Финансовая стабилизация

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 21:31, контрольная работа

Описание работы

Финансовая стабилизация – основа экономической политики государства в условиях рынка.

Финансовая стабилизация - антипод финансовой дестабилизации.

Содержание

Содержание 2
1. Понятие финансовой стабилизации 3
2. Факторы финансовой стабилизации 5
3. Понятия международной финансовой политики 8
4. Формы и виды валютных операций 11
5. Основные элементы финансовой глобализации 15
6. Основные международные кредитные институты 19
Список литературы 22

Работа содержит 1 файл

финансовая стабилизация.doc

— 136.50 Кб (Скачать)

Содержание

 

1. Понятие финансовой стабилизации

 

     Финансовая  стабилизация – основа экономической  политики государства в условиях рынка.

     Финансовая  стабилизация - антипод финансовой дестабилизации.

       Финансовая стабилизация - одно из условий стабильного развития экономики страны, она создает предпосылки для роста производства, развития непроизводственной сферы, увеличения занятости, улучшения социально-экономических условий жизни населения  [8, с.170].   

     Очень часто финансовая стабилизация происходит на фоне фиксации курса национальной валюты.

    В основе  финансовой  стабилизации  лежит макроэкономическая стабилизация экономики. Она заключается в  поддержании объема производства и  занятости на естественном уровне. Правительство должно по возможности  нейтрализовать колебания (шоки) совокупного спроса или совокупного предложения, не допускать перегрева экономики или глубокого спада.  Также при финансовой стабилизации  наблюдается низкая инфляция и экономический рост.

     В странах, переходящих к рынку  или восстанавливающих его функционирование под макроэкономической стабилизацией понимается прежде всего преодоление кредитно-денежной и налогово-бюджетной диспропорциональности. Самое яркое ее проявление  - высокая инфляция. Во всех странах, переходящих к рынку – в России, странах СНГ, государствах  Восточной Европы, а также Чили, Мексике, Бразилии – наблюдается (или наблюдалось) сильнейшее расстройство финансовой системы, обесценение национальной валюты и катастрофическое бегство от нее. Причина таких явлений – гипертрофия государственного вмешательства в экономику. Причины дефицита государственного бюджета, финансируемого за счет включения печатного станка, могут быть разные: огромные военные расходы, «стройки века», субсидирование государством многочисленных убыточных предприятий, популистские социальные программы. Ни в одном из случаев хозяйствующие субъекты не сталкиваются с жестким бюджетным ограничением ни на микро-, ни на макроуровне.

     Борьба  с инфляцией и разработка специальной  антиинфляционной программы является необходимым элементом стабилизации экономики. В основе такой программы должен лежать анализ причин и факторов, определяющих инфляцию, набор мер экономической политики, способствующей устранению или снижению уровня инфляции до разумных пределов.

     При разнообразии теоретических подходов и программ экономической стабилизации, можно выделить два основных сценария: ортодоксальный и неортодоксальный.

     Ортодоксальный  сценарий стабилизации – совокупность макроэкономических мероприятий, включающих минимизацию бюджетного дефицита, проведение жесткой кредитно-денежной политики и фиксирование номинальной денежной массы или обменного курса валюты в качестве «якоря» для уровня цен. Если эти мероприятия проводятся быстро, то они называются «шоковой терапией».

     Согласно  этому сценарию, данные меры должны не растягиваться на много лет, а проводиться за 1-2 года, чтобы не дать сформироваться устойчивым инфляционным ожиданиям. Во-вторых, предполагается устранение или минимизация дефицита государственного бюджета. Опасен не только сам дефицит, но и инфляционные методы его финансирования. Можно покрывать дефицит за счет эмиссии и за счет займов у населения. Этот подход предполагает отказ от эмиссионного покрытия дефицита. В-третьих, предполагается проведение жесткой кредитно-денежной политики, контроль над объемом денежного предложения, прекращение раздачи льготных кредитов. В-четвертых, предполагается вести борьбу с инфляцией и инфляционным ожиданием при помощи так называемого номинального «якоря». Номинальный «якорь» – это макроэкономический показатель, который фиксируется на определенном уровне при осуществлении стабилизационных программ. В качестве «якоря» могут фиксироваться обменный курс валюты, предложение денег «номинальная денежная масса», номинальная заработная плата. Эти макроэкономические показатели действуют как якорь, удерживая на определенном уровне цены, не давая им сорваться в гиперинфляционный рост.

     Финансовая  стабилизация тесно связана и с валютной политикой, проводимой в стране. Финансовая стабилизация может оказаться под угрозой в том числе и по причине резкого изменения курсов валют или процентных ставок, масштабных спекулятивные атак на национальную валюту. Поддерживаемый Центральным Банком страны фиксированный обменный курс помогает преодолеть неопределенность и снизить инфляционные ожидания  бизнеса и домашних хозяйств.

      Основным  элементом любой валютной системы  является валюта. В широком смысле слова валюта — это денежная единица страны. В узком смысле — это не новый вид денег, а особый способ их функционирования, когда национальные деньги опосредуют международные торговые, кредитные, платежно-расчетные операции [4, с. 67].

     Национальная валютная система – форма организации валютных отношений страны, закрепленная национальным законодательством, составная часть денежной системы страны [6]. 

2. Факторы финансовой стабилизации

 

    Факторы, определяющие финансовую  стабилизацию:

    • темпы инфляции, инфляционные ожидания,
    • соотношение доходов и расходов бюджета,
    • ставка банковского процента по депозитам,
    • сбережения, инвестиции,
    • валютная политика,
    • структурная перестройка экономики,
    • наличие и гарантия частной собственности,
    • спрос на национальную продукцию,
    • ясность экономической политики правительства и др.

    Обычно  связывают с несколькими важнейшими экономическими показателями:

    во-первых, с устойчивостью валютного курса,

    во-вторых, с низкими темпами инфляции,

    в-третьих, с достижением положительного экономического роста.

    За  достижением этих показателей скрывается общее улучшение экономического положения в стране.

    Независимо  от программы проведения рыночных преобразований, они не могут осуществиться без макроэкономической стабилизации экономики. Она заключается в поддержании объема производства и занятости на естественном уровне.

    Для достижения вышеперечисленных целей  правительство должно действовать в следующих направлениях:

     1.    Сокращение номинального предложения денег;

     2.    Либерализация цен;

     3.    Увеличение реального объема производства;

     4.    Снижение скорости обращения денег [9, с.174].

     Уравнение MV = PY наглядно демонстрирует потенциальные пути устранения денежного навеса. Первый пункт затрагивает показатель M, второй – показатель P, третий – Y, и четвертый – V.

     На  практике, как правило, решаются две  задачи: воздействие на денежную массу  путем проведения денежной реформы или путем воздействия на цены посредством либерализации цен.

     Денежная  реформа очень часто наталкивается  на следующий вопрос: как определить избыток денежной массы и конфисковать или заморозить денежные средства населения  и фирм? При этом, разумеется, недопустим социальный взрыв из-за конфискационного характера реформы. Либерализация цен также уничтожает избыточную денежную массу, но уже через повышение общего уровня цен. При этом рост цен может наглядно продемонстрировать, каков был избыток денежной массы перед отпуском цен. Другой процесс, приводящий к уменьшению бюджетного дефицита – повышение эффективности сбора налога и реформа налоговой системы. Анализируя систему налогов, обычно обращают внимание на их распределение по уровням бюджетов - федеральному и территориальным, на налоговый вклад отраслей и секторов экономики, на соотношение между разными налогами - прямыми и косвенными, налогами на доходы, на капитал и на потребление  [9, с.174].

     В предстоящий трехлетний период в РФ главной целью единой государственной денежно-кредитной политики остается снижение инфляции до 9—10% в 2010 году и 5—7% в 2012 году   [8].

     Сегодня антиинфляционная политика в России ориентирована на подъем национальной экономики с учетом истинной воспроизводственной природы инфляции. Большое внимание уделяется бюджетной, налоговой политике, роли банка России и коммерческих банков в решении поставленной проблемы.

    Главная задача сегодня - это сохранение макроэкономической стабильности, планирование как минимум  на три года вперед допустимого дефицита госбюджета с расчетом на собственные ресурсы.

    Вторая  задача - поддержание стабильной национальной валюты и сохранение золотовалютных резервов как минимум на трех-пятилетний цикл.

    Предстоит  создать  экономическую  базу  в  виде  свободной  рыночной  экономики,  конкурентоспособной по  качеству  товаров,  издержкам их  производства,  ценам,  обеспечить  достаточно  высокий уровень сбалансированности  и стабильности  внутренних  и внешних факторов  производства  и обмена.

    Система инструментов денежно-кредитной политики в среднесрочной перспективе будет ориентирована на решение стратегической задачи - переноса центра тяжести с управления валютным курсом на усиление роли процентной политики Банка России.

3. Понятия международной финансовой политики

 

     Целью международной финансовой политики есть наиболее полная мобилизация финансовых ресурсов, которые являются необходимыми для удовлетворения насущных потребностей развития общества.

     Главная задача международной финансовой политики — обеспечение соответствующими финансовыми ресурсами реализации той или другой межгосударственной программы экономического и социального развития.

     Таким образом, международная финансовая политика — это совокупность мероприятий, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и использование которых употребляют участники международных финансовых отношений, для выполнения ими их функций.

     Финансовая  политика государства - это самостоятельная  сфера деятельности ее правительства в сфере финансовых отношений [4].

     Разработка  и успешная проводка финансовой политики возможное только при условиях наличия  в правительстве программы общественного  развития с выделением интересов  всего общества и отдельных его  групп, характеристикой текущих  и перспективных задач, определением сроков и методов их решения.

     Результативность  финансовой политики тем высшая, чем  полнее она учитывает нужды общественного  развития, интересы всех слоев общества, конкретные исторические, этическое  и социальное условия.

     Финансовая  политика состоит из таких важнейших компонентов:

    • бюджетной политики;
    • налоговой политики;
    • инвестиционной политики;
    • денежно-кредитной политики;
    • ценовой политики;
    • социальной политики;
    • таможенной политики;
    • политики в сфере международных финансов.

     Формами реализации международной финансовой политики является планирование, заключение международных соглашений, издание нормативных актов, оперативное руководство и контроль со стороны компетентных государственных органов. По мере роста кризисных явлений наблюдается усиление государственного регулирования во всех формах.

     Международная финансовая политика по характеру мер  и рекомендаций, а также их последствий  может быть разделена на долгосрочную (структурную) и текущую.

Информация о работе Финансовая стабилизация