Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2011 в 18:02, курсовая работа
Цели и задачи работы. Целью исследования является раскрытие сущности и
структуры современной финансовой системы в рыночной экономике и тенденции
ее развития. Цель исследования определяет постановку следующих задач:
- раскрытие основных звеньев финансовой системы;
- рассмотрение главного звена финансовой системы – государственного
бюджета на примере Украины
- выявить основной принцип формирования финансовой политики
государства;
Введение 4
Раздел 1. Финансы и финансовые системы
1.1. Финансы современного общества 7
1.2. Сущность финансовой системы 10
1.3. Состав и структура финансовой системы Украины с разных
точек зрения 15
Раздел 2. Фискальная политика
2.1. Механизм функционирования финансовой системы 23
2.2.Фискальная политика и законодательные и правовые основы
регламентирующие функционирование финансовой системы 26
2.3. Проблемы финансовой стабильности в Украине 34
2.4. Пути совершенствования финансовой системы и её
механизма 37
Заключение 39
Список литературы 42
Приложение 45
стран Запада, то в ней выделяется 4 звена: государственный бюджет; местные
финансы, специальные фонды, финансы государственных корпораций (ФРГ,
Англия, Франция, Италия).
Каждое
звено финансовой системы в
свою очередь можно
подзвенья в соответствии с внутренней структурой содержащихся в нем
финансовых взаимосвязей. Так, в составе финансов, функционирующих на
коммерческих началах, в зависимости от отраслевой направленности могут быть
вычленены финансы промышленных, сельскохозяйственных, торговых,
транспортных предприятий и т.д., а в зависимости от форм собственности —
финансы государственных предприятий, кооперативных, акционерных, частных и
других. В составе финансов общественных организаций выделяют финансы
профсоюзов, политических партий и общественных движений, специальных,
целевых и благотворительных фондов. В сфере страховых отношений каждое из
звеньев, представленное особой отраслью страхования, подразделяется по
видам страхования, например имущественное страхование появляется на
страхование личного имущества, транспортное страхование... В составе
государственных финансов группировка финансовых отношений внутри звеньев
осуществляется в соответствии с уровнем государственного управления
(федеральный, субъектов федерации, местный).
Финансовая
система характеризуется не
частей, но и потоками финансовых ресурсов (финансовыми потоками),
связывающими главных агентов финансовых отношений. Такими агентами следует
считать государственный бюджет, предприятия и предпринимательские
структуры, домашние хозяйства. Кроме того, финансовые потоки связывают этих
агентов с кредитной системой и с иностранными государствами в лице их
правительств, фирм, фондов, банков. В результате возникает система взаимных
финансовых связей и потоков, в упрощенном виде изображенная на рисунке 2.
Рисунок.2 Схема финансовых связей
в экономике
За каждой из указанной на
схеме стрелок стоит множество
финансовых связей, потоков, отношений. Основываясь на общей схеме
финансовых потоков между экономическими агентами, рассмотрим отдельные,
наиболее представительные связи и финансовые отношения на разных уровнях. К
ним относятся: “государство-предприятие” (ГП), “предприятие-государство”
(ПГ), “государство-государство” (ГГ), “предприятие-население” (ПН),
“население-государство” (НГ), “население-предприятие” (НП), “предприятие-
предприятие” (ПП), “население-население” (НН), “государство-население”
(ГН). Связь “государство-государство” характеризует перераспределение,
переток денежных средств из одних каналов государственного бюджета в
другие. Связь “предприятие-
предприятиями, а связь “население-население” определяет движение денежных
средств между
отдельными группами населения.
1.3. Состав и
структура финансовой системы
Украины с разной точки зрения
Выделение форм финансовых отнощений характеризует относительное
отдаление отдельных составных финансов. Совокупность этих составных
определяется термином «финансовая система». Как и любая другая система она
является не простым набором, а совокупностью взаимосвязаных элементов,
которые имеют однородные признаки.
Состав и структуру финансовой
системы Украины многие ученые-
видят по-разному. Это происходит в основном из-за того, что нет
действующего законодательства о финансовой системе Украины, а ряд точек
носит проблематичный дискуссионный характер.
Доктор экономических наук
финансовой системы так, что основным его звеном и основой являются
государственные финансы (см.схему №1). Он говорит о том, что государство
для выполнения своих функций должно иметь в своем распоряжении определенную
величину финансовых ресурсов, которые производятся в его
народохозяйственном комплексе. С этой елью оно осуществляет свою финансовую
деятельность, законодательно определяя формы мобилизации доходов и расходов
для достижения экономического и социального прогресса в стране.
Государственные
финансы – главное звено
……средствует около 80% всех финансовых отношений и содержит различные
финансовые институты, с помощью которых государство осуществляет свою
финансовую деятельность. Государственные финансы включают: государственный
бюджет, централизованные и децентрализованные фонды целевого назначения,
финансы предприятий и организаций государственной и коммунальной форм
собственности, государственный кредит, государственное личное и
имущественное страхование.
Все сферы государственных финансов имеют собственную сферу
функционирования, однако они тесно связаны между собой. Основу
государственных финансов составляют финансы предприятий и организаций
государственной и комунальной форм собственности. Тут производится больше
чем 90% валового национального продукта, который является главным объектом
финансовых отношений. В условиях становления раночных отношений часть
государственного сектора уменьшается, однако еще долгое время этому сектору
будет принадлежать решительная роль в процессах распределения и
перераспределения, осуществляемого с помощью финансов. Это была точка
зрения профессора Василина О.Д.
А вот совершенно иначе представляет структуру финансовой системы
Опарин В.В.(см.схему №2). Он производит выделение составных элементов по
признаку движения каналов денежных потоков и места концентрации финансовых
ресурсов. В основу выделения сфер он рекомендует положить уровень
экономической системы (2). Выделяется 4 сферы: уровень микроэкономики –
финансы субъектов хозяйствования, уровень макроэкономики – государственнае
финансы, уровень мирового хозяйства – международный финансы, обобщенный
уровень – финансовый рынок.
Звено показывает обособленную часть финансовых отношений. Его
выделение проводится по признаку ………ности или обособленного фонда
финансовых ресурсов, или спецефических форм и методов финансовых отношений.
Сфера финансовых субъектов хозяйствования не делится на отдельные
звенья, так как они имеют общие принципы организации и методы ведения
хозяйственной деятельности.[1]
Существуют
особенности, связанные с
спецификой. Однако, считает Опарин В.В., они не настолько существенны,
чтобы на их основе выделять в отдельные звенья эти отрасли. Эти особенности
влияют на организацию финансовых отношений, но не изменяют их суть.
Сфера государственных
государства. Она включает такие звенья: государственный бюджет,
государственный кредит, фонды целевого назначения, финансы государственного
сектора.
Сфера международные финансы отображает обменную и
перераспределительную функцию на мировом рынке и включает 3 направления:
международные расчеты; финансы международных политических, экономических,
гуманитарных организаций; международные финансовые институты.
Сфера финансового рынка
специфического товара. Финансовый рынок делится на рынок денег и капиталов.
Обособленным звеном финансовой системы выступает страхование, которое не
принадлежит к конкретной сфере.
Такой является структура
Данный подход дает возможность провести полную структуризацию финансовых
отношений, выделить и охарактеризовать денежные потоки. Это также делает
предпосылки, чтобы организовать четкую систему управления финансами на
каждом уровне, так как отслеживаются все денежные потоки и между ними.
Следующая трактовка
экономических наук Шокуна В.В (1). Он предлагает в условиях реалий
существования Украины как независимого, демократического, социального и
правового государства перестроить собственную финансовую систему(см.схему
№3).
Предложенная концепция
основа для разработки финансовой доктрины страны, которая должна определить
влияния государства на управление движением ВВП в процессе распределения
его стоимости.
Финансовая система Украины
экономико-правовом просторе объективного процесса распределения стоимости
ВВП и субъективного процесса влияния на него политики страны. Концепция
перестройки финансовой системы Украины основывается на:
> осмыслении экономической сущности процессов формирования и
направления финансовых ресурсов в условиях рыночной экономики;
> включения в ее состав совокупных элементов, которые связаны с
проведением законодательно обеспеченой финансовой политики
государства;
> использовании системного подхода, который дает возможность
рассматривать составные
Научно-практическое назначение положений этой концепции состоит в