Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2011 в 18:03, реферат
Данная курсовая работа раскрывает сущность финансового плана, его методы, виды, раскрывает значение финансового плана как раздела бизнес-плана.
Введение…………………………………………………………………….3
1 Финансовое планирование на предприятии…………………………5
1.1 Финансовый план как составная часть бизнес-плана……………….6
1.2 Методы финансового планирования………………………………..11
1.3 Виды финансовых планов и их роль
в управлении предприятием……………………………………….12
2 Практическая часть…………………………………………………..19
Заключение………………………………………………………………..34
Список литературы……………………………………………………….36
1.2
Методы финансового
планирования
В российской практике применяются различные методы планирования.
Балансовый метод — наиболее применяемый на предприятии. Суть его заключается в составлении различных балансов и достижения их сбалансирования, например, баланс доходов и расходов, бухгалтерский баланс, кассовый баланс, баланс рабочей силы и заработной платы и другие.
Нормативный метод заключается в том, что при планировании применяется целая система норм и нормативов использования ресурсов предприятия (нормы расходов сырья и материалов, нормы выработки и обслуживания, трудоемкость. Нормативы использования машин и оборудования, длительность производственного цикла, нормы запасов товарно-материальных ценностей).
Метод планирования по производственно-экономическим факторам рассчитан на учет влияния внутренних и внешних факторов, изменяющих производственные и финансовые показатели. Расчет ведется от базовых показателей: выручки от реализации, себестоимости продукции и так далее. В планируемом году эти показатели могут меняться в зависимости от заложенных в планирование решений: рост или снижение объемов реализации, снижение или увеличении затрат на производство и реализацию продукции, освоение новых видов продукции или услуг, изменение цен и рентабельности производства. влияние инфляции Учет этих изменений дает достаточно точный прогнозный характер планирования.
В новых экономических условиях планирование полностью зависит от администрации предприятий и организаций, поэтому применяется метод моделирования. В основе большинства разрабатываемых планов лежат методологические основы прошлых лет. Планирование на многих предприятиях начинается с объема производства, а надо решать, сколько можно реализовать продукции.
1.3 Виды финансовых планов и их роль в управлении предприятием
В планах отражаются прогнозы развития организации в будущем; промежуточные и конечные задачи и цели, стоящие перед ней и ее отдельными подразделениями; механизмы координации текущей деятельности и распределения ресурсов, стратегии на случай чрезвычайных обстоятельств.
В зависимости от срока, на который составляется план, и степени детализации плановых расчетов принято различать долгосрочное, среднесрочное и краткосрочное планирование.
Долгосрочное или перспективное планирование охватывает период более 5 лет, например, 10, 15, 20 лет. Эти планы призваны определять долгосрочную стратегию предприятия, включая социальное, экономическое, научно- технологическое развитие.
Перспективное планирование отличается от прогнозирования. По форме они представляют собой один и тот же процесс, но по содержанию различаются. Прогнозирование- это процесс предвидения, построенный на вероятности, научно обоснованном суждении о перспективах планируемого процесса или объекта в будущем, его возможном состоянии. Прогнозирование позволяет выявить альтернативные варианты развития планируемого процесса или объекта и обосновать выбор наиболее приемлемого варианта. В этом смысле прогнозирование является одним из этапов перспективного планирования, без этого перспективное планирование было бы гаданием, а не научным предвидением.
На макроэкономическом уровне предметом прогноза могут быть: валовой внутренний и валовой национальный продукты; трудовые ресурсы; производительность труда; производственные фонды; капитальные затраты; текущее потребление населения; финансовые потоки и другое.
На микроуровне, то есть в хозяйствующих субъектах, могут при составлении стратегических и технико-экономических планов прогнозироваться: уровень цен; стоимость рабочей силы; объем продаж и доля рынка; прибыль и рентабельность; основные конкуренты; научно-технические исследования и разработки; требуемые капитальные вложения; риск и другое.
Среднесрочное планирование осуществляется на период от 1 года до 5 лет. На некоторых предприятиях среднесрочное планирование совмещается с текущим. В этом случае составляется так называемый скользящий пятилетний план, в котором первый год детализируется до уровня текущего плана и представляет собой по сути дела краткосрочный план.
Все регулярные планы являются продолжением и развитием общей системы планов, и то, что годичные планы формируют среднесрочные, а среднесрочные планы позволяют разработать стратегические планы
Краткосрочное планирование – это разработка планов на 1-2 года. Краткосрочные планы включают в себя конкретные способы использования ресурсов организации, необходимых для достижения целей, определенных в более длительных планах. Содержание краткосрочных планов детализируется по кварталам и месяцам.
Каждый краткосрочный план требует более детальной проработки, чем последующие – долгосрочные.
Все три вида планов должны увязываться между собой. и не противоречить друг другу, они образуют системное единство необходимых для организованной и целенаправленной деятельности регулярных планов компании.
Сегодня многие компании уделяют основное внимание краткосрочным результатам, так как высокая турбулентность внешней среды не благоприятствует долгосрочному планированию.
По содержанию плановых решений выделяют стратегическое, тактическое, оперативно-календарное планирование.
Стратегическое планирование ориентировано на долгосрочную перспективу и определяет основные направления развития хозяйствующего субъекта. Посредством стратегического планирования принимаются решения о том, как расширить деятельность в области бизнеса, создать новые сферы бизнеса, стимулировать процесс удовлетворения нужд потребителей, какие усилия следует предпринять для удовлетворения рыночного спроса, на каких рынках лучше действовать, какую продукцию выпускать или какие услуги оказывать, с какими партнерами вести бизнес и так далее.
Основная цель стратегического планирования состоит в создании потенциала для выживания предприятия в условиях динамично изменяющейся внешней и внутренней среды, порождающей неопределенность перспективы. В результате стратегического планирования предприятие ставит перспективные цели и вырабатывает средства их достижения.
Тактические планы призваны способствовать претворению стратегических планов и предполагают прохождение определенного этапа стратегии фирмы. Как правило, они имеют более короткий период планирования, обычно – ближайший год.
В результате тактического планирования составляется план экономического и социального развития фирмы, представляющий программу производственной, хозяйственной и социальной деятельности фирмы на соответствующий период.
Разработке плана экономического и социального развития предприятия предшествует глубокий и всесторонний анализ его деятельности, целью которого является оценка достигнутого организационного и технического уровня производства и выявление внутрихозяйственных ресурсов и неиспользованных возможностей.
Тактическое планирование позволяет реализовать резервы и неиспользованные возможности, что может найти выражение в увеличении объемов производства, снижении затрат, повышении качества продукции, росте производительности труда, уменьшении потребности в капитальных затратах и так далее.
Оперативно- календарные планы разрабатываются на низших уровнях организации, указывают последовательность действий по достижению операционных целей и обеспечивают выполнение тактических планов. На их основе строится вся деятельность менеджеров отделов. Операционное планирование предполагает разработку планов-графиков как для менеджеров отделов, так и для отдельных сотрудников.
Графики – важная составляющая планирования, так как они определяют конкретные временные рамки для решения каждой операционной задачи, без чего не будут достигнуты ни тактические, ни стратегические цели. Операционное планирование должно быть увязано с возможностями бюджета, так как выполнение каждого пункта плана предполагает выделение соответствующих ресурсов.
Оперативно-календарное планирование увязывает все элементы предприятия в единый производственный организм, включая техническую подготовку производства, материально-техническое обеспечение производства, создание и поддержание необходимых запасов материальных ресурсов, сбыт продукции и тому подобное.
В процессе функциональной деятельности может возникнуть потребность в разработке плана на иную деятельность. В подобных случаях появляется необходимость в привлечении к реализации планов и третьих лиц в виде инвесторов, в обосновании получения банковского кредита и другое.
В настоящее время различные организации уже научились разрабатывать специальные виды планов - бизнес – планы. Отличительными чертами такого рода планов является то, что они по существу становятся планом – товаром, который может быть продан покупателям. Начало выполнения и завершения работ по бизнес – плану может быть не связано со сроками регулярных планов. То есть подобные виды планов обладают определенной самостоятельностью во времени. Кроме того, на разработку бизнес – планов существуют определенные стандарты в виде обязательных разделов, форм и содержания, как и на всякий вид товара. Подобные планы разрабатываются наряду и вместе с регулярными и могут координироваться с ними по всем ресурсным показателям (время, финансы, люди и так далее).
Финансовый план очень важен для внутреннего пользования, поэтому к его составлению следует относиться с особой тщательностью. В финансовом плане отражаются собственные средства для инвестиционных программ, сюда же включается использование финансовых средств для материального стимулирования персонала и развития социальной сферы.
В процессе текущего финансового планирования на предприятии разрабатываются различные виды финансовых планов: доходов и расходов, поступления и расходования денежных средств, балансовый, формирования и использования финансовых ресурсов. Степень детализации показателей каждого из видов финансового плана определяется предприятием самостоятельно с учетом специфики его деятельности.
План доходов и расходов по основной деятельности имеет цель – определить суммы чистой прибыли. Показателями этого плана выступают объем производства продукции (товаров, услуг), сумма и уровень доходов от реализации продукции, сумма постоянных издержек, сумма и уровень переменных затрат, ставки и виды налоговых платежей, сумма балансовой и чистой прибыли.
Цель разработки плана поступлений и расходования денежных средств – обеспечение постоянной платежеспособности на всех этапах планового периода. План состоит на всех этапах из двух частей: поступление денежных средств и расходование денежных средств. при планировании необходимо учитывать не только поступление и расходование, но и наличие определенных резервов
В балансовом плане отражается расчет состава активов и пассивов. Цель разработки этого плана – определение возможности прироста отдельных активов и формирование оптимальной финансовой структуры капитала предприятия, обеспечивающей его финансовую деятельность.
При планировании пассивов оптимизируется соотношение собственных и заемных средств, состав заемных – краткосрочных и долгосрочных – обязательств.
Разработка плана формирования и использования финансовых ресурсов состоит из двух частей: источники формирования финансовых ресурсов и направления использования финансовых ресурсов.
Оперативное планирование финансовой деятельности заключается в разработке оперативных планов. Оперативные планы имеют краткосрочный период (до года) и служат дополнением к текущим финансовым планам. К ним относятся кассовый план, кредитный план, календарь денежных поступлений.
Кассовый план отражает поступление наличных денег и их использование на выплату заработной платы персоналу, на командировочные, канцелярские и другие расходы.
Кредитный план состоит из сумм планируемых банковских ссуд на предстоящий год и процентов за их пользование, а также из объемов и сроков погашения банковских кредитов.