельных субъектов хозяйствования, так и государства в целом. В условиях переходной экономики осуществление планирования и прогнозирования затруднено и нуждается в совершенствовании и реформировании. Именно поэтому данная тема является довольно актуальной для современной экономики Республики Беларусь.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ
2 СИСТЕМА ФИНАНСОВЫХ ПЛАНОВ И ПРОГНОЗОВ
3 ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В БЕЛАРУСИ И ПУТИ ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа содержит 1 файл

курс.doc

— 172.50 Кб (Скачать)

Главные задачи демографической политики — повышение ожидаемой продолжительности жизни и уровня рождаемости населения. Реализация  основных направлений демографической политики позволит стабилизировать численность населения республики на уровне 9,4 млн. человек, увеличить ожидаемую продолжительность жизни с 71 года до 72 — 73 лет в 2015 году.

Основными задачами государственной политики в социально–трудовой сфере являются повышение эффективности использования трудовых ресурсов и конкурентоспособности рабочей силы на рынке труда. Результатами достижения поставленных задач станет рост уровня занятости населения до 80 процентов к трудовым ресурсам, повышение доли работающих в сфере услуг до 58 процентов от общей численности занятых в экономике.

Первоочередными задачами в сфере образования являются повышение его качества, создание гибкой системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в соответствии с потребностями инновационного развития страны. Развитие профессионально-технического образования будет направлено на подготовку квалифицированных конкурентоспособных рабочих в соответствии с заказом реального сектора экономики, расширение участия организаций – заказчиков кадров в обновлении материально-технической базы и программ подготовки квалифицированных рабочих (в 2015 году доля выпускников с повышенным уровнем квалификации составит не менее 30 процентов от общей численности выпускников учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического образования).

Решение поставленных задач позволит поднять престиж образования, его доступность и качество, сохранить позиции страны по показателям в сфере образования в группе стран мира с высоким уровнем развития человеческого потенциала, увеличить экспорт образовательных услуг в 3,5 раза за текущее пятилетие.

Основными задачами политики занятости и рынка труда являются повышение эффективности использования трудовых ресурсов и конкурентоспособности рабочей силы на рынке труда. В результате решения поставленных задач численность работников в экономике достигнет 4640–4670 тыс. человек в 2015 году и уровень занятости населения возрастет до 80 процентов к трудовым ресурсам.

Важнейшими задачами социальной политики являются рост реального уровня всех видов денежных доходов населения и обеспечение эффективной поддержки социально уязвимых категорий граждан. Намеченные меры позволят обеспечить рост реальных располагаемых денежных доходов населения в 1,7 — 1,76 раза за пятилетие, повысить реальный размер пенсий по возрасту в 1,8 — 1,9 раза, усилить адресность социальной поддержки граждан.

Основными задачами государственной культурной политики являются воспитание патриотов и достойных граждан нашей страны, приумножение духовного богатства народа, создание равных условий для реализации творческих способностей и обеспечение разнообразия культурных услуг. К 2016 году завершится формирование системной нормативной правовой базы сферы культуры. К 2016 году планируется увеличение количества спектаклей, концертов на 15 процентов, посещений спектаклей, концертов, выставок, киносеансов и видеосеансов – на 20 процентов. Число объектов материального и нематериального наследия, которым присвоен статус историко-культурной ценности, возрастет на 100. Предусматривается осуществить полную компьютеризацию библиотек с подключением к сети Интернет и обеспечением электронной почтой с учетом обновления компьютерного парка на 20 процентов в год.

Предпринимательство играет важную роль в повышении конкурентоспособности экономики, своевременно реагирует на изменение спроса на товары и услуги, является дополнительным источником создания новых рабочих мест и формирования среднего класса – основы стабильности в государстве и обществе. В результате проводимой политики будут созданы необходимые условия для реализации частной инициативы, повышения предпринимательской активности граждан, интенсивного развития малого и среднего бизнеса, вклад которого в ВВП в 2015 году составит не менее 30 процентов.

Основная цель бюджетно-финансовой и налоговой политики на предстоящее пятилетие – повышение конкурентоспособности применяемой в республике налоговой системы при безусловном выполнении расходных обязательств бюджета, поддержание его дефицита и долговых обязательств страны на экономически безопасном уровне. Реформирование налоговой системы с одновременной оптимизацией бюджетных расходов позволит к концу пятилетия снизить налоговую нагрузку до 26 процентов к ВВП. Дефицит консолидированного бюджета в 2015 году прогнозируется на уровне не более 1,5 процента к ВВП.

Денежно-кредитная политика в 2011–2015 годах будет проводиться в комплексе с другими мерами экономической политики и содействовать созданию условий для поддержания стабильных темпов экономического роста, повышению уровня монетизации экономики и снижению ее долларизации, ликвидации дисбаланса валютного рынка. С учетом состояния платежного баланса предусматривается последовательное доведение объемов золотовалютных резервов до уровня, обеспечивающего внешнеэкономическую безопасность страны, – более 3 месяцев импорта.

Расширенное воспроизводство реального сектора экономики, повышение инвестиционного потенциала требуют развития финансового рынка. Реализация намеченных мер позволит повысить эффективность банковского сектора. Совокупные активы банковской системы страны должны составить 75 процентов ВВП. Требования банков к экономике возрастут в 2011–2015 годах в 2–2,5 раза. Объемы банковских услуг возрастут в 3,5 раза при увеличении доли их экспорта.

Развитие национальной платежной системы в 2011–2015 годах будет направлено на дальнейшее повышение ее надежности и безопасности. Коэффициент доступности автоматизированной системы межбанковских расчетов для банков к концу 2015 года будет не ниже 99,5 процента от ее дневного фонда рабочего времени. Отношение активов сектора страхования к ВВП достигнет к концу пятилетия 2–2,5 процента от ВВП, сумма страховых взносов на душу населения к концу 2015 года увеличится по сравнению с 2010 годом не менее чем в 3,5 раза.

Тарифная политика будет нацелена на постепенное возмещение обоснованных затрат при жесткой увязке с ростом доходов населения и осуществлением необходимых мер по социальной защите. Предусматривается отмена с 2013 года льготных цен (тарифов) на природный газ и энергию для отдельных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. По мере роста доходов граждан будет увеличиваться уровень возмещения населением затрат на услуги жилищно-коммунального хозяйства и транспорта. Уровень окупаемости затрат тарифами на услуги жилищно-коммунального хозяйства в 2015 году составит не менее 60 процентов.

Значительным стимулом к созданию отечественных высоких технологий должно стать увеличение затрат на научные исследования и разработки до 2,5–2,9 процента от ВВП. При этом доля собственных средств организаций и иных источников внебюджетного финансирования в общем объеме затрат на научные исследования и разработки должна составлять не менее 52–54 процентов. Реализация намечаемых мероприятий будет способствовать наращиванию объемов инновационной продукции до 20–21 процента в общем объеме отгруженной промышленной продукции. Экспорт наукоемкой и высокотехнологичной продукции в общем объеме экспорта товаров и услуг увеличится до 12–14 процентов.

Целью инвестиционной деятельности является создание условий для привлечения отечественных и иностранных инвестиций в экспортоориентированные и импортозамещающие производства. В 2015 году прогнозируется рост удельного веса инвестиций в основной капитал до 37,5 процента от ВВП и удельного веса иностранных источников в инвестициях в основной капитал – не менее 21 процента.

Главными задачами развития промышленности являются повышение производительности труда на основе быстрого обновления активной части основных средств, наращивание выпуска соответствующей мировым стандартам высококачественной и востребованной на рынке продукции. Реализация намеченных мер обеспечит увеличение доли собственных энергоресурсов в балансе котельно-печного топлива до 28–30 процентов в 2015 году и уменьшение доли природного газа в потреблении котельно-печного топлива до 64 процентов, снижение энергоемкости ВВП на 29–32 процента к уровню 2010 года.

В текущем пятилетии изменение структуры экспорта будет направлено на увеличение удельного веса инновационной продукции до 25 процентов, в том числе высокотехнологичной – до 14 процентов (при 7,1 процента в 2010 году), машин, оборудования, транспортных средств – 20,3 процента (17,5 процента в 2010 году), доли услуг – не менее чем 20 процентов (15,4 процента в 2010 году) при одновременном снижении доли минеральных продуктов с 28,6 процента до 20–25 процентов. В этих целях предусматривается увеличение объемов экспорта металлов и продукции в 1,95 раза, машин и оборудования – 2,5 раза, транспортных средств – 1,7 раза.

 

Таблица 1. Основные показатели социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011–2015 годы

Наименование показателей

Годы

2009

2010

2011

2015

2015 год к 2010 году

Валовой внутренний продукт (ВВП)

100,2

107,6

109-110

111-112

162-168

Продукция промышленности

98

111,3

109-109,5

109-110,5

154-160

Рентабельность продаж в организациях промышленности

6,7

6,8

8-9

14-15

 

Продукция сельского хозяйства

101,3

102

107–108

107–108

139–145

Рентабельность продаж в организациях сельского хозяйства

–0,1

4,2

6–8

10–11

 

Производительность труда

99,5

107,4

109,3–109,4

111,1–112,1

163–168

Инвестиции в основной капитал

104,7

116,9

116–117

112,5–113,5

190–197

Внутренние затраты на научные исследования  и разработки, процентов к ВВП

0,64

0,61

1,2–1,4

2,5–2,9

 

Удельный вес отгруженной инновационной продукции организациями, основным видом деятельности которых является производство промышленной продукции, в общем объеме отгруженной продукции

10,9

11

12–13

20–21

 

Экспорт товаров и услуг

67,2

120

116–116,4

117,5–117,9

218–222

Сальдо внешней торговли товарами и услугами, процентов к ВВП

–11,3

–13,6

(–8,9) – (–9,0)

0,5–0,6

 

Реальные располагаемые денежные доходы населения

103,7

114,9

108–109,5

114–115

170–176

Снижение энергоемкости валового внутреннего продукта

5

0,6

6–7

7,5–8

29–32

Ввод в эксплуатацию жилья за счет всех источников финансирования, млн. кв. метров

5,7

6,7

7,5

9,5–10

142–149

Дефицит консолидированного бюджета, процентов к ВВП

–0,7

–2,6

–3

–1,5

 

 

На современном этапе децентрализованное финансовое планирование предполагает два направления – стратегическое и текущее. Стратегический финансовый план определяет основные показатели, пропорции и темпы расширенного воспроизводства. Он является главной формой реализации стратегии инвестиций и предполагаемых накоплений. Необходимость осуществлять стратегическое планирование обусловлена развитием научно-технического прогресса, возрастанием финансовых рисков, неопределенностью перспектив научно-технического развития. Одновременно сохраняется необходимость составления долгосрочных, текущих и оперативных планов. Долгосрочные финансовые планы, как правило, тесно связаны с финансовой стратегией предприятия. Они не содержат подробного описания финансовых показателей и отражают концепцию финансового обеспечения. Для текущего управления необходимы годовые финансовые планы, так как именно они в финансовых расчетах должны определять выход на главный финансовый показатель – прибыль предприятия. Годовой финансовый план позволяет собственнику предприятия видеть объем чистого дохода и возможности инвестиционного финансирования. Он является жестким количественным планом.

Оперативные финансовые планы в форме платежных календарей необходимы для контроля за выполнением финансовых обязательств и с большей или меньшей детализацией и обоснованием статей используются на многих предприятиях.

Отечественные предприятия разрабатывают бизнес-планы в следующих целях:

      для получения банковских кредитов и бюджетных ссуд;

      в случае приватизации государственных предприятий;

      для обоснования инвестиционных проектов;

      для обоснования программы финансового оздоровления и выхода из экономического кризиса.

В переходный период бизнес-план занимает центральное место в системе финансовых планов предприятий. Его можно рассматривать как долгосрочный план. Если взять за аксиому разработку скользящих финансовых планов, то наиболее оптимальным горизонтом планирования является срок три года. В таком случае расчет объемов продаж, смету доходов и затрат, баланс денежных расходов и поступлений рекомендуют составлять для первого года с помесячной разбивкой, для второго года с поквартальной разбивкой, а для третьего года на год в целом.

Годовой финансовый план долгое время был основным финансовым планом. Его приоритет поддерживался государством, которое посредством финансово-кредитного механизма помогало предприятиям обеспечивать синхронность поступления денежных средств и их расходованием.

В рамках децентрализованного планирования необходимо решить следующие проблемы:

1)  необходимость учета инфляции при планировании, что большинство предприятий страны не делают;

2)  необходимость внедрения новых методологий планирования, например, многовариантных расчетов, использование компьютерной техники. На сегодняшний день использование многовариантных расчетов для предприятий Беларуси большая редкость, то же самое касается и различных программных продуктов, хотя интерес к последним увеличивается;

3)  необходимость внедрения новых форм планирования – например, стратегических планов, бизнес-планов. Проблема бизнес-планов в том, что они по-прежнему разрабатываются для внешних нужд, как это делалось в СССР, а не для внутреннего использования;

4)  формальность проведения финансового планирования, которое сводится к расчету трех показателей – выручки от реализации продукции, ее себестоимости и прибыли;

5)  несбалансированность планов и прогнозов и отсутствие взаимоувязки между различными планами.

В рамках централизованного планирования необходимо решить следующие проблемы:

1.   необходимость разработки реальной, объективной и эффективной модели финансового планирования, в которой будут учтены основные факторы, влияющие на экономику вообще и финансовую сферу в частности в республике;

2.   несбалансированность планов и прогнозов и отсутствие взаимоувязки между различными планами. Наиболее слабым местом разрабатываемых в настоящее время прогнозов является нарушение первоначально предусмотренных в них условиях (особенно по денежной массе), что ведет к невыполнению отдельных параметров;

3.   изначально заложенная в прогнозе несбалансированность в части ресурсного обеспечения, нереальность отдельных параметров, их однобокая ориентация на темповые параметры роста производства в реальном секторе экономики, ошибочно выбранные государственные приоритеты, реализовать которые без нарушения макроэкономического равновесия представляется невозможным.

Для дальнейшего развития финансового планирования необходимо:

   расширение прав предприятий (в частности – приватизация);

   сокращение административных методов управления экономикой;

   усиление экономической свободы предприятий;

   усиление хозяйственных связей с иностранными предприятиями;

   снижение налоговой нагрузки;

   заимствование опыта развитых стран;

   улучшение макроэкономической ситуации.

Информация о работе Финансовое планирование в Беларуси и пути его совершенствования