Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 16:55, курсовая работа
Выделение форм финансовых отношений характеризует относительное отделение отдельных составляющих финансов. Совокупность этих составляющих определяется термином «финансовая система». Как и всякая другая система, она является не простым набором отдельных элементов, а совокупностью взаимосвязанных элементов, которые имеют однородные признаки.Финансовая система государства является отображением форм и методов конкретного использования финансов в экономике и соответственно к задействованной модели экономики в значительной мере обозначается ею.
Цель данной работы – определить значение финансовой системы России.
Введение __________________________________________________________ 3
Глава 1. Теоретическая значимость и общая характеристика финансовой системы____________________________________________________________5
1.1. Финансовая система: теоретические основы и характеристика_____5
1.2. Характеристика звеньев финансовой системы__________________13
Глава 2. Состав финансовой системы России____________________________22
2.1. Финансовая деятельность государства, функции, принципы и методы ее осуществления___________________________________________________22
2.2. Система и правовое положение органов власти, осуществляющих финансовую деятельность государства_________________________________24
Заключение ________________________________________________________34
Список использованных источников и литературы _______________________35
Содержание
Введение ______________________________
Глава 1. Теоретическая значимость и общая характеристика финансовой системы_______________________
1.1. Финансовая система: теоретические основы и характеристика_____5
1.2. Характеристика звеньев финансовой системы__________________13
Глава 2. Состав финансовой системы России________________________
2.1. Финансовая деятельность государства, функции, принципы и методы ее осуществления_________________
2.2. Система и правовое положение органов власти, осуществляющих финансовую деятельность государства___________________
Заключение ______________________________
Список использованных источников и литературы _______________________35
Приложение ______________________________
Введение
Финансы представляют собой довольно сложное общественное явление. Они охватывают широкую гамму обменно-распределительных отношений, которые отображаются в различных денежных потоках. При единой сущности этих отношений в них выделяются отдельные элементы, которые имеют свои характерные признаки и особенности. Изучение финансов основывается как на понимании их необходимости, сущности и роли в обществе, так и на детальном усвоении конкретных форм финансовых отношений.
Выделение форм финансовых отношений характеризует относительное отделение отдельных составляющих финансов. Совокупность этих составляющих определяется термином «финансовая система». Как и всякая другая система, она является не простым набором отдельных элементов, а совокупностью взаимосвязанных элементов, которые имеют однородные признаки.
Финансовая система государства является отображением форм и методов конкретного использования финансов в экономике и соответственно к задействованной модели экономики в значительной мере обозначается ею.
В связи с изложенным тема настоящей работы является актуальной.
С учетом того, что «финансовая система», очень обширное понятие, регулирующее множество правоотношений, единого нормативного акта регулирующего их нет. Поэтому при написании настоящей курсовой работы, нами были исследованы такие нормативные акты как Конституция РФ, Бюджетный кодекс РФ, ФКЗ «О правительстве РФ», а также иные нормативные акты и комментарии к ним.
Все вышеуказанное и является предметом исследования данной работы.
Цель данной работы – определить значение финансовой системы России. Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1) определить теоретическую значимость и общую характеристику финансовой системы;
2) охарактеризовать состав финансовой системы России.
Структура работы обусловлена предметом и целью исследования и состоит из:
- введения, которое представляет собой вводную часть работы, в которой указана сама проблема исследования и ее актуальность, цели, задачи, объект, предмет, а также структура данной работы;
- двух глав, содержание которых соответствует поставленным целям;
- заключения, в котором подведены итоги исследуемой темы, сделаны выводы.
Глава 1. Теоретическая значимость и общая характеристика финансовой системы
1.1. Финансовая система: теоретические основы и характеристика
Финансы являются основной категорией финансовой науки. Как любая категория, финансы могут быть рассмотрены двояко: с точки зрения содержания и формы.
Так, с одной стороны, по содержанию, финансы - это отношения (система экономических, в частности финансовых, отношений) по поводу образования, распределения и использования фондов денежных средств, а с другой стороны, по форме, финансы государства представляют собой фонды денежных средств (или в целом совокупный денежный фонд государства).
Финансовая деятельность, как и финансы, является базисной, производной от последней, категорией финансовой науки.
Обособленные той или иной целью, фонды денежных средств (в материальном смысле являющиеся частью совокупного фонда - совокупного общественного продукта) аккумулируются, распределяются и используются в процессе реализации общественных финансовых отношений по их аккумулированию, перераспределению и использованию или, другими словами, в процессе осуществления финансовой деятельности.
Другими словами, финансовые отношения реализуются в процессе финансовой деятельности государства, целью которой является создание, перераспределение и использование совокупности денежных фондов государства и муниципальных образований (финансов в материальном смысле). Финансовая деятельность является категорией, обусловливающей связь финансовых отношений и финансов как фонда денежных средств (финансовые отношения -> финансовая деятельность -> фонды денежных средств). Таким образом, финансовая деятельность является фактором, без которого категория "финансы" теряет свою двуединую сущность.
Можно утверждать, что экономические отношения трансформируются в финансовые тогда, когда возникают элементы финансовой деятельности государства, т.е. деятельности, непосредственно направленной на оптимальное перераспределение общественного продукта в целях, опосредующих публичный интерес властного субъекта. Финансы и финансовая деятельность - это две взаимосвязанные и взаимообусловленные категории, первоосновой для которых являются объективные экономические отношения.
В этой связи обратимся к анализу и уточнению содержания категории "финансовая система".
Как уже было отмечено выше, финансы, которые являются экономической категорией, следует рассматривать с двух позиций, а именно: с одной стороны (в материальном смысле), как совокупность фондов (централизованных и децентрализованных), а с другой стороны - как совокупность общественных отношений по образованию, распределению и использованию централизованных фондов и по созданию условий для образования и распределения децентрализованных фондов в нужном публичному субъекту направлении. Учитывая тот факт, что всякая совокупность складывается в систему, можно сделать вывод о том, что финансы следует рассматривать как систему, имеющую определенную структуру расположения соответствующих элементов в двух взаимообусловленных направлениях: совокупность фондов в материальном смысле и совокупность общественных отношений, связанных с их образованием, распределением и использованием. Именно эти элементы (а именно две их совокупности - фондов и отношений) и звенья следует рассматривать как финансовую систему[1].
Следует обратить внимание на то, что ни в финансово-правовой, ни в экономической литературе до настоящего времени не устоялась единообразная концепция относительно трактования содержания категории "финансовая система". Так, по мнению одних ученых-экономистов, финансовая система включает следующие звенья финансовых отношений: государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит, фонды страхования, фондовый рынок, финансы организаций различных форм собственности.[2] Существует мнение, что финансовая система - это система форм и методов образования, распределения и использования фондов денежных средств государства и организаций[3]. Более того, в экономической литературе встречается точка зрения, согласно которой термины "система финансов" и "финансовая система" не являются идентичными[4].
В финансово-правовой литературе также просматривается различный подход к толкованию финансовой системы государства. Например, в учебнике "Финансовое право" под редакцией профессора Е.А. Ровинского говорится, что "под финансовой системой СССР понимают: 1) совокупность финансовых институтов, каждый из которых объединяет определенные финансовые отношения, направленные на образование и использование соответствующих фондов денежных средств, и 2) совокупность органов государства и учреждений, а также организаций, осуществляющих финансовую деятельность"[5].
В учебнике "Финансовое право" под редакцией профессора Г.С. Гурвича финансовая система рассматривается только как "совокупность различных звеньев финансовых отношений (финансовых институтов), посредством которых Советское государство планомерно образует, распределяет и использует соответствующие фонды денежных средств"[6]. Очевидно, что в приведенном определении отсутствует институциональный подход к финансовой системе как совокупности органов, осуществляющих финансовую деятельность в пределах своей компетенции.
В современной литературе просматривается как первая точка зрения, так и вторая. Например, Э.Д. Соколова подчеркивает, что одной из проблем науки финансового права до сих пор остается проблема раскрытия сущности финансовой системы и правовых основ ее функционирования[7]. Она подчеркивает, что Н.И. Химичева высказывала точку зрения, согласно которой применение термина "финансовая система" в значении системы финансовых органов ведет к размыванию понятия "финансовая система" как экономической категории[8].
С одной стороны, финансы как совокупный фонд денежных средств в материальном смысле являются системой взаимосвязанных элементов, таких как различные целевые фонды (что можно определить как систему финансов), с другой стороны, финансы - это система финансово-экономических отношений, которая также состоит из соответствующих элементов.
Таким образом, содержание термина "система финансов" поглощается содержанием более общей категории (финансовой системой).
Финансовая система в материальном смысле в настоящее время традиционно представляется следующим образом (имеет следующую структуру):
- к централизованным фондам относятся бюджетная система (федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации, бюджеты местного самоуправления), внебюджетные централизованные целевые фонды, государственный и муниципальный кредит;
- к децентрализованным фондам относятся внебюджетные децентрализованные целевые фонды (фонды экономического стимулирования, фонды развития производства на предприятиях); финансы хозяйствующих субъектов и отраслей; обязательное имущественное и личное страхование; банковский кредит.
Многие ученые в области финансового права, изучающие финансовую систему, подчеркивают, что центральное место в финансовой системе принадлежит бюджетной системе. Следует обратить внимание на то, что, по мнению М.В. Карасевой, в финансовую систему не входит банковское кредитование[9].
Очень интересной и справедливой представляется точка зрения, высказанная Э.Д. Соколовой, о том, что с учетом изменений, происшедших в экономической жизни страны, можно предположить, что финансовая система представляет собой совокупность трех основных звеньев: государственных финансов, местных финансов, частных финансов[10].
Очевидно, что такое разнообразие подходов к толкованию рассматриваемой категории "финансовая система" свидетельствует о том, что она является динамичной и не до конца изученной.
Обобщая в целом рассмотренные научные позиции, следует все денежные фонды, представляющие собой элементы финансовой системы в материальном смысле, дифференцировать на три группы (звена) следующим образом:
- государственные и муниципальные централизованные фонды;
- государственные и муниципальные децентрализованные фонды;
- частные фонды.
Следует обратиться к рассмотрению финансовой системы как к совокупности общественных отношений, представленных в определенной структуре.
Представляется, что в настоящее время следует говорить о значительно более сложном механизме элементного состава, составляющем в совокупности финансовую систему, понимаемую как систему финансово-экономических отношений.
Учитывая тот факт, что указанные отношения складываются по поводу материальных фондов денежных средств, можно сказать, что критерий классификации должен быть аналогичен рассмотренному, однако спектр возникающих при этом отношений шире, чем непосредственное образование, распределение и использование того или иного фонда.
Рассмотрим более подробно. Итак, исходя из вышесказанного, можно предположить, что отношения могут быть разделены на две большие группы.
В первую группу входят отношения, непосредственно связанные с образованием, распределением и использованием фондов денежных средств. Ко второй группе, как нам представляется, следует отнести отношения, способствующие образованию, распределению и использованию фондов денежных средств или опосредующие процесс финансовой деятельности (эти отношения можно также охарактеризовать как вспомогательные).
Исходя из этого, к первой и основной группе общественных отношений относятся следующие:
- во-первых, отношения по образованию, перераспределению и использованию государственных и муниципальных денежных средств в процессе образования, распределения и использования бюджетов всех уровней Российской Федерации, внебюджетных централизованных фондов (Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд обязательного социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования), а также государственного кредита;
- во-вторых, в этой группе отношений следует выделить те, которые возникают по поводу образования, перераспределения и использования децентрализованных государственных и муниципальных фондов. Например, отношения в области образования, распределения и использования средств, получаемых в результате обязательного страхования, и др. Эти отношения имеют принципиальные отличия от первой группы ввиду того, что императив властного субъекта становится ограничен. Государство (посредством своих органов) может лишь оказывать влияние на процесс аккумулирования, перераспределения и использования фондов денежных средств в нужном ему направлении посредством тех или иных рычагов (например, финансовый контроль за законностью и целесообразностью использования средств);
Информация о работе Финансовая система в Российской Федерации