Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 10:50, курсовая работа
Причиной выбора данной темы является ее актуальность. В условиях рыночной экономики, когда товарно-денежные отношения приобретают всеохватывающий характер, финансы представляет собой экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов. Финансы неотъемлемая часть денежных ресурсов. Финансы отличаются от денег, как по содержанию, так и по выполняемым функциям.
Введение стр.3
Понятие финансовой системы государства и ее структура
История развития государства и основные элементы финансовой системы стр.4
Характеристика отдельных звеньев государственных финансов
Сущность и роль местных финансов стр.9
Состав и структура местных финансов стр.10
Сущность и роль специальных фондов стр.15
Финансы государственных предприятий стр.18
Финансовая система Великобритании стр.21
Финансовая система Франции стр.27
Основные проблемы функционирования финансовой системы РФ стр.31
Перспективы совершенствования финансовой системы РФ стр.37
Заключение
Политика в
области бюджетных доходов и
расходов. В новом трехлетнем бюджете
Правительством Российской Федерации
прогнозируется снижение зависимости
доходной части федерального бюджета
от уплаты ряда налогов и сборов на нефть,
газ и нефтепродукты. Так, доля ненефтегазовых
доходов в общем объеме доходов федерального
бюджета должна возрасти с 52,6% в 2008 году
до 63,9% в 2011 году, а по отношению к ВВП -
с 11,2% до 12,1%. В то же время, снижение доли
нефтегазовых доходов планируется до
36,1% в суммарных доходах и до 6,9% ВВП.
Однако, как показывает практика исполнения
бюджета, такие темпы роста ненефтегазовых
доходов может оказаться трудновыполнимым.
Так, при принятии федерального бюджета
на 2008 год утвержденная доля нефтегазовых
доходов в общем объеме доходов составляла
35,9 %, а в настоящее время этот показатель
на конец года прогнозируется на уровне
50%.
Объем расходов в законе
предусмотрено увеличить в 2011 году
по сравнению с 2008 годом на 4,3 трлн.
рублей, или на 61,2% в 2011 году.
Законом предусматривается увеличение
непроцентных расходов в 2009 году по сравнению
с предыдущим годом на 1,96 трлн. рублей,
в 2010 году - на 1 259,7 млрд. рублей, в 2011 году
- на 923,2 млрд. рублей.
Во второй половине 2008 года темпы экономического
роста в России значительно замедлились
из-за мирового финансового кризиса. Это
привело к тому, что бюджет стал получать
меньше налоговых поступлений от бизнеса.
Кроме того, на мировом рынке упали цены
на нефть, а правительство вынуждено было
увеличить траты, чтобы справиться с последствиями
кризиса в российской банковской системе
и экономике в целом. Влияние мирового
кризиса вызывает необходимость пересмотра
всех доходных поступлений в бюджет.
Следующей проблемой в области доходов становится снижение дохода от внешнеторговой деятельности. Таможенные пошлины составляют до 40 % бюджета. Но по прогнозам Минфина Россия в 2009 году может сократить доходы от экспорта с $469 млрд до $269 млрд, доходы от импорта снизятся с $292 млрд до $245 млрд. Впервые с 1982-1983 годов мировая экономика будет иметь два года подряд снижение спроса на нефтепродукты и нефть. Нефтегазовые доходы бюджета РФ снизятся в 2009 году с планируемых 50% до 36%.
В Бюджетном послании четко
обозначены и основные приоритеты бюджетных
расходов, главным из которых остается
социальная направленность, создание
механизмов повышения качества государственных
услуг. В частности, подчеркивается,
что «приоритетными направлениями
бюджетных расходов должны быть сферы
здравоохранения, образования, научных
исследований и опытно-конструкторских
разработок...».
Реализация этого приоритета требует
переориентации и повышения эффективности
использования ресурсов не только федерального
бюджета, но и бюджетной системы в целом.
Однако структура нового трехлетнего
бюджета на 2009-2011 годы в основном остается
инерционной.
Зависимость российской экономики от мировых цен на нефть. Данная зависимость серьезно влияет на федеральный бюджет. Сегодня идет переход к другому тренду цен на нефть. Пик цен, скорее всего, уже пройден, хотя возможны политические и другие спекулятивные события, способные поднять цены на нефть. Долгосрочная цена на нефть в условиях кризиса находится в пределах 40-50 $ за баррель. В наших бюджетных расчетах заложена цена около 90-100$. Сейчас же цена нефти не превышает 50 долл., поэтому предложенные Минфином расчетные цены являются запредельными.
Естественно, возникает вопрос, удастся ли реализовать масштабные планы социальной поддержки, экономического развития, когда цены на нефть падают, а инфляция растет. «Планы не пострадают», - уверяет председатель Комитета Госдумы по бюджету и налогам Юрий Васильев. «Даже если цена на нефть упадет до 40 - 50 долларов, то конструкция бюджета не прогнется. Будет задействован Резервный фонд, который и создавался на случай падения мировых цен на нефть», - говорит Васильев. К концу 2009 года объем Резервного фонда прогнозируется в размере 5,1 триллиона рублей, Фонда национального благосостояния - в 3,3 триллиона рублей. Эти деньги и обеспечат стабильную устойчивость бюджета.
Дефицит бюджета. Одной из главных проблем оценки
исполнения бюджета 2008 и формирования
бюджета 2009 гг. стало непринятие во внимание
влияние финансового кризиса на отечественную
экономику.
Первичный дефицит федерального бюджета
России в декабре 2008 года составил 805 миллиардов
рублей, или 20,4 процента от месячного ВВП.
При этом в целом за год был зафиксирован
профицит бюджета: правительство получило
9,26 триллиона рублей, а потратило 7,56 триллиона
рублей.
Ранее сообщалось, что дефицит бюджета
был зафиксирован и по итогам ноября 2008
года. Тогда государство потратило приблизительно
на 270 миллиардов рублей больше, чем получило. До
осени 2008 года Минфин каждый месяц отчитывался
о профиците бюджета. Этому способствовал
устойчивый экономический рост и увеличение
цен на нефть на мировых рынках, из-за чего
экспортные пошлины на нефть в России
постоянно росли.
Федеральный бюджет России на 2009-2011 года был принят осенью 2008 года и содержал ряд параметров, которые оказалось невозможно выполнить в условиях разразившегося финансового кризиса. Из-за этого уже к декабрю 2008 года Минэкономразвития представило новые бюджетные проектировки.
Президент России Д. Медведев
30 декабря подписал сразу несколько
законов, направленных на стабилизацию
дел в экономике страны. В частности,
президент одобрил поправки в
бюджет на 2009-2011 годы, которые позволят
упростить доступ к государственным
гарантиям, а также финансировать
меры, направленные на борьбу с безработицей.
Кроме того, Дмитрий Медведев подписал
закон о повышении той части ставки налога
на прибыль, которая пойдет в бюджеты регионов,
а не в федеральный бюджет. Теперь регионам
будет отдаваться 18 процентов, а не 17,5
процента. Федеральный бюджет будет забирать
себе не 2,5, а 2 процента.
Премьер-министр РФ Владимир
Путин поручил Минфину внести
изменения в бюджет 2009 года исходя
из мировой цены на нефть в 41 доллар
за баррель. «Минфин должен будет
внести необходимые изменения в
текущий бюджет на 2009 год исходя
из цены на нефть в 41доллар за баррель»,
- заявил Путин 19 января на заседании Президиума
правительства.
Кроме того, по словам Кудрина, правительственная
комиссия по бюджетным проектировкам
в феврале рассмотрит параметры федерального
бюджета на 2010-2012 годы. Он пояснил, что
формировать трехлетний бюджет Минфин
будет после того, как определится окончательный
объем бюджета на 2009 год.
При наибольших расходах дефицит бюджета составит 7,6 процента ВВП, а при более позитивном - 7 процентов ВВП, или 3,1 и 2,9 триллиона рублей соответственно. Сейчас в бюджете на 2009 год заложены доходы в размере 10,927 триллиона рублей, а расходы - в размере 9,025 триллиона рублей.
По прогнозам
По оценке Министерства финансов, дефицит
российского бюджета в 2009 году может составить
до 4 триллионов рублей, если стоимость
нефти снизится до 32 долларов за баррель.
Кроме того, на величину дефицита окажут
влияние и антикризисные меры, предпринимаемые
правительством. Приемлемым дефицит станет
только в 2010 году и составит около пяти
процентов ВВП, а в 2011-м - три процента ВВП.
В 2009 г. дефицит бюджета по оценкам составит
чуть больше 6 %.
Сейчас перед Россией
остро стоят проблема финансовой
стабилизации. Финансовый кризис также
выявил слабую прогностическую
Перспективы совершенствования финансовой системы в РФ
Совершенствование финансовой системы должно проводиться не в отдельных ее составных частях, а систематически, т.е. всех элементов: банковского сектора, фондового рынка, госбюджета и т.д.
Рассмотрим основные направления
изменения финансовой системы.
Изменение финансовой политики в аспекте
инновационного развития страны обусловливает
решение ряда задач: повышение в течение
среднесрочного периода (к 2011 г.) потенциала
расходов бюджетной системы России до
50-55% ВВП (среднеевропейский уровень), направление
его прироста (около 20% ВВП) на ускоренное
инновационное развитие уже в предстоящем
среднесрочном отрезке; переход к инновационно-инвестиционному
типу антиинфляционной политики на основе
эквивалентной и сбалансированной взаимосвязи
потока денежных ресурсов и потока товарных
(инновационных) ресурсов с активным развитием
внутреннего инновационного рынка и интенсивным
использованием инновационного потенциала
мирового рынка, инновационного рынка
отдельных развитых стран Запада и Востока.
Основные факторы подавления
инфляции лежат в сфере инновационной
деятельности предприятий и ускорения
развития отечественного производства.
Именно они обеспечивают достижение
баланса между ростом денежного
предложения и ростом товарного
предложения.
Следует оперативно пересмотреть политику
использования нефтегазовых доходов,
преодолеть уклон в сторону их «стерилизации»
и вымышленные, необоснованные опасения
«перегрева» российской экономики и «голландской
болезни». Нефтегазовые доходы – это главные
конкурентные преимущества России в мировом
развитии, поэтому политика их «стерилизации»
под «лозунгом» антиинфляционной борьбы
означает на деле «стерилизацию» наших
преимуществ и блокирование ускоренного
инновационного развития.
Чтобы не допустить развертывания
нового платежного кризиса с неизбежным
бартером и взаимозачетами, следует
изменить федеральный закон о
Центральном банке РФ и вменить
ему функцию прямого
Учитывая опыт реализации
национальных проектов, позволивших
синтезировать бюджетные и
Повысить качественность бюджетных проектировок и прогнозов правительственных ведомств, поскольку опыт показывает, что фактические параметры бюджетных доходов и расходов, бюджетного профицита, инфляции существенно не совпадают с законодательными или прогнозными, причем нередко сознательно заниженными, при этом оценка работы ведомств и применение мер ответственности к их руководству в этом аспекте не осуществляется.
Не следует рассматривать как основательные аргументы финансовых властей против снижения ставки налога на добавленную стоимость с 18% до 10-12%: уменьшение ставки НДС до 10% не привело бы к снижению доходов и расходов федерального бюджета, а только сократило бы бюджетный профицит в 2007 г. до 1184 млрд. руб. вместо 1796,1 млрд. руб., который был направлен в стабилизационный фонд.
Сокращение бюджетного профицита для целей инновационного развития за счет снижения налогового давления на бизнес излишнего НДС и увеличения вложений в человеческий потенциал полностью отвечает цели повышения конкурентоспособности России и при правильной финансовой политике не несет никакой угрозы инфляции.
Политика новой финансовой стабилизации и инновационного поворота нуждается в пересмотре предельно либерализованного режима вывоза из страны государственного и частного, акционерного, в том числе банковского, капитала. Этот режим целесообразно модифицировать в отношении придания ему задач инновационного обеспечения экономического развития российской экономики и ограничить собственно бегство капитала в различных, в том числе скрытых, его формах.
В современной финансовой
системе России большую роль играет
банковский сектор. Он является основным
источником денежных ресурсов для частных
предприятий, одним из основных игроков
на фондовом рынке. В этой связи хотелось
бы выделить основные направления совершенствования
банковского сектора в
1.Крайне важно дальнейшее совершенствование законодательства, определяющего полномочия и возможности осуществления отдельных банковских операций небанковскими финансовыми институтами.
2.Необходимо увеличение как совокупного капитала и реальных активов банковской системы, так и отдельных коммерческих банков. Активы российской банковской системы в 2006 г. чуть превысили 342 млрд долл. Соотношение капитала банковского сектора и ВВП в России составляет всего 6,7%, тогда как в развитых странах этот показатель превышает 40%: доля активов банковского сектора - 45% ВВП, в странах Еврозоны-265%, Японии - 550% (максимальный уровень достигнут в Швейцарии -910%). Что касается уровня концентрации российского банковского сектора, то он сопоставим с зарубежными странами: на долю пяти крупнейших российских банков приходится 43,6% совокупных активов банковской сферы, тогда как в странах Еврозоны этот показатель равен 41%, а в отдельных странах Восточной Европы - от 25% в Германии, до 75% во Франции и 80% в Нидерландах. Однако в области регулирования сделок по слияниям и поглощениям в банковской сфере должна использоваться более осторожная политика. Можно ориентироваться на методы, используемые развитыми странами, в которых действуют ограничения как по максимальной величине рыночной доли создаваемого в результате слияния банка (не более 30-35% рынка), так и по совокупной доле четырех-пяти крупнейших банков страны (60-70%).
3.Сохранение ограничения доли участия иностранного капитала. Согласно условиям вступления России в ВТО, доля средств нерезидентов повышена с 25 до 50% (в 1990-е гг. этот показатель составлял 12%), а затем планируется полностью отменить такое ограничение. Для большинства развитых европейских стран характерна незначительная доля средств нерезидентов в банковском секторе (около 20%), при этом иностранным банкам разрешается осуществлять все виды банковских операций, но при выполнении требований по минимальной величине депозитов клиентов – физических лиц (например, не менее 100 тыс. долл.). Вместе с тем, следует признать позитивным решение о внесении в законодательство норм, определяющих уведомительный порядок приобретения одного процента акций кредитных организаций и разрешительный порядок приобретения более десяти процентов акций кредитных организаций как для резидентов, так и для нерезидентов.