Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 10:50, курсовая работа
Цель данной работы – анализ структуры, функций и современных проблем финансовой системы государства.
Введение
1. Теоретические аспекты финансовой системы государства
1.1 Сущность финансовой системы государства, принципы её построения и роль в управлении экономикой
1.2 Структура и особенности формирования и развития финансовой системы Республики Казахстан
2. Правовые и законодательные основы финансовой системы Республики Казахстан
2.1 Правовые основы функционирования финансовой системы РК
2.2 Государственная политика в сфере регулирования финансового сектора Республики Казахстан в условиях мирового финансового кризиса
Заключение
Список используемой литературы
Введение
1. Теоретические аспекты финансовой системы государства
1.1 Сущность финансовой
системы государства, принципы
её построения и роль в
1.2 Структура и особенности
формирования и развития
2. Правовые и законодательные
основы финансовой системы
2.1 Правовые основы
2.2 Государственная политика
в сфере регулирования
Заключение
Список используемой литературы
Финансы как научное понятие
обычно ассоциируются с теми процессами,
которые на поверхности общественной
жизни проявляются в
Проблемы финансового оздоровления волнуют мировое сообщество. Ведь то, что происходит в настоящее время в финансовой сфере деятельности теснейшим образом связано с личным благополучием каждого. Размер прибыли и налогов, отчислений на социальное страхование и пенсий, цена акций и облигаций, формы инвестирования средств на производство и социальную сферу и т.п. – такие вопросы обсуждаются сегодня не только в правительственных кругах, они глубоко волнуют каждого из нас.
Совокупность различных сфер финансовых отношений, существующих в стране называют финансовой системой. Значение финансовой системы страны трудно переоценить, т. к. она включает в себя все финансовые отношения в стране, кроме того, совокупность фондов денежных средств и финансовый аппарат управления также являются её частями.
Сложность и многофакторность финансовой системы определяют её звенья, к которым относятся финансы хозяйствующих субъектов, финансы домашних хозяйств и государственные финансы. Каждое звено финансовой системы выполняет свои функции, но вместе они образуют единую финансовую систему страны.
Финансовая система является системой интеграционного типа, характеризуется тесной связью входящих в нее элементов (подсистем) и тем, что ни одна из ее подсистем не может существовать самостоятельно: финансы, с одной стороны, выражают часть производственных отношений и поэтому выступают элементом системы этих отношений, с другой – представляют систему, состоящую из взаимосвязанных элементов, имеющих свои функциональные свойства. В финансах можно назвать в качестве функциональных подсистем такие, как налоговая, бюджетная, внешнеэкономическая, финансовых планов (прогнозов), законодательного обеспечения финансового контроля и др. Помимо функционального критерия классификации финансовой системы, применяется классификация по признаку субъектов финансов (участвующих в финансовых отношениях), что позволяет разграничить финансовую систему по звеньям.
Звенья, как соподчиненный ряд классификации, содержат элементы высшего разряда: финансовые отношения, финансовые фонды, управляющий аппарат. Такое свойство систематизации придает финансовой системе интеграционный характер.
Место и роль отдельных составляющих финансовой системы неодинаковы. Первичный (главный) элемент занимает ведущее место среди других элементов системы, поскольку его роль во взаимосвязях элементов и звеньев системы является определяющей. Таким элементом в финансовой системе выступают общегосударственные финансы, представленные в первую очередь государственным бюджетом.
Как было сказано Главой государства на VI Конгрессе финансистов Казахстана «финансовый сектор – это наша гордость и конкурентное преимущество, созданные совместными усилиями частного сектора и государства».
Несмотря на достигнутые результаты, отечественный финансовый рынок характеризуется высокой степенью чувствительности и эластичности на изменение как внешней, так и внутренней среды.
Актуальность темы дипломной работы обусловлена краткосрочными и среднесрочными задачами в приоритетных направлениях развития экономики Казахстана, которые выдвинул в своём Послании народу Казахстана «Через кризис к обновлению и развитию» Н.А. Назарбаев 6 марта 2009 г. Он отметил, что Правительство Казахстана разработало и последовательно реализует комплексную систему антикризисных мер. Таким образом, Казахстан стал одним из первых государств в мире, оперативно отреагировавших на нарастающую турбулентность мировой экономики и приступивших к реализации опережающих мер.
Цель данной работы – анализ структуры, функций и современных проблем финансовой системы государства.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть общую характеристику финансовой системы государства,
- проанализировать правовые основы деятельности финансовой системы страны,
Теоретической и методической основой работы послужили труды отечественных и зарубежных авторов финансистов по проблеме развития финансовой системы государства.
Объектом исследования выступает финансовая система Республики Казахстан.
1. Теоретические аспекты
финансовой системы
1.1 Сущность финансовой
системы государства, принципы
её построения и роль в
Понятие «финансовая система» охватывает совокупность отношений, на основе которых образуются и используются соответствующие фонды денежных средств, а также органов, организующих эти отношения. Иногда понятие употребляется в узком смысле, только как совокупность финансовых учреждений государства, что неточно.
Термин «система» означает действие взаимосвязанных элементов – подсистем, которые классифицируются по разным критериям.
В вышеприведенном определении термина заложена принципиальная модель классификации финансовой системы исходя из сущностной характеристики финансов, их места в общественно-экономических процессах. В соответствии с этим критерием финансовая система состоит из трех частей:
1) совокупности финансовых отношений;
2) совокупности фондов денежных средств;
3) финансового аппарата управления.
Финансовая система является системой интеграционного типа, характеризуется тесной связью входящих в нее элементов (подсистем) и тем, что ни одна из ее подсистем не может существовать самостоятельно: финансы, с одной стороны, выражают часть производственных отношений и поэтому выступают элементом системы этих отношений, с другой – представляют систему, состоящую из взаимосвязанных элементов, имеющих свои функциональные свойства. В финансах можно назвать в качестве функциональных подсистем такие, как налоговая, бюджетная, внешнеэкономическая, финансовых планов (прогнозов), законодательного обеспечения финансового контроля и др.
В основу построения финансовой системы положены следующие принципы:
1. Сочетание централизма
и демократизма в организации
финансовой системы; это
Данный принцип предопределил
систему двойного подчинения местных
финансовых органов: соответствующий
местной администрации и
Демократическое начало в
управлении отраслевыми финансами
проявляется в закреплении за
хозорганами капитала (основных и
оборотных фондов), предоставление
им права создавать денежные фонды
различного целевого назначения и пользования
ими. Вышестоящие органы в пределах
своих полномочий принимают решения
о перераспределении части
В предпринимательском секторе
финансовая самостоятельность выражена
более полно: его участники свободно
распоряжаются финансовыми
2. Соблюдение национальных
и региональных интересов.
3. Принцип единства финансовой
системы предопределяется
4. Принцип функционального
назначения отдельных
Целевые задачи внебюджетных фондов определяются и решаются соответствующим аппаратом или передаются в ведение определенного министерства или правительства.
Вертикальный принцип
управления национальным хозяйством обусловливает
соответствующую структуру
Финансовая система
Рисунок 1 – Схема финансовых связей в экономике
За каждой из указанной на схеме стрелок стоит множество разнообразных финансовых связей, потоков, отношений. Основываясь на общей схеме финансовых потоков между экономическими агентами, рассмотрим отдельные, наиболее представительные связи и финансовые отношения на разных уровнях. К ним относятся: «государство-предприятие» (ГП), «предприятие-государство» (ПГ), «государство-государство» (ГГ), «предприятие-население» (ПН), «население-государство» (НГ), «население-предприятие» (НП), «предприятие-предприятие» (ПП), «население-население» (НН), «государство-население» (ГН). Связь «государство-государство» характеризует перераспределение, переток денежных средств из одних каналов государственного бюджета в другие. Связь «предприятие-предприятие» отражает финансовые потоки между предприятиями, а связь «население-население» определяет движение денежных средств между отдельными группами населения.
Финансовая система должна постоянно совершенствоваться.
Главной задачей этого
процесса является усиление ее воздействия
на стабилизацию и последующее социально-
Информация о работе Финансовая система,ее структура и взаимосвязь элементов