Финансовая система государства и ее звенья

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Августа 2011 в 15:26, контрольная работа

Описание работы

Финансы являются неотъемлемым элементом общественного производства на всех уровнях хозяйствования. Без финансов невозможно обеспечивать индивидуальный и общественный кругооборот производственных фондов на расширенной основе, регулировать отраслевую и территориальную структуру экономики, стимулировать быстрейшее внедрение научно-технических достижений, удовлетворять другие общественные потребности.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………….

Субъекты и контролирующие органы финансовой системы РФ….
1.1.Субъекты финансовой системы Российской Федерации…….

1.2.Контролирующие органы ………………………………………..

Методы образования финансовых ресурсов …………………………
Финансовая система……………………………………………………
3.1.Звенья финансовой системы………………………………………..

3.2. Элементы финансовой системы……………………………………

3.2.1.Государственный бюджет………………………………………

3.2.2. Внебюджетные фонды………………………………………..

3.2.3. Государственный кредит……………………………………..

3.2.4.Фонд страхования……………………………………………..

3.2.5.Фондовый рынок…………………………………………………

3.2.6. Финансы предприятий…………………………………………..

Заключение…………………………………………………………………….

Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Финансовая система государства и ее звенья.docx

— 46.72 Кб (Скачать)

Подотчетность Банка России Государственной Думе означает:

  • назначение на должность и освобождение от должности Председателя Банка России по представлению Президента Российской Федерации;
  • назначение на должность и освобождение от должности членов Совета директоров Банка России;
  • представление Банком России Государственной Думе на рассмотрение годового отчета, а также аудиторского заключения;
  • определение Государственной Думой аудиторской фирмы для проведения аудиторской проверки;
  • проведение парламентских слушаний о деятельности Банка России с участием его представителей;
  • доклады Председателя Банка России Государственной Думе о деятельности Банка России (два раза в год — при представлении годового отчета и основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики).

Основными целями деятельности Банка России являются:

  • защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам;
  • развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;
  • обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов
    1. Контролирующие органы

    Это:

    1.Финансово-бюджетное управление Президента РФ образовано в целях информационно-аналитического обеспечения Президента РФ в области финансово-бюджетных проблем в составе Администрации Президента РФ. Его деятельность распространяется на область общегосударственных финансов, бюджета, налоговой политики, страхового дела, ценообразования, кредитных отношений и денежного обращения.

Основными задачами и функциями Управления являются:

  • анализ информации и выработка прогнозов по финансово-кредитным проблемам;
  • определение приоритетов в расходовании государственных финансовых ресурсов;
  • подготовка предложений по формированию основных направлений финансово-кредитного регулирования экономики страны;
  • подготовка предложений по проектам законов РФ, указам и распоряжениям Президента РФ, решениям Правительства РФ, касающимся финансово-кредитной системы;
  • рассмотрение и подготовка предложений по поступающим на подпись Президенту РФ проектов законов РФ по вопросам финансово-кредитной системы, а в необходимых случаях по реализации права отлагательного вето;

    представление Президенту РФ докладов, аналитических  и информационных записей о состоянии  и тенденциях развития финансово-кредитных  отношений

  1. Счетная палата Российской Федерации

     Задачами  Счетной палаты согласно ст. 3 гл. 1 ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" являются:

     - организация и осуществление  контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;

     - определение эффективности и  целесообразности расходов государственных  средств и использования федеральный собственности;

     - оценка обоснованности доходных  и расходных статей проектов  федерального бюджета и бюджетов  федеральных внебюджетных фондов;

     - финансовая экспертиза проектов  федеральных законов, а также  нормативных правовых актов федеральных  органов государственной власти, предусматривающих покрываемые  за счет средств федерального  бюджета, или влияющих на формирование  и исполнение федерального бюджета  и бюджетов федеральных внебюджетных  фондов;

     - анализ выявленных отклонений  от установленных показателей  федерального бюджета и бюджетов  федеральных внебюджетных фондов  и подготовка предложений, направленных  на их устранение, а также на  совершенствование бюджетного процесса  в целом;

     - контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Центральном банке Российской Федерации, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях Российской Федерации;

     - регулярное представление Совету  Федерации и Государственной  Думе информации о ходе исполнения  федерального бюджета и результатах  проводимых контрольных мероприятий.

    3. Федеральное  казначейство Российской Федерации  - контролирует целевое использование средств Федерального бюджета РФ 

     2. Методы  образования финансовых ресурсов

 

Методами  организации финансовых отношений  в финансовой науке называются способы  формирования финансовых ресурсов и  практического осуществления операций, связанных с финансами. Можно  выделить четыре основных метода формирования финансовых ресурсов: 
 
1) финансовый метод используется для формирования финансовых ресурсов преимущественно на безвозвратной и безвозмездной основе. Финансовым методом, как правило, формируются собственные финансовые ресурсы коммерческих и некоммерческих организаций (аккумулирование членских взносов внекоммерческих организациях соответствующих организационно-правовых форм; формирование амортизационных отчислений и прибыли в коммерческих организациях происходит на безвозмездной и без возвратной основах); 
 
2) метод кредитования связан с предоставлением денежных средств на условиях срочности, возвратности и платности. На макроуровне этот метод используется в ходе предоставления бюджетных кредитов и бюджетных ссуд другому бюджету (ст. 6 БК РФ), а на микроуровне — при получении юридическими лицами кредитов банков, бюджетных кредитов (ст. 1Ь—11 БК РФ), налоговых кредитов, доходов в результате выпуска долговых ценных бумаг коммерческими организациями; 
 
3) налоговый метод подразумевает аккумулирование денежных средств для финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований в форме денежных платежей (налогов) юридических и физических лиц на обязательной, принудительной и безвозмездной основах. В условиях функционирования рыночной экономики налоговый метод является преобладающим при формировании финансовой базы деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. Однако при его использовании следует обеспечивать необходимый баланс между объемом аккумулируемых с помощью налогов финансовых ресурсов на макроуровне и размером финансовых ресурсов, остающихся в распоряжении организаций и населения с целью обеспечения финансовой устойчивости организаций и финансовой защиты населения от различных экономических и социальных рисков; 
 
4) страховой метод предполагает формирование финансовых ресурсов за счет поступления страховых взносов. Его использование в рыночной экономике, характеризующейся проявлением многих элементов стихийности в ходе ее функционирования, непосредственно связано с особенностями осуществления финансовой деятельности субъектами хозяйствования и органами власти в условиях, когда возрастает возможность наступления непредвиденных событий в социально-экономической жизни общества. В этой ситуации страховые фонды, созданные в денежной форме, позволяют обеспечить устойчивое функционирование экономики и социальной сферы при наступлении различного рода непредвиденных событий, имеющих негативное влияние на финансово-хозяйственную деятельность субъектов хозяйствования, бюджетную систему государства и социальное обеспечение населения.
 

  1. Финансовая  система
 

3.1. Звенья финансовой системы

  Анализ  закономерностей развития финансов в разных условиях общественного  воспроизводства свидетельствует  о наличии общих признаков  в их содержании. 
Это обусловлено сочинением объективных причин и условий функционирования финансов. Среди этих условий выделяет два: развитие товарно-денежных отношений и существование государства как субъекта этих отношений. В отличие от таких стоимостных категорий, как, например, деньги, кредит, фонд оплаты труда и другие, финансы органически связаны функционированием государства.

  Однако  общие признаки всех финансовых отношений  не включают определенные различия между  ними.

  В связи с этим финансовая система  представляет собой совокупность различных  сфер (звеньев) финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями  в формировании и использовании  фондов денежных средств, различной  ролью в общественном воспроизводстве. Финансовая система РФ включает следующие звенья финансовых отношении: государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит, фонды страхования, фондовый рынок и финансы предприятии различных форм собственности. Все вышеперечисленные финансовые отношения можно разбить на две подсистемы. Это общегосударственные финансы, обеспечивающие потребности расширенного воспроизводства на макроуровне и финансы хозяйствующих субъектов, пользуемые для обеспечения воспроизводственного процесса денежными средствами на микроуровне.

  Разграничение финансовой системы на отдельные  звенья обусловлено различиями в  задачах каждого звена, а также  в методах формирования и использования  фондов денежных средств. Различают:

1. Централизованные фонды денежных средств. Создаются путем распределения и перераспределения национального дохода, созданного в отраслях материального производства. К ним относят:

-  государственный бюджет;

-  внебюджетные фонды.

2. Децентрализованные  фонды денежных средств. Образуются из денежных доходов и накоплений самих предприятий и населения

3.2. Элементы  финансовой системы

  3.2.1.Государственный бюджет.

  Государственный бюджет - главное звено финансовой системы. Он представляет собой форму  образования и использования  централизованного фонда денежных средств, для обеспечения функций  органов государственной власти.

  Государственный бюджет является основным финансовым планом страны, утверждаемым Федеральным  Собранием РФ как закон. Его основное назначение - создание условий для  эффективного развития экономики и  решения общегосударственных и  социальных задач.

  Государственный буджет характеризуется следующими чертами:

  -носит  ярко выраженный балансовый характер. Превышение расходов над доходами  составляет дефицит бюджета,

  -формирование  и использование бюджета базируется  на сочетании централизованных  начал с инициативой местных  органов.

  Основные  функции бюджета:

  -перераспределение  национального дохода и примерно 50% ВВП между территориями, отраслями  деятельности, социальными группами  населения;

  -государственное  регулирование и стимулирование  экономики;

  -финансовое  обеспечение финансовой политики;

  -контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств.

  В управлении бюджетным процессом  принимают участие все органы государственной власти и управления РФ, однако центральное место в  этом процессе занимает Министерство финансов РФ.

  Организационная структура государственного бюджета - включает республиканский бюджет, 21 бюджет республик в составе РФ, 55 краевых и областных бюджетов, городские бюджеты 
Москвы и Санкт-Петербурга, 10 окружных бюджетов автономных округов, бюджет автономной Еврейской области и около 29 тыс. местных бюджетов.

  Единой  правовой базой бюджетной системы  является Конституция РФ и Закон “Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РФ”

  Бюджеты нижестоящих органов самоуправления не входят своими доходами и расходами  в бюджеты вышестоящих уровней.

  Наиболее  сложная проблема в бюджетном  устройстве - бюджетный федерализм, т.е. взаимоотношения центра и регионов.

  В соответствии с законодательством  РФ доходная часть территориальных  бюджетов должна состоять из закрепленных и регулирующих доходов, дотаций  и субвенций, кредитных ресурсов.

  Закрепленные  доходы это доходы, полностью поступающие  в соответствующие бюджеты, например, налог на имущество предприятий  для бюджетов РФ и налоги на имущество  физических лиц для местных бюджетов.

  Регулирующие  доходы - средства, передаваемые из вышестоящего звена бюджетной системы нижестоящему бюджету.

  Дотации - средства, передаваемые из вышестоящего бюджета в твердой сумме для  сбалансирования нижестоящего бюджета  при его дефиците.

  Субвенции — средства на возмещение текущих  расходов и на финансирование инвестиционной деятельности.

  Субвенции на возмещение непредвиденных расходов из бюджетов республик, краев, областей и т.д. на ликвидацию последствий  стихийных бедствий, катастроф и  других ЧП предоставляются по решению  правительства РФ за счет резервных  фондов правительства, а также целевых  отчислений из федерального бюджета, выделяемых по предложению Правительства.

  Субвенция как таковая, не использованная в  срок или использованная не по назначению, подлежит возврату. Возврат осуществляется в бесспорном порядке за счет средств  получателя субвенций в трехмесячный срок после решения органа, выдавшего  субвенцию.

  Кредитные ресурсы - средства, предоставляемые  на кредитной основе, т.е. на основе платности и возвратности.

  В 1994 г. введен механизм межбюджетных отношений, в которых основным регулятором  стал выступать Целевой фонд финансовой поддержки регионов.

  На  финансовую помощь из этого фонда  могут рассчитывать те регионы, у  которых сумма федеральных налогов (налога на прибыль, НДС, акцизов и  подоходного налога с физических лиц), собираемых на их территории и  подлежащих исчислению в региональный бюджет в расчете на 1 жителя < 95% от средней величины по РФ в целом  и условная сумма расходов окажется < 100 
% плановых расходов регионального бюджета.

  Трансферты  регионам перечисляются ежемесячно. В целях сбалансированности бюджетов устанавливаются предельные размеры  дефицита бюджета. Если этот показатель превышен или значительно снизились  доходы бюджета, то вводится механизм секвестра расходов - это пропорциональное снижение государственных расходов на 5, 10, 15 % ежемесячно по всем статьям  бюджета в течение оставшегося  текущего года. Защищенными статьями являются зарплата, стипендии, государственные  пособия. Покрытие дефицита осуществляется также за счет выпуска государственных  займов и кредитов международных  финансовых организаций. 

  3.2.2. Внебюджетные фонды.

Информация о работе Финансовая система государства и ее звенья