Финансовая система РФ и тенденции ее развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 14:56, курсовая работа

Описание работы

Финансы – это система экономических отношений, которые возникают между государством, юридическими и физическими лицами, между отдельными государствами по поводу формирования, распределения и использования фондов денежных средств. Иными словами, денежные отношения, реализация которых происходит через особые фонды, - это финансовые отношения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
1.Финансовая система РФ: понятие, состав, структура……………..5
1.1 Понятие финансовой системы………………………………..5
1.2 Состав и структура финансовой системы…………………..7
1.3 Общая характеристика звеньев финансовой системы…….9
2.Управление финансовой системой РФ……………………………..15
2.1 Финансовый контроль, общая характеристика,
классификация……………………………………………………..15
2.2 Органы управления финансами, их задачи и функции….17
3. Тенденции укрепления финансовой системы РФ в современных
условиях………………………………………………………….……21
Заключение…………………………………………………………….….27
Список литературы………………………………………………………28
Приложения………………………………

Работа содержит 1 файл

Финансы курсовая!.doc

— 197.50 Кб (Скачать)

     По  методам финансовый контроль подразделяется на проверки, ревизии, обследования, надзор и анализ.

     По  объектам финансовый контроль делится на бюджетный, за внебюджетными фондами, налоговый, страховой и др.

     2.2 Органы управления  финансами, их  задачи и функции

                                      

     Финансовая  система – совокупность взаимосвязанных  и взаимодействующих сфер и звеньев, а так же финансовых институтов, непосредственно участвующих в  финансовой деятельности и способствующих ее осуществлению.

     Государство осуществляет руководство финансами, регулирует и направляет финансовую деятельность через свои законодательные  и исполнительные органы, которые  наделены соответствующей компетенцией.

     Согласно  Конституции РФ высшим представительным и законодательным органом власти в стране является Федеральное Собрание, состоящее из двух палат – Государственной Думы и Совета Федерации.

     Представительные  органы в лице Федерального Собрания и представительных органов субъектов  Федерации рассматривают, обсуждают и утверждают федеральный бюджет, бюджеты республик, входящих в состав РФ, принимают законы о бюджете, налогах и сборах в пределах их компетенции, определенной Конституцией РФ.

     Исполнительную  власть в стране осуществляют Правительство  РФ и исполнительные органы субъектов Федерации.

     Правительство РФ разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный  бюджет и обеспечивает его исполнение; обеспечивает проведение в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики, занимается другими финансовыми вопросами государства. Правительства РФ и республик издают постановления и распоряжения по вопросам финансов.

     Правительства республик в составе РФ, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт - Петербурга, органы местного самоуправления обеспечивают в пределах своей компетенции руководство финансами на соответствующих территориях административных образований.

     Кроме указанных высших органов государственной  власти в финансовой деятельности участвуют  специальные органы. Их можно разделить на две группы:

     Государственные органы, осуществляющие финансовую деятельность в связи с выполнением своих  основных задач и функций (Минфин РФ, Банк России);

     Государственные органы специальной компетенции (федеральное  казначейство, органы финансового контроля, страховой надзор, коммерческие банки).

     Все акты исполнительных органов власти специальной компетенции могут  издаваться не иначе как на основании  и во исполнение закона.

     В РФ образованы государственные органы специальной компетенции, для которых финансовая деятельность является основной их функцией.

     Важнейшим органом, осуществляющим управление финансами  РФ, являются Министерство финансов РФ и его органы на местах. Минфин России обеспечивает проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики РФ..

     Основными задачами Минфина РФ являются:

     совершенствование бюджетной системы РФ, развитие бюджетного федерализма;

     разработка  и реализация единой финансовой, бюджетной, налоговой, валютной политики в РФ;

     концентрация  финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально- экономического развития РФ;

     разработка  проекта федерального бюджета;

     составление отчета об исполнении федерального бюджета  и консолидированного бюджета РФ;

     разработка  программ государственных заимствований  и управление государственным внутренним и внешним долгом РФ.

     Министерство  финансов РФ в соответствии с возложенными на него задачами выполняет следующие основные функции:

     Подготавливает  предложения и реализует меры по совершенствованию бюджетной  системы РФ, развитию бюджетного федерализма и механизма межбюджетных отношений с субъектами РФ;

     Участвует в разработке прогнозов социально- экономического развития РФ на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную  перспективу;

     Участвует в разработке и осуществлении  мер по финансовому оздоровлению и структурной перестройке экономики, поддержке и защите интересов отечественных производителей товаров, исполнителей работ, услуг;

     Участвует в подготовке предложений по основным направлениям кредитной, денежной политики РФ, улучшению состояния расчетов и платежей в экономике;

     Разрабатывает меры, направленные на формирование и  реализацию активной инвестиционной политики, участвует в разработке и финансировании федеральных инвестиционных программ и бюджета развития РФ;

     Разрабатывает проекты федерального бюджета и прогноз консолидированного бюджета РФ;

     Исполняет федеральный бюджет, составляет отчет  об исполнении федерального бюджета  и консолидированного бюджета РФ;

     Осуществляет  контроль за целевым использованием средств федерального бюджета и др.

     Важное  подразделение Министерства финансов - Главное управление федерального Казначейства, отвечающее за кассовое исполнение бюджета. Органы федерального казначейства впервые были образованы в 1863 году. После революции 1917 года они были упразднены и их функции выполнял Минфин. Вновь это подразделение было образовано в 1992году..

     Независимым постоянно действующим органом  государственного финансового контроля, наделенным широкими полномочиями является Счетная палата РФ. Счетная палата осуществляет свою деятельность в соответствии с Федеральным Законом № 4 ФЗ от 11.01.95г. в соответствии с изменениями и дополнениями.

     Контроль  за правильным исчислением, полнотой и  своевременностью взносов в бюджет всех обязательных платежей возложен на Министерство РФ по налогам и сборам и его органы на местах – налоговые инспекции.

     С деятельностью Министерства РФ по налогам  и сборам тесно связана работа Департамента налоговой полиции РФ, созданного в июле 1993 года.

     В конце 1995 года Департамент налоговой  полиции РФ был переименован в Федеральную службу налоговой полиции РФ.

     За  поступление таможенных пошлин ответственность  несет Государственный таможенный комитет РФ. 
 

     3. Тенденции укрепления финансовой системы РФ

                          в современных условиях   

     Каждое  звено финансовой системы представляет собой определенную сферу финансовых отношений и от того, как отлажены эти отношения в каждом звене, зависит общее состояние финансовой системы государства.

     В одном из своих выступлений, посвященных основным направлениям бюджетной и налоговой политики на 2009 год, министр финансов РФ Кудрин обратил как раз особое внимание на существующие проблемы финансовой системы. В своем выступлении он говорил о том, что федеральный бюджет на 2009 год и среднесрочную перспективу является бюджетом развития, обеспечивающим создание предпосылок для дальнейшего увеличения инвестиций, создания условий для развития экономики, повышения ее конкурентоспособности путем:

     снижения  налогового бремени;

     достижения  стабильно низкого уровня инфляции;

     проведения  консервативной политики в области  государственных заимствований;

     создания  условий для роста конкурентоспособности "человеческого капитала";

     повышения эффективности судебной и правоохранительной систем;

     повышение эффективности использования гос.собственности и формирования системы управления имуществом госсектора;

     оказание  помощи из федерального бюджета путем  субсидирования процентных ставок по кредитам и компенсации части  затрат на уплату процентов по кредитам, лизинговым платежам сельхозпредприятиям, предприятиям легкой промышленности и др.

     В соответствии с этими задачами и согласно пояснительной записке к проекту  ФЗ «О Федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» бюджет сформирован по доходам в сумме 10 927,1 млрд. рублей (21,2% ВВП), по расходам – 9 024,7 млрд. рублей (17,5% ВВП).

     В 2009-2011годах объем доходов и расходов федерального бюджета существенно возрастет (в том числе – по сравнению с ранее утвержденными Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010г.г.» пара-метрами) при тенденции к снижению их доли в ВВП (таблица 1): 

      Таблица 1.

      Основные  характеристики федерального бюджета

      на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов 

млрд. руб.

Показатели 2008 2009 2010 2011
Закон* Ожидаемое Закон* проект Закон* проект проект
1 2 3 4 5 6 7 8
ВВП 42 240,0 44 056,0 48 620,0 51 475,0 55 690,0 59 146,0 67 610,0
Доходы - всего 8 965,7 9 897,2 9 518,3 10 927,1 10 402,4 11 733,6 12 839,0
В %% к ВВП 21,2 22,5 19,6 21,2 18,7 19,8 19,0
Расходы - всего 7 021,9 7 412,9 8 746,6 9 024,7 9 667,4 10 320,3 11 317,7
В %% к ВВП 16,6 16,8 18,0 17,5 17,4 17,4 16,7
Профицит 1 943,8 2 484,3 771,7 1 902,5 735,0 1 413,3 1 521,3
В %% к ВВП 4,6 5,6 1,6 3,7 1,3 2,4 2,3

     * здесь и далее: показатели, установленные  Федеральным законом «О федеральном  бюджете на 2008 год и на плановый  период 2009 и 2010 годов» (в редакции Федерального закона от 22 июля 2008 года № 122 -ФЗ) 

     В целом за 2009-2011 доходы федерального бюджета в реальном выражении возрастут на 4,6%, или на 1,5% в среднем за год.

     По  отношению к ВВП доходы федерального бюджета сократятся с 22,5 % в 2008 году до 21,2% в 2009 году и 19,0% в 2011 году. Это связано, в основном, с сокращением нефтегазовых доходов, доля которых в общем объеме доходов федерального бюджета сокращается с 50,0% в 2008 году до 36,1% в 2011 году, при сохранении объема ненефтегазовых доходов на уровне 12,1% ВВП (таблица 2):

                                                           Таблица 2.

Основные  параметры доходов  федерального бюджета

млрд. руб.

Показатели 2007

(отчет)

2008 2009 2010 2011
Закон Оценка проект проект проект
Доходы - всего 7 781,1 8 965,7 9 897,2 10 927,1 11 733,6 12 839,0
в %% к ВВП 23,6 21,2 22,5 21,2 19,8 19,0
в том числе:                         Нефтегазовые доходы 2 897,4 4 249,0 4 944,6 4 692,5 4 526,2 4 637,5
в %% к ВВП 8,8 10,1 11,2 9,1 7,7 6,9
Доходы без учета нефтегазовых доходов 4 883,7 4 716,7 4 952,6 6 234,6 7 207,4 8 201,5
в %% к ВВП 14,8 11,2 11,2 12,1 12,2 12,1

Информация о работе Финансовая система РФ и тенденции ее развития