Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 23:26, реферат
Под кризисом в широком смысле слова обычно понимается такое состояние организации, которое предшествует ее переходу в иное качество. Изменение качества может не состояться, если менеджменту удается преодолеть антагонизмы во внутренней и внешней среде предприятия. Это могут быть различные способы согласования или подчинения интересов составных частей единой цели организации, а также другие формы обеспечения ее не разрушаемости. При несогласовании интересов вышеназванным путем другим неизбежным вариантом разрешения кризиса становится изменение качественного состояния организации, ее разрушение.
Введение
1. Возникновение кризисов на предприятии
1.1 Понятие кризисов и причины их возникновения
1.2 Симптомы и факторы кризисов
2. Антикризисные стратегии предприятия
2.1 Стратегический подход к кризисным ситуациям
2.2 Сущность и содержание антикризисной стратегии
2.3 Модели антикризисных стратегий предприятия
3. Финансовая стабилизация предприятия
3.1 Оперативный механизм финансовой стабилизации
3.2 Тактический механизм финансовой стабилизации
3.3 Стратегический механизм финансовой стабилизации
3.4 Упреждающие мероприятия финансовой стабилизации
3.5 Санация предприятия
Заключение
Список использованной литературы
Содержание
Введение
1. Возникновение кризисов на предприятии
1.1 Понятие
кризисов и причины их
1.2 Симптомы и факторы кризисов
2. Антикризисные стратегии предприятия
2.1 Стратегический подход к кризисным ситуациям
2.2 Сущность
и содержание антикризисной
2.3 Модели
антикризисных стратегий
3. Финансовая стабилизация предприятия
3.1 Оперативный
механизм финансовой
3.2 Тактический
механизм финансовой
3.3 Стратегический
механизм финансовой
3.4 Упреждающие
мероприятия финансовой
3.5 Санация предприятия
Заключение
Список
использованной литературы
Введение
Под кризисом
в широком смысле слова обычно
понимается такое состояние организации,
которое предшествует ее переходу в
иное качество. Изменение качества
может не состояться, если менеджменту
удается преодолеть антагонизмы
во внутренней и внешней среде
предприятия. Это могут быть различные
способы согласования или подчинения
интересов составных частей единой
цели организации, а также другие
формы обеспечения ее не разрушаемости.
При несогласовании интересов вышеназванным
путем другим неизбежным вариантом
разрешения кризиса становится изменение
качественного состояния
Если в первом случае менеджмент не претерпевает коренных перемен, хотя и может пережить значительные изменения в рамках сохраняющихся главных целей организации, то во втором случае, как правило, она меняет свое лицо и в основной своей части переходит в другую зону хозяйствования. Соответствующим образом меняется и ее менеджмент, становясь атрибутом в сущности другой организации.
Цель работы:
Изучить подходы и методы финансового оздоровления предприятия и разработать рекомендации, направленные на повышение эффективности деятельности предприятия.
Задачи работы:
Изучить кризисы на предприятии.
Раскрыть
антикризисные стратегии
Рассмотреть управление ресурсами фирмы в условиях организационного стресса.
Курсовая
работа состоит из введения, трёх глав,
заключения и списка литературы. В введении
раскрыта актуальность финансового оздоровления
предприятия; в первой главе освещены:
понятие кризисов и причины их возникновения
симптомы и факторы кризисов. Во второй
главе проанализирована методика стратегического
подхода к кризисным ситуациям, изучена
сущность и содержание антикризисной
стратегии, рассмотрены модели антикризисных
стратегий предприятия; в третьей главе
были проанализированы: оперативный механизм
финансовой стабилизации; тактический
механизм финансовой стабилизации; стратегический
механизм финансовой стабилизации; упреждающие
мероприятия финансовой стабилизации;
санация предприятия. В заключении определена
значимость финансового оздоровления
предприятия.
Глава 1. Возникновение кризисов на предприятии
1.1 Понятие кризисов и причины их возникновения
Кризис
- это крайнее обострение внутрипроизводственных
и социально-экономических
Кризисные ситуации могут возникать на любой стадии деятельности организации как в период становления и развития, так и в период стабилизации и расширения производства и, наконец, при начале спада и т. п.
Мировая рыночная экономика не знает примеров организаций, которых когда-либо не коснулись кризисные ситуации в той или иной мере.
Очень важными в решении проблем управления являются следующие вопросы: в какие периоды развития организации может возникнуть в ней и получить развитие кризис; насколько опасность возникновения кризиса определяется рискованным изменением самой организации и как это может быть связано с развитием экономической среды, в которой функционирует рассматриваемая организация.
Практика
показывает, что кризисы отражают
собственные ритмы развития каждой
отдельной организации, подчас не совпадающие
с ритмами общественного
Кризисные ситуации прежде всего выражаются в колебаниях объема производства и сбыта продукции, роста кредиторской задолженности поставщикам, банкам, налоговым органам, в дефиците оборотных средств и т. п., так как именно эти причины служат предпосылкой появления состояния неплатежеспособности организации.
До банкротства
организации проходят ряд стадий
состояния от эпизодической (временной)
неспособности выполнять в
Причина кризиса — события или явления, вследствие которых появляются симптомы и далее факторы кризиса.
Например,
в организации причинами могут
быть финансово-экономические
С точки зрения воздействия на организацию причины возникновения кризиса в ней можно классифицировать на внешние и внутренние. Внешние определяют воздействие среды, в которой существует организация, а возникновение внутренних причин зависит от ситуации в самой организации. К внутренним факторам относятся:
- управленческие:
высокий уровень
- производственные:
устаревшие и изношенные
- рыночные: низкая конкурентоспособность, зависимость от узкого круга поставщиков и покупателей.
Внешние
причины определяются состоянием экономики
(рост инфляции, нестабильность налоговой
системы, рост безработицы, снижение уровня
доходов населения), деятельностью
государства, состоянием отрасли, к
которой относится
Так как
внешние факторы характеризуют
экономическую обстановку, в которой
функционирует организация и
от которой она не может не зависеть.
Если экономика находится в
Это может объясняться многими причинами, среди которых есть и антикризисный потенциал, профессиональное управление, повышенная экономическая активность, но при этом нельзя сбрасывать со счетов стечение обстоятельств и удачные рискованные решения.
Однако
возможно и такое положение, при
котором даже при весьма благоприятной
внешней экономической
К проблеме возникновения кризисов в организации следует подходить с системных позиций. Любая организация является целостной системой, она состоит из взаимосвязанных элементов, частей, компонентов и пр. При этом развитие организации, даже при ее количественном росте, не изменяет общих характеристик ее целостности, если, конечно, не происходит ее разрушения.
Чтобы
иметь возможность своевременно
запускать программы
1.2 Симптомы и факторы кризисов
Симптомы
проявляются в показателях и,
что очень важно, в тенденциях
их изменения, отражающих функционирование
и развитие организации. Так, анализ
показателей производительности труда,
эффективности деятельности, фондоотдачи,
энерговооруженности
При этом
величина и динамика показателей
могут оцениваться и
Симптомом кризисного развития может быть, например, несоответствие показателей закономерным соотношениям либо резкие снижения показателей в определенные временные интервалы. Однако не всегда симптомы ухудшения состояния организации приводят к ее кризису. Симптом - это только внешнее проявление начала «болезни» организации, но к самой «болезни» - кризису приводят причины его возникновения. Именно причины лежат в основе возникновения симптомов, а потом и факторов, свидетельствующих о наступлении кризиса.
Система в процессе своей жизнедеятельности может находиться либо в устойчивом, либо в неустойчивом состоянии.
Различают статическую и динамическую устойчивость.
Факторы, влияющие на устойчивость системы, могут быть внешними и внутренними. Если устойчивость в основном диктуется внешними факторами, то ее принято называть внешней, если внутренними факторами, то внутренней.
В условиях
централизованного управления экономикой
устойчивость производственно-экономических
структур достигалась, как правило,
за счет воздействия внешних
Это не значит, что проблема устойчивости не существовала. Она просто перемещалась на отраслевой, региональный и государственный уровни и всегда решалась сверху.
Все производимые ранее реформы касались прежде всего более высоких уровней, т. е. государственных (региональных) и отраслевых. Достаточно привести факты организации совнархозов, укрупнения (разукрупнения) министерств, внедрения генеральных схем управления. В настоящее время в условиях конкуренции проблема устойчивости организации стоит перед каждой организацией.
Для того
чтобы распознать кризис, необходимо
своевременно обнаружить симптомы, определить
факторы, свидетельствующие о
Выводы
Были
рассмотрены этапы
Кризисы могут иметь как отрицательное, так и положительное значение для организации. Но несмотря на это всегда должны быть в запасе резервы для борьбы с отрицательными последствиями кризисов.
А также
выявлено, что в основе антикризисного
управления должно лежать управление
на базе постоянного мониторинга
деятельности организации с целью
своевременного диагностирования причин
ухудшения финансового