Финансовая система России на современном этапе

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 14:46, курсовая работа

Описание работы

Надежная финансовая система является стержнем в развитии и успешного функционирования рыночной экономики и необходимой предпосылкой роста и стабильности экономики в целом. Эта система является основой, мобилизующей и распределяющей сбережения общества и облегчающей его повседневные операции. Очень важная задача - создать надежную финансовую систему. После того, как создана надежная финансовая система, могут развиваться рынки денег и капитала, особенно первичный и вторичный рынки национальных государственных, ценных бумаг.

Содержание

Содержание
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1. Финансовая система России на современном этапе. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
1.1 Определение финансовой системы и ее развитие в РФ . . . . . . . . . . . . . . .4
1.2 Сущность и функции финансов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .6
1.3 Принцип построения финансовой системы . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . 10
2. Состав финансовой системы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . 12
2.1 Бюджетная система . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .12
2.2 Финансы предприятий, организаций, учреждений . . . . . . . . . . . . .. . . . . 26
2.3 Финансы страхования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .31
2.4 Кредит . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .35
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .38
Список используемой литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .40

Работа содержит 1 файл

kursovik.doc

— 248.50 Кб (Скачать)
  • федеральные налоги и сборы, перечень и ставки которых определяются налоговым законодательством, а пропорции их распределения между бюджетами разных уровней бюджетной системы утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год;
  • таможенные пошлины, таможенные сборы и другие таможенные платежи;
  • государственная пошлина в соответствии с действующим законодательством.

     В ФРГ налоги используются как средство воздействия на накопление частного капитала во имя стимулирования темпов экономического роста. Доля налога в налогообложении ФРГ достигает до 35-36%.

     Налоговая система Японии характеризуется  множественностью налогов. Их имеет  право взимать каждый орган территориального управления. Но все налоги страны зафиксированы в законодательных актах. Всего государственных налогов в Японии двадцать пять.

     В 2005 году налоговые поступления составили: 23,81% - налог на товары и услуги, 14,52% - налог за пользование природными ресурсами, 12,44% - налог на внешнюю  торговлю, 8,01% - налоги и взносы на социальные нужды, 7,79% - налог на прибыль организаций, 0,58% - государственная пошлина и т.д.

     Неналоговые доходы федерального бюджета формируются за счет:

  • доходов от использования имущества, находящеюся в государственной собственности, доходов от платных услуг оказываемых органами государственной власти РФ и бюджетными учреждениями, находящимися в ведении этих органов власти, - в полном объеме;
  • доходов от продаж имущества, находящееся в государственной собственности – в порядке и по нормативам, установленным  федеральными законами и другими правовыми актами органов государственной власти РФ;
  • части прибыли унитарных предприятий, созданных РФ, остающейся после уплаты налогов и других обязательных платежей, - в размерах, устанавливаемых Правительством РФ.

     В доходах федерального бюджета также учитываются:

  • прибыль Банка России – по нормативам, установленным федеральными  законами;
  • доходы от внешнеэкономической деятельности;
  • доходы от реализации государственных запасов и резервов.

     Расходы бюджета представляют экономические отношения, которые возникают между государством с одной стороны и предприятиями, организациями и гражданами – с другой, в процессе распределения и использования по различным направлениям средств бюджетного фонда.

   

     Расходы за 2004 год составили  2 659 447,0 млн.руб., а за 2005 год 3 047 929,3млн.руб.

     Являясь важной составной частью государственных расходов в целом, расходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие в связи с использованием средств общегосударственного денежного фонда. Формой проявления этих отношений выступают конкретные виды бюджетных расходов, причем их многообразие обусловлено действием ряда факторов: природой и функциями государства, уровнем социально-экономического развития страны, разветвленностью связей бюджета с национальной экономикой, административно-территориальным устройством государства.

     Расходы бюджета могут классифицироваться по разным признакам. Один из важнейших – финансирование выполняемых государством функций: экономической, социальной, оборонной и др. Из федерального бюджета финансируются следующие виды обязательных расходов:

  • содержание органов государственной власти РФ;
  • осуществление экономической деятельности РФ;
  • другие расходы, предусматриваемые в федеральном бюджете на соответствующий год.

     За  счет средств федерального бюджета  и бюджетов субъектов РФ финансируются  расходы:

    • на социально-культурные мероприятия и науку;
    • развитие экономики;
    • правоохранительную деятельность;
    • другие мероприятия, предусматриваемые в федеральном бюджете.

     Расходы бюджета подразделяются также на собственно расходы и на предоставление ссуд. Ссуды, в свою очередь, могут быть:

      1. внутренние – ссуды бюджетам нижестоящего уровня, зарубежные кредиты;
      2. внешние, относящие к компетенции федерального уровня, - государственные кредиты странам СНГ и зарубежным государствам.

Бюджеты субъектов РФ

     Бюджеты субъектов РФ – это фонды денежных средств, предназначенных для реализации задач и функций, возлагаемых на органы государственной власти соответствующих субъектов РФ4.

     В Российской Федерации 89 субъектов, что  означает существование 89 региональных бюджетов. Региональным бюджетом следует считать консолидированный бюджет, в который входят областной бюджет и бюджеты муниципальных образований.

     Областной бюджет – это бюджет региональных органов власти, т.е. бюджет областного правительства. Региональный бюджет по своей структуре зависит от того, чем является регион:  республикой, краем, областью или округом.

     Структура доходов и расходов бюджетов субъектов  Федерации следует рассматривать  в увязке с их полномочиями в области  бюджетных отношений и распределением доходов и расходов между бюджетом регионального органа власти и местными бюджетам.

     Формирование  доходной части региональных бюджетов происходит за счет трех групп доходов:

  1. налоговые доходы – федеральные налоги и сборы, региональные налоги и сборы, местные налоги и сборы;
  2. неналоговые доходы – доходы от использования имущества, находящегося в региональной собственности, суммы штрафов, конфискаций и компенсаций;
  3. безвозмездные перечисления – поступления средств от бюджетов других уровней, поступления от нерезидентов, поступления от организаций.

     Целевые федеральные бюджетные фонды, средства которых создаются и консолидируются в федеральном бюджете это:

  • федеральный дорожный фонд Российской Федерации;
  • федеральный экологический фонд Российской Федерации;
  • фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы;
  • фонд развития Федеральной пограничной службы РФ;
  • фонд Министерства Российской Федерации по атомной энергии;
  • фонд развития таможенной системы Российской Федерации;
  • федеральный фонд Государственной налоговой службы и Федеральной  службы налоговой полиции Российской Федерации.
     
Основные  параметры бюджета  Нижегородской области  на 2006 год 
(млн.  рублей)    
Наименование  показателей консолидированный бюджет в т.ч. областной бюджет
ДОХОДЫ  БЮДЖЕТА 44 140 31 834
Собственные доходы 39 515 27 257
Безвозмездные перечисления из федерального бюджета 4 626 4 626
РАСХОДЫ БЮДЖЕТА 44 140 31 834
Дефицит (-), профицит (+) 0 0
Государственный и муниципальный долг 9 332 8 632
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Сегодня основным источником доходов бюджетов штатов США является налог на продажу – 29% от доходной части. А индивидуальный подоходный налог составляет 17%. Недостаток собственных средств штатов порывается за счет финансовой поддержки из федерального бюджета (23% от доходной части) и поступлений из бюджетов местных органов власти(»1,5%).

     Неналоговые доходы консолидированного бюджета поступили в сумме  539,3 млн. рублей, что составляет  118% к уточненному плану на 1 квартал   (дополнительные поступления  к плану составили 81,3  млн. рублей).  

     Доходы  целевых бюджетных фондов  поступили в сумме 543,1 млн. рублей, что составляет  116% к плану на 1 квартал.

     Финансовая  помощь из федерального бюджета поступила в сумме  925,9 млн. рублей, что составляет  29% к годовому плану и 87% к плану 1 квартала.  В том числе дотация на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности поступила в сумме 504,5 млн. рублей, дотация на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов – 98,4 млн. рублей,   субвенции из фонда компенсаций – 243,5 млн. рублей,  субсидии  из фонда софинансирования – 53,7 млн. рублей.

     В бюджетном кодексе предусматривается  перечень конкретных расходов, финансируемых  исключительно из бюджетов субъектов  Федерации:

  • обеспечения функционирования органов законодательной и исполнительной власти субъекта РФ;
  • обслуживание и погашение государственного долга субъекта РФ;
  • проведение референдумов в субъекте РФ;
  • обеспечение реализации региональных программ;
  • содержание и развитие учреждений и организаций жилищно-коммунального хозяйства;
  • прочие цели, связанные с реализацией полномочий субъекта РФ.

     Расходы консолидированного бюджета исполнены  в сумме  7 314,4  млн. рублей, что составляет  18% к уточненному плану на год и 74% к плану 1 квартала. Наибольший удельный вес в расходах  консолидированного бюджета составляют:  образование – 1 845,4 млн. рублей (25% в общих расходах); здравоохранение и спорт – 1 336,2  млн. рублей (18%); социальная политика – 1 011,7 млн. рублей (14%); жилищно-коммунальное хозяйство – 720,3 млн. рублей (10%); общегосударственные вопросы – 682,5 млн. рублей (9%).

     На  выплату заработной платы работникам бюджетной сферы области  направлено 2 408,3  млн. рублей.

     Расходы областного бюджета  исполнены  в 1 квартале  в сумме 5 303,1  млн. рублей, что составляет  21% к уточненному плану на год и  79%  к плану 1 квартала.

     Наибольший  удельный вес в расходах  областного  бюджета составляют: межбюджетные трансферты - 1 666,6 (31% в общих расходах);  национальная экономика – 941,1 млн. рублей (18%); здравоохранение и спорт – 850,9 млн. рублей (16%); социальная политика  – 843,4  млн. рублей (16%).

       Финансовая  помощь районам и городам из областного бюджета  перечислена в сумме 1 666,6 млн. рублей, что составляет 92%  к плану на 1 квартал. 

     Долг  областного бюджета  по состоянию на 1 апреля  2005 года  составил  7 322,9  млн. рублей,  вся сумма  долга является  внутренними обязательствами. 

     31 марта 2005 года  Нижегородская область полностью рассчиталась с внешним долгом, выплатив последний пятый транш по Еврозайму в сумме  24,919 млн. долларов США.  С 1 апреля 2005 года  в структуре  государственного долга  Нижегородской области внешний   долг отсутствует.

     По  состоянию на 1  апреля  в структуре  государственного  долга   8% составляют бюджетные ссуды и кредиты,  полученные из федерального бюджета, 63% – кредиты коммерческих банков, 15% - государственные гарантии, 14% - государственные  ценные бумаги.

     Наиболее  крупными в составе расходов бюджетов штатов США являются затраты на просвещение (»35% от расходной части бюджетов), социальное обеспечение (»13%), здравоохранение (»9%), дорожное строительство и содержание дорог, охрану окружающей среды, жилищное строительство и коммунальное хозяйство.

     Расходы бюджетов региональных органов власти делятся на бюджет текущих расходов и бюджет развития.

     Бюджет  развития используется для кредитования, инвестирования и предоставления государственных гарантий под инвестиционные проекты.

     Местные бюджеты играют важную роль в социально-экономическом  развитии, обеспечении финансирования детских дошкольных учреждений, школ, медицинских и социальных учреждений. 28 августа 1995 г. был принят Федеральный закон «Об общих принципах местного самоуправления в РФ»5. Этот закон определил роль местного самоуправления и его экономические и финансовые основы. На основании этого закона появилось понятие «муниципальное образование».

Информация о работе Финансовая система России на современном этапе