Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 16:55, курсовая работа
Выделение форм финансовых отношений характеризует относительное отделение отдельных составляющих финансов. Совокупность этих составляющих определяется термином «финансовая система». Как и всякая другая система, она является не простым набором отдельных элементов, а совокупностью взаимосвязанных элементов, которые имеют однородные признаки.Финансовая система государства является отображением форм и методов конкретного использования финансов в экономике и соответственно к задействованной модели экономики в значительной мере обозначается ею.
Цель данной работы – определить значение финансовой системы России.
Введение __________________________________________________________ 3
Глава 1. Теоретическая значимость и общая характеристика финансовой системы____________________________________________________________5
1.1. Финансовая система: теоретические основы и характеристика_____5
1.2. Характеристика звеньев финансовой системы__________________13
Глава 2. Состав финансовой системы России____________________________22
2.1. Финансовая деятельность государства, функции, принципы и методы ее осуществления___________________________________________________22
2.2. Система и правовое положение органов власти, осуществляющих финансовую деятельность государства_________________________________24
Заключение ________________________________________________________34
Список использованных источников и литературы _______________________35
Финансы хозяйствующих субъектов являются основой финансовой системы, т.к. здесь формируется преобладающая часть финансовых ресурсов.
Финансы коммерческих предприятий:
Все предприятия материального производства и часть нематериальной сферы в условиях рыночной экономики, осуществляют свою деятельность на началах коммерческого расчета.
Коммерческий расчет – метод ведения хозяйства, целью которого является
получение максимальной прибыли при минимальных затратах. Он предполагает обязательное получение прибыли и достаточного, для продолжение хозяйства уровня рентабельности.
Специфика коммерческого расчета:
1. субъекты хозяйствования обладают финансовой независимостью
2. финансовые отношения предприятия свободны от регламентации со стороны государства
3. субъекты финансовых отношений несут реальную экономическую ответственность за фактические результаты работы и своевременное выполнение обязательств.
4. В условиях коммерческого расчета у предприятия складываются различного рода взаимоотношения с банками, страховыми организациями и государством.
Некоммерческая деятельность не преследует цель получения определенно эти доходы используются для развития самого учреждения.
Источниками финансовых ресурсов являются: бюджетные средства, внебюджетные государственные фонды, средства населения, денежные отчисления различных коммерческих структур и поступления средств за работы и услуги, выполненные в соответствии с договорами, выручка от реализации продукции, выручка от сдачи имущества в аренду, доход от подготовки кадров.
Финансы общественных организаций включают в себя: финансы обществ, в том числе профсоюзных организаций, финансы политических и общественных движений, финансы специальных целевых фондов, финансы благотворительных фондов.
Экономическое содержание финансовых общественных организаций включает в себя:
1. Денежные отношения между общественными организациями и их членами, связанные с уплатой различных взносов, оказания материальной помощи.
2. Денежные отношения общественных организаций с предприятиями и учреждениями, связанные с добровольным пожертвованием.
3. Денежные отношения общественных организаций по формированию и использованию целевых денежных фондов.
4. Денежные отношения между вышестоящими и нижестоящими структурами общественными организациями
5. Денежные отношения между общественными организациями и подведомственными им производственными хозяйственными структурами.
Финансовая хозяйственная деятельность общественных организаций сочетает два способа использования финансовых ресурсов:
1. самоокупаемость
2. сметное финансирование
Движение денежных средств между звеньями финансовой системы
Источником централизованных (государственных) фондов денежных средств является национальный доход, создаваемый в сфере материального производства.
Здесь происходит формирование: целевых фондов внутрихозяйственного назначения, уставного фонда, фонда развития производства, фонда материального поощрения и другое.
Одни из них идут на удовлетворение производственных потребностей, а другие – потребительских.
Между предприятиями движение финансовых ресурсов осуществляется в форме: уплаты и получения штрафов, внесения новых взносов, инвестирования средств в акции, облигации и прочее.
Платежи в бюджет и внебюджетные фонды, а также бюджетное финансирование, характеризуют движение финансовых ресурсов по поводу образования государственных, бюджетных и внебюджетных фондов.
Со страховыми организациями отношения складываются по поводу формирования и использования страховых фондов.
Взаимоотношения с банковским звеном – получение и погашение ссуд, уплата процентов по ним, предоставление временно свободных денежных средств за определенную плату.
Отношения с фондовым рынком – в процессе покупки и продажи ценных бумаг.
Итак, мы пришли к выводу о том, что элементами основной классификации финансовой системы являются два направления, а факультативными элементами могут быть и другие направления.
Обобщая все изложенное выше, представляется возможным предположить наличие следующих логических связей между содержанием категорий "финансы", "финансовая система" и "система финансов".
Так, самым широким содержанием, как представляется, обладает категория "финансовая система", которую следует рассматривать как совокупность элементов, во-первых, сгруппированных в двух основных направлениях (фондов и общественных отношений по их аккумулированию, перераспределению и использованию), и, во-вторых, как совокупность факультативных элементов (институциональный механизм, методы, функции, финансовая политика, финансовое законодательство и т.д.).
Глава 2. Состав финансовой системы России
2.1. Финансовая деятельность государства,
функции, принципы и методы ее осуществления
Финансовая деятельность государства - это осуществление им функций по планомерному образованию, распределению и использованию денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации задач социально-экономического развития, обеспечения обороноспособности и безопасности страны.
Характеризуя финансовую деятельность государства, необходимо подчеркнуть, что это особый вид государственной деятельности, поскольку ею занимаются органы государства всех трех ветвей государственной власти: законодательной, исполнительной и судебной в пределах своей компетенции.
Содержание финансовой деятельности государства выражается в многочисленных и разнообразных функциях в сфере образования, распределения и использования государственных денежных фондов (бюджетных и кредитных ресурсов; страховых денежных фондов; финансовых средств отраслей народного хозяйства и государственных предприятий). Функции финансовой деятельности выполняют также органы государственного управления РФ и субъектов Федерации (министерства, федеральные службы, федеральные агентства и т.д.) в рамках отнесенных к их компетенции отраслей или сфер управления.
Финансовая деятельность государства и органов местного самоуправления основана на определенных принципах, т.е. основополагающих правилах и требованиях, выражающих ее наиболее существенные особенности и целенаправленность. Основное содержание этих принципов определяется Конституцией РФ.
Основными из них являются: федерализм, законность, гласность, плановость.
Принцип федерализма в финансовой деятельности проявляется в установлении Конституцией РФ[16] разграничения компетенции Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области финансов. Так, в ст. 71 Конституции РФ зафиксировано, что в ведении Российской Федерации находятся: финансовое, валютное, кредитное регулирование, денежная эмиссия, федеральные банки, федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы; к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации отнесено установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации (ст. 72 Конституции РФ).
Принцип законности в финансовой деятельности выражается в том, что весь процесс создания, распределения и использования фондов денежных средств детально регламентируется нормами финансового права, соблюдение которых обеспечивается возможностью применения к правонарушителям мер государственного принуждения.
Принцип гласности при осуществлении финансовой деятельности проявляется в процедуре доведения до сведения граждан, в том числе и с помощью средств массовой информации, содержания проектов различных финансово-правовых актов, принятых отчетов об их выполнении, результатов проверок и ревизий финансовой деятельности и т.д.
Принцип плановости означает, что вся финансовая деятельность государства базируется на основе целой системы финансово-плановых актов, структура которых, порядок составления, утверждения, исполнения закрепляются в соответствующих нормативных актах.
Финансовая деятельность государства осуществляется различными методами. Как управляющая система финансовая деятельность проявляется в разнообразных методах. Их разнообразие зависит от многих факторов: субъекта взаимоотношений, условий аккумуляции и использования денежных средств.
Методы осуществления финансовой деятельности в юридической литературе принято делить на две группы: методы собирания денежных средств и методы их распределения и использования.
Важнейший метод собирания денежных средств в государственные (федеральный бюджет и бюджеты субъектов Федерации) и местные бюджеты - налоговый метод - метод установления налогов. В отличие от налогового метода, которому свойствен принудительный (обязательный) характер изъятия денежных средств, применяется также метод добровольных взносов - покупка государственных и муниципальных ценных бумаг, пожертвования, вклады в банки и т.д.
При распределении и использовании государственных денежных средств применяются два важнейших метода: финансирования и кредитования.
Метод финансирования выражается в безвозмездном и безвозвратном представлении денежных средств.
Кредитование означает выделение (предоставление) денежных средств на условиях возмездности (платности) и возвратности.
Финансирование применяется в отношении государственных организаций, метод кредитования - как в отношении государственных организаций, так и иных негосударственных организаций.
2.2. Система и правовое положение органов власти,
осуществляющих финансовую деятельность государства
Существует система органов управления, для которых сама финансовая деятельность - основная, определяющая содержание их компетенции. Эта система финансово-кредитных органов, специально созданных для управления финансами и осуществления контроля в этой сфере как его неотъемлемой функции. Данные органы охватывают своим воздействием все звенья финансовой системы - бюджет, целевые внебюджетные фонды, кредит, страхование, финансы предприятий, организаций, учреждений. Так, система финансово-кредитных органов в РФ в связи с экономическими преобразованиями существенно перестроена: появились новые органы (Федеральное казначейство, коммерческие банки), перестроена структура Министерства финансов РФ и соответствующих нижестоящих органов.
В единую систему органов государственного управления финансами в Российской Федерации входят Министерство финансов РФ, министерства финансов республик, финансовые управления в других субъектах Федерации и органы Федерального казначейства. Кроме того, в системе органов местного самоуправления административно-
Особенностью финансовой деятельности является то, что ее осуществляют все органы государственной власти в зависимости от установленной компетенции.
Так, в соответствии с Конституцией РФ Государственная Дума обсуждает и принимает федеральные законы по вопросам: федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования; денежной эмиссии. Федеральные законы, принятые Государственной Думой, подлежат обязательному рассмотрению Советом Федерации и Президентом РФ.
Президент Российской Федерации как глава государства обеспечивает в области финансов согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти исходя из положений Конституции и федеральных законов, определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, соответственно которой строится финансовая политика. С ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики Президент РФ обращается к Федеральному Собранию[17].
Президент РФ издает указы и распоряжения по вопросам формирования и исполнения бюджетов, внебюджетных государственных фондов, финансирования государственных расходов федерального уровня, денежно-кредитной политики, организации расчетов, регулирования валютных и других финансовых отношений, организации органов финансово-кредитной системы, через Контрольное управление Президента РФ осуществляет финансовый контроль.
Финансово-бюджетное управление Президента РФ образовано в составе Администрации Президента РФ в целях информационно-аналитического обеспечения Президента РФ в области финансово-бюджетных проблем. Его деятельность распространяется на область общегосударственных финансов, бюджета, налоговой политики, страхового дела, ценообразования, кредитных отношений и денежного обращения.
Правительство РФ осуществляет свои полномочия в сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики, определенные Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации"[18]. В частности, Правительство РФ обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики; разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение и т.д.
Информация о работе Финансовая система в Российской Федерации