Финансовая система России на современном этапе

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 14:46, курсовая работа

Описание работы

Надежная финансовая система является стержнем в развитии и успешного функционирования рыночной экономики и необходимой предпосылкой роста и стабильности экономики в целом. Эта система является основой, мобилизующей и распределяющей сбережения общества и облегчающей его повседневные операции. Очень важная задача - создать надежную финансовую систему. После того, как создана надежная финансовая система, могут развиваться рынки денег и капитала, особенно первичный и вторичный рынки национальных государственных, ценных бумаг.

Содержание

Содержание
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1. Финансовая система России на современном этапе. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
1.1 Определение финансовой системы и ее развитие в РФ . . . . . . . . . . . . . . .4
1.2 Сущность и функции финансов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .6
1.3 Принцип построения финансовой системы . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . 10
2. Состав финансовой системы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . 12
2.1 Бюджетная система . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .12
2.2 Финансы предприятий, организаций, учреждений . . . . . . . . . . . . .. . . . . 26
2.3 Финансы страхования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .31
2.4 Кредит . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .35
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .38
Список используемой литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .40

Работа содержит 1 файл

kursovik.doc

— 248.50 Кб (Скачать)

     Муниципальное образование – городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, в которых  осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность и местный бюджет.

     Понятия «местный бюджет», «бюджет муниципального образования», «бюджет органов местного самоуправления» следует рассматривать как синонимы.

  Местные бюджеты

     Более определенно финансовые аспекты  местного самоуправления были установлены  Федеральным законом «О финансовых основах местного самоуправления в РФ»6.

     Доходы  местных бюджетов состоят:

  • из закрепленных доходов, включающих в себя доходы от сдачи в аренду, штрафы, госпошлины, местные налоги и сборы;
  • регулирующих доходов, включающих в себя федеральные налоги, налоги субъекта РФ;
  • финансовой помощи, включающей в себя дотации, субвенции, средства фонда поддержки муниципальных образований, средства по взаимным расчетам.

     Размеры муниципальных долей (в %) федеральных  налогов, закрепляемых за муниципальными образованиями на постоянной основе, определяются  законодательными органами субъектов РФ.

     В бюджете г.Нижнего Новгорода на 2006 г. предлагается увеличить доходы бюджета города на общую сумму 123,1 млн.руб.

     Расходная часть местных бюджетов включает расходы, связанные:

  • с решением вопросов местного значения, установленные законодательством РФ и законодательством субъекта РФ;
  • осуществление отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления;
  • обслуживанием и погашением долга по муниципальным займам;
  • обслуживанием и погашением муниципального долга по ссудам.

     Предлагается  увеличить расходы бюджета города Нижнего Новгорода на общую сумму  расходов 133,5 млн.руб., в том числе:

  • за счет увеличения доходной части бюджета города Нижнего Новгорода на 123,1млн. руб.;
  • за счет увеличения дефицита бюджета города Нижнего Новгорода на 10,4 млн. руб.

     В состав расходов местных бюджетов США  более половины их общей суммы  приходится на долю затрат, связанных  с финансированием государственной  налоговой школы. Кроме того, значительная доля средств ежегодно выделяется на финансирование содержания дорог, коммунального и городского хозяйства, противопожарной охраны, лечебных и других учреждений. К источникам финансирования расходов местных бюджетов относятся: местные налоги, доходы от услуг коммунального хозяйства и другие не налоговые доходы, дотации из федерального бюджета и бюджетов штатов, поступления от выпуска местных займов и лотерей. Основным источником доходов являются местные поимущественные налоги (на их долю приходится около 29% налоговых доходов).

     Местные бюджеты  в Японии сводятся без  дефицита. Кроме общего баланса года учитывается реальный баланс, который рассчитывается путем исключения из общего баланса остатка финансовых ресурсов предыдущего года. Изучая расходы местных органов власти, необходимо отметить, что их удельный вес в ВНП значительно больше удельного веса в ВНП расходов центрального правительства.

2.2 Финансы предприятий, организаций, учреждений

     Финансы предприятий, организаций, учреждений, как обособленные денежные фонды, находящиеся в распоряжении названных субъектов, используются ими для выполнения своих функций и задач. Для современных условий характерно многообразие форм собственности, на основе которых функционирует данное звено финансовой системы. Здесь формируются финансовые потоки, отражающие созданный ВВП, подлежащий в дальнейшем перераспределению через бюджетную систему в производственную и социальную сферу, сферу домашних хозяйств и др.

     Финансы предприятий представляют собой  систему экономических отношений, связанных с формированием и использованием денежных фондов и накоплений на общегосударственные цели, финансирование затрат самих предприятий.

     Выделяют  финансы коммерческих и некоммерческих организаций7. Так, коммерческими организациями являются предприятия, имеющие основной целью своей деятельное извлечение прибыли, в отличие от них бюджетные организации такой цели не имеют, хотя на основании законодательства последних лет они вправе заниматься предпринимательской и иной деятельностью для получения дополнительных доходов в целях более полного выполнения ими своих функций8.

     Финансы предприятий – исходное звено, основа всей финансовой системы, поскольку  они непосредственно связанны с  материальным производством, в процессе которого создается национальный доход, затем распределяемый и перераспределяемый посредством финансовой системы.

Схема 3. Организационно-правовые формы коммерческих организаций.

     Особенности финансов предприятий определяются организационно-правовой формой; формой собственности; масштабами деятельности; сферами вложения капитала предприятий.

     Коммерческие  организации в качестве основной цели своей деятельности преследуют извлечение прибыли. Коммерческие организации создаются в форме государственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.

     Хозяйственные товарищества и общества. Ими признаются коммерческие организации с разделением на доли (вклады) учредителей уставным капиталом.

     Хозяйственные товарищества могут создаваться в форме полного товарищества или товарищества на вере (командитного товарищества).

     Акционерным обществом является общество, уставной капитал которого разделен на определенное число акций. Участники АО (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций. АО может быть открытым и закрытым.

     Общество  с ограниченной ответственностью является учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставной капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров. Участники  общества  не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов.

     Общество с дополнительной ответственностью является учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставной капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров. Участники  такого общества солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости вкладов, определяемом учредительными документами общества.

     Производственные  кооперативы. Производственным кооперативом (артелью) признается добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной и иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами имущественных паевых взносов9. Производственный кооператив имеет ряд финансовых особенностей.

     Производственный  кооператив отличается от хозяйственных  обществ и товариществ прежде всего тем, что основан на добровольном объединении граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Производственный кооператив – преимущественно объединение лиц, а не капиталов. Прибыль в производственном кооперативе создается собственным трудом его членов.

     В активах производственного кооператива  может быть любое имущество, не изъятое  из оборота, за исключением отнесенного  законодательством РФ к федеральной, иной государственной или муниципальной собственности. По Закону производственный кооператив имеет право выпускать акции.

     Паевым  взносом могут быть деньги, ценные бумаги, иное имущество, включая имущественные  права и другие объекты гражданского права. Паевые взносы образуют паевый фонд. По своей сути это то же, что и уставной капитал.

     Наряду  с паевым фондом в производственном кооперативе в соответствии с  его уставом могут создаваться  иные фонды, в том числе неделимые.

     Неделимые фонды – это часть его имущества, имеющая конкретное назначение, которое должно быть указанно в уставе.

     Государственные и муниципальные  унитарные предприятия. Унитарным предприятием называется коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Размер уставного фонда унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не может быть менее суммы, определенной законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях10.

     Принципы  финансовой деятельности коммерческих организаций. Принципы организации финансов находятся в постоянном развитии и совершенствовании. К основным принципам в рыночной экономике на современном этапе относятся: самофинансирование, финансовая самостоятельность предприятий, заинтересованность и экономическая ответственность за выполнение обязательств перед государством, поставщиками, банками, сочетание финансового планирования и коммерческого расчета.

     Некоммерческие  организации имеют существенные финансовые отличия. Некоммерческой является организация, не имеющая в качестве основной цели извлечение прибыли и не распределяющая полученную прибыль между участниками.

     Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме  потребительских кооперативов, общественных и религиозных организаций, фондов, учреждений, благотворительных организаций и иных формах, предусмотренных законом.

     Потребительским кооперативом является добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов.

     Общественными и религиозными организациями признаются добровольные объединения граждан на основе общности интересов для удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей.

     Благотворительные организации: благотворительная общественная организация, благотворительный фонд, благотворительное учреждение, благотворительная ассоциация (союз).

     В силу ряда причин в Японии сложилось  четкое разграничение сфер приложения капитала: частного - в производственную сферу, государственного - в инфраструктуру. Поэтому в Японии государственный сектор не выступает серьезным конкурентом ни в одной из областей производства, и его функционирование по существу полностью подчинено интересам частных корпораций.  Во многих акционерных компаниях и паевых товариществах государство - единственный или главный акционер, но в среднем доля участия правительства в их капитале составляет 38,3%. Среди главных функций государственных предприятий отсутствует функция участия в материальном производстве, занимающая важное место в деятельности госсектора ведущих стран Западной Европы. Главная особенность регулирования государственных предприятий в Японии состоит в том, что за их работу отвечает не какая-то одна регулирующая инстанция, а целая иерархия хозяев. У казенных предприятий есть общий верховный хозяин - парламент.

2.3 Финансы страхования

     Страхование - одна из древнейших категорий общественных отношений.

     Страхование обеспечивает формирование страховых денежных фондов, направляемых на возмещение материального ущерба, причиненного физическим и юридическим лицам стихийными бедствиями, несчастными случаями и различного рода другими неблагоприятными событиями. Средства таких фондов образуются в основном за счет взносов юридических и физических лиц, вступивших в отношения по страхованию. Однако законодательство предусматривает случаи страхования за счет средств государственного бюджета.

     Различают следующие формы страхования:

  1. имущественное и личное;
  2. социальное;
  3. медицинское.

     По  методам проведения они могут  быть обязательными и добровольными.

     Имущественное страхование. По своей сути имущественное страхование является наиболее развитым и сложным договором страхования. С этого вида страхования собственно и началась история всей страховой деятельности.

     В отличие от других договоров при  договоре имущественного страхования  у страхователя или выгодоприобретателя  присутствует особый интерес - имущественный - в заключении договора.

Информация о работе Финансовая система России на современном этапе