Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2011 в 18:02, курсовая работа
Цели и задачи работы. Целью исследования является раскрытие сущности и
структуры современной финансовой системы в рыночной экономике и тенденции
ее развития. Цель исследования определяет постановку следующих задач:
- раскрытие основных звеньев финансовой системы;
- рассмотрение главного звена финансовой системы – государственного
бюджета на примере Украины
- выявить основной принцип формирования финансовой политики
государства;
Введение 4
Раздел 1. Финансы и финансовые системы
1.1. Финансы современного общества 7
1.2. Сущность финансовой системы 10
1.3. Состав и структура финансовой системы Украины с разных
точек зрения 15
Раздел 2. Фискальная политика
2.1. Механизм функционирования финансовой системы 23
2.2.Фискальная политика и законодательные и правовые основы
регламентирующие функционирование финансовой системы 26
2.3. Проблемы финансовой стабильности в Украине 34
2.4. Пути совершенствования финансовой системы и её
механизма 37
Заключение 39
Список литературы 42
Приложение 45
государству;
. платы за специальное использование природных ресурсов;
. других
доходов, установленных
доходам госбюджета Украины.
Расходы Государственного
. финансирование общегосударственных централизованных программ
поддержания и повышения
защите населения;
. финансирование осуществляемых учреждениями и организациями мер в
области образования, науки, здравоохранения, физической культуры и
т.д.
. финансирование
производственного и
геологоразведочных, проектно-изыскательских и других работ,
осуществляемых в соответствии
с общегосударственными
. оборону;
. охрану окружающей природной сферы;
. содержание
правоохранительных и
прав потребителей и контрольно-ревизионной служб;
. содержание
органов законодательной,
прокуратуры;
. осуществление
внешнеэкономической и
. дотации,
субвенции, которые
Украины в бюджет АР Крым, областей, городов Киева и Севастополя;
. выплату всех видов пенсий, расходов направленных на защиту граждан,
пострадавших от Чернобыльской катастрофы, выплату пособия по
безработице, расходы на профессиональное обучение высвобождаемых
работников и незанятого
рабочих мест;
. образование
государственных материальных
. обслуживание внутреннего и внешнего государственных долгов и их
возврат;
. другие меры, финансируемые из госбюджета Украины в соответствии с
законами Украины.
С помощью этого закона
источники доходов и расходов страны, то есть откуда аккумулируются и куда
распределяются и перераспределяются финансовые ресурсы государства.
Следующий закон регулирующий
отношения в финансовой
Закон Украины“О государственном бюджете Украины на 2002 г”
Суть этого закона в том, что в нем рассматриваются рычаги получения и
распределения финансовых ресурсов страны.
Законопроект предусматривает
Украины в сумме 43610 млн. грн., расходов – 47888 млн. грн., предельный
размер дефицита
– 4278 млн. грн.
2.3. Проблемы финансовой
Центральной
проблемой настоящего и
Украине остается инфляция. Негативные социальные и экономические
последствия инфляции вынуждают правительства разных стран проводить
политику, направленную на укрепление национальной валюты. Значительное
внимание всегда уделялось государством регулированию денежной массы.
Антиинфляционная политика насчитывает богатый ассортимент самых разных
денежно-кредитных, бюджетных мер, налоговых мероприятий, программ
стабилизации и действий по регулированию и распределению доходов.
Оценивая характер антиинфляционной политики, можно выделить в ней три
общих подхода. В рамках первого (предлагаемого сторонниками современного
кейнсианства) предусматривается активная бюджетная политика -
маневрирование государственными расходами и налогами в целях воздействия на
платежеспособный спрос: государство ограничивает свои расходы и повышает
налоги. В результате сокращается спрос, снижаются темпы инфляции. Однако
одновременно может произойти спад инвестиций и производства, что может
привести к застою и даже к явлениям, обратным первоначально поставленным
целям, развиться безработица.
Бюджетная политика проводится и для расширения спроса в условиях спада.
При недостаточном спросе осуществляются программы государственных
капиталовложений и других расходов (даже в условиях значительного
бюджетного дефицита), понижаются налоги. Считается, что таким образом
расширяется спрос на потребительские товары и услуги.
Однако стимулирование спроса бюджетными средствами, как показал опыт
многих стран в 60-70е годы, может усиливать инфляцию. К тому же большие
бюджетные дефициты ограничивают правительственные возможности маневрировать
налогами и расходами.
Второй подход рекомендуется авторами-сторонниками монетаризма в
экономической теории. На первый план выдвигается денежно-кредитное
регулирование, косвенно и гибко воздействующее на экономическую ситуацию.
Этот вид регулирования проводится неподконтрольным правительству
центральным банком, который определяет эмиссию, изменяет количество денег в
обращении и ставки ссудного процента. Сторонники этого подхода считают, что
государство должно проводить дефляционные мероприятия для ограничения
платежеспособного спроса, поскольку стимулирование экономического роста и
искусственное поддержание занятости путем снижения естественного уровня
безработицы ведет к потере контроля над инфляцией.
Пытаясь обуздать вышедшую из-под контроля инфляцию, правительства
многих стран, начиная с 60-х годов, проводили так называемую политику цен и
доходов, главная задача которой по существу сводится к ограничению
заработной платы - третий метод. Поскольку эта политика означает
административную, а не рыночную стратегию борьбы с инфляцией, она не всегда
достигает объявленной цели.
Необходимо отметить, что комбинация различных способов подавления
инфляции зависит от конкретных экономических условий той или иной страны.
Становление рынка в Украине, в частности, в значительной мере, зависит от
интенсивности инфляционных процессов. Борьба же с этим явлением методами
тотального или значительного административного контроля над ценами и
доходами, как это практиковалось раньше, без устранения их причин,
негативно сказывается на развитии рыночных отношений и стабильности
экономики.
Введение государственного заказа, инвестирование промышленности и
сельского хозяйства (за счет бюджетного дефицита), установлению жесткого
курса валюты и вообще твердых цен на все товары - подобные мероприятия
практикуются и сейчас в Украине. В любом случае, это наглядный пример
неэффективного государственного регулирования.
Необходимы серьезные и комплексные антиинфляционные мероприятия.
Сложность ситуации состоит в том, что антиинфляционную политику в Украине
сейчас нельзя все-таки свести к только косвенным экономическим рычагам.
Дело в том, что в Украине, наряду с общими закономерностями, важнейшей
причиной инфляции можно считать уникальную диспропорциональность в
экономике, возникшую как следствие командно-административной системы.
Советской экономике были присущи длительное развитие в режиме военного
времени, и, как следствие, чрезмерная доля военных расходов в ВНП,
высочайшая степень монополизации производства, распределения и денежно-
кредитной системы и другие особенности.
Очевидно,
что нарушение
устранить без определенной структурной политики государства, осуществляемой
даже прямыми административными мерами, в частности, сокращением военного
производства и расходов, а также рационализацией производственных
капиталовложений, обильным финансированием за счет акционерных и частных
капиталов, широким привлечением иностранных инвестиций и сокращением
бюджетного финансирования. Необходимо сломать монополистическую структуру
экономики. Все это важно дополнять мерами, которые ограничат денежную
массу, устранят дефицит государственного бюджета, стабилизируют соотношение
валют, а также созданием условий для здоровой конкуренции. В таком случае
успех будет достигнут.
2.4. Пути совершенствования финансовой системы Украины и механизма ее
функционирования
Становление финансовой системы Украины происходило одновременно со
становлением ее государственности. Хотя еще преждевременно говорить, что
этот сектор экономики приобрел завершенный образ, основные его элементы так
или иначе сформировались и функционируют. Это системы государственных
финансов, банковская, фондовых и валютных бирж, страховых, доверительных и
инвестиционных
компаний.
Среди экономистов преобладает мнение, что создание эффективной
бюджетной системы является чуть ли не главной целью рыночной реформы в
Украине. Она должна охватить проблемы собственно бюджетного процесса,
структуры поступлений и расходов, бюджетного дефицита и способов его
финансирования. Хотя за последние два года и имели место определенные
позитивные сдвиги, бюджетный процесс все еще характеризуется
непрозрачностью, значительным параллелизмом и отсутствием четкого
разделения полномочий и обязанностей между законодательными и
исполнительными органами. Эта проблема еще более заострилась из-за недавних