Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 16:55, курсовая работа
Выделение форм финансовых отношений характеризует относительное отделение отдельных составляющих финансов. Совокупность этих составляющих определяется термином «финансовая система». Как и всякая другая система, она является не простым набором отдельных элементов, а совокупностью взаимосвязанных элементов, которые имеют однородные признаки.Финансовая система государства является отображением форм и методов конкретного использования финансов в экономике и соответственно к задействованной модели экономики в значительной мере обозначается ею.
Цель данной работы – определить значение финансовой системы России.
Введение __________________________________________________________ 3
Глава 1. Теоретическая значимость и общая характеристика финансовой системы____________________________________________________________5
1.1. Финансовая система: теоретические основы и характеристика_____5
1.2. Характеристика звеньев финансовой системы__________________13
Глава 2. Состав финансовой системы России____________________________22
2.1. Финансовая деятельность государства, функции, принципы и методы ее осуществления___________________________________________________22
2.2. Система и правовое положение органов власти, осуществляющих финансовую деятельность государства_________________________________24
Заключение ________________________________________________________34
Список использованных источников и литературы _______________________35
- в-третьих, что касается отношений, возникающих в связи с образованием, распределением и использованием частных (децентрализованных) денежных фондов, то они носят еще менее непосредственный и императивный характер. Эти отношения могут заключаться в применении тех или иных экономических рычагов, стимулирующих образование, распределение и использование фондов денежных средств с учетом интересов государства, и в контроле за соблюдением финансовой дисциплины всеми субъектами экономической деятельности[11].
Вместе с тем спектр общественных отношений, составляющих финансовую систему, шире, чем непосредственно образование, распределение и использование того или иного фонда. Этот спектр включает в себя некие вспомогательные отношения, без которых реализация основных не представляется возможной. Рассмотрим далее вторую, вспомогательную группу общественных отношений, которые условно можно охарактеризовать как способствующие основным или опосредующим процесс финансовой деятельности.
Так, известно, что функционирование финансовой системы в материальном смысле обеспечивается движением наличных денег и безналичными расчетами (т.е. денежным обращением). В этой связи следует иметь в виду, что отношения, складывающиеся в сфере денежного обращения, включая эмиссию, также являются элементом финансовой системы.
Очевидна также и роль отношений, складывающихся в сфере валютного регулирования (установления валютных ограничений и контроля за их соблюдением), которое непосредственно влияет на характер денежного обращения в стране, на уровень денежной массы на рублевом рынке. Следовательно, отношения, складывающиеся в процессе валютного регулирования, также следует причислить к элементам финансовой системы.
Здесь же следует упомянуть и отношения, возникающие в области финансового контроля и финансовой ответственности.
К этой же группе отношений, следует отнести отношения, возникающие в сфере учета.
Такой представляется финансовая система как категория, по форме представляющая собой совокупность элементов в виде централизованных и децентрализованных денежных фондов, а по содержанию представляющая собой совокупность элементов в виде разнообразных финансовых отношений, которые можно разделить на две группы: отношения, непосредственно (напрямую) связанные с образованием, распределением и использованием разнообразных фондов денежных средств, и другие сопутствующие им отношения, опосредованно связанные с основным процессом, без которых, однако, этапы финансовой деятельности не находят своего реального воплощения.
Кроме того, как уже было указано, в науке финансового права существует точка зрения, согласно которой финансовую систему следует рассматривать как совокупность органов, наделяемых государством общей или специальной компетенцией для осуществления отдельных направлений финансовой деятельности.
Вместе с тем, поскольку государство не может осуществлять финансовую деятельность непосредственно, институциональный механизм, несомненно, должен быть рассмотрен, систематизирован и представлен как финансовая система государства. В этой связи следует иметь в виду, что финансовая система - это совокупность органов, принимающих участие в финансовой деятельности государства, связанной с эмиссией, образованием, накоплением, распределением и использованием денежных средств. В этой деятельности участвуют органы и агенты государства, что вытекает из Конституции РФ.
Таким образом, мы рассмотрели три возможных подхода к рассмотрению содержания категории "финансовая система".
Представляется, что их следовало бы упорядочить следующим образом.
Поскольку несомненна связь категорий "финансы" и "финансовая система" (вторая вытекает из первой), то комплексный подход к рассмотрению обеих категорий должен быть единообразен. Поэтому так же как финансы представляют собой, с одной стороны, денежный фонд, а с другой стороны - общественные отношения по образованию, распределению и использованию этого материального фонда, так и финансовая система, с одной стороны, представляет собой совокупность целевых фондов, а с другой стороны - комплекс общественных отношений, как связанных с образованием, распределением и использованием этих фондов, так и сопутствующих этому процессу.
Вместе с тем, как было отмечено, финансовая деятельность государства невозможна без институционального механизма. Поэтому, как нам представляется, логически было бы верным обязательно рассматривать финансовую систему и как совокупность соответствующих компетентных органов, однако признать этот элемент классификации не основным, а факультативным.
В качестве факультативных элементов классификации финансовой системы можно предположить также и, например, систему методов, с помощью которых осуществляется финансовая деятельность, систему функций финансовой деятельности и др.[12]
1.2. Характеристика звеньев финансовой системы
Главным звеном системы финансов является государственный бюджет, через который государство концентрирует значительную долю национального дохода для финансирования народного хозяйства, социально - культурных мероприятий, укрепления обороны страны и содержания органов государственной власти и управления.
Государственный бюджет - смета доходов и расходов государства за определенный период времени, чаще всего на год, составленная с указанием источников поступления государственных доходов и направлений, каналов расходования средств. Государственный бюджет составляется правительством, утверждается и принимается высшими законодательными органами. В процессе исполнения бюджета может иметь место его частичный пересмотр. В РФ государственный бюджет разделяется на федеральный и бюджеты субъектов Федерации[13].
Внебюджетные фонды: социальные и экономические.
Внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение:
- расширять социальные услуги населению,
- стимулировать развитие остальных отраслей инфраструктуры,
- обеспечить дополнительными ресурсами приоритетные отрасли экономики.
Государственные внебюджетные фонды целесообразно классифицировать по источникам и механизмам формирования их финансовых ресурсов:
1. Внебюджетные фонды, формируемые за счет отчислений от фонда оплаты труда (социальные),
2. Внебюджетные фонды, формируются за счет отчислений от себестоимости произведенной продукции или ее стоимости по утверждаемым нормативам:
- фонд воспроизведения минерально-сырьевой базы РФ;
- фонд фундаментальных исследований и технологического развития РФ;
- отраслевые и межотраслевые фонды НИОКР.
3. Внебюджетные фонды, формируемые за счет прочих источников:
- фонд здравоохранения;
- фонд поддержки предпринимательства и развития конкуренции;
- фонд соц. поддержки населения;
- фонд инвестирования жилищного строительства.
Внебюджетные фонды создаются 2 путями:
1. Выделение из бюджета определенных расходов, имеющих особо важное значение.
2. Формирование внебюджетного фонда с собственными источниками доходов.[14]
К доходам внебюджетных фондов можно отнести: специальные целевые налоги и сборы, отчисления от прибыли предприятий, учреждений или организаций, средства бюджета, прибыль от коммерческой деятельности, осуществляемую фондом или юридическим лицом, займы, полученные фондом у центрального банка РФ или коммерческих банков, государственный кредит
Дефицит государственного бюджета приводит к тому, что возникает необходимость привлечения дополнительных средств от физических и юридических лиц для его покрытия. Такая форма привлечения средств – кредит.
Государственный кредит - денежные отношения, возникающие у государства с физическими и юридическими лицами, в связи с мобилизацией временно свободных денежных средств в распоряжение органов государственной власти и их использованием на финансирование государственных расходов.
Государство может выступать в следующих ролях: как кредитор, заемщик, гарант.
Государственный кредит может быть внутренним и внешним
Внутренний государственный кредит – 2 вида:
1: - выпуск государственных займов- обращение части вкладов населения в сберегательных банках в государственные займы
2: - казначейские ссуды – выражают денежные отношения оказания финансовой помощи предприятиям или органам государственной власти и управления за счет бюджетных средств, в стабильной работе которых заинтересовано государственное казначейство. Ссуды выдаются на условиях срочности, платности, возвратности.
Государственный займ – осуществляется в виде продажи государством ЦБ, займов внебюджетных фондов, и в порядке получения кредитов у банков.
Государственные займы – кредитные отношения между государством и юридическими, физическими лицами, в результате которых государство получает определенные суммы денежных средств на определенный срок и за определенную плату.
Источники государственного кредита:
- временно свободные средства, которые появляются у предприятия, банков, пенсионного фонда, страхового фонда, населения.
Кредит берется для:
1. финансирование бюджетного дефицита
2. финансирование капитальных вложений в национализированные и смешанные предприятия
3. финансирование местных органов власти
4. регулирование денежного обращения в стране
Классификация государственного кредита может производиться в соответствии со сроками погашения; с доходностью; с валютой займа; с местом и способом размещения.
Займы бывают натуральные и денежные.
По праву эмиссии: государственные и местные.
По месту размещения: внутренние и внешние.
По доходности:
- текущие (1, 3, 6 мес.)
- краткосрочные (1 - 3 года)
- среднесрочные (3-10лет)
- долгосрочные (10-50 лет).
По методам размещения: добровольные и принудительные.
Займы могут размещаться на фондовом рынке, но функции по распространению государственных займов закреплены за ЦБ РФ.
Для инвестирования промышленности:
- ГКО
- Валовые облигации Министерства Финансов
- Золотой сертификат Министерства Финансов
- КО
Мобилизация огромных финансовых ресурсов ведет к большой внутренней задолженности.
Размер государственного займа включается в сумму государственного долга страны.
Государственные долг – сумма выпущенных, но непогашенных государственных займов с начисленными процентами, которые должны быть выплачены вместе с процентами к определенной дате и через определенный срок.
Обслуживание государственного долга – совокупность отношений по погашению долга и новых займов.
Различают государственный долг: внутренний и внешний.
Государственное кредитование – форма субсидирования и средство перераспределения финансовых ресурсов по кредитным каналам.
Основная сфера государственных кредитов – капиталовложения.
Основные отрасли финансирования – сельское хозяйство, жилищное строительство отраслей экономической и социальной инфраструктуры.
Государство как гарант на рынке ссудных капиталов - это особая форма государственных кредитов, банкротства, риска по задержке платежа, политических беспорядков.
Управление государственным долгом – совокупность действий государства, связанная со своевременным погашением долга, выплатой процентов, проведением конверсии, консолидации и унификации займов, выпуском новых займов, проведением денежной политики.[15]
Международный кредит.
Источниками международного кредита являются: специальные правительственные фонды, бюджетные средства государства, специальные банки, специальные международные кредитные институты.
Формы международного кредита:
1. Кредит, который может быть связанным (где получен там и должен быть потрачен) или свободным
2. Помощь, контроль за внутренним и внешним долгом – счетная палата.
Фонды страхования обеспечивают возмещение возможных убытков и способствует их предупреждению.
Страхование – совокупность особых замкнутых перераспределительных отношений между его участниками, по поводу формирования за счет денежных взносов целевого страхового фонда, предназначенного для возмещения возможного ущерба, нанесенного субъекту хозяйств или выравнивания потерь в семейных доходах в связи с последствиями происшедших страховых случаев.
Страхование – специфичная сфера, имеет свои звенья:
1. социальное страхование
2. личное страхование
3. имущественное страхование
4. страхование ответственности
5. страхование предпринимательских рисков
Фондовое звено – купля-продажа ценных бумаг. Задача фондового рынка – обеспечение процесса перелива капитала в отрасли с высоким уровнем дохода. Фондовый рынок служит для мобилизации и эффективного использования временно свободных денежных средств. Его особенность – участники фондового рынка рассчитывают на получение более высокого дохода по сравнению с вложением в банк. Однако обратная сторона – риск. Принципы использования финансовых ресурсов на фондовых рынках зависят от видов ценных бумаг, в которые они вложены, от типов операций с ценными бумагами.
Информация о работе Финансовая система в Российской Федерации