Финансовое планирование в Беларуси и пути его совершенствования

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 22:38, курсовая работа

Описание работы

Финансовое планирование и прогнозирование является важным элементом развития как отдельных субъектов хозяйствования, так и государства в целом. В условиях переходной экономики осуществление планирования и прогнозирования затруднено и нуждается в совершенствовании и реформировании. Именно поэтому данная тема является довольно актуальной для современной экономики Республики Беларусь.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ
2 СИСТЕМА ФИНАНСОВЫХ ПЛАНОВ И ПРОГНОЗОВ
3 ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В БЕЛАРУСИ И ПУТИ ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа содержит 1 файл

курс.doc

— 172.50 Кб (Скачать)

      Концепция – документ, выражающий единый замысел какого-либо явления.

      План представляет собой намеченную на определенный период работу с указанием ее целей, содержания, объема, методов, последовательности и сроков выполнения.

      Бюджет представляет собой детальный план или смету, которая в цифровом выражении отражает планируемые объемы продаж, расходов, прибыли.

      Платежный календарь – это график поступлений средств и платежей компании. С помощью платежного календаря финансовый менеджер осуществляет управление денежными потоками компании и контролирует их исполнение. В отличие от бюджета движения денежных средств, платежный календарь позволяет производить оперативное планирование денег.

      Смета – финансовый план бюджетных организаций, в котором в основном отражаются расходы данной организации.

      Баланс доходов и расходов – обобщающая часть финансового плана, в которой отражаются в стоимостном выражении результаты производственно-хозяйственной деятельности: доходы и поступления средств; расходы и отчисления средств; кредитные взаимоотношения; взаимоотношения с бюджетом.

Видами финансового планирования по уровню являются:

−        Централизованное финансовое планирование – макроэкономическое (государственное) планирование;

−        Децентрализованное финансовое планирование - межфирменное планирование, микроэкономическое (внутрифирменное) планирование.

По содержанию планируемых процессов выделяют экономическое, социальное, научно-техническое, экологическое планирование.

Как уже было сказано, финансовые планы делятся на две основные группы – централизованные (общегосударственные) и децентрализованные.

Централизованные финансовые планы обосновывают движение общегосударственных финансовых ресурсов, фиксируют перераспределительные процессы, осуществляемые финансовой системой государства. По форме они всегда являются сводными, направлены на общегосударственные ресурсы, формируемые и распределяемые на макроуровне и охватывающие сферу финансовой деятельности государства. Основной целью таких планов является обоснование финансовой политики государства на конкретный период. Централизованные планы, в свою очередь, делятся на общегосударственные и отдельных регионов. Примером централизованных планов является государственный бюджет. К централизованным финансовым планам относят бюджеты специальных государственных программ, бюджеты внебюджетных фондов. Централизованные финансовые планы в основном состоят из двух основных статей – статья доходов и статья расходов.

Децентрализованные финансовые планы составляются различными предприятиями, организациями, обществами, ведомствами, учреждениями. Такие финансовые планы предназначены для обоснования индивидуального кругооборота денежных средств конкретного субъекта хозяйствования. Их назначение заключается в определении расходов и доходов определенного объекта, финансовые результаты его деятельности и соответствующие отношения, опосредующие движение финансовых ресурсов. Наиболее распространена классификация децентрализованных планов по форме собственности: различают финансовые планы государственных, арендных, кооперативных предприятий, акционерных обществ, совместных, иностранных предприятий, частных фирм, общественных организаций. В рамках этой классификации финансовые планы также отличаются между собой по форме и содержанию в связи с отраслевыми особенностями, спецификой производства, сферой деятельности предприятия, его типа и размера.

Финансовые планы бюджетных организаций носят название смет и определяют в основном их расходы. Предприятия, работающие на коммерческом расчете в рамках административно-командной экономики составляли балансы доходов и расходов, в рамках рыночной экономики возрастает значение бизнес-планов. Финансовый раздел бизнес-плана включает ряд таблиц и балансов: прогноза реализации продукции, таблицу доходов и затрат, баланс денежных расходов и доходов, иногда – прогнозный баланс активов и пассивов.

Выделяют три основных вида планирования по сроку: долгосрочное, среднесрочное, краткосрочное.

Применение того или иного вида плана зависит от самой организации. Весь цикл финансового планирования можно разделить на три основных этапа:

      цикл стратегического планирования, в котором участвует высшее руководство предприятия;

      операционный цикл, в рамках которого менеджеры трансформируют качественные стратегические цели в конкретные планы;

      цикл бюджетирования, в рамках которого на операционные планы начинает влиять цена.

В рамках первого цикла обычно создаются стратегические и перспективные планы. В рамках второго – бизнес-планы, в рамках третьего – бюджеты и оперативные планы. Иногда бизнес-планы относят к первому уровню планирования.

Помимо уже названных классификаций существует еще одна, по сущности финансового планирования и прогнозирования. В рамках этой классификации выделяют перспективные, текущие и оперативные планы. Перспективные планы определяют движение денежных средств на длительный период с учетом долгосрочных вложений и выгоды. Текущие планы – это задания на текущий год, которые детализируются на более короткие периоды времени. При этом, как видно из определения каждого вида планирования, основной упор делается на срок, на который разрабатывается план, и в этом случае перспективные планы тождественны долгосрочным, среднесрочные – текущим, а краткосрочные – оперативным.

Иногда в рамках этой классификации выделяются наравне со стратегическим планированием индикативное и директивное.

Индикативные (направляющие) планы, которые часто называют планами-прогнозами, характеризуются рекомендательным характером и необязательностью ресурсного обеспечения. К их недостаткам относят невозможность их корректировки и отсутствие механизма контроля за их реализацией. Индикативные планы чаще всего составляются на средне- и краткосрочную перспективу. В состав индикативных планов обычно входит концептуальная, прогнозная и планово-регулирующая часть. В последней указываются система индикаторов выполнения или невыполнения плана.

Директивные планы в основном составляются на средне- и долгосрочную перспективу. В них указываются в качестве целей основные показатели и методы их достижения. Директивные планы должны предусматривать многовариантность событий в планируемом периоде и интервалы колебания значения основных показателей в зависимости от наступления того или иного события.

В силу развития мировой экономики и процессов интеграции появилась объективная необходимость в создании стратегического планирования. В рамках стратегического планирования национальная экономика рассматривается как единая система. Этот вид планирования ориентирован на долгосрочную перспективу и определяет основные направления развития любого элемента национальной экономики. Основной целью стратегического планирования является обеспечение потенциала будущего успешного развития объекта планирования. Стратегическое планирование может осуществляться на макро-, мезо- и микроуровнях. Стратегический план может включать в себя следующие разделы: корпоративная миссия; продукция (услуги); конкуренция; рынки; ресурсы; деловой «портфель»; инновации, инвестиции. Объектами стратегического планирования могут быть рыночная стратегия (маркетинг), новая продукция и услуги, темпы развития предприятия, совершенствования производственной структуры, повышение финансовой устойчивости, кадровое развитие и т. д.

Бизнес-план деятельности предприятия - это программа его производственно-хозяйственной деятельности на ближайший и отдалённый периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями приобретения ресурсов. Бизнес-план рекомендуется разрабатывать на 3-5 лет (иногда на год), причём основные показатели для первого года рассчитывать на каждый месяц, для второго – поквартально, а начиная с третьего года – на годовой период их функционирования.

К числу основных целей обращения к процедурам бизнес-планирования следует отнести:

1) создание стратегии развития компании;

2) определение тенденций развития предприятия;

3) совершенствование какого-либо процесса (изделия);

4) моделирование бизнес-процессов.

В практике планирования в зависимости от решаемых организацией задач можно выделить следующие типы бизнес-планов:

1) производственный (внутренний) бизнес-план, который необходим для планирования и прогнозирования деятельности организации; для определения целей развития в предстоящем плановом периоде Производственный бизнес-план позволяет убедиться, что все тщательно спланировано и целесообразно с точки зрения финансового, материального обеспечения, а также и трудовых отношений с учетом прошлой деятельности, конъюнктуры рынка;

2) инвестиционный бизнес-план, который является основным документом, позволяющим обосновать и оценить возможности инвестиционного проекта, определить доходы и расходы, способствовать самофинансированию в будущем, рассчитывать поток реальных денег, проанализировать безубыточность, окупаемость и другие показатели. В инвестиционном бизнес-плане должны быть максимально учтены главные интересы кредиторов — обеспечение возвратности кредита и своевременная уплата процентов за пользование им;

3) бизнес-план финансового оздоровления, который составляется организацией, находящейся в состоянии неплатежеспособности, и предлагает финансовое оздоровление организации в период наблюдения или внешнего управления ее имуществом;

4) бизнес-план для получения кредитов с целью пополнения оборотных средств организации или для реализации широкомасштабных проектов

развития действующего производства.

Структуру бизнес-плана определяет сама организация, однако обычно он включает следующие разделы:

−        Общие сведения;

−        Резюме;

−        Прогнозирование производства продукции, оценка рынков сбыта и конкурентов;

−        План маркетинга;

−        План организации производства;

−        Организация и управление предприятием;

−        Юридический план;

−        Меры по предупреждению спада производства;

−        Финансовый план;

−        Стратегия финансирования.

Финансовый аспект бизнес-плана представлен в двух последних разделах. Финансовый план – важнейшая составляющая бизнес-плана. Финансовый план включает в себя следующие самостоятельные разделы: план по себестоимости, план по прибыли, расчёт точки безубыточности. Плановые финансовые расчеты оформляются в виде следующих таблиц: прогноз отчета о прибылях и убытках; прогноз потока денежных средств; прогноз баланса.

Таким образом, финансовые планы взаимосвязаны между собой и представляют собой систему финансовых планов и прогнозов. Планирование невозможно без предварительного прогнозирования, поэтому финансовые планы включают в себя финансовые прогнозы. Существует множество форм финансовых планов и прогнозов: централизованные и децентрализованные, стратегические, перспективные, бизнес-планы, текущие и оперативные планы, экономические, социальные, технические и многие другие. Отдельно выделяют индикативные планы, которые фактически являются финансовыми прогнозами.

 

 

 

 

 

3 ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В БЕЛАРУСИ И ПУТИ ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

Планирование и прогнозирование в условиях переходной экономики затруднено в связи с нестабильностью макроэкономических показателей. Кроме того, в условиях переходного периода качественно видоизменяются содержание и функции существовавшего ранее годового планирования и прогнозирования, усиливается его индикативный характер.

Национальным Собранием Республики Беларусь в апреле 1998 года был принят закон «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь», который определяет систему государственных прогнозов и планов развития страны.

Система государственных прогнозов социально-экономического развития включает:

1.      на долгосрочную перспективу – Национальную стратегию устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на 15 лет и Основные направления социально-экономического развития на 10 лет;

2.      среднесрочную перспективу – Программу социально-экономического развития на 5 лет;

3.      краткосрочную – годовой прогноз социально-экономического развития Республики Беларусь.

Программа социально-экономического развития разработана Правительством Республики Беларусь совместно с облисполкомами и Минским горисполкомом с участием Национальной академии наук Беларуси, Национального банка, специализированных научно-исследовательских институтов в соответствии с Законом Республики Беларусь «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь».

В Программе определены цели, задачи и приоритеты развития национальной экономики на 2011–2015 годы, важнейшие направления их реализации.

Главная цель — рост благосостояния и улучшение условий жизни населения на основе совершенствования социально–экономических отношений, инновационного развития и повышения конкурентоспособности национальной экономики. Ее реализация предусматривает повышение реальных располагаемых денежных доходов населения в 2015 году к уровню 2010 года в 1,7 — 1,76 раза на основе обеспечения роста ВВП — в 1,62 — 1,68 раза, производительности труда — в 1,63 — 1,68 раза, объемов промышленного производства — в 1,54 — 1,6 раза, сельского хозяйства — в 1,39 — 1,45 раза, удельного веса отгруженной инновационной продукции организациями, основным видом деятельности которых является производство промышленной продукции, в общем объеме отгруженной продукции до 20 — 21 процента в 2015 году, инвестиций в основной капитал за пятилетие — в 1,9 — 1,97 раза, основная часть которых будет направлена на создание и модернизацию более одного миллиона рабочих мест.

Информация о работе Финансовое планирование в Беларуси и пути его совершенствования