Финансовая система,ее структура и взаимосвязь элементов

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 10:50, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – анализ структуры, функций и современных проблем финансовой системы государства.

Содержание

Введение
1. Теоретические аспекты финансовой системы государства
1.1 Сущность финансовой системы государства, принципы её построения и роль в управлении экономикой
1.2 Структура и особенности формирования и развития финансовой системы Республики Казахстан
2. Правовые и законодательные основы финансовой системы Республики Казахстан
2.1 Правовые основы функционирования финансовой системы РК
2.2 Государственная политика в сфере регулирования финансового сектора Республики Казахстан в условиях мирового финансового кризиса
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Финансовая система,ее структура и взаимосвязь элементов.docx

— 158.82 Кб (Скачать)

-разработки обобщающих  индикаторов в качестве непосредственных  ориентиров для текущего

-осуществления денежно-кредитной  политики.

Важной составляющей процесса дальнейшего повышения конкурентоспособности  финансового сектора республики, обеспечения его высокой роли в модернизации и повышении конкурентоспособности  реального сектора экономики  является создание эффективного механизма  обмена информацией между государственными органами и институтами финансового  сектора.

Важной данная задача представляется и в контексте повышения прозрачности принимаемых государственными органами решений, обеспечения высокого профессионализма государственного аппарата и более  полного понимания институтами  финансового сектора новых целей  и задач государственной политики в финансовом секторе и отдельных  его сегментах.

В этой связи, в предстоящий  период с 2007–2011 годы, будут выработаны формализованные механизмы обеспечения  постоянного взаимодействия и обмена информацией между государственными органами и финансовым сектором, посредством  привлечения к данной работе официальных  бизнес объединений и ассоциаций, представляющих интересы широкого круга  финансовых институтов.

В рамках такого механизма  будет обеспечено проведение работы по следующим основным направлениям:

-обмен мнениями по  принимаемым государственными органами решений в отношении развития финансового сектора и экономической политики государства;

-проведение совместных  инициатив по более широкому  продвижению и внедрению стандартов  и услуг финансового сектора  в экономику;

-повышение доступности  финансовых услуг населению и  повышение их качества;

-повышение уровня финансовой  образованности населения;

-становления Казахстана  как финансового центра региона;

-продвижения казахстанских  финансовых институтов на региональные  рынки;

-обеспечение устойчивости  и стабильности финансового сектора.

Планируемая работа будет  реализовываться путем проведения регулярных форумов, круглых столов, а также возможно формирование постоянно  действующей рабочей группы по вопросам финансового сектора, с участием представителей государственных органов, бизнес – объединений финансового  сектора и представителей финансовых институтов. Также в соответствии с Законом от 31 января 2006 года «О частном предпринимательстве» будет  продолжена работа по экспертизе проектов нормативных правовых актов с  аккредитованными объединениями предпринимателей, проводимой экспертными советами по вопросам предпринимательства при  государственных органах.

В части совершенствования  взаимодействия институтов развития и  финансовых организаций будет активизирована работа по информационному обмену между  ними. В частности, будет налажена система обмена информацией между  институтами развития и банками  второго уровня, лизинговыми и  страховыми компаниями, венчурными и  инвестиционными фондами, входящими  в Ассоциацию финансистов Казахстана, о прейскуранте услуг финансовых организаций, о возможностях для  совместной реализации крупных инвестиционных проектов с привлечением как отечественных, и так и иностранных инвестиций.

Координация денежно-кредитной  и фискальной политик должна осуществляться по нескольким направлениям.

Во-первых, основным условием при реализации данных политик является следование единой долгосрочной цели или ориентиру. Данной целью может  служить вхождение Казахстана в  число 50 наиболее конкурентоспособных  стран мира. Для достижения данной цели должны реализовываться отдельные  задачи, например, сохранения высокого и устойчивого роста ВВП, снижение уровня инфляции, повышение благосостояния населения, уменьшение дефицита бюджета  и т.д. путем проведения соответствующей  государственной политики.

Во-вторых, для тесной координации  фискальной и денежно-кредитной  политик необходимо согласование ключевых предположений и допущений, которые  лежат в основе прогнозов основных макроэкономических показателей, а  также в основе корректировки  этих прогнозов.

Зачастую расхождения  именно в предположениях и допущениях по тенденциям показателей приводят к существенным различиям в прогнозах  и, в конечном итоге, расхождениям в  направлении принимаемых мер. Так, в последние несколько лет проводится, с одной стороны, экспансионистская бюджетная политика, направленная на значительный рост расходов бюджета, и, с другой стороны, ограничительная денежно-кредитная политика, характеризуемая мерами по ее ужесточению. Разнонаправленность мер данных политик не позволяет обеспечить снижение уровня инфляции.

Тем не менее, координация  денежно-кредитной и фискальной политик не предполагает их подчинение друг другу. Независимость Национального  Банка от органов представительной и исполнительной власти закреплена Законом Республики Казахстан u1086 от 30 марта 1995 года «О Национальном Банке  Республики Казахстан».

Так, в истекшем году регулирование  и вектор развития финансового рынка  были направлены на достижение цели, поставленной Главой государства, – в ближайшие 10 лет вывести Казахстан в число 50-ти наиболее конкурентоспособных  стран мира. С этим также тесно связаны вопросы стратегического характера, такие как вхождение Казахстана в ВТО, углубление отношений в рамках интеграционных объединений, таких как ЕврАзЭС, ЕЭП, СНГ, ШОС, совершенствование параметров функционирования отечественного финансового рынка с учетом международной практики.

В январе 2008 года по вопросам регулирования деятельности банков второго уровня и банковских конгломератов  Правлением Агентства были приняты  постановления:

– «О внесении изменения  в постановление Правления Агентства  Республики Казахстан по регулированию  и надзору финансового рынка  и финансовых организаций от 30 марта 2007 года №76 «О внесении дополнений и  изменений в некоторые нормативные  правовые акты по вопросам представления  документов в Агентство Республики Казахстан по регулированию и  надзору финансового рынка и  финансовых организаций.»;

– «Об утверждении Правил выдачи, отказа в выдаче и отзыва согласия на приобретение статуса крупного участника банка, банковского холдинга, крупного участника страховой (перестраховочной) организации, крупного участника открытого  накопительного пенсионного»;

– «О внесении дополнений и  изменений в постановление Правления  Национального Банка Республики Казахстан от 2 июня 2000 года №262 «Об  утверждении Инструкции по размещению части средств банков во внутренние активы»;

– «О внесении изменений  и дополнений в постановление  Правления Агентства Республики Казахстан по регулированию и  надзору финансового рынка и  финансовых организаций от 9 января 2006 года №6 «Об утверждении Правил назначения и деятельности временной  администрации (временного администратора) банка, страховой (перестраховочной) организации  и накопительного пенсионного фонда».

В январе 2008 года по вопросам регулирования деятельности накопительных  пенсионных фондов Правлением Агентства  было приняты постановления:

– «О внесении изменений  и дополнений в постановление  Правления Агентства Республики Казахстан по регулированию и  надзору финансового рынка и  финансовых организаций от 12 июня 2004 года №153 «Об утверждении Правил по ведению учета пенсионных накоплений на индивидуальных пенсионных счетах вкладчиков (получателей) в накопительных  пенсионных фондах».

На очередном заседании  Правления Агентства в целях  дальнейшего усовершенствования регуляторных и надзорных функций за деятельностью  профессиональных участников рынка  ценных бумаг было рассмотрено и  принято постановление:

– «О внесении дополнений и  изменений в постановление Правления  Агентства Республики Казахстан  по регулированию и надзору финансового  рынка и финансовых организаций  от 27 октября 2006 года №223 «Об утверждении  Инструкции о нормативных значениях  пруденциальных нормативов, методике их расчетов для организаций, осуществляющих инвестиционное управление пенсионными активами».

В своем выступлении на открытии первой сессии Парламента Республики Казахстан четвертого созыва 2 сентября 2007 года Глава государства Н.А. Назарбаев поставил перед Правительством Республики Казахстан ряд задач по осуществлению структурной трансформации экономики, необходимой для реализации программы «30 корпоративных лидеров Казахстана» и укрепления финансового рынка страны. В связи с чем, в настоящее время выработаны меры, направленные на развитие фондового рынка Казахстана как альтернативного источника вложений свободных средств населения, создание законодательных механизмов, способных реально обеспечить наполнение фондового рынка.

Так, 27 июня 2007 года утверждена постановлением Правительства Программа  повышения инвестиционной культуры и финансовой грамотности населения.

В настоящее время разработан и находится на согласовании план мероприятий по развитию фондового  рынка и повышения инвестиционной активности населения на фондовом рынке  на 2007–2009 годы, приложением к которому является перечень организаций с  государственным участием, ценные бумаги которых предполагается реализовать  через фондовый рынок.

Также следует отметить, что идет работа по разработке Государственной  Программы «30 корпоративных лидеров  Казахстана», которая определит  основные подходы и механизмы  реализации прорывных проектов, направленных на диверсификацию экономики, четко  обозначит ответственность государства  и приоритетность мер государственной  поддержки субъектов – участников реализации проектов, что в конечном результате позволит Казахстану войти  в число 50 наиболее конкурентоспособных  стран мира.

Со дня принятия Стратегии 2030 прошло десять лет, а это –  треть пройденного пути, но уже  сегодня можно с уверенностью сказать, что системность подхода  Правительства Республики Казахстан  к постановке среднесрочных и  долгосрочных задач, направленных на реализацию Стратегии «Казахстан-2030» и достижения Казахстана в экономике подтвердили  правильность и обоснованность выбранных  стратегических приоритетов.

2.3 Пути совершенствования  правовой базы финансовой системы  Республики Казахстан 

На современном этапе  развития казахстанской экономики, финансовый сектор страны перешел на качественно новый уровень своего развития. Большая часть реформ, направленных на создание основы для  его успешного функционирования в перспективе, уже осуществлена.

Финансовая система Казахстана на сегодняшний день является, по сравнению  с другими странами СНГ, наиболее реформированной и опережает  страны постсоветского пространства по уровню развития финансового сектора  на несколько лет. Она признана одной  из самых прогрессивных, и это  подтверждают ведущие международные  эксперты.

Осуществление государственных  регулирующих и надзорных функций  за финансовым сектором закреплено за следующими государственными органами: Правительством, Национальным Банком Республики Казахстан и Агентством по регулированию и надзору финансового  рынка и финансовых организаций  в рамках законодательно закрепленных за ними функций и полномочий.

Составной частью политики Республики Казахстан в сфере  регулирования и надзора национального  финансового рынка были приоритеты создания новой системы государственного регулирования деятельности финансовых институтов, предусматривающей, с учётом положительной международной практики по этому вопросу, объединение всех надзорных и регуляторных функций  в рамках одного специализированного  органа.

В связи с этим в конце 90-х годов в республике начали формироваться элементы новой системы  государственного регулирования деятельности финансовых институтов, на основе практики и общей методологической базы надзора, сформированной Национальным Банком Республики Казахстан. В течение нескольких лет Национальному Банку были переданы функции и полномочия Департамента страхового надзора Министерства финансов Республики Казахстан по надзору страхового рынка (1998 г.), Национальной комиссии Республики Казахстан по ценным бумагам – по регулированию рынка ценных бумаг (2001 г.), Комитета по регулированию деятельности накопительных пенсионных фондов Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан – по регулированию деятельности накопительных пенсионных фондов (2002 г.).

В 2003 году Национальный Банк Республики занимал ключевую позицию  в регулировании финансового  рынка страны. Такая концентрация регуляторных и надзорных функций в центральном банке страны была промежуточным шагом к созданию самостоятельного государственного органа надзора, путем его выделения из Национального Банка Республики Казахстан.

Основной целью реформы  государственного регулирования и  надзора финансового рынка и  финансовых организаций являлось создание эффективной и независимой системы  консолидированного надзора, в целях  повышения уровня защиты интересов потребителей финансовых услуг и развития стабильной инфраструктуры отечественного финансового рынка.

Важным фактором развития финансового сектора страны стало  начало деятельности с 1 января 2004 года Агентства Республики Казахстан  по регулированию и надзору финансового  рынка и финансовых организаций (АФН РК), которому были переданы соответствующие  функции и полномочия от Национального  Банка.

Информация о работе Финансовая система,ее структура и взаимосвязь элементов