Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 23:26, реферат
Под кризисом в широком смысле слова обычно понимается такое состояние организации, которое предшествует ее переходу в иное качество. Изменение качества может не состояться, если менеджменту удается преодолеть антагонизмы во внутренней и внешней среде предприятия. Это могут быть различные способы согласования или подчинения интересов составных частей единой цели организации, а также другие формы обеспечения ее не разрушаемости. При несогласовании интересов вышеназванным путем другим неизбежным вариантом разрешения кризиса становится изменение качественного состояния организации, ее разрушение.
Введение
1. Возникновение кризисов на предприятии
1.1 Понятие кризисов и причины их возникновения
1.2 Симптомы и факторы кризисов
2. Антикризисные стратегии предприятия
2.1 Стратегический подход к кризисным ситуациям
2.2 Сущность и содержание антикризисной стратегии
2.3 Модели антикризисных стратегий предприятия
3. Финансовая стабилизация предприятия
3.1 Оперативный механизм финансовой стабилизации
3.2 Тактический механизм финансовой стабилизации
3.3 Стратегический механизм финансовой стабилизации
3.4 Упреждающие мероприятия финансовой стабилизации
3.5 Санация предприятия
Заключение
Список использованной литературы
Общий подход к составлению прогноза воздействия динамических параметров внешней среды на процессы в машиностроительном предприятии схематично показан в табл. 2.2.
Особенность конкурентно-рыночной среды макроуровня в том, что она способна инициировать кризисные процессы на всех стадиях жизненного цикла промышленной фирмы; это может происходить как с фирмой в целом, так и с ее отдельными продуктами.
Периодические
краткосрочные кризисные
Прогнозирование
наступления кризиса
1) выяснение
всех причин, побуждающих возникновение
в организации (фирме)
2) определение факторов, препятствующих возникновению кризиса;
3) ранжирование побудителей и сдерживателей кризиса по силе и срокам воздействия;
4) разработка
средств нейтрализации
В общем
плане процесс раннего
А. Внешний блок. Он включает анализ динамики внешней среды с точки зрения ее воздействия на организацию и может состоять из следующих разделов:
— негативная динамика макросреды (политика, экономика, социалис, технологии);
— негативная динамика деловой среды (покупатели, поставщики, инфраструктура, конкуренты традиционные, конкуренты вероятные, товары-заменители, местные и региональные власти и др.);
— позитивная динамика макросреды;
— позитивная динамика деловой среды;
— интегративное качество внешней среды с точки зрения побуждения и нейтрализации кризиса в организации.
Б. Внутренний блок. Он содержит анализ реакции промышленной фирмы на динамические процессы в ее внешней среде и механизмы использования позитивных факторов и противодействия (сдерживание разрушительного воздействия) негативным факторам внешней среды. Эта часть стратегического плана промышленной фирмы включает следующие два базовых элемента:
— прогноз развития кризисной ситуации в фирме;
— система мероприятий (механизмы и стимулы) по преодолению кризисности.
Наиболее
затратным, но при этом и наиболее
эффективным, элементом антикризисной
стратегии промышленной фирмы являются
механизмы преодоления
Реализация
антикризисной стратегии
2.3 Модели антикризисных стратегий предприятия
В антикризисном
менеджменте особую (главенствующую)
роль приобретает стратегическая составляющая.
Ее сущность заключается в систематической
разработке правил, запрограммированных
решений, «формул действий» для
управленческого персонала в
различных ситуациях
В этой связи представляется несколько усеченным отведение некоторыми авторами стратегии лишь роли обобщенного видения состояния и места управляемого объекта в экономике.
Действительно, «видение состояния и места» объекта — необходимо, но это еще не есть стратегия, поскольку последняя должна содержать также модель организации будущего и средства ее реализации. В нашем понимании, стратегия представляет собой интегрированный комплекс следующих взаимоувязанных компонентов:
1) прогноза,
или виртуальных фотографий
2) искомой
модели организации (в
3) динамики
средств достижения
Неукоснительным в стратегии является достижение нескольких ключевых параметров развития организации, среди которых: положительный платежный баланс, счет прибылей и убытков; рост объемов продаж; неуклонное расширенное воспроизводство.
Антикризисная стратегия предполагает комплекс мероприятий в жестком коридоре рисковых ситуаций, осуществление своеобразного риск-менеджмента. «Риск-менеджмент — система управления риском и экономическими (прежде всего финансовыми) отношениями, возникающими в процессе этого управления, включающая стратегию и тактику управленческих действий. ...Различают следующие функции риск-менеджмента:
— функции объекта управления, куда относится организация разрешения риска;
— рисковых вложений капитала;
— работ по снижению величины риска;
— процесса страхования рисков: экономических отношений и связей между субъектами хозяйственного процесса;
— функции субъекта управления, в рамках которых прогнозирование, организация, координация, регулирование, стимулирование, контроль»1.
В целом
же решение задач оптимизационного
антикризисного менеджмента предполагает
систематическую прогнозно-
Одной
из наиболее эффективных форм обеспечения
антикризисного менеджмента является
моделирование антикризисных
Ввиду
того что каждая организация уникальна
по своему содержанию, для разработки
адекватной кризисной стратегии
необходимо прежде всего определить
тип конкретной организации с
точки зрения ее предрасположенности
к осуществлению той или иной
стратегии. В этой связи представляется
целесообразным брать за основу такого
выбора одну из двух практически диаметральных
моделей стратегических планов —
американскую или японскую. Затем
можно приступать к построению именной
модели антикризисной стратегии
конкретной организации. Это объясняется
тем, что, как показывает практика, промежуточные
(гибридные) модели антикризисных стратегий
оказываются менее
Применение такой типологии также важно ввиду ограниченности времени на разработку антикризисной стратегии. В общем виде американская и японская стратегии представлены в табл. 2.3.
Стратегии американских фирм основываются:
— на дифференцированном подходе к оценке характеристик выпускаемой продукции, которая выгодным образом должна отличаться от аналогичных изделий других фирм;
— на удовлетворении конкретных потребностей определенной категории пользователей;
— на обеспечении низкой себестоимости изделий, реализуемых на рынке.
Стратегии японских фирм в основном строятся:
— на том, чтобы достичь по крайней мере двух целей — получения прибыли и создания сообщества сотрудников фирмы;
— на развитии национального технического интеллекта путем концентрации наукоемких элементов производства в Японии и вывоза малонаукоемких производств за рубеж.
Применительно к менеджменту российских промышленных фирм выглядит предпочтительной японская модель антикризисной стратегии. Это обусловлено следующими причинами:
1) невозможностью,
ввиду хронического дефицита
ресурсов в РФ, составления оптимального
(максимального) плана вывода
фирмы из кризисного состояния
(т.е. стратегический план
2) ввиду многозвенности и повышенной сложности структуры промышленной фирмы крайне затруднительна централизация управления, от которого в полосе кризиса требуется повышенная оперативность (в этих условиях диверсификация решений приносит наиболее высокую результативность как в скорости их принятия, так и в качестве контроля выполнения);
3) в
условиях кризиса промышленная
фирма располагает крайне
В условиях
кризисной нестабильности от менеджмента
промышленной фирмы требуется прежде
всего определить стратегию в отношении
ранее освоенной продукции — как наименее
затратному способу улучшения экономических
показателей. Здесь чрезвычайно важно
провести ранжирование полезности изделий
и соответствующих затрат по их изготовлению
и сбыту. В зависимости от производственной
структуры и потенциальных возможностей
кризисной фирмы в отношении каждого из
ключевых изделий может быть выбран один
из вариантов стратегического плана, показанного
на рис. 2.3. При высоком потенциале дифференциации
фирмы и относительно свободном сегменте
рынка возможного к расширению выпуска
изделия (позиция 1.1) имеет смысл сконцентрировать
ресурсы для специализации в этой отрасли
и стабилизации за счет этого воспроизводственного
процесса. И наоборот, при слабом потенциале
дифференциации кризисной фирмы (т.е. при
низких возможностях перестройки производства)
и высоких затратах для расширения занимаемого
сегмента рынка (позиция 3.3) целесообразнее
сосредоточиться на снижении издержек
производства продукции без ее модернизации
и расширения объемов выпуска.
На основе оцененных по такому методу перспектив каждого из ключевых продуктов можно сформировать обобщенную антикризисную стратегию фирмы в отношении ранее освоенной продукции.
Наряду с освоенной продукцией, промышленная фирма зачастую имеет наработки в отношении родственных, а нередко и принципиально новых изделий. Это требует проведения их оценки для разработки соответствующей инновационной стратегии.
Ряд авторов
считает главным тормозом успешной
работы предприятий в рыночных условиях
простаивание производственных мощностей,
их невосприимчивость к