Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 14:56, курсовая работа
Финансы – это система экономических отношений, которые возникают между государством, юридическими и физическими лицами, между отдельными государствами по поводу формирования, распределения и использования фондов денежных средств. Иными словами, денежные отношения, реализация которых происходит через особые фонды, - это финансовые отношения.
Введение…………………………………………………………………….3
1.Финансовая система РФ: понятие, состав, структура……………..5
1.1 Понятие финансовой системы………………………………..5
1.2 Состав и структура финансовой системы…………………..7
1.3 Общая характеристика звеньев финансовой системы…….9
2.Управление финансовой системой РФ……………………………..15
2.1 Финансовый контроль, общая характеристика,
классификация……………………………………………………..15
2.2 Органы управления финансами, их задачи и функции….17
3. Тенденции укрепления финансовой системы РФ в современных
условиях………………………………………………………….……21
Заключение…………………………………………………………….….27
Список литературы………………………………………………………28
Приложения………………………………
По методам финансовый контроль подразделяется на проверки, ревизии, обследования, надзор и анализ.
По объектам финансовый контроль делится на бюджетный, за внебюджетными фондами, налоговый, страховой и др.
2.2 Органы управления финансами, их задачи и функции
Финансовая система – совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих сфер и звеньев, а так же финансовых институтов, непосредственно участвующих в финансовой деятельности и способствующих ее осуществлению.
Государство осуществляет руководство финансами, регулирует и направляет финансовую деятельность через свои законодательные и исполнительные органы, которые наделены соответствующей компетенцией.
Согласно Конституции РФ высшим представительным и законодательным органом власти в стране является Федеральное Собрание, состоящее из двух палат – Государственной Думы и Совета Федерации.
Представительные органы в лице Федерального Собрания и представительных органов субъектов Федерации рассматривают, обсуждают и утверждают федеральный бюджет, бюджеты республик, входящих в состав РФ, принимают законы о бюджете, налогах и сборах в пределах их компетенции, определенной Конституцией РФ.
Исполнительную власть в стране осуществляют Правительство РФ и исполнительные органы субъектов Федерации.
Правительство РФ разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; обеспечивает проведение в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики, занимается другими финансовыми вопросами государства. Правительства РФ и республик издают постановления и распоряжения по вопросам финансов.
Правительства республик в составе РФ, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт - Петербурга, органы местного самоуправления обеспечивают в пределах своей компетенции руководство финансами на соответствующих территориях административных образований.
Кроме указанных высших органов государственной власти в финансовой деятельности участвуют специальные органы. Их можно разделить на две группы:
Государственные органы, осуществляющие финансовую деятельность в связи с выполнением своих основных задач и функций (Минфин РФ, Банк России);
Государственные органы специальной компетенции (федеральное казначейство, органы финансового контроля, страховой надзор, коммерческие банки).
Все акты исполнительных органов власти специальной компетенции могут издаваться не иначе как на основании и во исполнение закона.
В РФ образованы государственные органы специальной компетенции, для которых финансовая деятельность является основной их функцией.
Важнейшим органом, осуществляющим управление финансами РФ, являются Министерство финансов РФ и его органы на местах. Минфин России обеспечивает проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики РФ..
Основными задачами Минфина РФ являются:
совершенствование бюджетной системы РФ, развитие бюджетного федерализма;
разработка и реализация единой финансовой, бюджетной, налоговой, валютной политики в РФ;
концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально- экономического развития РФ;
разработка проекта федерального бюджета;
составление отчета об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета РФ;
разработка программ государственных заимствований и управление государственным внутренним и внешним долгом РФ.
Министерство финансов РФ в соответствии с возложенными на него задачами выполняет следующие основные функции:
Подготавливает предложения и реализует меры по совершенствованию бюджетной системы РФ, развитию бюджетного федерализма и механизма межбюджетных отношений с субъектами РФ;
Участвует в разработке прогнозов социально- экономического развития РФ на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективу;
Участвует в разработке и осуществлении мер по финансовому оздоровлению и структурной перестройке экономики, поддержке и защите интересов отечественных производителей товаров, исполнителей работ, услуг;
Участвует в подготовке предложений по основным направлениям кредитной, денежной политики РФ, улучшению состояния расчетов и платежей в экономике;
Разрабатывает меры, направленные на формирование и реализацию активной инвестиционной политики, участвует в разработке и финансировании федеральных инвестиционных программ и бюджета развития РФ;
Разрабатывает проекты федерального бюджета и прогноз консолидированного бюджета РФ;
Исполняет федеральный бюджет, составляет отчет об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета РФ;
Осуществляет контроль за целевым использованием средств федерального бюджета и др.
Важное подразделение Министерства финансов - Главное управление федерального Казначейства, отвечающее за кассовое исполнение бюджета. Органы федерального казначейства впервые были образованы в 1863 году. После революции 1917 года они были упразднены и их функции выполнял Минфин. Вновь это подразделение было образовано в 1992году..
Независимым постоянно действующим органом государственного финансового контроля, наделенным широкими полномочиями является Счетная палата РФ. Счетная палата осуществляет свою деятельность в соответствии с Федеральным Законом № 4 ФЗ от 11.01.95г. в соответствии с изменениями и дополнениями.
Контроль за правильным исчислением, полнотой и своевременностью взносов в бюджет всех обязательных платежей возложен на Министерство РФ по налогам и сборам и его органы на местах – налоговые инспекции.
С деятельностью Министерства РФ по налогам и сборам тесно связана работа Департамента налоговой полиции РФ, созданного в июле 1993 года.
В конце 1995 года Департамент налоговой полиции РФ был переименован в Федеральную службу налоговой полиции РФ.
За
поступление таможенных пошлин ответственность
несет Государственный таможенный
комитет РФ.
3. Тенденции укрепления финансовой системы РФ
в современных условиях
Каждое звено финансовой системы представляет собой определенную сферу финансовых отношений и от того, как отлажены эти отношения в каждом звене, зависит общее состояние финансовой системы государства.
В одном из своих выступлений, посвященных основным направлениям бюджетной и налоговой политики на 2009 год, министр финансов РФ Кудрин обратил как раз особое внимание на существующие проблемы финансовой системы. В своем выступлении он говорил о том, что федеральный бюджет на 2009 год и среднесрочную перспективу является бюджетом развития, обеспечивающим создание предпосылок для дальнейшего увеличения инвестиций, создания условий для развития экономики, повышения ее конкурентоспособности путем:
снижения налогового бремени;
достижения стабильно низкого уровня инфляции;
проведения консервативной политики в области государственных заимствований;
создания
условий для роста
повышения эффективности судебной и правоохранительной систем;
повышение эффективности использования гос.собственности и формирования системы управления имуществом госсектора;
оказание помощи из федерального бюджета путем субсидирования процентных ставок по кредитам и компенсации части затрат на уплату процентов по кредитам, лизинговым платежам сельхозпредприятиям, предприятиям легкой промышленности и др.
В соответствии с этими задачами и согласно пояснительной записке к проекту ФЗ «О Федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» бюджет сформирован по доходам в сумме 10 927,1 млрд. рублей (21,2% ВВП), по расходам – 9 024,7 млрд. рублей (17,5% ВВП).
В
2009-2011годах объем доходов и расходов федерального
бюджета существенно возрастет (в том
числе – по сравнению с ранее утвержденными
Федеральным законом «О федеральном бюджете
на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010г.г.»
пара-метрами) при тенденции к снижению
их доли в ВВП (таблица 1):
Таблица 1.
Основные характеристики федерального бюджета
на
2009 год и плановый
период 2010 и 2011 годов
млрд. руб.
Показатели | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | |||
Закон* | Ожидаемое | Закон* | проект | Закон* | проект | проект | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
ВВП | 42 240,0 | 44 056,0 | 48 620,0 | 51 475,0 | 55 690,0 | 59 146,0 | 67 610,0 |
Доходы - всего | 8 965,7 | 9 897,2 | 9 518,3 | 10 927,1 | 10 402,4 | 11 733,6 | 12 839,0 |
В %% к ВВП | 21,2 | 22,5 | 19,6 | 21,2 | 18,7 | 19,8 | 19,0 |
Расходы - всего | 7 021,9 | 7 412,9 | 8 746,6 | 9 024,7 | 9 667,4 | 10 320,3 | 11 317,7 |
В %% к ВВП | 16,6 | 16,8 | 18,0 | 17,5 | 17,4 | 17,4 | 16,7 |
Профицит | 1 943,8 | 2 484,3 | 771,7 | 1 902,5 | 735,0 | 1 413,3 | 1 521,3 |
В %% к ВВП | 4,6 | 5,6 | 1,6 | 3,7 | 1,3 | 2,4 | 2,3 |
*
здесь и далее: показатели, установленные
Федеральным законом «О
В целом за 2009-2011 доходы федерального бюджета в реальном выражении возрастут на 4,6%, или на 1,5% в среднем за год.
По отношению к ВВП доходы федерального бюджета сократятся с 22,5 % в 2008 году до 21,2% в 2009 году и 19,0% в 2011 году. Это связано, в основном, с сокращением нефтегазовых доходов, доля которых в общем объеме доходов федерального бюджета сокращается с 50,0% в 2008 году до 36,1% в 2011 году, при сохранении объема ненефтегазовых доходов на уровне 12,1% ВВП (таблица 2):
Основные параметры доходов федерального бюджета
млрд. руб.
Показатели | 2007
(отчет) |
2008 | 2009 | 2010 | 2011 | |
Закон | Оценка | проект | проект | проект | ||
Доходы - всего | 7 781,1 | 8 965,7 | 9 897,2 | 10 927,1 | 11 733,6 | 12 839,0 |
в %% к ВВП | 23,6 | 21,2 | 22,5 | 21,2 | 19,8 | 19,0 |
в
том числе: |
2 897,4 | 4 249,0 | 4 944,6 | 4 692,5 | 4 526,2 | 4 637,5 |
в %% к ВВП | 8,8 | 10,1 | 11,2 | 9,1 | 7,7 | 6,9 |
Доходы без учета нефтегазовых доходов | 4 883,7 | 4 716,7 | 4 952,6 | 6 234,6 | 7 207,4 | 8 201,5 |
в %% к ВВП | 14,8 | 11,2 | 11,2 | 12,1 | 12,2 | 12,1 |
Информация о работе Финансовая система РФ и тенденции ее развития