Финансовая система РФ и тенденции ее развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 14:56, курсовая работа

Описание работы

Финансы – это система экономических отношений, которые возникают между государством, юридическими и физическими лицами, между отдельными государствами по поводу формирования, распределения и использования фондов денежных средств. Иными словами, денежные отношения, реализация которых происходит через особые фонды, - это финансовые отношения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
1.Финансовая система РФ: понятие, состав, структура……………..5
1.1 Понятие финансовой системы………………………………..5
1.2 Состав и структура финансовой системы…………………..7
1.3 Общая характеристика звеньев финансовой системы…….9
2.Управление финансовой системой РФ……………………………..15
2.1 Финансовый контроль, общая характеристика,
классификация……………………………………………………..15
2.2 Органы управления финансами, их задачи и функции….17
3. Тенденции укрепления финансовой системы РФ в современных
условиях………………………………………………………….……21
Заключение…………………………………………………………….….27
Список литературы………………………………………………………28
Приложения………………………………

Работа содержит 1 файл

Финансы курсовая!.doc

— 197.50 Кб (Скачать)

 

                  1.3 Общая характеристика звеньев финансовой системы 

     Главным звеном финансовой системы государства  является государственный бюджет, который представляет собой форму образования и использования централизованного фонда денежных средств, для обеспечения функций органов государственной власти. Государственный бюджет является основным финансовым планом страны, утверждаемым Федеральным Собранием Российской Федерации в качестве закона.

     Через госбюджет государство концентрирует  у себя значительную долю национального  дохода для финансирования народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, укрепления обороны страны и содержания органов государственной власти и управления. С помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода, что создает возможность маневрировать денежными средствами и целенаправленно влиять на темпы и уровень развития общественного производства. Это позволяет осуществлять единую экономическую и финансовую политику на всей территории страны.

     В условиях перехода на рыночные отношения  государственный бюджет сохраняет свою важную роль. Изменяются лишь методы его воздействия на общественное производство путем создания иного режима расходования бюджетных средств. В современных условиях развитие общественного производства обеспечивается не методами бюджетного финансирования и дотирования, а с помощью экономических методов, использование которых позволяет перейти к финансовому регулированию экономики. Средства бюджета должны направляться на осуществление инвестиционной политики, субсидирование предприятий, финансирование конверсии оборонных отраслей. Расходы бюджета в области экономики призваны способствовать формированию рациональной структуры общественного производства, наращиванию научно-технического потенциала, обновлению материально-технической базы. Применяя различные формы воздействия на экономику, государство способно существенно изменить сложившиеся народнохозяйственные пропорции, например ликвидировать нерентабельные предприятия или их перепрофилировать.

     Важная  роль государственного бюджета не ограничивается финансированием сферы материального производства. Бюджетные ресурсы направляются также в непроизводственную сферу (образование, здравоохранение, культуру и др.). Финансирование предприятий и учреждений социально-культурного направления осуществляется за счет бюджетных и внебюджетных фондов. Расходы бюджета, обусловленные реализацией социальной политики государства, имеют огромное значение. Они позволяют государству развивать систему народного образования, финансировать культуру, удовлетворять потребности граждан в медицинском обслуживании, повышать уровень их социального обеспечения, осуществлять социальную защиту.

     Одним из звеньев общегосударственных  финансов являются внебюджетные фонды — средства федерального правительства и местных властей, связанные с финансированием расходов, не включаемых в бюджет.

     Формирование  внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений, которые для обычного налогоплательщика  ничем не отличаются от налогов. Основные суммы отчислений во внебюджетные фонды включаются в состав себестоимости и установлены в процентах к фонду оплаты труда.

     Организационно  внебюджетные фонды отделены от бюджетов и имеют определенную самостоятельность. Внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение, что гарантирует использование средств в полном объеме.

     Государственный кредит – это особая форма кредитных отношений между государством или местными органами власти и юридическими и физическими лицами, при которых государство или местные органы власти выступают главным образом в качестве заемщика средств. Политику в отношении государственного внутреннего долга определяет Федеральное Собрание РФ, которое устанавливает его верхний предел при утверждении федерального бюджета на предстоящий финансовый год. В настоящее время внутренний государственный долг РФ состоит из государственных ценных бумаг, выпущенных Минфином РФ от имени Правительства РФ, а так же в виде кредитных отношений с Центральным Банком РФ. В отношении других государств Российская Федерация может выступать как должником, так и кредитором. В правоотношениях по государственному кредиту стороны не могут изменять предписаний государства.

     Взятые  в займы денежные средства у населения, хозяйствующих субъектов и других государств поступают в распоряжение органов государства, превращаясь в дополнительные финансовые ресурсы. Они могут быть использованы просто как планируемый бюджетный ресурс, ресурс для пополнения внебюджетных фондов на специальные цели, инвестиционный ресурс, но как правило, государственные займы в разных формах используются особенно интенсивно для покрытия бюджетного дефицита.

     Источником  погашения государственных займов и выплаты процентов по ним  выступают средства бюджета, где  ежегодно эти расходы выделяются в отдельную сроку. Однако в условиях нарастания бюджетного дефицита государство может прибегнуть к рефинансированию государственного долга, т.е. погасить старую государственную задолженность путем выпуска новых займов. В сферу государственно - кредитных отношений попадают временно свободные средства населения и хозяйствующих субъектов, но не предназначенные для текущего потребления.

     Фонды имущественного и личного страхования обеспечивают возмещение возможных убытков от стихийных бедствий и несчастных случаев, а также способствует их предупреждению.

     Социальное страхование - это система отношений, с помощью которой формируются и расходуются фонды денежных средств для материального обеспечения лиц, не обладающих физической трудоспособностью или располагающих таковой, но не имеющих возможности реализовать ее по различным причинам.

     Социальное  страхование как финансовая категория  представляет собою часть денежных отношений по распределению и  перераспределению национального  дохода с целью формирования и  использования фондов, предназначенных  для содержания лиц, не участвующих в общественном труде.

     Имущественное страхование - отрасль страхования, где объектами страховых правоотношений выступает имущество в различных  видах.

     Наконец, финансы хозяйствующих субъектов, которые являются основой единой финансовой системы страны, обслуживают процесс создания и распределения общественного продукта и национального дохода и являются главным фактором формирования централизованных денежных фондов. При этом активное использование финансов предприятий в процессе производства и реализации продукции не исключает участия в этом процессе бюджета, банковского кредита, страхования.

     Состав  финансовой системы показывает, что  в ее формировании в условиях развития рыночной экономики стал использоваться зарубежный опыт. Так, используя зарубежную практику, стали создаваться различные внебюджетные фонды и соответствующие им правовые институты. Перестало быть государственной монополией имущественное и личное страхование, банковский кредит.

     Поскольку финансы являются носителем распределительных  отношений, то это распределение происходит прежде всего между различными субъектами. Поэтому в общей совокупности финансов, образующих финансовую систему, выделяются три основные сферы (Приложение № 1):

     - финансы предприятий, учреждений, организаций, т.к. они обслуживают основное звено общественного воспроизводства. Им присущи, с одной стороны, черты, характеризующие экономическую природу финансов в целом, а с другой особенности, обусловленные функционированием финансов в разных сферах общественного производства. Финансы предприятий представляют собой денежные отношения, связанные с формированием и распределением денежных доходов и накоплений у субъектов хозяйствования и их использованием на выполнение обязательств перед финансово-банковской системой и финансирование затрат по расширенному производству, социальному обслуживанию и материальному стимулированию работающих;

     - страхование, значительная часть  финансовой системы, связанная  с перераспределением денежных  средств, поступающих от юридических  и физических лиц. Такая деятельность связана с наличием вероятности наступления внезапных, непредвиденных и непреодолимых событий, влекущих за собой нанесение ущерба, который впоследствии "раскладывается" между участниками страхования;

     - государственные финансы, представляющие собой денежные отношения по поводу распределения стоимости общественного продукта и части национального богатства, связанные с формированием финансовых ресурсов государства и его предприятий и использованием государственных средств на затраты по расширению производства, удовлетворению растущих социально-культурных потребностей членов общества, нужд обороны страны и управления.

     Каждое  звено финансовой системы в свою очередь можно подразделить на подзвенья  в соответствии с внутренней структурой содержащихся в нем финансовых взаимосвязей. Так, в составе финансов, в зависимости от отраслевой направленности могут быть вычленены финансы промышленных, сельскохозяйственных, торговых, транспортных предприятий и т.д., а в зависимости от форм собственности - финансы государственных предприятий, кооперативных, акционерных, частных и других. В составе финансов общественных организаций выделяют финансы профсоюзов, политических партий и общественных движений, специальных, целевых и благотворительных фондов. В сфере страховых отношений каждое из звеньев, представленное особой отраслью страхования, подразделяется по видам страхования. В составе государственных финансов группировка финансовых отношений внутри звеньев осуществляется в соответствии с уровнем государственного управления (федеральный, субъектов федерации, местный).

 

2.Управление финансовой  системой РФ

     2.1 Финансовый контроль, общая характеристика, классификация 

     Финансовый  контроль-это совокупность действий и операций по проверке правильности и обоснованности формирования, распределения и использования финансовых ресурсов.

     Необходимость финансового контроля обусловлена  тем, что в условиях экономических  отношений товарно - денежные отношения невозможны без осуществления контроля за ними. Финансовый контроль основан на объективно существующей контрольной функции финансов, он распространяется на все стадии воспроизводственного процесса и является разновидностью деятельности органов государственной власти и управления.

     Основными направлениями финансового контроля являются:

  1. Проверка выполнения финансовых обязательств перед государством;
  2. Устранение и предупреждение нарушений финансовой дисциплины;
  3. Проверка эффективности использования финансовых ресурсов;
  4. Проверка соблюдения финансового законодательства и др.

     Классификация финансового контроля осуществляется по следующим категориям:

  1. По субъектам.
  2. По источникам проверяемых данных.
  3. По времени проведения.
  4. По методам.
  5. По объектам контроля.

     Рассмотрим более подробно каждую классификацию.

По субъектам финансовый контроль делится на:

  1. общегосударственный – осуществляется со стороны органов государственной представительной власти в лице Президента РФ, его администрации, Федерального собрания и др.
  2. ведомственный – осуществляется со стороны органов государственной исполнительной власти в лице Минфина РФ, Центрального Банка, Федеральной налоговой службы, Таможенного комитета и др.
  3. внутрихозяйственный( внутрифирменный) – осуществляется внутри предприятий и организаций бухгалтерией, экономическим отделом, службой финансового менеджмента;
  4. независимый - осуществляет аудиторскими фирмами, имеющими лицензию.

По источникам проверяемых данных финансовый контроль подразделяется:

  • документальный – проверяются сметы, финансовые планы, отчеты, другие денежные и финансовые документы;
  • фактический – осуществляется проверка фактического состояния проверяемого объекта.

Финансовый  контроль по времени проведения подразделяется на:

  • предварительный – проводится до формирования денежных фондов путем проверки проектов, финансовых планов, смет;
  • текущий – осуществляется в момент проведения денежных сделок и финансовых операций путем проверки бухгалтерской отчетности;
  • последующий – осуществляется путем анализа бухгалтерской и финансовой отчетности;

Информация о работе Финансовая система РФ и тенденции ее развития