Финансовая система государства и ее звенья

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Августа 2011 в 15:26, контрольная работа

Описание работы

Финансы являются неотъемлемым элементом общественного производства на всех уровнях хозяйствования. Без финансов невозможно обеспечивать индивидуальный и общественный кругооборот производственных фондов на расширенной основе, регулировать отраслевую и территориальную структуру экономики, стимулировать быстрейшее внедрение научно-технических достижений, удовлетворять другие общественные потребности.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………….

Субъекты и контролирующие органы финансовой системы РФ….
1.1.Субъекты финансовой системы Российской Федерации…….

1.2.Контролирующие органы ………………………………………..

Методы образования финансовых ресурсов …………………………
Финансовая система……………………………………………………
3.1.Звенья финансовой системы………………………………………..

3.2. Элементы финансовой системы……………………………………

3.2.1.Государственный бюджет………………………………………

3.2.2. Внебюджетные фонды………………………………………..

3.2.3. Государственный кредит……………………………………..

3.2.4.Фонд страхования……………………………………………..

3.2.5.Фондовый рынок…………………………………………………

3.2.6. Финансы предприятий…………………………………………..

Заключение…………………………………………………………………….

Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Финансовая система государства и ее звенья.docx

— 46.72 Кб (Скачать)

  Внебюджетные  фонды - это средства федерального правительства  и местных властей, связанные  с финансированием расходов, не включаемых в бюджет:

  -Пенсионный  фонд РФ;

  -Государственный  фонд занятости населения;

  -Российский  фонд технологического развития  и отраслевые фонды НИОКР;

  -Фонд  инвестирования жилищного строительства,  и др.

  Формирование  внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений, которые для обычного налогоплательщика  ничем не отличаются от налогов. Основные суммы отчислений во внебюджетные фонды  включаются в состав себестоимости  и установлены в процентах  к фонду оплаты труда. Организационно внебюджетные фонды отделены от бюджетов и имеют определенную самостоятельность.

  Внебюджетные  фонды имеют строго целевое назначение, что гарантирует использование  средств, в полном объеме.

  Обособленное  функционирование внебюджетных фондов позволяет оперативно финансировать  важнейшие социальные мероприятия. В отличие от государственного бюджета  расходование средств внебюджетных фондов подлежит меньшему контролю со стороны органов законодательной  власти. Это, с одной стороны, облегчает  их использование; с другой - дает возможность  расходовать средства не в полном объеме. Поэтому в целях усиления контроля за расходом средств внебюджетных фондов ставится вопрос о консолидации некоторых из них в бюджете с сохранением целевой направленности их расходов.

  3.2.3. Государственный кредит.

  Государственный кредит отражает кредитные отношения  по поводу мобилизации государством временно свободных денежных средств предприятий, организаций и населения на началах возвратности для финансирования государственных расходов.

  Кредитором  выступают физические и юридические  лица, заемщиком 
-государство в лице его органов. Дополнительные финансовые ресурсы государство привлекает путем продажи на финансовом рынке облигаций, казначейских обязательств и других видов ценных государственных бумаг. 
Данная форма кредита позволяет заемщику направлять мобилизованные дополнительные финансовые ресурсы на покрытие бюджетного дефицита без осуществления для этих целей эмиссии. Государственный кредит используется также в целях стабилизации денежного обращения в стране. В условиях инфляции государственные займы временно уменьшают у населения платежеспособный спрос. Из обращения изымается избыточная денежная масса, т.е. происходит отток денег из обращения на заранее оговоренный срок.

  Необходимость использования государственного кредита  обусловлена невозможностью удовлетворения потребностей общества за счет бюджетных  доходов. Мобилизуемые временно свободные  средства населения и юридических  лиц используются для финансирования экономических и социальных программ, т.е. государственный кредит является средством увеличения финансовых возможностей государства. На общегосударственном  уровне государственные займы не выражают конкретного целевого характера. Тогда как местные органы власти могут использовать мобилизованные средства на благоустройство городских  и сельских районов, строительство  объектов здравоохранения, культурного, просветительного, жилищно-бытового назначения.

  В зависимости от заемщика государственные  займы делятся на размещаемые  центральными и местными органами управления. По месту размещения государственный  кредит может быть внутренним и внешним. Исходя из срока привлечения средств, займы делятся на: краткосрочные (до года), среднесрочные (от года до пяти лет), долгосрочные (свыше пяти лет).

  Мобилизация огромных финансовых ресурсов как следствие  дает большую государственную задолженность. Размер государственного займа включается в сумму государственного долга  страны.

  Государственный долг - это вся сумма выпущенных, но непогашенных государственных займов с начисленными по ним процентами на определенную дату или за определенный срок.

  Государственный внутренний долг РФ означает долговое обязательство 
Правительства РФ, выраженное в валюте страны, перед юридическими и физическими лицами. Формами долговых обязательств являются кредиты, полученные Правительством РФ, государственные займы, осуществленные посредством выпуска ценных бумаг от его имени, другие долговые обязательства, гарантированные Правительством РФ.

  Государственный внешний долг - это задолженность  по непогашенным внешним займам и  невыплаченным по ним процентам.

  Внутренний  долг состоит из задолженности прошлых  лет и вновь возникающей задолженности. Любые долговые обязательства РФ погашаются в сроки, которые не могут  превышать 30 лет.

  Обслуживание  государственного долга выражается в осуществлении операций по размещению долговых обязательств, их погашению  и выплате по ним процентов. Эти  функции осуществляет Центральный  банк РФ. Затраты по обслуживанию государственного долга производятся за счет средств  республиканского бюджета РФ.

  Огромный  государственный долг России, как  внутренний, так и внешний, отражает экономический и финансовый кризис в стране. В этих условиях РФ может  использовать рефинансирование государственного долга, т.е. погашение старой государственной  задолженности путем выпуска  новых займов.

  Контроль, за состоянием государственного внутреннего и внешнего долга и использованием кредитных ресурсов возлагается на Счетную палату РФ.

  3.2.4.Фонд страхования.

   
Фонд страхования обеспечивает возмещение возможных убытков от стихийных  бедствий и несчастных случаев, а  также способствует их предупреждению.

  До 1990 г. страхование в России было построено  на началах государственной монополии. Это означало, что только государство  могло совершать операции по страхованию  и давать гарантированные обязательства  по возмещению ущерба, понесенного  организациями или гражданами в  результате стихийного бедствия или  несчастного случая. Все страховые  операции в стране проводились 
Госстрахом СССР, который осуществлял свою работу на началах хозяйственного расчета. Государственная монополия на имущественное и личное страхование позволяла в общегосударственном масштабе централизовать денежные средства, предусмотренные на эти цели.

  В связи с развитием рыночных отношений  появилась возможность отказаться от монополии государства в страховом  деле. Рынок побуждает государственные  страховые организации изменять структуру и направления деятельности в соответствии с новыми экономическими условиями. В настоящее время  наряду с государственными страховыми организациями страхование осуществляют негосударственные страховые компании, получившие лицензии на проведение страховых  операций.

  Страхование в условиях рыночной экономики все  больше становится сферой коммерческой деятельности, но многие страховые  компании не имеют четкой специализации  по направлениям страхования. Например, известное акционерное общество «АСКО» производит более 40 видов страхования.

  Фонд  социального страхования (ФСС РФ) действует в соответствии с указом Президента РФ от 7 августа 1992г. 
Положение о ФСС утверждено постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994г.

  Средства  фонда образуются из следующего:

  -страховых  взносов хозяйствующих субъектов  независимо от форм собственности;

  -доходов  от инвестирования части временно  свободных средств;

  -ассигнований  из Федерального бюджета.

  Фонды обязательного медицинского страхования  РФ (ФОМС). Для реализации политики в  области медицинского страхования  в соответствии с Законом РСФСР “Об обязательном медицинском страховании граждан РСФСР” от 
28.06.93г. созданы (собственно положение о фондах вышло 24.02.93г.):

    1. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;
    2. Территориальный фонд обязательного медицинского страхования (субъектовРФ);

  На  территории России создаются страховые медицинские компании, заключающие с медицинскими учреждениями договора по оказанию застрахованным в них гражданам гарантированный объем медицинской помощи: “скорая помощь”, лечение острых заболеваний, услуги по обслуживанию беременных, помощь детям, пенсионерам, инвалидам (например, бесплатные лекарства).

  Всем  гражданам выдается страховой полис.

  Средства  фондов формируются за счет:

  -страховых  взносов хозяйствующих субъектов  независимо от форм собственности;

  -ассигнований  из федерального бюджета;

  -доходов  от использования временно свободных  финансовых средств фонда и  нормированного страхового запаса  финансовых средств;

  -добровольных  взносов юридических и физических  лиц и других поступлений;

  -ассигнований  органов исполнительной власти, осуществляющих платежи за неработающих  граждан (детей, учащихся, студентов,  безработных, пенсионеров).

  Кроме ОМС существует (с 1993г.) и добровольное медицинское страхование за счет части прибыли предприятия, выводимой  из под налогообложения.

  3.2.5.Фондовый рынок.

  Среди звеньев финансово-кредитной системы  фондовый рынок занимает особое место. Его можно выделить в звено, так  как фондовый рынок представляет собой особый вид финансовых отношений, возникающих в результате купли- продажи специфических финансовых активов - ценных бумаг.

  Задача  фондового рынка - обеспечение процесса перелив капитала в отрасли с  высоким уровнем дохода. Фондовый рынок служит для мобилизации  и эффективного использования временно свободных денежных средств. Его  особенность заключается в том, что участники фондового рынка  рассчитывают на получение более  высокого дохода по сравнению с вложением денег в банк. 
Вместе с тем обратной стороной повышенного дохода оказывается повышенный риск. Принципы использования финансовых ресурсов на фондовом рынке зависят от видов ценных бумаг, в которые они вложены, и от типов операций с ценными бумагами.

  3.2.6. Финансы предприятий.

  Финансы предприятий имеют определенный иерархический уровень и составляют основу финансовой системы страны. Это децентрализованные финансы.

  Гражданский кодекс (ГК) РФ признает юридическим  лицом организацию, которая имеет  в собственности, хозяйственном  ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать  и осуществлять имущественные и  личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. ГК РФ установлено, что самостоятельный баланс или смета необходимы для юридического лица.

  Представляется  возможным назвать финансами  предприятий замкнутые перераспределительные отношения между подразделениями и видами деятельности одного юридического лица, с определенной целью или некоторым множеством целей (адаптации к изменению рыночной среды, обеспечения конкурентных преимуществ, ускорения научно-технического прогресса, гармонизации отношений в коллективе и др.), в реальных условиях функционирования, а также взаимоотношения с бюджетами разных уровней, инвестиционная и эмиссионная деятельность юридических лиц.

  В условиях рынка финансы субъектов  хозяйствования представляют собой  денежные отношения, связанные с  формированием и распределением финансовых ресурсов. Эти ресурсы  формируются за счет таких источников, как собственные и приравненные к ним средства (акционерный капитал, паевые взносы, прибыль от основной деятельности, целевые поступления  и др.); средства, мобилизуемые на финансовом рынке в результате операций с  ценными бумагами; средства, поступающие  в порядке перераспределения (бюджетные  субсидии, субвенции, страховые возмещения и т.п.).

  Известна  точка зрения, что финансовые отношения  возникают при распределении  выручки предприятий. Приверженцы  этого подхода считают, что финансы  предприятий опосредуют процессы деления  выручки на составные части, имеющие  специфическое целевое назначение: себестоимость, прибыль, налог на добавленную  стоимость, акцизы и др.

Информация о работе Финансовая система государства и ее звенья