Финансовая система России на современном этапе

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 14:46, курсовая работа

Описание работы

Надежная финансовая система является стержнем в развитии и успешного функционирования рыночной экономики и необходимой предпосылкой роста и стабильности экономики в целом. Эта система является основой, мобилизующей и распределяющей сбережения общества и облегчающей его повседневные операции. Очень важная задача - создать надежную финансовую систему. После того, как создана надежная финансовая система, могут развиваться рынки денег и капитала, особенно первичный и вторичный рынки национальных государственных, ценных бумаг.

Содержание

Содержание
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1. Финансовая система России на современном этапе. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
1.1 Определение финансовой системы и ее развитие в РФ . . . . . . . . . . . . . . .4
1.2 Сущность и функции финансов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .6
1.3 Принцип построения финансовой системы . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . 10
2. Состав финансовой системы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . 12
2.1 Бюджетная система . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .12
2.2 Финансы предприятий, организаций, учреждений . . . . . . . . . . . . .. . . . . 26
2.3 Финансы страхования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .31
2.4 Кредит . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .35
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .38
Список используемой литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .40

Работа содержит 1 файл

kursovik.doc

— 248.50 Кб (Скачать)

     Финансы как система впервые  появляется на второй стадии воспроизводства – на стадии распределения. Распределение продукта происходит между владельцем этого товара и тем, кто его произвел.

     СОП (совокупный общественный продукт) = C + V + M

     C — основной капитал, V — зарплата, M — прибыль.

     ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ:

  • распределительная (распределяет созданный продукт; с помощью этой функции создаются фонды);
  • перераспределительная (перераспределение созданного продукта, т.е. вторичное распределение между членами общества);
  • регулирующая (финансы могут как стимулировать производство, так и угнетать его);
  • контрольная (благодаря финансам общество имеет возможность наблюдать все финансовые потоки в государстве для того, чтобы вовремя повлиять на тот или иной товары).

     Другая  трактовка (по учебнику Родионовой) заключается в том, что функции финансов следующие: распределительная и контрольная, а остальные являются производными от распределительной функцию.

     Распределительная функция.

     Стадия  распределения начинается с распределения  новой стоимости и заканчивается  формированием первичных доходов (заработная плата, прибыль).  Распределительная функция - объективное свойство категории финансов осуществлять распределение стоимости созданного продукта в денежном выражении.

     Стадия  перераспределения – многоступенчатый этап, на котором формируется общегосударственные фонды: госбюджет, внебюджетные фонды, страховые, банковские фонды и фонды предприятий. Перераспределительная стадия отличается от распределительной тем, что на этой стадии перераспределяются ранее созданные доходы.

     Контрольная функция.

     Осуществлением  соблюдения пропорций в распределительном  процессе занимается контрольная функция  финансов. Пропорции для разных отраслей различны и складываются при разных условиях и, следовательно, они объективны. Объектом контроля выступает распределительный процесс. Главной же контролируемой пропорцией является пропорция между  фондами накопления и потребления. Объектом контрольной функции финансов являются финансовые показатели деятельности предприятий, организаций, учреждений.

     В связи с развитием рыночных отношений кроме бюджетных отношений появились внебюджетные. Часть средств на проведение социально - культурных мероприятий идет через внебюджетные фонды. Таким образом, считается, что мы сокращаем бюджет, но при этом увеличивается нагрузка на предприятия, которые производят отчисления.

     Появились новые моменты в теории финансов. Одним из них является стимулирующая  функция финансов.

1.3 Принцип построения финансовой системы

     Принципы  построения финансовой системы могут  быть различными. В настоящее время и Россия, и большинство стран СНГ перешли к построению своих финансовых систем на принципе фискального федерализма, при котором осуществляется четкое разграничение функций между различными уровнями системы. Так например, правительство полностью независимо в целях, касающихся нации в целом - расходы на оборону, космос, внешних сношений государства, а местные органы власти финансируют развитие школ, охрану общественного порядка, уборку населенных пунктов и т. п. Местные бюджеты не входят своими доходами и расходами в государственный бюджет, а в федеративных государствах бюджеты членов федерации (штатов, земель, кантонов) не включаются в федеральный (государственный) бюджет.

  • Изменение принципа построения их финансовых систем предполагает:
  • экономическую самостоятельность бюджетов всех уровней в государстве: раздельное формирование на нормативной основе, утверждение и исполнение;
  • взаимодействие между бюджетами различных уровней внутри государства осуществляется по совместному соглашению;
  • укрепление доходной части местных бюджетов;
  • для общих республиканских, межрегиональных программ и мероприятий создаются целевые бюджетные фонды;
  • возобновляется (после почти 30-летнего перерыва) система субвенций, носящих строго целевой характер. Субвенции выдаются на компенсацию недополученных доходов в связи с неравномерностью распределения доходов между регионами (вместо существовавших ранее обезличенных дотаций);
  • определяется (по совместному соглашению) передача финансовых ресурсов в специальные фонды СНГ на договорной основе. (К настоящему времени принято соглашение о создании совместных финансовых фондов для ликвидации последствий Чернобыльской аварии, для спасения Аральского моря.)

     Финансовая  система воспроизводит все процессы по перераспределению общественного продукта и национального дохода. Поэтому она служит и одним из важнейших регуляторов развития национальной экономики. Такая форма регулирования со стороны государства носит название финансовой политики. Государство осуществляет мероприятия по мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и перераспределению, использованию для своих функций на основе финансового законодательства страны.

 

2. Состав финансовой  системы

2.1 Бюджетная система

     Бюджетная система является одним из наиболее важных институтов любого государства, эффективность функционирования которое оказывает непосредственное влияние качество экономического роста  на уровень общественного благосостояния.

     Средства, аккумулируемые в рамках бюджетной  системы, составляют финансовую основу функционирования органов государственной власти и местного самоуправления обеспечивающую решение задач и выполнение функций государствам и муниципалитетом. Целью функционирования бюджетной системы является построение социально-ориентированного общества посредством распределения и перераспределения ресурсов.

     Стабильность  функционирования бюджетной  системыодин из наиболее важных показателей, характеризующий устойчивость экономики и прежде всего состояние ее социальной сферы.

     Построение  современной бюджетной системы началось в 1991 году и проходило на фоне серьезных преобразований в российской экономике, которые в значительной степени определили первостепенные задачи, стоящие перед бюджетной системой. Особое место среди них занимают необходимость адоптации российской экономики к рыночным условиям хозяйствования, обеспечение экономической стабильности и стимулирование инвестиционной активности в национальной экономике.

     Бюджетная система государства – это совокупность всех видов к настоящему времени сложившаяся в Российской Федерации.

     В Российской Федерации сложилась  трехуровневая бюджетная система:

     1 уровень – федеральный бюджет  и бюджеты государственных внебюджетных  фондов;

     2 уровень – бюджеты субъектов  РФ и бюджеты территориальных  государственных внебюджетных фондов;

     3 уровень – местные бюджеты.

     В унитарных государствах бюджетная  система включает два звена: государственный бюджет и многочисленные местные бюджеты.

     Одним из наиболее значительных этапов в  развитии российской бюджетной системе  было принятие в 1998 году бюджетного кодекса РФ, который установил общие принципы бюджетного законодательства РФ и определил правовые основы функционирования бюджетной системы.

   

      

   Схема 1. Современное бюджетное  законодательство РФ

     Российская  бюджетная система едина, но при этом все бюджеты, входящие в нее, являются самостоятельными и не включаются друг в друга.

     Взаимосвязь между отдельными звеньями, организацию  и принципы построения бюджетной  системы принято называть бюджетным  устройством. Следовательно, бюджетное устройство – это организация взаимосвязи между звеньями бюджетной системы, основанная на правовых нормах. Бюджетное устройство включает структуру бюджетной системы, бюджетную классификацию, принципы построения бюджетной системы и бюджетов.

     Система организации государственных финансов США характеризуется отсутствием единства. Это означает, что каждое подразделение государственного управления (федерация, штаты, местные органы) самостоятельно составляет и утверждает свой бюджет, разрабатывает и осуществляет налоговую политику, управляет долгом.

     Через бюджетную систему перераспределяется около ¾ всех денежных средств, весь государственный долг страны.

     

Схема 2. Экономическое  содержание бюджета

Федеральный бюджет

     Важное значение в обеспечении стабильности финансовой системы РФ имеет федеральный бюджет. Федеральный бюджет играет определяющую роль в реализации социально-экономической политики, которая проводится Правительством РФ. Через параметры федерального бюджета государство регулирует темпы экономического развития, а также взаимоотношения с территориями. Федеральный бюджет является первым уровнем бюджетной системы РФ.

     Федеральный бюджет – основной финансовый план государства, утверждаемый Федеральным  Собранием в виде федерального закона.

  2004 2005 2006
Доходы 17,9 17,0 16,7
Расходы 17,4 16,1 15,2
Непроцентные  расходы 15,5 14,2 13,5
Непроцентные  расходы без ЕСН 12,6 11,4 10,8
Профицит 0,5 0,9 1,5

Таблица 1. Показатели федерального бюджета в 2004 –2006 г.г.

     При составление бюджета учитываются не только данные о прогнозируемых размерах доходов бюджета и обязательных государственных расходах, бюджет строится с учетом необходимости осуществления избранной экономической политики.

     Доходы  бюджета отражают экономические отношения, возникающие у государства с предприятиями, организациями и гражданами в процессе формирования бюджетного фонда.

     В доходы федерального бюджета зачисляются:

    • собственные налоговые доходы федерального бюджета, кроме передаваемых в виде регулирующих доходов бюджетом других уровней бюджетной системы;
    • полностью собственные неналоговые доходы;
    • доходы субъектов РФ, предназначенные для целевого финансирования централизованных мероприятий.
 
 

     Доходы  федерального бюджета за 2004 год составили 2 742 850,4 млн.руб., а доходы за 2005 год 3 326 041,1 млн.руб. Можно сделать вывод, что бюджет увеличивается.

     В процессе исполнения федерального бюджета в его доходах могут поступать средства по взаимным расчетам из  бюджетов субъектов  РФ,  другие

     безвозмездные перечисления.

     Средства  бюджета образуются в основном за счет налоговых платежей. К налоговым  доходам федерального бюджета относятся:

Информация о работе Финансовая система России на современном этапе