Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 02:25, контрольная работа
Исторически финансы были связаны с деятельностью государства. Они сложились, как государственные финансы, в виде образования и использования государственной казны. Это положение не только сохранилось, но и получило дальнейшее развитие. В современных условиях государство организует финансовую систему и использует её для управления народным хозяйством страны.
В нашей экономической литературе в теоретическом плане выделяют понятия: финансы, финансовая система, финансовая политика.
Финансы представляют собой довольно сложное общественное явление. Они охватывают широкую гамму обменно-распределительных отношений, которые отображаются в различных денежных потоках. При единой сущности этих отношений в них выделяются отдельные элементы, которые имеют свои характерные признаки и особенности. Изучение финансов основывается как на понимании их необходимости, сущности и роли в обществе, так и на детальном усвоении конкретных форм финансовых отношений.
Выделение форм финансовых отношений характеризует относительное отделение отдельных составляющих финансов. Совокупность этих составляющих определяется термином «финансовая система». Как и всякая другая система, она является не простым набором отдельных элементов, а совокупностью взаимосвязанных элементов, которые имеют однородные признаки.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….…...3
1. Сущность и структура финансовой системы Республики Беларусь....4
2. Сферы и звенья финансовой системы Республики Беларусь……..….9
3.Финансы сферы материального производства – исходное звено финансовой системы………………………………………………………….…15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………….………………………20
Список использованных источников…………………………………..21
Финансовые средства предприятий используются для производства и реализации товаров и услуг, воспроизводства капитала во всех его формах.
Некоммерческими организациями признаются те, которые не ставят своей целью извлечение прибыли и не распределяют полученную прибыль между участниками.
Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку она необходима для их уставных целей, ради которых они созданы, и соответствуют этим целям.
Некоммерческие организации могут быть созданы в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, в других формах, предусмотренных законодательством6.
Некоммерческие организации именуются просто организациями.
К субъектам хозяйствования относятся также и домашние хозяйства и соответственно различают финансы домашних хозяйств.
Под домашним хозяйством понимается хозяйство, которое ведется одним или несколькими лицами, проживающими совместно и имеющими общий бюджет. Термин «домашнее хозяйство» не равнозначен термину «семья». В отличие от семьи домохозяйство включает не только родственников, но и наемных работников.
Таким образом, внутри сферы «финансы субъектов хозяйствования» выделяются три звена финансовых отношений в соответствии с характером деятельности субъектов: финансы коммерческих организаций, финансы некоммерческих организаций, финансы домашних хозяйств.
Общегосударственные финансы представляют собой систему денежных отношений, связанных с формированием централизованных фондов денежных средств и использованием их для выполнения функций государства.
В состав общегосударственных
финансов включаются следующие звенья:
государственный бюджет (республиканский
и местные бюджеты), государственные
целевые бюджетные и
Кратко рассмотрим экономическое
содержание составных звеньев
Государственный бюджет является
одним из основных звеньев финансовой
системы. С его помощью правительство
концентрирует в своих руках
значительную часть финансовых ресурсов
государства. Бюджет страны состоит
из двух взаимосвязанных групп статей:
доходных и расходных. В доходной
части бюджета указываются
В расходной части
Необходимо иметь ввиду, что в состав государственного бюджет Республики Беларусь включаются бюджеты отдельных областей и бюджет города Минска, составляющие в совокупности консолидированный бюджет страны.
Важным звеном общегосударственных
финансов являются внебюджетные фонды.
Они представляют собой средства
правительства и местных
Внебюджетные фонды имеют
строго целевое назначение — мобилизация
средств для пенсионного
Порядок формирования и использования внебюджетных и целевых бюджетных фондов регламентируется законодательством.
Важным звеном общегосударственных финансов является государственный кредит, посредством которого осуществляется формирование дополнительных финансовых ресурсов государства за счет мобилизации временно свободных средств населения, предприятий, организаций и учреждений. Государственный кредит представляет собой совокупность денежных отношений, возникающих между государством как заемщиком (или заимодателем) денежных средств и физическими (юридическими) лицами, иностранными правительствами в процессе формирования и использования общереспубликанского фонда денежных средств.
Государственный кредит может быть внутренним и внешним. Внутренним называется государственный кредит, размещаемый внутри страны, если он размещается в других странах, то это внешний кредит.
В Республике Беларусь преимущественное развитие получил внутренний государственный кредит. Однако в последние годы в связи с постоянной нехваткой внутренних финансовых ресурсов правительства обеих стран все шире привлекают внешний, т.е. международный, государственный кредит.
Специфической сферой финансовой системы являются органы управления финансами — финансовый аппарат — третья сфера финансовой системы, называемая иногда институционной системой.
Государство осуществляет руководство
финансами, регулирует и направляет
финансовую деятельность через свои
законодательные и
Согласно Конституции
Республики Беларусь (ст. 90, 97, 98), высшим
законодательным и
Состав финансовой системы страны во многом зависит от того, является государство федеральным или унитарным. Республика Беларусь является унитарным государством. Поэтому в отличие, например, от России, являющейся федеральным государством, финансовая система Беларуси имеет некоторые особенности. Они, в частности, состоят в том, что в составе финансовой системы Республики Беларусь отсутствует такое звено, как финансы федеральных органов власти. В системе внебюджетных фондов России, как уже говорилось, насчитывается более 30 таких внебюджетных фондов, между тем как в Беларуси количество внебюджетных фондов составляют единицы.
Необходимо отметить, что
состав и структура финансовой системы
в стране не является неизменной. По
мере развития и совершенствования
экономических отношений в
3. Финансы предприятия материального производства
Финансы предприятий являются
важной составной частью финансовой
системы республики. Они обслуживают
основное звено общественного
Финансам сферы материального производства присущи черты, характеризующие экономическую природу финансов в целом. Вместе с тем они обладают специфическими признаками, которые вытекают из особенностей хозяйствования, характера возникающих здесь распределительных отношений.
В сфере материального
производства производятся товары, основу
организационной структуры ее образуют
предприятия, объединения, ассоциации.
Поэтому важной особенностью финансов
этой сферы является их непосредственная
связь с формированием
Объектом распределения
на предприятии является выручка
от реализации продукции. На основе ее
распределения формируется фонд
возмещения текущих затрат предприятия,
производятся отчисления в общегосударственные
фонды (в форме налога на добавленную
стоимость, акцизов, во внебюджетные фонды)
и образуется чистый доход. За счет
чистого дохода формируются фонды
производственного назначения, необходимые
для расширения производства, совершенствования
его материально-технической
Чистый доход служит также
источником образования
Таким образом, финансы предприятий представляют собой систему денежных отношений, связанных с формированием и использованием денежных фондов и накоплений предприятий на общегосударственные цели, финансирование затрат самих предприятий, социальные нужды и материальное стимулирование работников.
С учетом специфики формируемых фондов финансы сферы материального производства включают денежные отношения предприятий:
с другими предприятиями
(они складываются в процессе получения
выручки от реализации, поступления
внереализационных доходов, оплаты
материальных затрат, уплаты и получения
штрафов при нарушении
с коллективом работников данного предприятия (эти отношения опосредуют создание фонда оплаты труда, премий, распределение прибыли и выплаты работникам пособий из фонда потребления, а также привлечение средств работников (продажа ценных бумаг, паевые взносы для формирования финансовых ресурсов предприятия);
с государством при уплате налогов в бюджет, отчислениях во внебюджетные фонды, ассигнованиях из бюджета, при покупке государственных ценных бумаг, а также получении выплат по ним;
хозрасчетными подразделениями внутри предприятий при распределении финансовых ресурсов между ними;
с банками (эта группа финансовых отношений получает форму получения банковских ссуд, их возврата, уплаты процентов по ссудам, предоставления банкам во временное пользование свободных денежных средств за определенную плату, операций с ценными бумагами, реализуемыми банками);
с вышестоящими организациями
в границах внутриотраслевого
с учредителями (эти отношения
складываются при взносе учредителем
средств для формирования уставного
фонда, а также при распределении
прибыли предприятия и
Финансы предприятий выполняют две функции: распределительную и контрольную.
Распределительная функция
финансов реализуется при распределении
выручки от реализации, прибыли, остающейся
в распоряжении предприятия, формировании
и использовании целевых
Контрольная функция финансов предприятий находит свое проявление в контроле за обоснованностью формирования доходов, их соответствием реальным условиям коллектива, а также рациональным использованием денежных фондов, своевременной и полной уплатой налогов в бюджет и отчислениями во внебюджетные фонды. Усиление роли контрольной функции финансов связано с расширением действенности финансовых санкций в условиях рыночной экономики.
Финансы предприятий сферы материального производства базируются на определенных принципах. К их числу относятся: хозяйственный расчет, финансовая самостоятельность предприятий, экономическая ответственность за выполнение обязательств перед поставщиками, государством, коллективом работников, банками, участие в кругообороте фондов предприятия не только собственных, но и привлеченных, заемных денежных ресурсов.
Хозрасчет представляет собой определенную методику ведения хозяйства, которая предполагает полное возмещение текущих затрат, связанных с производством и реализацией продукции, из выручки от реализации и получение прибыли (самоокупаемость). При недостатке собственных источников в оборот предприятия привлекаются ссуды банка, которые в дальнейшем погашаются за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.
В условиях рыночной экономики
и развития процессов приватизации
обеспечение принципа самофинансирования
достигается путем